СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Виды придаточных предложений. Типы связи.

Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.»

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений. Типы связи.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.

Виды придаточных предложений.

Типы связи.

– Найдите в тексте стихотворения средства выразительности языка.  Дождичек утром!  Ласковый, мелкий, дотошный.  Словно мышонок,  Скребется в трубе водосточной.  Легким комариком,  Крылышком бьется в окошко.  Тихо крадется по крыше,  Как старая кошка.  В.Боков

– Найдите в тексте стихотворения средства выразительности языка. 

Дождичек утром! Ласковый, мелкий, дотошный. Словно мышонок, Скребется в трубе водосточной. Легким комариком, Крылышком бьется в окошко. Тихо крадется по крыше, Как старая кошка.

В.Боков

Запишите предложения, расставив знаки препинания. Выделите грамматические основы.   1. Куда н… обращаю взор везде синеет мрачный бор.  2. Голицыно где мы проводили лето встретило нас разноголосым ребячьим хором.  3. Я не знаю где граница между товарищем и другом.  4. Солоха долго думала куда ей спрятать гостя.  5. В том месте где зашло солнце небо еще рдело б…гряными полосами.  6. Как только мы вошли в лес сразу попали на тропинку.

Запишите предложения, расставив знаки препинания. Выделите грамматические основы.

  • 1. Куда н… обращаю взор везде синеет мрачный бор. 2. Голицыно где мы проводили лето встретило нас разноголосым ребячьим хором. 3. Я не знаю где граница между товарищем и другом. 4. Солоха долго думала куда ей спрятать гостя. 5. В том месте где зашло солнце небо еще рдело б…гряными полосами. 6. Как только мы вошли в лес сразу попали на тропинку.
– Напишите номера сложноподчиненных предложений, в которых придаточное стоит в середине главного.  – Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным  обстоятельственным места.  – Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным  обстоятельственным времени.  – Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.  – Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. 2 6 3, 4 1 2, 5

– Напишите номера сложноподчиненных предложений, в которых придаточное стоит в середине главного. – Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным  обстоятельственным места. – Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным  обстоятельственным времени. – Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. – Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

2

6

3, 4

1

2, 5

Постановка знаков препинания перед с/с который Хлестакову удалось провести даже городничего плутовство которого было известно всему городу. Хлестакову удалось провести даже городничего , плутовство которого было известно всему городу. Мышление обеспечивает способность человека правильно реагировать на новую ситуацию для разрешения которой нет готового рецепта. Мышление обеспечивает способность человека правильно реагировать на новую ситуацию , для разрешения которой нет готового рецепта. Михаил Васильевич Ломоносов гений которого проявился в различных областях науки и искусства основал первый российский университет. Михаил Васильевич Ломоносов , гений которого проявился в различных областях науки и искусства основал первый российский университет.

Постановка знаков препинания перед с/с который

Хлестакову удалось провести даже городничего плутовство которого было известно всему городу.

Хлестакову удалось провести даже городничего , плутовство которого было известно всему городу.

Мышление обеспечивает способность человека правильно реагировать на новую ситуацию для разрешения которой нет готового рецепта.

Мышление обеспечивает способность человека правильно реагировать на новую ситуацию , для разрешения которой нет готового рецепта.

Михаил Васильевич Ломоносов гений которого проявился в различных областях науки и искусства основал первый российский университет.

Михаил Васильевич Ломоносов , гений которого проявился в различных областях науки и искусства основал первый российский университет.

Задания ЕГЭ: А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложе­нии должны стоять запятые? Учёных в последнее время всё больше привлекают просторы Мирового океана (1) акватория (2) и глубины (3) которого (4) пока плохо изучены. 1) 1  2) 2  3) 1, 4  4) 1, 3

Задания ЕГЭ:

  • А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложе­нии должны стоять запятые?
  • Учёных в последнее время всё больше привлекают просторы Мирового океана (1) акватория (2) и глубины (3) которого (4) пока плохо изучены.
  • 1) 1 2) 2 3) 1, 4 4) 1, 3
Постановка знаков препинания перед союзом КАК       Запятая не ставится   Примеры 1.    2.   3. Запятая ставится   Почему? Как град (градом) посыпалась картечь. Он был как одержимый. Бел как лунь.  Льет как из ведра.  Здоров как бык.  Холодный как лед. Примеры Обстоятельство образа действия  Именная часть составного сказуемого Устойчивые выражения Почему? Как прослав-ленного брата, реки знают тихий Дон.  Звезды дрожали в глубине неба, как дрожат капли росы на траве. Сравнительный оборот  Придаточное предложение

Постановка знаков препинания перед союзом КАК

 

 

Запятая не ставится

 

Примеры

1.

2.

3.

Запятая ставится

 

Почему?

Как град (градом) посыпалась картечь.

Он был как одержимый.

Бел как лунь. Льет как из ведра. Здоров как бык. Холодный как лед.

Примеры

Обстоятельство образа действия

Именная часть составного сказуемого

Устойчивые выражения

Почему?

Как прослав-ленного брата, реки знают тихий Дон.

Звезды дрожали в глубине неба, как дрожат капли росы на траве.

Сравнительный оборот

Придаточное предложение

Объясните постановку знаков препинания, определите, что связывает союз как.   Лед как сахар. 2) Все идет как по маслу. 3) Даль, как настоящий художник, успел сделать дело своей жизни.  4) Это была, как вы могли догадаться, наша героиня. 5) Как камень упал сокол на землю. 6) Мы плыли по темной, как чернила, реке. ( Оборот с союзом как входит в состав сказуемого.)    (Устойчивое сочетание.)  (Оттенок причинности.)  (Как входит в вводное предложение.)  (Можно заменить – камнем.)  (Сравнительный оборот.)   

Объясните постановку знаков препинания, определите, что связывает союз как.

  • Лед как сахар.

2) Все идет как по маслу.

3) Даль, как настоящий художник, успел сделать дело своей жизни.

4) Это была, как вы могли догадаться, наша героиня.

5) Как камень упал сокол на землю.

6) Мы плыли по темной, как чернила, реке.

( Оборот с союзом как входит в состав сказуемого.)

(Устойчивое сочетание.)

(Оттенок причинности.)

(Как входит в вводное предложение.)

(Можно заменить – камнем.)

(Сравнительный оборот.)   

Определите вид придаточного.   Не видели они, как время пролетело.  Мне вдруг стало так хорошо, как бывает в детстве. Свою Москву в обиду мы не дали, как нас в обиду не дала она. Дожди, выпадающие в середине июля, хотя они непрошенные, хлебам не вредят.

Определите вид придаточного.

  • Не видели они, как время пролетело.
  • Мне вдруг стало так хорошо, как бывает в детстве.
  • Свою Москву в обиду мы не дали, как нас в обиду не дала она.
  • Дожди, выпадающие в середине июля, хотя они непрошенные, хлебам не вредят.
Так (как), (то) есть, потому (что), как(то), если (бы), когда(нибудь), (от)туда, (от)того что, (по)видимому, мало(помалу), как(будто), (в)следстви… того что, (в)виду того что,  (в)связи с тем что, для того что(бы).  Так как, то есть, потому что, как-то, если бы, когда-нибудь, оттуда, оттого что, по-видимому, мало-помалу, как будто, вследствие того что, ввиду того что,  в связи с тем что, для того чтобы.
  • Так (как), (то) есть, потому (что), как(то), если (бы), когда(нибудь), (от)туда, (от)того что, (по)видимому, мало(помалу), как(будто), (в)следстви… того что, (в)виду того что,  (в)связи с тем что, для того что(бы).

Так как, то есть, потому что, как-то, если бы, когда-нибудь, оттуда, оттого что, по-видимому, мало-помалу, как будто, вследствие того что, ввиду того что,  в связи с тем что, для того чтобы.

Преобразование простого предложения в сложно-подчинённое предложение Замените придаточное  в предложении Так как дождь перестал, мы можем отправляться на прогулку  придаточным условия.

Преобразование простого предложения в сложно-подчинённое предложение

  • Замените придаточное  в предложении
  • Так как дождь перестал, мы можем отправляться на прогулку
  • придаточным условия.
Замените простое предложение   Однако, болтая с тобой, грибов не соберешь сложноподчиненным с придаточным: причины условия следствия

Замените простое предложение

  • Однако, болтая с тобой, грибов не соберешь

сложноподчиненным с придаточным:

  • причины
  • условия
  • следствия
Задание ЕГЭ: А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложе­нии должны стоять запятые? В такую погоду (1) когда природа казалась кроткой и задумчивой (2) Иван Ивано­вич и Буркин были проникнуты любовью к этому полю (3) и оба думали о том (4) как велика (5) и как прекрасна эта страна. 1, 2, 4  2) 1, 2, 3    3) 1, 2, 3, 4  4) 1, 2, 3, 4, 5

Задание ЕГЭ:

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложе­нии должны стоять запятые?

В такую погоду (1) когда природа казалась кроткой и задумчивой (2) Иван Ивано­вич и Буркин были проникнуты любовью к этому полю (3) и оба думали о том (4) как велика (5) и как прекрасна эта страна.

  • 1, 2, 4 2) 1, 2, 3

3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4, 5

ЛИХАטЕВ Дмитрий Сергеевич российский ученый-литературовед и общественный деятель, академик РАН, Герой Труда В 1928-32 был репрессирован, узник Соловецких лагерей. Фундаментальные исследования «Слова о полку Игореве », литературы и культуры Древней Руси, проблем текстологии. Работы о русской культуре и наследовании ее традиций

ЛИХАטЕВ Дмитрий Сергеевич

  • российский ученый-литературовед и общественный деятель, академик РАН, Герой Труда
  • В 1928-32 был репрессирован, узник Соловецких лагерей.
  • Фундаментальные исследования «Слова о полку Игореве », литературы и культуры Древней Руси, проблем текстологии.
  • Работы о русской культуре и наследовании ее традиций
Д/з С190,№ 315 Прочитать. Сформулировать и записать проблему текста и позицию автора:  В этом тексте Д.С.Лихачёв поднимает (затрагивает, разрабатывает..) проблему  (чего?) … -проблема  Дмитрий Сергеевич утверждает, что : «… цитата …..» - позиция автора
  • Д/з С190,№ 315 Прочитать.
  • Сформулировать и записать проблему текста и позицию автора:

В этом тексте Д.С.Лихачёв поднимает (затрагивает, разрабатывает..) проблему (чего?) … -проблема

Дмитрий Сергеевич утверждает, что : «… цитата …..» - позиция автора

Диктант «Проверь себя» (отработка умения грамотно оформлять СПП на письме)   Предполагалось, что, повернув на север, экспедиция большую часть пути пройдет по совершенно безлюдной тайге, где не будет ни одного селения, и выйдет к южным склонам горного хребта.  Путь экспедиции, в состав которой входило также несколько местных проводников, начался недалеко от побережья. Хотя всё, казалось бы, было готово, в дорогу сумели выйти только через два дня. Вначале поднимались вверх по реке, что впадала в море. Однако через неделю лодки пришлось оставить, потому что река стала мелкой, и дальше двигались пешком.

Диктант «Проверь себя» (отработка умения грамотно оформлять СПП на письме)

  • Предполагалось, что, повернув на север, экспедиция большую часть пути пройдет по совершенно безлюдной тайге, где не будет ни одного селения, и выйдет к южным склонам горного хребта. Путь экспедиции, в состав которой входило также несколько местных проводников, начался недалеко от побережья. Хотя всё, казалось бы, было готово, в дорогу сумели выйти только через два дня. Вначале поднимались вверх по реке, что впадала в море. Однако через неделю лодки пришлось оставить, потому что река стала мелкой, и дальше двигались пешком.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!