СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знаки препинания при обращении и вводных словах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания при обращении и вводных словах»

№ 18 Знаки препинания при обращении и вводных словах

18 Знаки препинания при обращении и вводных словах

Обращения – слова и сочетания слов, которые называют адресата речи (того, к кому или к чему обращаются с речью).  Выделяется ЗАПЯТЫМИ со всех сторон. Если обращения соединены союзом И, то они не отделяются друг от друга запятой.  Девочки и мальчики, сегодня мы идем на концерт. Если между обращениями нет союза И, то они отделяются запятой. Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья… (А. Пушкин.) Если после обращения имеется определение или приложение, то оно обособляется; такое определение воспринимается как второе обращение. Дедушка, миленький, где ж ты был? (Распутин)

Обращения – слова и сочетания слов, которые называют адресата речи (того, к кому или к чему обращаются с речью). 

Выделяется ЗАПЯТЫМИ со всех сторон.

Если обращения соединены союзом И, то они не отделяются друг от друга запятой. 

Девочки и мальчики, сегодня мы идем на концерт.

Если между обращениями нет союза И, то они отделяются запятой.

Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья… (А. Пушкин.)

Если после обращения имеется определение или приложение, то оно обособляется; такое определение воспринимается как второе обращение.

Дедушка, миленький, где ж ты был? (Распутин)

Частицы и междометия перед обращением

Частицы и междометия перед обращением

Местоимения ТЫ и ВЫ: обращение или нет?

Местоимения ТЫ и ВЫ: обращение или нет?

ПРОВЕРЬ СЕБЯ. Расставьте пропущенные знаки препинания . На этот раз пусть люди разойдутся. Вы Капулетти следуйте за мной, А вас я жду Монтекки в Виллафранке По делу этому в теченье дня. До свиданья друг мой до свиданья. Милый мой ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди. Прощай моя родина! Север прощай, - Отечество славы и доблести край. По белому свету судьбою гоним, Навеки останусь я сыном твоим!

ПРОВЕРЬ СЕБЯ.

Расставьте пропущенные знаки препинания .

На этот раз пусть люди разойдутся.

Вы Капулетти следуйте за мной,

А вас я жду Монтекки в Виллафранке

По делу этому в теченье дня.

До свиданья друг мой до свиданья.

Милый мой ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

Прощай моя родина! Север прощай, -

Отечество славы и доблести край.

По белому свету судьбою гоним,

Навеки останусь я сыном твоим!

Кто волны вас остановил, Кто оковал ваш бег могучий, Кто в пруд безмолвный и дремучий Поток мятежный обратил? Заметила ли ты о друг мой молчаливый О мой забытый друг о друг моей весны Что в каждом дне есть миг глубокой, боязливой, Почти внезапной тишины? Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила читатель дорогой Красою тихою, блистающей смиренно.

Кто волны вас остановил,

Кто оковал ваш бег могучий,

Кто в пруд безмолвный и дремучий

Поток мятежный обратил?

Заметила ли ты о друг мой молчаливый

О мой забытый друг о друг моей весны

Что в каждом дне есть миг глубокой, боязливой,

Почти внезапной тишины?

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила читатель дорогой

Красою тихою, блистающей смиренно.

Запятая при вводных словах и словосочетаниях Вводными  называются слова, словосочетания и предложения, с помощью которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания. Вводные слова не являются членами предложения (к ним нельзя задать вопрос), выделяются интонационно и пунктуационно. По своему значению вводные слова делятся на несколько групп:

Запятая при вводных словах и словосочетаниях

Вводными  называются слова, словосочетания и предложения, с помощью которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания.

Вводные слова не являются членами предложения (к ним нельзя задать вопрос), выделяются интонационно и пунктуационно.

По своему значению вводные слова делятся на несколько групп:

ПРОВЕРЬ СЕБЯ. Расставьте пропущенные знаки препинания .      1. Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Но потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.  1. Здесь (1) по рассказам очевидцев (2) когда-то стояло богатое село. Следователь сумел восстановить именно (3) по рассказам очевидцев (4) последовательность событий.     3. Иногда Ивану Петровичу Аргунову (1) всё-таки (2) удавалось целиком отдаться вдохновению. В такой радостный час (3) наверное (4) и создал он портрет неизвестной молодой женщины в праздничном крестьянском платье.     4. Это музыкальное произведение (1) конечно (2) привлекает внимание слушателя. Но в его звучании (3) пожалуй (4) недостаёт собственного чувства исполнителя, его любви и страсти, тихой нежности и светлой грусти.   5. Весёлое, беззаботное детство (1) всё равно (2) когда-нибудь кончится, а взрослая жизнь (3) конечно (4) потребует серьёзных решений и ответственных поступков.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ.

Расставьте пропущенные знаки препинания .

1. Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Но потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.

1. Здесь (1) по рассказам очевидцев (2) когда-то стояло богатое село. Следователь сумел восстановить именно (3) по рассказам очевидцев (4) последовательность событий.

3. Иногда Ивану Петровичу Аргунову (1) всё-таки (2) удавалось целиком отдаться вдохновению. В такой радостный час (3) наверное (4) и создал он портрет неизвестной молодой женщины в праздничном крестьянском платье.

4. Это музыкальное произведение (1) конечно (2) привлекает внимание слушателя. Но в его звучании (3) пожалуй (4) недостаёт собственного чувства исполнителя, его любви и страсти, тихой нежности и светлой грусти.

5. Весёлое, беззаботное детство (1) всё равно (2) когда-нибудь кончится, а взрослая жизнь (3) конечно (4) потребует серьёзных решений и ответственных поступков.

1. Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда небо (3) казалось (4) бездонным морем, расстилавшимся перед глазами. 2. В Академии художеств В. И. Суриков учился (1) по его словам (2) «со страшной жадностью к занятиям» и при таком усердии (3) разумеется (4) окончил её с золотой медалью. 3. Петербургские гвардейцы (1) казалось бы (2) занимались исключительно организацией и проведением «дворцовых переворотов» (3) однако (4) они не были слепым орудием тех или иных группировок: выбор, который делала гвардия, почти всегда вёл страну вперёд. 4. Среди поэтов «серебряного века» А. Блок занимает (1) несомненно (2) особое положение. Он не повторяет чужих тем, но черпает содержание своих стихов (3) исключительно (4) из глубины своей души. 5. Мучительная искренность Л. Толстого и недовольство собой (1) конечно (2) часть его живой души, но важнее всего для нас (3) пожалуй (4) то, как побеги духовного развития писателя прорастают в его творчестве.

1. Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда небо (3) казалось (4) бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.

2. В Академии художеств В. И. Суриков учился (1) по его словам (2) «со страшной жадностью к занятиям» и при таком усердии (3) разумеется (4) окончил её с золотой медалью.

3. Петербургские гвардейцы (1) казалось бы (2) занимались исключительно организацией и проведением «дворцовых переворотов» (3) однако (4) они не были слепым орудием тех или иных группировок: выбор, который делала гвардия, почти всегда вёл страну вперёд.

4. Среди поэтов «серебряного века» А. Блок занимает (1) несомненно (2) особое положение. Он не повторяет чужих тем, но черпает содержание своих стихов (3) исключительно (4) из глубины своей души.

5. Мучительная искренность Л. Толстого и недовольство собой (1) конечно (2) часть его живой души, но важнее всего для нас (3) пожалуй (4) то, как побеги духовного развития писателя прорастают в его творчестве.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!