СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомство с бизнесом.

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с бизнесом.»










«Знакомство с бизнесом».

Элективный курс.



Повстань Алексей Павлович

Учитель географии и экономики

высшая категория.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная

школа № 4

города Красноармейска

Саратовской области»

























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Знакомство с бизнесом и своими предпринимательскими способностями.


В современных рыночных отношениях в России, необходимо предварительное ознакомление молодежи с направлениями или лучше сказать вероятными путями их будущей рабочей деятельности.

В условиях постиндустриальной экономики реальности таковы; численность рабочих и крестьянства стремительно сокращается, зато стремительно развивается сфера услуг, где примерно занято 50% от всех работающих, сельхозугодья уже в основном поделены и у них есть хозяева, ключевые промышленные отрасли тоже. Основной массе работающих надо будет искать своё применение в бизнесе сферы услуг. Это означает надо быть не только наемным работником, но самостоятельным владельцем своего, пусть не очень крупного дела.

Курс рассчитан развить подготовку учащихся к реальной жизни на полученных ранее знаниях об экономике в предмете обществознание.

Цель названного курса ознакомить с организацией бизнеса и сориентировать на преодоление ожидаемых трудностей определенное количество будущих предпринимателей.

Задачами курса являются определение способностей к бизнесу, ознакомление с этикой и моралью предпринимательства, преодоление рискованных ситуаций в бизнесе, ознакомление с содержанием основной работы в бизнесе и ее организацией, а также составление основных документов бизнеса.

Содержание курса предполагает расширение базового курса прикладной экономики. Одновременно является ориентационным курсом (т.к. помогает выбрать профиль обучения) и курсом психолого-педагогического сопровождения ( т.к. обучает способам принятия решений образовательной деятельности и организует процедуры диагностики способностей).

Курс может быть закончен маркетинговым исследованием, разработкой рекламы, бизнес-плана своего дела и др. творческими работами.

Ожидаемые результаты.

Ожидаемые результатами должны стать умения объяснять базовые понятия - бизнес план, этика и мораль предпринимательства, устав и учредительный договор, регистрация фирмы, маркетинг, реклама и предпринимательский риск.

Требования к умениям и навыкам.

Требованием к умениям будет умение составить бизнес план своего виртуального дела и учредительных документов фирмы, а навыком отслеживание коньюктуры рынка и переориентирование своего дела на более перспективный товар для получения повышенной прибыли.



Учебно-тематический план.


тема

Кол-во часов

дата план

дата факт

1.

Как начинать бизнес.

Тема включает: рассмотрение понятия бизнес и предпринимательство. Определение способностей, выбор вида предпринимательства, установку вида товара имеющего будущее, определение юридического статуса, регистрацию и устав предприятия.



2



2.

Бизнес-план.

Тема включает рассмотрение пунктов Бизнес плана, его актуальность и затем его пробное составление с общим обсуждением







1



3.

Этика и мораль предпринимательства

Включает: обязательность, ответственность, уважительное отношение к клиентам и партнерам, правопослушность, благотворительность и умеренность, культуру поведения, специфические качества т.е. содержание деятельности без которой общество бизнес не принимает.




1



4.

Предпринимательский риск.

Включает разъяснение предпринимательского риска как понятия, определяет степени риска, показывает, как поступать в рискованной ситуации для снижения риска.




1





5.

Устав. Учредительный договор. Регистрация.

Включает: ознакомление с основными документами при организации бизнеса и их составлением ( на примере устава школы).





2





6.

Маркетинг.

Включает: основные понятия и цели маркетинга, основные его задачи, изучение рынка различными способами, разработку товара и его сбыт.



1




7.

Как назначается цена на товар. Способы получения максимальной прибыли.

В теме рассматривается понятие цена и факторы спроса и предложения, влияющие на цену. Рассматриваются варианты действий предпринимателя при изменении спроса и предложения.





2





8.

Реклама.

Включает: необходимость рекламы, способы ее составления и распространения.



1




9

Тема-9. Защита Бизнес-планов. (практикум в оставшиеся 1-2 часа)

На занятиях прослушиваются несколько авторов бизнес-планов и проводиться их коллективное обсуждение.


1-2




Во всех темах проводятся практические занятия по составлению документов и организации деятельности виртуального бизнеса.

В темах 1, 6, 8 – деловые игры.


Содержательная часть программы.


Тема – 1. Как начинать бизнес. (2 часа)


Цель занятия. Дать определение понятий предпринимательство и бизнес, и рассмотреть их на примерах.

Практическая часть.

Проводится устная или письменная анкета «Определение способностей к бизнесу».

Вопросы анкеты.

Вы

1. активны?

2. мобильны?

3. выдержаны?

4. работоспособны?

5. упорны?

6. инициативны?

7. умеете проигрывать?

8. умеете выигрывать?

9. интересуетесь только спокойной и размеренной жизнью?



Выводы по результатам анкетирования.

Запрет для бизнеса тем, кто :

Неактивен, немобилен, не выдержан, не работоспособен, не упорен, не инициативен, не умеет выигрывать и проигрывать, интересуется только спокойной и размеренной жизнью.

Делается вывод после отрицательных результатов анкеты. Все недостающие способности при необходимом упорстве можно успешно ликвидировать и развить, но при этом следует помнить, что бизнесмен работает постоянно. Порой без выходных и праздников.Даётся перечень видов предпринимательства и поясняется каждый. Затем даётся рекомендация.

Выбор вида предпринимательства.

Для солидных – производство.

Для быстрых, но менее устойчивых – коммерция и финансы, торговля.

Для посредников – брокеры, маклеры, посредники, риэлторы.


Далее в беседе устанавливается перспективный товар. Это практикум идей. Слушатели предлагают свои варианты товара, а его перспективность анализируется с помощью основных вопросов экономики. Варианты товара принимаются или отвергаются. Критиками выступают сами слушатели и учитель.

Установка перспективного товара по условиям:

А) что можете получить или произвести; (Что?)

Б) имеет ли спрос; (Сколько? и Кому?)

В) принесет ли прибыль. (Как?)

Следующим вопросом темы рассматриваются варианты получения стартового капитала для бизнеса. Затем на этом основании определяется юридический статус фирмы. Будет это индивидуальное предпринимательство или товарищество.

Определение стартового капитала по известным вариантам:

А) свои деньги;

Б) общие;

В) заём.

Определение юридического статуса.

ЧП или Товарищество.

Последним вопросом рассматриваются примеры уставов фирм и их регистрация. Учитель зачитывает план устава и по возможности показывает устав какого-нибудь предприятия (чаще всего используется Устав своей школы). Далее показываются регистрационные документы, и называется место регистрирования предприятия.

Заданием для специального занятия по этим вопросам в Теме-4 и будет разработка Устава своего бизнеса.




Тема- 2. Бизнес-план. (1 час)

Цель занятия. Рассмотреть пункты Бизнес плана и составить его с общим обсуждением.

Практическая часть.

Показать Бизнес-план конкретного бизнеса. Затем записать пункты бизнес-плана.

Задание.

К заключительным занятиям по курсу учащиеся должны представить свои варианты Бизнес-плана и защитить их.


Тема – 3. Этика и мораль предпринимательства. (1 час)


Цель занятия. Установить воспринимает ли тебя сообщество бизнесменов и общество.

Практическая часть.

Разбираются условия, которые бизнес обязательно требует. Честность и доверие друг к другу, обязательность (выполнение обещаний), ответственность, уважение (понимание интересов других и соблюдений этики), правопослушность, благотворительность, сдержанность, культуру поведения, специфические качества.

Несоблюдение этих правил ведет к разрыву контрактов, дурной славе, недоверию и судебным разбирательствам.

На занятии разбирается каждый из перечисленных пунктов и последствия их нарушения.

В заключении даётся задание: обдумать внешний вид предпринимателя (одежду, причёску, обувь и т. д.) и влияние внешнего вида на успех дела.


Тема - 4. Предпринимательский риск. (1 час).


Цель занятия. Разъяснить понятие предпринимательский риск. Его постоянное присутствие. Определение степени риска, показать, как поступать в рискованной ситуации для снижения риска.

Практическая часть.

На примере товара-сахара принять практические решения по снижению риска.

Товар- сахар, необходим для производства джемов. Рассмотреть по вопросам:

А) время (сезон) закупки;

Б) объем закупки;

В) сезонная потребность;

Г) сезонная цена;

Д) срок хранения;

Е) условия отказа от закупки.

В заключительной части занятия свои варианты риска предлагают сами ученики и проводиться их общее обсуждение.

Тема – 5. Устав. Учредительный договор. Регистрация. (2 часа)


Цель занятия. Разработать основные положения документов.

Деловая игра. Оформление документов и регистрация фирмы.

1. Создать группы.

Каждая должна разработать свой учредительный договор, а затем устав для предоставления на регистрацию.

План работы был получен при рассмотрении Темы-1. Каждая группа последовательно разрабатывает каждый пункт документов.

2. После завершения работы из каждой группы выбрать представителей в регистрационный орган. Он рассмотрит (утвердит или нет) документы.

3. Подвести итоги.


Тема-6. Маркетинг. (1час).


Цель занятия.

Рассмотреть основные понятия и цели маркетинга, основные его задачи, способы изучения рынка, способы сбыта товара.

Далее проводиться деловая игра.

Практикум .

По предложенной анкете провести маркетинговое исследование среди учащихся группы, а затем возможно и школы.


1. Что больше нравится (напротив ставить отметки)

Марс

Сникерс

Баунти

2. Высокая ли цена 60 руб.

да

нет

3. сколько раз в неделю купили бы.


4. какую бы желали упаковку.

Яркую

Фольгу

5.где удобно купить

на рынке

в школе

в центре города

везде, где есть магазины


6.количество опрошенных.


Затем провести маркетинговое исследование товаров школьного буфета или столовой.

Тема-7. Как назначается цена на товар. Способы получения максимальной прибыли. (2 часа).


Цель занятия. В теме рассмотреть понятие цена, факторы спроса и предложения, влияющие на цену.

Практическая часть.

Рассматриваются варианты действий предпринимателя при изменении спроса и предложения.

Затем рассматривается понятие прибыль и основные способы её максимизации.

На конкретном (желательно местном, например молоко) товаре рассмотреть способы удержания цены на рынке. Предложить варианты и рассмотреть их.

1. В сезон большого предложения доставлять молоко на дом?

2. Как поступить в сезон малого предложения молока?


Тема-8. Реклама. (1 час).


Цель занятия. Установить необходимость рекламы, способы ее составления и распространения.

Практикум.

Рассмотреть вариант рекламы (предложенный учителем) через местную газету. Затем рассматриваются варианты предложенные учениками.


Тема-9. Защита Бизнес-планов. (1-2 часа).


Практикум.

На занятиях прослушиваются несколько авторов Бизнес-планов и проводиться их коллективное обсуждение.


















ЛИТЕРАТУРА



1.Х.Зайдель, Р.Теммен. основы учения об экономике. М-1994г.

2.С.Фишер, Р.Дорбнуш, Р.Шмакензи. Экономика. М-1993г.

3.Л.Л.Любимов, И.В.Липсиц. Основы экономики. М-1994г.

4.Основы экономической теории.

Саратовский юридический институт- 1994 г.

5.Е.Ф.Борисов.Основы экономических знаний. Ч-1-3. М-1993 г.

6.Е.Ф.Борисов, Ф.М.Волков.

Основы экономической теории. М-1993г.

7.Кемпбел Р Макконелл, Стенли Л Брю. Экономика. Ч-1-2. М-1993г

8.Прикладная экономика. М-1994г.

9.Хайнц Ламперт. Социальная рыночная экономика.

Германский путь. М-1994 г.

10.Пол Хейнс. Экономический образ мышления. М-1993г.

11.Основы предпринимательской деятельности.

Ред.-Власова В.М. М-1995г.

12.Учебник по основам экономической теории. М-1994 г.

13.Б.А.Райзенберг.

Основы экономики и предпринимательства. М-1995 г.

14.Е.Ю.Фрейкмман. Экономика и бизнес. М-1995г.

15.Прикладная экономика. М-1995 г.

16.Основы экономики. Саратов-1999 г.

17.Любимов Л.Л., Раннева Н.А.

Основы экономических знаний. М—2001 г

18.Курс экономики под ред. Б.А.Райзенберга М-инфра-М-2004г.

19.Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономика. Т-1-2. М-Туран-1996г

20.Иохин В.Я. Экономическая теория. М-Юрист-2000г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!