СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знаки препинания в сложном предложении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение теории о сложных предложениях, практическое применение знаний , подготовка к уроку развития речи на морально- этическую тему  о бережном отношении к природе.

Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания в сложном предложении»

Учитель русского языка И.Н.Надеждина МБОУ СОШ №7 г-к Анапа

Учитель русского языка И.Н.Надеждина

МБОУ СОШ №7 г-к Анапа

обобщить, систематизировать материал по теме «Сложные предложения и пунктуация в них»; совершенствовать практические навыки;  повторить изученные орфограммы и пунктограммы;  помочь учащимся усвоить грамматико – стилистическую норму употребления сложных предложений в речи; подготовка к зачету; воспитание бережного отношения к языку, родной природе.
  • обобщить, систематизировать материал по теме «Сложные предложения и пунктуация в них»;
  • совершенствовать практические навыки;
  • повторить изученные орфограммы и пунктограммы;
  • помочь учащимся усвоить грамматико – стилистическую норму употребления сложных предложений в речи;
  • подготовка к зачету;
  • воспитание бережного отношения к языку, родной природе.
Экология -1)раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой; 2)раздел социологии, в котором рассматриваются проблемы взаимоотношений человека и среды.  
  • Экология -1)раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой;
  • 2)раздел социологии, в котором рассматриваются проблемы взаимоотношений человека и среды.

 

Когда человек нарушает экологическое равновесие, он причиняет ущерб не только самому себе, но и последующим поколениям, забывая, что он несёт нравственную ответственность перед потомками за сохранение многообразия и богатства природного мира.
  • Когда человек нарушает экологическое равновесие, он причиняет ущерб не только самому себе, но и последующим поколениям, забывая, что он несёт нравственную ответственность перед потомками за сохранение многообразия и богатства природного мира.
( Когда… ) , [  ] , ( что… ) -параллельное подчинение
  • ( Когда… ) , [ ] , ( что… ) -параллельное подчинение
- Какие предложения называются сложными? -Что общего между ССП и СПП, чем они отличаются? -Чем отличаются от них БСП и в чём они схожи?  
  • - Какие предложения называются сложными?
  • -Что общего между ССП и СПП, чем они отличаются?
  • -Чем отличаются от них БСП и в чём они схожи?

 

1)Из предложения Человек за всё происходящее на Земле в ответе взять существительное, выступающее в роли подлежащего, поставить в Дательный падеж ( ) 2)Из предложения Нужно бережно относиться к братьям нашим меньшим  взять составное сказуемое ( ) 3) Взять подлежащее из предложения Леса-это исполинские лаборатории кислорода  употребив его в Дательном падеже с предлогом к ( )
  • 1)Из предложения Человек за всё происходящее на Земле в ответе взять существительное, выступающее в роли подлежащего, поставить в Дательный падеж ( )
  • 2)Из предложения Нужно бережно относиться к братьям нашим меньшим взять составное сказуемое ( )
  • 3) Взять подлежащее из предложения Леса-это исполинские лаборатории кислорода употребив его в Дательном падеже с предлогом к ( )
4) К полученному предложению ( Человеку нужно бережно относиться к ле сам ) добавить предложения, образуя ССП, СПП и БСП. Выполнить синтаксический разбор получившегося предложения.
  • 4) К полученному предложению

( Человеку нужно бережно относиться к ле сам ) добавить предложения, образуя ССП, СПП и БСП.

  • Выполнить синтаксический разбор получившегося предложения.
1 уровень Записать предложения в тетради и начертить схемы 2 уровень По схемам, записанным на доске, определить, какое это предложение 1Леса - это исполинские лаборатории, которые вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль . 1 .[ ],  ( когда) 2. Места, где уничтожен лес, подвергаются жестоким размывам от талых вод и дождей. 2 .[ ] , и [ ]. 3. Невозможно перечислить все бедствия, какие несёт истребление лесов .  3 .[ ,  ( хотя ), ] 4. Кому приходилось дышать прогретым солнцем воздухом сосновых лесов, тот вспомнит удивительное состояние радости и силы, охватывающее нас .  ПРОВЕРЬ СЕБЯ! 4 .[ ]  - [ ].

1 уровень

Записать предложения в тетради и начертить схемы

2 уровень

По схемам, записанным на доске, определить, какое это предложение

1Леса - это исполинские лаборатории, которые вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль .

1 .[ ], ( когда)

2. Места, где уничтожен лес, подвергаются жестоким размывам от талых вод и дождей.

2 .[ ] , и [ ].

3. Невозможно перечислить все бедствия, какие несёт истребление лесов .

3 .[ , ( хотя ), ]

4. Кому приходилось дышать прогретым солнцем воздухом сосновых лесов, тот вспомнит удивительное состояние радости и силы, охватывающее нас .

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

4 .[ ] - [ ].

1 уровень 2 уровень 1.Леса-это исполинские лаборатории, которые вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль . [ ], (которые …)СПП с придаточным определительным.  1 .[ ],  ( когда) –СПП 2. Места, где уничтожен лес, подвергаются жестоким размывам от талых вод и дождей.  [, ( где …), ]- СПП с придаточным определительным. 2.[ ] , и [ ]. -ССП 3. Невозможно перечислить все бедствия, какие несёт истребление лесов .  [ ], (какие…)- СПП с придаточным определительным. 3.[ ,  ( хотя ), ] - СПП 4. Кому приходилось дышать прогретым солнцем воздухом сосновых лесов, тот вспомнит удивительное состояние радости и силы, охватывающее нас .  (Кому…),[ ]- СПП с придаточным изъяснительным. 4.[ ]- [ ]. -БСП

1 уровень

2 уровень

1.Леса-это исполинские лаборатории, которые вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль .

[ ], (которые …)СПП с придаточным определительным.

1 .[ ], ( когда) –СПП

2. Места, где уничтожен лес, подвергаются жестоким размывам от талых вод и дождей.

[, ( где …), ]- СПП с придаточным определительным.

2.[ ] , и [ ]. -ССП

3. Невозможно перечислить все бедствия, какие несёт истребление лесов .

[ ], (какие…)- СПП с придаточным определительным.

3.[ , ( хотя ), ] - СПП

4. Кому приходилось дышать прогретым солнцем воздухом сосновых лесов, тот вспомнит удивительное состояние радости и силы, охватывающее нас .

(Кому…),[ ]- СПП с придаточным изъяснительным.

4.[ ]- [ ]. -БСП

1 уровень - к первому предложению подберите придаточные, постройте схему: 2 уровень - постройте из данных предложений сложные и определите вид придаточных:  1.а) Которые никогда не забываются. б) Которые надолго определяют его поведение. в) В жизни каждого человека бывают случаи. 1.а) Что для поддержания экологического равновесия необходимо. б) Учёными установлено. в) Чтобы сильно преобразованные человеком ландшафты занимали лишь строго определённую долю площади. 2.а)Где природа ярче наших полей и лугов. б)В мире есть страны.  в)Но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой. 2.а) Люди поняли свою ошибку. б)Многие из которых токсичны. в) Когда в Волге было обнаружено более миллиона химических веществ. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

1 уровень - к первому предложению подберите придаточные, постройте схему:

2 уровень - постройте из данных предложений сложные и определите вид придаточных:

1.а) Которые никогда не забываются.

б) Которые надолго определяют его поведение.

в) В жизни каждого человека бывают случаи.

1.а) Что для поддержания экологического равновесия необходимо.

б) Учёными установлено.

в) Чтобы сильно преобразованные человеком ландшафты занимали лишь строго определённую долю площади.

2.а)Где природа ярче наших полей и лугов.

б)В мире есть страны.

в)Но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой.

2.а) Люди поняли свою ошибку.

б)Многие из которых токсичны.

в) Когда в Волге было обнаружено более миллиона химических веществ.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

1 уровень - к первому предложению подберите придаточные, постройте схему: 2 уровень - постройте из данных предложений сложные и определите вид придаточных:  1.а) Которые никогда не забываются. б) Которые надолго определяют его поведение. в) В жизни каждого человека бывают случаи. 1.а) Что для поддержания экологического равновесия необходимо. б) Учёными установлено. в) Чтобы сильно преобразованные человеком ландшафты занимали лишь строго определённую долю площади. Ответ: в,а,б [ ],(которые…), (которые).- однородное подчинение Ответ: б, а, в, [ ] ,(что…), (чтобы…).- последовательное подчинение 2.а)Где природа ярче наших полей и лугов.  б)В мире есть страны.  в)Но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой. 2.а) Люди поняли свою ошибку. б)Многие из которых токсичны. в) Когда в Волге было обнаружено более миллиона химических веществ. Ответ: б,а,в [ ], (где…), [ но…]-сложное с разными видами связи Ответ: в,б,а (Когда…), (из которых…), [ ].- последовательное подчинение

1 уровень - к первому предложению подберите придаточные, постройте схему:

2 уровень - постройте из данных предложений сложные и определите вид придаточных:

1.а) Которые никогда

не забываются.

б) Которые надолго определяют его поведение.

в) В жизни каждого человека бывают случаи.

1.а) Что для поддержания экологического равновесия необходимо.

б) Учёными установлено.

в) Чтобы сильно преобразованные человеком ландшафты занимали лишь строго определённую долю площади.

Ответ: в,а,б

[ ],(которые…), (которые).- однородное подчинение

Ответ: б, а, в,

[ ] ,(что…), (чтобы…).- последовательное подчинение

2.а)Где природа ярче наших полей и лугов.

б)В мире есть страны.

в)Но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой.

2.а) Люди поняли свою ошибку.

б)Многие из которых токсичны.

в) Когда в Волге было обнаружено более миллиона химических веществ.

Ответ: б,а,в

[ ], (где…), [ но…]-сложное с разными видами связи

Ответ: в,б,а

(Когда…), (из которых…), [ ].- последовательное подчинение

Написать сочинение-миниатюру об экологии по опорным словам, используя ССП,СПП,БСП и предложения с разными видами связи на тему: «Экологическая проблема на планете Земля». «Покорять планету или сотрудничать с ней». «Как платит природа людям за безжалостное отношение к ней». Опорные слова : любовь к природе, бережное отношение, беречь и приумножать, настало время объединить усилия, созерцать. Словарь:  Экология -1)раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой; 2)раздел социологии, в котором рассматриваются проблемы взаимоотношений человека и среды. Созерцать - рассматривать, пассивно наблюдать.
  • Написать сочинение-миниатюру об экологии по опорным словам, используя ССП,СПП,БСП и предложения с разными видами связи на тему:
  • «Экологическая проблема на планете Земля».
  • «Покорять планету или сотрудничать с ней».
  • «Как платит природа людям за безжалостное отношение к ней».
  • Опорные слова : любовь к природе, бережное отношение, беречь и приумножать, настало время объединить усилия, созерцать.
  • Словарь:
  • Экология -1)раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой;
  • 2)раздел социологии, в котором рассматриваются проблемы взаимоотношений человека и среды.
  • Созерцать - рассматривать, пассивно наблюдать.
1.Настало время осознать каждому, что мы живем в озоновом одуванчике. 2.Настало время осознать человеку, что наша земля – одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от солнца. 3.А мы взрываем в одуванчике бомбы! 4. Мы разъедаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов. 5.Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, - на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки. 6. И твоё личное активное пространство, помноженное на миллионы, станет охраняемым пространством Отечества, помноженное на миллиарды, охраняемые пространством мира. 7.Мы должны беречь природу: она необходима человеку для его биологической жизни. 8.Настало время объединить усилия, чтобы всем миром сохранить окружающую среду для своих потомков. 9.Человек обязан заботиться о Земле: от этого зависит его же будущее.
  • 1.Настало время осознать каждому, что мы живем в озоновом одуванчике.
  • 2.Настало время осознать человеку, что наша земля – одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от солнца.
  • 3.А мы взрываем в одуванчике бомбы!
  • 4. Мы разъедаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов.
  • 5.Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, - на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки.
  • 6. И твоё личное активное пространство, помноженное на миллионы, станет охраняемым пространством Отечества, помноженное на миллиарды, охраняемые пространством мира.
  • 7.Мы должны беречь природу: она необходима человеку для его биологической жизни.
  • 8.Настало время объединить усилия, чтобы всем миром сохранить окружающую среду для своих потомков.
  • 9.Человек обязан заботиться о Земле: от этого зависит его же будущее.
ПП- простое предложение СПП- сложноподчиненное предложение ССП- сложносочиненное предложение БСП- бессоюзное сложное предложение СРВС- сложное с разными видами связи
  • ПП- простое предложение
  • СПП- сложноподчиненное предложение
  • ССП- сложносочиненное предложение
  • БСП- бессоюзное сложное предложение
  • СРВС- сложное с разными видами связи
ССП-параграф 5 СПП-параграфы 6-9 БСП-параграфы10-12 СРВС-параграф 13
  • ССП-параграф 5
  • СПП-параграфы 6-9
  • БСП-параграфы10-12
  • СРВС-параграф 13
Подготовить карточку для соседа к уроку-зачету со следующими заданиями: 1)вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания; 2)определить стиль текста; 3)определить тип речи. Желательно, чтобы тексты содержали сложные предложения и были об экологии, о природе. Мы продолжаем готовиться к сочинению на эту тему. При подготовке текста можно воспользоваться учебником географии или обществознания.
  • Подготовить карточку для соседа к уроку-зачету со следующими заданиями:
  • 1)вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания;
  • 2)определить стиль текста;
  • 3)определить тип речи.
  • Желательно, чтобы тексты содержали сложные предложения и были об экологии, о природе.
  • Мы продолжаем готовиться к сочинению на эту тему. При подготовке текста можно воспользоваться учебником географии или обществознания.
Спасибо за урок
  • Спасибо за урок


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!