Дата: 02.10.2020
Класс: 1
Предмет: Литературное чтение.
Учитель: Козлова Е.Ю.
Тема: Знакомство с буквой «У, у»
Цели: познакомить с буквой У, у; учить выполнять звуковой анализ слов; развивать фонематический слух, умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок; воспитывать культуру учебного труда.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Ребята, что значит слово чудо, как вы думаете? (Это что-то необыкновенное, сверхъестественное.)
– Девиз нашего урока: «Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости».
II. Введение в тему урока.
1. Фонетическая зарядка.
– Как воет волк? (Уууу.)
– Как корова мычит? (Муууу.)
– Как кукушка кукует? (Ку-ку, ку-ку.)
– Как филин кричит? (Ух, ух, ух.)
– Какой звук повторялся всякий раз, когда вы отвечали на вопросы? (у.)
2. Игра «Поставь буквы правильно».
На наборном полотне выставлены карточки-буквы:
Дети должны не только правильно поставить буквы, но и расположить их таким образом, чтобы на верхней строке наборного полотна были заглавные буквы, а на нижней – строчные.
Затем необходимо разделить данные буквы на две группы в соответствии с выбранной фишкой (на наборном полотне две фишки – зеленая и синяя).
– Какие гласные буквы пишутся после твердого согласного? (Буквы а, о.)
– Какие гласные буквы пишутся после мягкого согласного? (Буквы я, ё.)
– Сегодня мы познакомимся с новой буквой, проведем звуковой анализ и определим особенность новой буквы.
III. Работа по теме урока.
1. Звуковой анализ слова «труба», «стул».
Звуковой анализ слов проводят у доски два ребенка.
– Назовите третий звук в словах «труба», «стул».
– Какие согласные звуки стоят в словах «труба», «стул» перед у? (Твердые.)
– Звук у после твердого согласного обозначается буквой У, у.
2. Задание «На что похожа буква?».
– Рассмотрите большую и маленькую буквы У, у. Сравните их.
У – сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.
В. Степанов
Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто.
Е. Тарлапан
– Замените фишку в схемах слов труба, стул на букву у. Сделайте вывод. (Буквой У обозначается гласный звук после твердого согласного.)
3. Занимательные задания с буквами.
ВЕСЕЛЫЕ ЗВУКИ
На букву А напал недуг.
И встало У взамен подружки.
Прошу я лак, дают мне... (лук),
И чашки хрюкают, как... (чушки).
Там, где стоял с водою бак,
Внезапно вырос... (бук).
Подумал дятел: «Так-так-так».
А вышло… («Тук-тук-тук».)
Пишу в тетрадке: «Десять стран».
Читаю: «Десять... (струн)».
Себя ругаю: «Вот баран!»
Выходит: «Вот... (бурун)!»
4. Занимательные модели слов.
(бук, зуб, суп)
(стук, стул, паук, круг)
(парус, арбуз, вдруг)
5. Дифференцированная работа по тетради «Я учусь писать и читать».
Задание «Закрась». Закрепление зрительного образа.
Задание «Проведи звуковой анализ, гласные звуки обозначь буквами; впиши гласные буквы». Отработка правил обозначения гласных звуков буквами.
Физкультминутка
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.
Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу. Развести пальцы и слегка округлить их. Развести пальцы рук. Ритмичное движение пальцами врозь и вместе. Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.
6. Работа в парах.
– Отгадайте загадку:
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет.
Весел нет у малых лодок,
А кораблик больно ходок.
Вправо, влево, взад, вперед
Всю ватагу поведет.
(Утка с утятами.)
– Выложите слова-отгадки с помощью фишек и букв.
– «Прочитайте» слова по схемам. (Утята, утенок.)
– Соотнесите схемы слов с рисунками.
– Какие еще слова на букву у вам известны?
7. Игра «Кто больше запомнит слов» (для нечитающих детей).
Учитель читает текст.
Утенок увидел улитку.
– Ух! – удивился утенок. – Угощенье! Ужин!
Уползла улитка.
– У-у! – унывал утенок. – Ужин убежал! Ускользнул!
– Уймись! – убеждала упрямого утенка утка. – Улитка – ужинный ужин.
– Угу! – утешился утенок.
Л. Яхнин
8. Кроссворд «В гостях у буквы У» (для читающих детей).
1. Неядовитая змея. (Уж.)
2. Прибор, которым гладят белье. (Утюг.)
3. Душистое огородное растение. (Укроп.)
4. Сильный ветер. (Ураган.)
В выделенных клетках по вертикали: птица, умеющая отлично плавать. (Утка.)
9. Игра «Кто лишний?» (для нечитающих детей).
– Определите, кто лишний: медведь, утка, улитка, уж. (Лишний – медведь, так как в слове нет буквы у.)
IV. Итог урока.
– Бежал медведь, бежал и прибежал к нам на урок. (Показ иллюстрации.)
– Расскажите медвежонку, что вы сегодня делали, что нового узнали, что было самым трудным, интересным.