Вводная часть 1.Организационный момент 2.Проверка дом.зад. Приём «Блиц –свидание» 3.Деление на группы. Приём «Вслепую» | Сегодня мы продолжаем изучать междометия. Узнаем, как выделяются междометия на письме, где чаще всего употребляются. -Давайте вспомним материал прошлого урока. Сейчас мы встанем в круг. Закройте глаза, покрутитесь вокруг себя несколько раз и сделайте 10 шагов в любую сторону. А теперь в полном молчании, не открывая глаз, вам надо объединиться в группы по 4 человека. Для этого вам надо взять за руки тех, кого вы встречаете, включая в свою команду, при этом контролируя количество участников. Это одновременно и разминка, и командообразование, и диагностика лидеров. | Обучающиеся слушают вступительное слово учителя Запись в тетрадь темы урока и осмысление. Пара учащихся выходит к доске: один становится лицом к классу , другой –к доске и пишет слово, которое первый ученик должен узнать, задавая различные вопросы первому. Учащиеся создают группы, |
Основная часть 1. Элементы анализа поэтических текстов. Приём «Слушающие тройки» 2. Изучение темы «Знаки препинания при междометиях». 3. Приём «Драма». 3. Анализ предложений Приём «Бортовой журнал»: в первую колонку записывается пример, во вторую- комментарий) 4.Анализ предложений Приём «Постер». 5.Морфологический разбор междометий. Приём «Фишбоун» (индивидуальное задание для учащихся группы А и Б) | -Для того чтобы бегло, на первый взгляд определить место междометий в творчестве какого-либо поэта, достаточно бывает взять алфавитный список его стихотворений, полистать сборник. Возьмем, например, том Пушкина: «О, если правда, что в ночи...», «О, кто бы ни был ты...», «Увы! Зачем она блистает...» Каждая группа получает тексты. Задача: проанализировав тексты , сделать вывод о роли и значении в них междометий. (приложение) Подводит итог: Сопоставление выступлений групп может показать изменения в частотности употребления междометий, изменения в лексическом наборе междометий. Отметим, что в поэзии ХIХ века часто употребляются междометия о, увы, ах, чу, редко встречающиеся в современном языке. Эти междометия имеют возвышенный оттенок, в отличие от простонародных, разговорных эх, ух, эй и т. п. Откройте учебник Познакомьтесь с информацией. Вывод: междометия выделяются запятой или восклицательным знаком: Эх, дубинушка, ухнем! - Представьте речевую ситуацию и составьте небольшой диалог с использованием междометий. (на рыбалке; на стадионе и др.) — Сопоставим предложения и определим роль и значение омонимичных слов. 1) О тихий Амстердам с певучим перезвоном старинных колоколен! (К. Д. Бальмонт.) О чем ты воешь, ветр ночной? (Ф. И. Тютчев.) О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная! (А. А. Григорьев.) Комментарий. В первом предложении О — усилительная частица при обращении, она не отделяется от обращения запятой. Во втором предложении О — предлог. В третьем — междометие. 2) Далече грянуло ура. Ура, мы ломим, гнутся шведы! (А. С. Пушкин.) Комментарий. В первом предложении междометие ура употребляется в значении существительного-подлежащего. Во втором — собственно междометие, выражающее восторг, душевный Подъем, взлет. 3) Гляди-ка, за год ты ого-го как вырос! Ого-го! Отзовитесь! Комментарий. В первом предложении междометие ого-го. Употребляется в значении наречия-обстоятельства, во втором собственно междометие, выражающее призыв, побуждение. Вывод: междометия могут выступать в роли разных членов предложения, хотя по сути они не являются членами предложения. Запишите предложения, определите, в роли какой части речи и какого члена предложения выступают междометия. 1) Твои ха-ха-ха здесь совсем не уместны. (Существительное-подлежащее.) 2) Эхо трижды повторило моё ау. (Существительное-дополнение.) 3) Вдруг слышу: вода в озере буль-буль-буль. (Глагол-сказуемое.) -Составьте план морфологического разбора междометия. | Работа учащихся в группах. Взаимооценивание «Светофор» Работают самостоятельно с учебником. Составляют диалог с использованием междометий, записывают его, правильно оформляя междометия, затем разыгрывают его по ролям) Записывают предложения, анализируют их в группах, затем вместе проверяются и комментируются. На основе анализа предложений и работы с учебником группы составляют постер об употреблении междометий в роли самостоятельных частей речи. Анализируют материал учебника и представляют свою работу. |
Заключительная часть Объяснительный диктант Рефлексия «Закончить предложение» | Расставьте знаки препинания в предложениях. 1) Ах как нежно светило солнце Ах как синело небо. 2) Ура — закричал наследник так пронзительно что в дальних деревнях отозвались гуси. 3) Разразился общий восторг Браво Браво. Ответ: 1) Ах, как нежно светило солнце! Ах, как синело небо! 2) «Ура!» — закричал наследник так пронзительно, что в дальних деревнях отозвались гуси. 3) Разразился общий восторг: «Браво! Браво!» "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…"; "Я похвалил бы себя…"; "Особенно мне понравилось…"; "После урока мне захотелось…"; "Я мечтаю о …"; "Сегодня мне удалось…"; "Я сумел…"; "Было интересно…"; "Было трудно…"; "Я понял, что…"; "Теперь я могу…"; "Я почувствовал, что…"; "Я научился…"; "Меня удивило…" и т.п. | Ученики делают записи. |