Вид занятий: Лекционно-практическое.
Тема урока: Знаки и символы Восточного календаря. Дракон.
Тип урока: Комбинированный.
Цель: Формирование духовной культуры, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным наследиям народов мира.
1. Обучающая: формирование навыков графического изображения, пространственного расположения рисунка на листе.
2. Развивающая: развивать фантазию, любознательность, внимание и наблюдательность.
3. Воспитывающая: содействовать идейному и эстетическому воспитанию учащихся.
Задачи урока: 1. Выполнить на листе формата А4 эскиз дракона.
2. Композиционно верное размещение рисунка.
Оборудование для учителя: репродукции с изображениями драконов.
Оборудование для учащихся: карандаши, акварель, ластик, цветные мелки, баночки с водой.
План урока:
1. Организационный момент 2-3 минуты.
2. Проверка готовности учащихся к уроку 2-3 минуты.
3. Сообщение нового материала к уроку 12-15 минут.
4. Практическая часть урока 20 минут.
5. Подведение итогов работы 2-3 минуты.
Ход урока:
Учитель: Мы сегодня научимся рисовать одного из самых фантастических сказочных животных - Дракона.
Новый 2012 год – год черного водяного Дракона. Это год, который нужно наполнить добрыми делами, любовью к своим близким, друзьям, и окружающим нас людям.
Посмотрите на нашего Дракошу. Он нам говорит:
Будет мудрым год,
Ведь я, знаете, чуть-чуть змея,
Будет ярким год, ребята,
На события богатым.
Много будет доброты,
Много будет красоты.
Счастья, радости, веселья,
И в морозы, и в капели,
И в жару, и в дождь, и в бурю –
Никогда я лоб не хмурю.
Оптимизма полон я,
Вам скажу, мои друзья.
Тот кто добр и чист душой,
За того стою горой.
И несу тому удачу,
Только так, а не иначе!
Слово «Дракон» происходит от греческого “drаkon”, которое обозначает «змея, морская рыба». Драконов обычно изображают в виде змей или рептилий с крыльями или без, с огненным дыханием. Драконы в восточной мифологии обычно доброжелательны, мудры, а в европейской жестоки, злы, злорадны.
В славянских сказках дракон часто многоголов и выдыхает огонь даже, когда летит – это наш любимый Змей Горыныч. Часто, срубив голову Дракона, на её месте вырастает новая.
Драконам часто дают тюркские названия (например - зилант), символизирующий древний конфликт между людьми, добром и злом. Зилант – символ Казани.
Дракон – знак удачи. Он символизирует жизнь и рост, олицетворяет 4 благополучия: богатство, добродетель, гармонию и долголетие. Наш Дракоша покровитель земель, народов. Четыре стихии сочетаются в нём: живет на земле и в воде, летает по воздуху и повелевает огнем.
Дракона можно назвать символом Востока. Разгневанный дракон мог послать страшную бурю, наводнение или засуху, поэтому его надо было задобрить, ублажить, одарить. Для драконов строились храмы, где им поклонялись и приносили богатые дары. Образ Дракона часто встречается в памятниках культуры Китая, Индии, Кореи, Японии и стран Юго-Восточной Азии.
Ребята, в заключении моей беседы, я хочу спросить у вас:
1. Чем вам понравится этот образ?
2. Каким изображается Дракон в славянских сказках (Змей Горыныч трехголовый).
3. Чем отличается Дракон в культурах Запада и Востока?
4. Ребята, как вы думаете, каким может быть происхождение у сказочного Дракона (от динозавтра)?
Учитель показывает схематичные изображения Драконов, проводит анализ внешнего вида, формы.
- Ну, а теперь мы будем рисовать Драконов и, я думаю, каждый изобразит свой образ, но сначала разберем этапы предстоящей работы:
1. выбор композиции листа (каждый решает самостоятельно в зависимости от образа).
2. Выполнение рисунка (первоначально слегка касаясь карандашом, а когда линия найдена проводим более четко).
3. Работа в цвете может быть выполнена различными изобразительными материалами.
Учитель показывает варианты изображения Драконов в цвете.
Цветовая гамма должна быть продумана, рисунок можно выполнить графически.
Во время урока, учитель проходит по кабинету, наблюдает за самостоятельной работой учеников.
В конце урока просмотр работ с последующим обсуждением образов драконов, подведение итогов, оценка работ.