VII | Работа по теме урока. | Фронтальная. Индивидуальная. Работа в парах. | - Молодцы! Внимательно изучили текст. - Родился поэт 15 октября 1814 года в г. Москве в семье офицера. Детство будущего поэта было омрачено ранней смертью матери. Когда Мише было всего три года, мальчик остался на воспитании бабушки. Воспитывался Мишель в пензенском имении Арсеневых в Тарханах. Там прошли его годы, там он дружил с деревенскими ребятами, слушал народные предания и песни, богатую и чистую русскую речь. Поэт с детства говорил на трех языках: немецком, французском, русском. Играл на фортепиано, скрипке. Прекрасно рисовал. За 12 лет Лермонтов написал 13 картин маслом, 44 акварели, около 300 рисунков. Работа над стихотворением «Горные вершины» с. 144 - Начнем наше знакомство с произведения «Горные вершины». - Послушайте внимательно (образцовое чтение стихотворение учителем). - Это произведение - перевод стихотворения немецкого поэта Гете. - Что представили, слушая чтение? - Какое состояние природы передаёт поэт? - С помощью каких слов он говорит об этом? - Какой темп должен быть у этого текста? - А сейчас, найдите в стихотворении слова, которые вам непонятны. - Мгла - тусклый, мало прозрачный воздух, сухой туман, дым. - Долина - низменность, природная впадина на земле. - Кроме слов, на что ещё следует обратить внимание, чтобы передать настроение этого стихотворения? - Теперь, давайте прочитаем стихотворение шепотом, не мешая друг другу. - Кто хочет прочитать стихотворение в нужном темпе? - Удалось ли, прочитать в нужном темпе? - Напомните мне, чем отличается стихотворение от других произведений. - Правильно. Найдите рифмующиеся слова. - Еще? - Как одним словом можно назвать все эти термины? - Правильно. Давайте посмотрим какие приемы использовал Лермонтов. - Эпитеты - Олицетворение - Поработайте в парах. Прочитайте стихотворение выразительно. - Что нужно, чтобы прочитать стихотворение выразительно? Работа над стихотворением «На севере диком стоит одиноко… - Рассмотрите репродукцию картины И.Шишкина на странице 145. - Что вы на ней видите? Какие чувства она у вас вызывает? Почему? - Какое название вы могли бы дать этой картине? - А если написать стихотворение к этой репродукции, то оно будет веселое, печальное, грустное или можете предложить свой вариант. - Послушайте стихотворение, которое называется «На севере диком стоит одиноко…»(образцовое чтение стихотворение учителем). - Подумайте, совпадают ли по настроению стихотворение М.Лермонтова и картина И.Шишкина? - Чем? - Картина И.И. Шишкина средствами живописи передает не только настроение стихотворения Лермонтова, но и переживания, впечатления самого художника. - Какие слова вам были непонятны? -Постараемся объяснить их лексическое значение. Обратимся к словарю. Словарная работа. Риза – облачение, одежда священника при богослужении. Утес – высокая скала. Медленное построчное чтение учителя и беседа по тексту. - Что представилось вам в первых двух строках, и какие слова вам помогли? - Что дальше говорит автор о сосне? - Что происходит с сосной? -Как вы считаете, может ли сосне сниться сон? - Как называется такой прием, когда неживым предметам приписываются качества живых? - Как автор называет пустыню, прочитайте? - Прочитайте последние строчки. Что вы узнали? - Как вы думаете, это стихотворение лучше читать ровно или, меняя темп? - Читаем стихотворение выразительно, передавая настроение автора и выражая свои чувства. Постарайтесь передать настроение одиночества. | Внимательно слушают. Внимательно слушают. Ночь, горы, тишину и т.д. Отдых, сон, спокойствие. Спят, ночная мгла, тихие, свежая мгла, не пылит, не дрожат, отдохнёшь. Медленный, спокойный, умеренный. Мгла, долина. Знаки препинания. Читать шепотом. Читают вслух. Ответы детей. Есть рифма. Вершины – долины. Ночной – мглой. Дорога – немного Листы – и ты. Есть метафора, олицетворение, сравнение, эпитеты. Средства выразительности. Тихие долины, тьма ночная, свежая мгла. Вершины спят, листы не дрожат Представить картину, соблюдать интонацию, знаки препинания, логические ударения, передавать авторское настроение. Рассматривают. Зима, ночь, одинокая сосна. Грусть, тоска, одиночество. Одиночество, одинокая сосна, ночь, грусть и т.д. Печальное, грустное. Внимательно слушают. Совпадают. Можно подумать, что картина написана специально к этому стихотворению. Стоит одинокая сосна, покрытая сыпучим снегом, пейзаж навевает грусть. Риза, утес. В холодном пустынном месте стоит одна сосна, возле нее ничего нет. “север дикий”, “одиноко”, “на голой вершине”. Сосна дремлет, качаясь, а снег на ней, как богатая одежда. “снегом сыпучим одета, как ризой, она”. Ей снится сон, что далеко-далеко “в пустыне далекой”. Нет. Сны снятся людям, потому что они – живые. Называется олицетворением. “В том крае, где солнца восход”. Что пальма в пустыне тоже одна, и стоит она на утесе, и ей также грустно. Стихотворение следует читать неторопливо, негромко, с интонацией грусти. Выборочное чтение. |