СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знаки препинания в сложном предложении. 9 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 9 классе по теме "Знаки препинания в сложном предложении" поможет учителю при повторении темы. одной из самых сложных в русской грамматике. На уроке использованы различные формы и методы, а также разнообразные педагогические технологии. Материал, подобранный к уроку, поможет пиобрести новые знания, связанные с историей отечественной космонавтики.

Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания в сложном предложении. 9 класс.»



Знаки препинания в сложном предложении (повторение изученного).

Цель:

  • совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;

  • развивать умение схематически представлять предложение;

  • прививать навыки анализа текста;

  • развивать творческие способности.

Ход урока:

Здравствуйте! Садитесь. Открываем тетради, записываем дату 14 марта. Классная работа. Начинаем урок со словарной работы.

  • Что вы видите на доске? (словосочетания)

  • Какие бывают сл./соч. по строению и значению? (сочин. и подчинит.)

  • Назовите способы подчинит. связи. (соглас. управл. , примык.)

Запишите в столбик сл./соч., вставьте пропущенные буквы, объясните их графически(подчеркните); через черточку укажите способ подчинит. связи.Пишите сокращенно(для экономии времени).



  1. Словарная работа (словосочетания записаны на доске)

к…смический к…рабль- согл.

к…бина к…рабля- упр.

пок…рять космос – упр.

испыт…вать (не)весомость– упр.

к…смические п…лёты - согл. - полёты в космос

упорно трен…роват(?)ся- примык. - тренироваться с упорством

поднялся( в)первые-примык.

первый космонавт - согл.

государствен(н)ая комис…ия - согл.

Саратовский аэроклуб – согл. - аэроклуб Саратова


Заменить подчёркнутые словосочетания синонимичными с другим способом связи. Укажите этот способ связи.


Вопросы классу.


Какие ассоциации вызывают у вас записанные слов./соч?На какую тему все эти сл/соч.? (космос) Случайно? Нет.(9 марта мы отмечали 80-летие со дня рождения Ю.А.Гагарина, первого, тогда еще советского , космонавта, а 12 апреля страна отмечает День Космонавтики. В 27 лет этот человек первым поднялся в небо.

Наш город имеет какое-то к этому отношение?(Здесь он учился в индустриальном техникуме, занимался в аэроклубе и приземлился тоже на саратовской земле)

Поэтому и тему нашего урока повторения «Знаки препинания в сложном предложении» мы построим на этом материале,т.е.

А эпиграфом мне хочется взять слова М. Дудина:

Как звезды, светят имена

Героев, чьи пути прекрасны.

Глухой Вселенной времена

Над дерзким мужеством не властны!

М. Дудин

Если рассматривать это 4-шие как синтакс. единицу, что вы можете сказать о нем?(Какое это предложение?Из скольких простых состоит?)-Сложное-1предл.СПП. 2предл.- простое.

Сложные – это какие предложения ? (это 2 и более пр. предл., связ. по смыслу и грамм.)На какие группы делятся? (союзные и бессоюзные)

Союзные делятся (на ССП иСПП)

Сегодня мы и будем говорить о знаках преп. в сложных предл. и условиях их постановки.


  1. Запишите предложение. А. Пахмутова и Н. Добронравов

Знаете, каким он парнем был?

Какое это предложение?

  1. Продолжите, пожалуйста, предложения так, чтобы получились сложные.

9 марта 1934 года родился Ю.А.Гагарин, и … (через 27 лет о нём узнал весь мир).

Апрельским утром весь мир узнал, что … (что в космос полетел советский человек).

Какие предложения получились? Можно ли эти предложения заменить бессоюзными? Какие знаки поставим?


  1. Объясните знаки препинания и орфограммы в следующих предложениях:

( к доске в это время идёт один человек с карточкой)

Я уверен: надо много знать, чтобы видеть новое. (сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью). -:-второе предл. дополняет первое(что надо много знать)


Все остальные пишут предложения в тетрадях под диктовку.(или на доске)


Тормозной двигатель отработал положенное ему время, и корабль пошёл на снижение.(ССП- 2грам. основы)


Спускаемый аппарат с кабиной корабля, где находится космонавт, входит в плотные слои атмосферы, проходит их и затем приземляется.(СПП, придаточное находится в середине главного; придаточное определительное- кабиной какой?)


В течение всего полёта настроение было бодрое, боевое,( самочувствие очень хорошее); работоспособность нисколько не снизилась, невесомость не сказалась на состоянии организма. ( В первом предложении есть однородные члены –поэтому ставим ; и предложения по смыслу удалены).Предложение бессоюзное, в нем три простых.


Проверяем предложение, которое мы написали на доске. Чем оно отличается от записанных? (оно с разными видами связи).


  1. Внимание на экран. На экране даны предложения, в которые нужно поставить знаки препинания и объяснить их.


После спектакля,(1) возвратясь в общежитие,(2) мы решили,(3) что математику на завтра можно не готовить:(4) ведь учительница была вместе с нами…(сложное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью. Придаточное - дополнительное; в бессоюзном предложении – значение причина во втором предложении)


Учась в техникуме, он был исключительно упорным, не помню случая, чтобы он пришёл на урок с нерешённой задачей.


  1. Работа с текстом. (Текст на экране)

  1. Первый полёт в космос позволил мне познакомиться не только с небывалой высотой и скоростью, но и с гораздо большим: возможностями наших учёных, инженеров, рядовых тружеников. (обобщающее слово)

  2. Когда я летел в космическом корабле «Восток», я впервые увидел нашу Землю со стороны.

  3. В голубоватой дымке атмосферы надо мной проносилась планета, на которой живём все мы – дети Земли. (приложение)

  4. Мы обязаны ей жизнью, теплом, радостью существования.

  5. Я глядел на нашу планету с высоты космической орбиты, и наша Земля показалась мне не такой уж и большой.

  6. Голубой шар, подёрнутый лёгкой дымкой атмосферы.

  7. Это мир, в котором мы живём, который мы перестраиваем во имя большого счастья человечества.

  8. Я всё время слышал Землю - Земля слышала меня.

  9. Но вот корабль быстро вошёл в тень Земли: небо было чёрное, и Земля просматривалась сначала очень хорошо, а потом вдруг ничего не стало видно.

Вопросы: 1.Выпишите номера ССП. (пять)

2. Выпишите номера СПП. (2,3,7)

3. Выпишите номера СБП. (восемь)

4. Выпишите номера предложений с разными видами связи. (девять)

  1. предложение – с обобщающим словом

5 предложение – простое односоставное назывное

5. Назовите номер предложения, в котором есть выразительные средства. Назовите их. (1, 4 – однородные члены; 8 – метонимия «я слышал землю», лексический повтор «слышал»; 1- метафора «позволил познакомиться». В эпиграфе сравнительный оборот «как звёзды»; эпитеты «глухой Вселенной», «дерзким мужеством», метафора «светят имена»).


7. Рефлексия.

  1. Какой основной знак ставится в ССП и СПП?

  2. Чем отличается СБП от СПП и ССП?

  3. Знаки препинания в СБП.( , ; : -)

  4. Какие ещё сложные предложения встречаются?( с разными видами связи)


Итог. Мы повторили только знаки препинания на границе простых предложений в составе сложного. И ещё много предстоит впереди.

Оценки. Кто кого хочет оценить?

Д/з. 1. Используя в качестве аргументов предложения сегодняшнего урока напишите сочинение-рассуждение на тему: Знаки препинания в сложном предложении.

2. Объясните знаки препинания в следующих предложениях: (на парте).

















Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания. Объясните их. Нарисуйте схему предложения.


Т…рмозной двигатель отр…ботал положен(н)ое ему время и кораб()ль пош..л на сн…жение.



Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания. Объясните их. Нарисуйте схему предложения.


Спускаемый ап(п)арат с к…биной к…рабля где находит(?)ся космонавт входит в плотные слои …тмосферы, пр…ходит их и затем пр…земляет(?)ся.



Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания. Объясните их. Нарисуйте схему предложения

В() течени… всего п…лёта настр…ение было бодрое боевое; работосп…собность н…сколько не снизилась не()весомость не сказал…сь на состояни… организма.



Вставьте знаки препинания, объясните их постановку. Дать характеристику предложению.

Я уверен надо много знать чтобы видеть новое.

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!