СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомство с рассказом М. Зощенко «Не надо врать», 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: М. Зощенко «Не надо врать».

 

Цель урока: познакомить с рассказом М. Зощенко «Не надо врать»; учить выборочному чтению, способствовать формированию навыков беглого чтения и правильной речи учащихся. Учебник «Литературное чтение» 3 кл. 1 ч. авт. Л.Ф. Климанова, В.Г. и др. (УМК «Перспектива»)

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с рассказом М. Зощенко «Не надо врать», 3 класс»

Тема: М. Зощенко «Не надо врать».


Цель урока: познакомить с рассказом М. Зощенко «Не надо врать»; учить выборочному чтению, способствовать формированию навыков беглого чтения и правильной речи учащихся.


Планируемые результаты:


предметные: работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь); соотносить иллюстрацию с текстом, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; формирование навыка чтения: целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение.


метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки, ориентироваться в книге, отвечать на вопросы на основе на основе художественного текста учебника.


личностные: осмыслить понятия неправда, вранье, ложь, что значит «ложь во спасение», нравственно-эстетические ценности на основе совместного обсуждения проблем, с которыми дети сталкиваются в жизненных ситуациях.


Тип урока: урок изучения нового материала


Методы обучения: словестные (беседа), наглядные (работа с иллюстрацией)


Формы обучения: фронтальная.


Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 кл. 1 ч. авт. Л.Ф. Климанова, В.Г. и др. (УМК «Перспектива»)


План урока:


  1. Организационный момент. (1 мин.)

  2. Актуализация знаний. (6 мин.)

  3. Работа над произведением М. Зощенко «Не надо врать». (35 мин.)

  4. Итог урока. Рефлексия. (2 мин.)

  5. Постановка домашнего задания. (1 мин.)


Ход урока


  1. Организационный момент.


- Здравствуйте ребята! Садитесь. Все готовы к уроку? (Ответы детей.)


  1. Актуализация знаний.


- Над каким разделом мы с вами начали работать? (Жизнь дана на добрые дела.)

- С каким произведением мы с вами познакомились на предыдущем уроке? (С произведением «Огурцы»). 

- О чем было это произведение? (Ответы детей.)

- Кто его автор? (Н. Носов).

- Дома вы должны были прочитать выразительно этот рассказ и ответить на вопросы к этому тексту на стр. 19.

- Назовите мне героев этого рассказа? (Котька, Павлик, мама и дедушка-сторож)

- Определите главную мысль произведения? (Ответы детей).

- Правильно ли поступила мама по отношению к своему сыну? Как она поступила? (Да. Справедливо.)

- Сделал ли Котька доброе дело?

- Ребята, а чему же хотел автор научить читателя этим рассказом? (Ответы детей.)

- Соотнесите смысл пословиц с основной мыслью рассказа Н. Носова «Огурцы».

- Молодцы! Продолжаем с вами нашу работу.


  1. Работа над произведением М. Зощенко «Не надо врать».


- Сегодня на уроке мы познакомимся с вами еще с одним рассказом из нашего раздела. Но сначала узнаем немного об авторе. Итак, автор нашего с вами рассказа Михаил Зощенко.


  1. Рассказ учителя об авторе.


Михаил Зощенко – русский писатель и признанный классик XX века. Михаил Михайлович родился 9 августа 1894 года в Петербурге в небогатой, но интеллигентной семье. Отец писателя был художником, а мать – актрисой и писательницей рассказов. Зощенко учился в 8-й гимназии Петербурга, а затем в Императорском университете на юридическом факультете. В возрасте 18 лет был зачислен юнкером в Военное училище. Обучение было прервано началом Первой мировой войны и Михаил ушел на фронт. Он участвовал во многих боях и получил немало ранений. Был награжден четырьмя боевыми орденами.

После революции 1917 года вступил в Красную Армию и служил в пограничных войсках вплоть до весны 1919 года. Тогда же у него обнаружилась серьезная болезнь сердца, и оставить службу. По возвращении, Зощенко стал работать телефонистом в пограничной страже. В 1920-е годы стали появляться его сборники рассказов. Умер писатель в июле 1958 года от острой сердечной недостаточности.


  1. Работа по теме урока.


- Откроем с вами учебники на стр. 20. Прочитайте, пожалуйста, название рассказа, который мы сегодня с вами будем читать. (Дети читают название рассказа.)

- Ответьте мне на такой вопрос. Как вы понимаете название рассказа? (Рассуждения детей.)

- Рассмотрите иллюстрацию к этому рассказу. Кто изображен на данной иллюстрации? (Ответы детей).

- Чем они заняты?

- Ребята, скажите, а современное ли время отражено на иллюстрации и современные ли ученики? Докажите? (Ответы детей).

- Каковы ваши предположения, о чем пойдет речь в данном рассказе? (Речь пойдет о школе).


  1. Первичное восприятие текста.


Чтение текста учителем.


- Ребята, я вам прочитаю рассказ «Не надо врать», а вы внимательно слушайте и следите. (Чтение рассказа учителем, учащиеся внимательно слушают учителя).


Вопросы к первичному восприятию.


- Понравился ли вам рассказ? Чем именно он вам понравился? (Ответы детей).

- О чем этот рассказ? (Ответы детей).

- Какие чувства вы испытывали, когда слушали это произведение: грусть, радость, сожаление, сочувствие? (Ответы детей).

- Кто главный герой этого рассказа? (Мальчик по имени Минька).

- Каким вы его себе представляете?


  1. Чтение текста учениками. Беседа по содержанию.

(Словарная работа ведется по ходу всего урока)


1. Работа над первой частью рассказа.


- Что мы узнали из первой. О ком говориться в этой части? (О мальчике, которому было 8 лет и который ходил в гимназию).

- Ребята, а что значит ходил в приготовительный класс? (Ходил на подготовку.)

- Приготовительный класс – это класс в дореволюционном среднем учебном заведении.

- А как вы понимаете слово гимназия? (Среднее учебное заведение.)

- Почему мальчик не выучил стихотворения? Найдите доказательство в тексте и просчитайте.

- Как вы понимаете смысл слова вставочка. (Раньше, еще в дореволюционное время, писали не ручками, как мы сейчас с вами это делаем, а металлическими перьями и чернилом, и это перо вставлялось в деревянную палочку.)

- Как вы считаете, правильно ли поступали мальчики по отношению к нему? Можно ли так себя вести по отношению к другому человеку? И можно ли так себя вести на уроке? (Ответы детей.)

- Как себя вел мальчик, когда учитель попросил прочитать стихотворение? Докажите примером из текста. Выучил ли он его?

- Как вы понимаете смысл слова ошеломленный? (Растерянный, находящийся в состоянии крайнего удивления, замешательства.)

- Кто решил помочь мальчику рассказать стихотворение? (Одноклассники.)

- Как вы понимаете смысл слова лепетать? (Бессмысленный набор звуков и слогов.)

- Почему мальчику так и не удалось рассказать это стихотворение? И как вы понимаете словосочетание «хронический насморк»? (Заболевание, которое не лечится.)

- Как отреагировал класс и учитель на прочитанное мальчиком стихотворение? (Ответы детей.)

- Как ведет себя мальчик, когда учитель поставил ему единицу в дневник. Докажите примером из текста.


2. Работа над второй частью рассказа.


­- Как же зовут этого мальчика? (Минька.)

- Мы узнаем, что у Миньки есть сестра. Как же ее зовут? (Лёля.)

- Как отреагировала Леля на плохую отметку брата.

- Как ведет себя Минька во время разговора с Лелей? 

- А как ведет себя Леля во время разговора с братом? Какие советы она ему дает? И правильно ли она поступает? (Ответы детей.)

- Какие чувства испытывает мальчик, получив плохую отметку? Найдите описание его состояния в тексте. Прочитайте.


Физкультминутка


Я иду, и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.
Я пою, и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.
Мы идем, и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.


3. Работа над третьей частью рассказа.


- Боялся ли мальчик идти домой? Почему?

- А он специально оставил дневник в саду? Докажите текстом, что не специально?

- Что сказал Минька своему отцу по поводу дневника? Найдите и просчитайте это в тексте.

- Что сделал учитель, когда узнал, что Минька потерял свой дневник. (Он выдал ему новый дневник.)

- Стояла ли в новом дневнике оценка? Докажите это примером из текста.

- Какие чувства испытывал Минька, когда увидел снова плохую отметку в дневнике? Что он с ним сделал?

- Что сделал учитель, когда узнал, что Минька потерял свой дневник второй раз? Найдите доказательства в тексте. (Выдал еще один, и кроме единицы по русскому языку, он вывел двойку по поведению.)

- Вы согласны с Лелей, что если временно заклеить страницу, то это не будет враньем? Послушал ли сестру Минька?


4. Работа над четвертой частью рассказа.


­- Обнаружил ли папа плохую оценку в дневнике? (Ответы детей.)

- Кто принес дневник, который Минька потерял в саду? Докажите это примером из текста.

- Как вы думаете, почему после прихода женщины, папа не стал кричать? (Ответы детей.)

- Что сказал папа Миньке? Найдите и прочитайте его обращение к сыну.

- Как выглядел Минька, когда его обман раскрылся?

- А как он обращался к сыну. Кричал ли он на него? (Нет. Он говорил эти слова спокойно и тихо.)

- В чем Минька еще признался отцу? Найдите и прочитайте его слова.

- Как папа отреагировал на признание Миньки и что он ему сказал? Что значит папа просиял? (Стал радостным от того, что сын признал вину и все рассказал.)

- А как папа отреагировал на признание Лели? Оправдались ли ожидания Лели? Почему папа рассердился на Лелю? Найдите доказательство в тексте.

- Как вы понимаете смысл слова свихнулся? (Сошел с ума.)

- Что сказал учитель отцу Миньки, когда пришел вечером к ним домой? Найдите и прочитайте.

- На что надеялся учитель, ведя этот разговор?

- Как отреагировал на слова учителя папа? Что он ответил ему? Прочитайте это в тексте.

- Как повел себя учитель после таких слов папы? (Ответы детей.)

- Как вы понимаете смысл слова недоразумение? (Ошибочное, неполное понимание; то, что произошло в результате такого непонимания.)

- Что чувствовал Минька, когда услышал разговор учитель и папы? Что он чувствовал? Докажите это примером из текста.

- Как вы думаете, чувствовал ли Минька за собой вину?

- Какой урок вынес Минька из этой истории? Найдите доказательство в тексте и прочитайте.

- Мы прочитали с вами рассказ, а от какого лица он ведется? (Это автобиографический рассказ, который ведется от лица самого автора М. Зощенко. Это рассказ основанный на реальных событиях из жизни писателя. У Зощенко выходил целый цикл автобиографических рассказов о его детстве и его совместных приключениях с сестрой Лёлей. И вот один из таких рассказов, мы сегодня прочитали с вами на уроке.)

- Давайте проследим по тексту, какими словами Зощенко показывает раскаяние Миньки? Проследим «лестницу покаяния» Миньки. 
- Как вы думаете, говорить правду всегда трудно? (Говорить правду всегда нелегко, но это необходимо для своего же блага. Когда М. Зощенко писал детские рассказы, то думал не о том, что над непослушными девочками и мальчиками будут смеяться. Писатель хотел помочь детям стать людьми).

- Проанализируйте, зачем нужен обман? Что мы хотим скрыть? (В основном, это касается наших корыстных интересов. Один человек идет путем обмана, рассчитывая сорвать куш, другой – путем правды, не преследуя личной выгоды. В итоге правдивый получает свое).

- Чему учит этот рассказ?


  1. Работа с иллюстрацией


- Ребята, откроем с вами учебник на стр. 20. Рассмотрите иллюстрацию. Какой момент рассказа она отражает?

- Найдите строки, подходящие к иллюстрации в книге.


  1. Работа с пословицами


- Ребята, к нашему сегодняшнему уроку я подобрал такие пословицы:

Вчера солгал, а сегодня лгуном обзывают.

Ветра не удержишь, правды не скроешь. 
Как ни хитри, а правды не перехитришь. 
Правда-матушка светла живет, ложь под тыном прячется. 


- Как вы понимаете смысл данных пословиц? (Ответы детей.)

- Подумайте, чему учит народная мудрость, от чего предостерегает? (Русский народ презирает ложь, лживых людей. Учит правде, учит отвечать за свои поступки, как тяжело это не было бы. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь).

- Какие из этих пословиц уместно отнести к происшествию с Минькой? (Ответы детей).


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.



- Человек в любых жизненных ситуациях должен быть честен, всегда отвечать за данное честное слово. Ложь всегда, рано или поздно, будет обнаружена окружающими людьми. Честный человек, «человек слова» чаще всего бывает уважаем в обществе. 

- С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто его автор? О чем это произведение?

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

- Как оцениваете свою работу на уроке?


  1. Постановка домашнего задания.



Выразительно прочитать текст, ответить на вопросы 1-6 учебника на стр. 25.

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!