СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Знать своих предков — знать историю "

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Мотивация.

Когда я была маленькой, такой как вы, я любила бывать в гостях у дедушки с бабушкой и слушать истории из их  жизни, когда они были молодые. Дедушка рассказывал о Великой Отечественной войне, участником которой он был Мой дедушка защитник Сталинграда. Бабушка рассказывала о том. как она работала в госпитале, санитаркой, и ухаживала за ранеными солдатами. Я думаю, у каждого из вас есть своя история, которую вы помните и можете рассказать. Сегодня мы поговорим о прошлом.

За активную работу на уроке вы будете получать звездочки, которые помогут вам оценить свою работу.

Просмотр содержимого документа
«" Знать своих предков — знать историю "»

Ход урока

Мотивация.

Когда я была маленькой, такой как вы, я любила бывать в гостях у дедушки с бабушкой и слушать истории из их жизни, когда они были молодые. Дедушка рассказывал о Великой Отечественной войне, участником которой он был Мой дедушка защитник Сталинграда. Бабушка рассказывала о том. как она работала в госпитале, санитаркой, и ухаживала за ранеными солдатами. Я думаю, у каждого из вас есть своя история, которую вы помните и можете рассказать. Сегодня мы поговорим о прошлом.

За активную работу на уроке вы будете получать звездочки, которые помогут вам оценить свою работу.


Актуализация знаний.

Вопрос: Вспомните, что изучает история? (история изучает жизнь людей в прошлом).

Значит любое историческое событие связано с людьми. Поэтому историк должен знать героев событий прошлого. Герои событий прошлого это наши дедушки и бабушки ,прадедушки и прабабушки. Назовите их одним словом. Кто? (Предки)

Как вы думаете, как будет звучать тема урока?

Слайд 1


Тема урока: « Знать своих предков- знать историю.


Слайд 2

Послушайте стихотворение Ирины Уколовой,

Родные люди, родственники, род

От них произошел большой народ.

Детей родили, городили города и край родимый

Полюбили навсегда

Имели родословную свою

И защищали Родину в бою…

Твой дом, село и улица твоя

Народ один и Родина одна,

Ты будешь жив, пока жива она!

Мы все одною с ней судьбой живем.

Земля родная- наш большой и светлый Дом!

Найдите в стихотворении однокоренные слова.

Значение какого слова вы не можете объяснить? (родословие)

Постановка проблемы

Надо ли знать свою родословную?

Построение проекта выхода из затруднений

Как вы думаете, что мы должны сделать, чтобы решить эту проблему?

Ответы детей: Выяснить что такое родословие?,

Чтобы решить проблему, еще нам необходимо узнать историю имен, отчеств и фамилий.

Слайд 3


План

1.Что значит родословие

2. Из истории имен

3.Отчество

4. История в фамилиях

Запишем план урока.

Решение проблемы, применение знаний и умений


1.В жизни люди всегда занимали разное положение в зависимости от занятий, образования, семейного положения, личных качеств и многого другого. А в старину положение человека в основном зависело от его происхождения, т.е. от того кто были его родители. Иначе говоря, от родословия.

Работа по группах

Группа 1. Выполните задание 1 в рабочей тетради

Разберите по составу слово « родословие».

Группа 2. Объясните значение слова «родословие» (можно воспользоваться словарем)

Группа 3. В тексте учебника стр.75 найдите ответ на вопрос, что заставляло человека знать и помнить свою родословную?.

Представление работы

Слайд 4

Нет такого народа на Земле, где не хранили бы память предков. И это не только дань традициям: изучать свое происхождение – все равно что изучать историю.

Знакомство с понятием генеалогия. Задание прочитайте абзац 1 на с. 68 учебника. Ответьте на вопросы:

Что изучает генеалогия? Как переводится это слово на русский язык?

Рассмотрите генеалогическую таблицу династии Романовых стр. 76-77 учебника.

Слайд 5

Ответьте на вопросы.

  • Назовите основателя династии Романовых ( Михаил Федорович)

  • Когда и при ком завершилась династия ( Николай II Александрович)

  • Кем приходилась императрица Екатерина II императору Александру II?. (бабкой)

  • Чьим сыном был последний российский император Николай II? (Александра III)


Работа с иллюстрациями. Стр.36 в.3 рабочей тетради.

Рассмотрите иллюстрации, о каких обычаях россиян, связанных с бережным отношением к памяти предков, они рассказывают? (1.В память о религиозных событиях, религиозный обычай крестный ход? 2.В память о погибших на фронтах Великой Отечественной войны установлен вечный огонь,3 В память о защитниках Сталинграда установлен памятник 4. В память об актрисе установлена мемориальная доска 5.Сохранение прежних надписей. 6. Памятник А.С. Пушкину)

Какое ключевое слово объединяет эти иллюстрации? (память)

2.Задумывались ли вы, что означает ваше имя?

Знаете ли вы, почему именно это имя дали вам ваши родители? В России имя человека состоит из трех элементов

Слайд 7

Выполните задание 10 в рабочей тетради

Первый подарок, который родители делают своим детям, это- дают ему имя. Что заставляет человека изменить свое имя?

Только страшная беда, недобрый поступок заставляет человека изменить его. Берегите свое имя.

Слайд 8

Познакомьтесь с текстом стр. 79. Заполните таблицу

Имя

У какого народа заимствовано, что означает

Александр


Юрий


Виктор


Анастасия


Дарья


Мария



Выясните, что означает ваше имя и имена ваших близких родственников. Дома выполните задание 11 в рабочей тетради

3.Второй элемент собственного имени – отчество. Впервые употребление отчества встречается в древнерусских летописях.

Вопрос о чем свидетельствовало наличие у человека отчества в древние времена?

Ответить на данный вопрос вы сможете, прочитав абзац 1 п.3 на стр.80

4. Задание прочитайте п.4 на с. 81 учебника. Чем можно объяснить необходимость появление фамилии? Какие фамилии наиболее распространенные? Известно ли вам происхождение вашей фамилии?

Какой бы фамилия не была редкой или распространенной, обыкновенной или непонятной,- она является той нитью, которая связывает времена и поколения, она является началом рода.

Рефлексия и оценивание

По группам Рабочая тетрадь № 5,6,9

  1. Закончите предложение. Генеалогия – наука, которая занимается

  2. Объясните значение слова


Слово

Из какого языка пришло?

Что означает?


Генеалогия




3.Объясните смысл поговорки « Иван, родства не помнящий»

Что понравилось на уроке?

Что нового узнали?

Что было непонятно? Что бы вы хотели уточнить?

Посчитайте свои заработанные звездочки и дайте оценку своей работе на уроке.

Домашнее задание: дифференцированно.

Слайд 9

Базовый уровень. П.7 ответьте на вопросы в конце параграфа

Повышенный уровень. Выполните задания 7.8,11 в рабочей тетради

Высший уровень. Подготовить сообщение о происхождении своего имени (фамилии)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!