Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
Открытый урок русского языка во 2 «А» классе.
Тема урока: «Знакомство с местоимением, как частью речи».
УМК «Школа России»
Панова Ирина Викторовна,
учитель начальных классов,
высшей категории
2018 г.
Цель: формирование образовательных компетенций (учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся через их включение в интерактивные формы деятельности в предметной области Русский язык по теме «Местоимение».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
1) Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, работу других учащихся;
2) Формирование уважительного отношения к иной точке зрения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
1) Формирование умения работать с информацией;
2) Развивать умение учащихся выступать в диалоге;
3) Формировать познавательную рефлексию;
4) Работать в статических и мигрирующих группах.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
1) Формирование понятия «Местоимение»
2) Научиться определять местоимения в тексте;
3) Формировать умение определять место местоимения в предложении;
4) Употреблять местоимения вместо существительных;
5) Совершенствование умения писать предложение, текст в соответствии с изученными орфографическими правилами.
Технологии: информационно-коммуникативная, технология деятельностного метода
Оборудование: зеркало, УМК «Школа России» учебник по Русскому языку Канакина В.П. 2 класс 2 часть, презентация.
Ход урока
Организационный момент (2 мин.)
Мотивация к учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
-Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
- Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!»
-А что такое тайна?
-А вы готовы открывать тайны? Так, начнём. (Проверяют готовность к уроку.
Дети высказывают свои предположения)
Коммуникативная компетенция. Самоконтроль, самооценка. Готовность учащихся к познавательной деятельности. Эмоциональный настрой на урок.
Актуализация знаний (10 мин.)
Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося.
Словарная работа (на доске запись):
Мороз ленивого за нос хватает. А перед проворным шапку снимает.
Где птиц нет, там и лягушки за соловьёв сходят.
Урожай сам не придёт, за посевами нужен уход.
- Выпишите словарные слова из пословиц. (мороз, лягушка, урожай)
- Образуйте от слов однокоренные прилагательные, запишите с подходящим по смыслу существительным. Обозначьте непроверяемую безударную гласную. (Морозный день, лягушачья кожа, урожайный год.)
- Запишите пословицу о трудолюбии. (Урожай сам не придёт, за посевами нужен уход.)
2.Орфографическая минутка (на доске запись):
Обезьянка …, попугай …, утка …, собака….
- Вспомните. Как звали персонажей сказки К.И.Чуковского «Доктор Айболит». (Чичи, Корудо, Кика, Авва.)
- запишите словосочетания. Допишите ещё два словосочетания на это правило из стихотворения.
Кошка Маришка,
Котёнок Тишка,
Щенок Дружок,
Цыплёнок Пушок,
Корова Бурёнка,
Коза Найдёнка,
Поросёнок Хрюша,
И бычок Гаврюша,-
Все их клички до одной
Пишут с буквы прописной.
Самоопределение к деятельности (5 мин.) Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования. (Работа с зеркалом.) Учитель берёт зеркало, выходит ученик к зеркалу. Учитель просит его посмотреть в зеркало и спрашивает:
- Это кто?
Ученик отвечает:
- Я.
Учитель зовёт второго ученика, просит посмотреть в зеркало
и спрашивает первого ученика:
- Это кто?
- Он.
Далее учитель просит выйти к доске третьего ученика, просит второго и третьего ученика посмотреть в зеркало и спрашивает первого ученика:
- Это кто?
- Они.
Дальше учитель просит их вместе посмотреть в зеркало и спрашивает:
- Это кто?
- Мы.
- Какие слова помогли вам ответить на мои вопросы?
- Я, он, они, мы.
- Вместо каких слов вы их употребляли?
- Вместо своих имён.
- Какой части речи относятся имена людей?
- К именам существительным.
- Как назовём слова, которые употребили вместо имени?
- Часть речи, которая употребляется вместо существительного, называется местоимением.
- Назовите тему урока.
Работа по теме урока (8 мин.) Включение нового знания в систему знаний;
повторение и закрепление ранее изученного;
организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;
организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону;
создание ситуации успеха для каждого;
Предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления
Упр.171 (с.100).
(Выполнение с комментированием.)
- Прочитайте слова тётушки Совы на с. 101.
- Что такое местоимение?
- Назовите местоимения.
- Какую роль они выполняют в предложении?
Достойная замена
-Будьте любезны,- обратилась как- то Существительное к Местоимению, - займите на время моё место, я уже всем глаза намозолила…
Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливыми, Существительное и Прилагательное вместо себя оставляют своих заместителей – Местоимения. Заместители такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников, и уж во всяком случае, местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ могут заменить любое Существительное.
Я и мы, ты и вы,
Он, она, оно, они-
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомненья,
Все местоимения.
Упр.172 (с.101)
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали, ручками похлопали,
Покружились, повертелись,
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Закрепление изученного материала (7 мин)
Упр. 173 (с.101)
(Самостоятельное выполнение после предварительного разбора по шагам.)
Упр.174 (с.102)
Выполняется самостоятельно по образцу. (Проверка – в парах.)
Игра «Угадай». Ученик выходит из класса, а остальные должны договориться, как показать действиями предложения из упр.175 (с.102).
Рефлексия (6 мин.)
(На доске запись.)
… нарисую белочку. А … что будешь рисовать? … умеешь так вырезать? Какую задачу … решаете? Куда … идёшь? Почему … улетают?
- Спишите текст, вставляя местоимения.
(Проверка – ученики читают вопросы, объясняют, какое местоимение вставили.) Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная. Работа в парах.
Самоконтроль, самооценка. Контроль и самооценка познавательной деятельности.
Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности
Подведение итогов урока (1 мин) Осознание обучающимися своей учебной деятельности;
- С какой частью речи познакомились?
- Какие части речи заменяет местоимение?
- Назовите местоимения.
Самооценка.(2мин.) осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
- Покажите смайликами, Я понял, что такое местоимения, и могу это объяснить одноклассникам – то выбираем весёлого человечка; Я понял, что такое личные местоимения, но не уверен, что объясню другому – то выбираем грустного человечка; Я не совсем понял, что такое личные местоимения – выбираем самого грустного человечка. Хорошо! Мне тоже понравилось с Вами работать!
Учащиеся показывают смайлик и объясняют, почему они выбрали именно такой смайлик. Учебно-познавательная, коммуникативная Самооценка Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.
Домашнее задание (2мин)
Коммуникативная, учебно-познавательная, фронтальная работа
Провести инструктаж по выполнению дом. задания Упр.172
- Прочитайте задание упр. Всё ли вам понятно? Выполнить упр. 172 (с.101)