ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
Винакова Ж.И.
МБОУ «Лицей №9»
г.Белгород
Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни ребенка, поскольку меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам, приобретает новый статус. Поступление в школу для многих детей является эмоционально-стрессовой ситуацией. От правильной организации адаптационного периода зависит не только успешность овладения детьми учебной деятельностью, но и их здоровье, комфортность пребывания в школе, отношение к учению.
Все ученики начальных классов нашей школы обучаются по УМК системы Занкова, который, на наш взгляд, органично сочетается с требованиями новых образовательных стандартов, в частности, позволяет реализовать системно-деятельностный подход.
1слайд 2 слайд
3 слайд 4 слайд
6 слайд
7 слайд 8 слайд
Задачу по формированию учебной деятельности начинаю решать с первых уроков 1 класса. С первого дня обучения дети учатся слушать и слышать друг друга, соотносить внешнюю (учительскую) оценку со своей (самооценкой), работать с разными мнениями на уроке, различать коллизии, «ловушки». Для этого вводятся знаки согласия - несогласия «+» и «–». Особое внимание уделяется коллективному обсуждению детских сомнений.
В период адаптации я стараюсь обеспечить плавный переход от игровой деятельности к учебной, организую коллективную, групповую и индивидуальную формы работы.
Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по - разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и, действительно, привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителями. При всем многообразии различных проявлений в поведении детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых.
Остановлюсь на некоторых особенностях урока в технологии системно -деятельностного подхода.
1. На этапе актуализации знаний ( в начале урока) организую парную или самостоятельную) работу, в результате чего повторяю изученный материал, необходимый для «открытия нового знания», и выявляю затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Возникает проблемная ситуация: где и почему возникло затруднение ( «Чего мы ещё не знаем?»); затем пробуем сформулировать тему, цель урока и как мы этого будем добиваться.( дети говорят: будем работать с учебником, рассуждать, анализировать, думать и т.д.)
2. На этапе «Открытия нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) организую диалог, групповую или парную работу, самостоятельную исследовательскую деятельность.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами. Каждая группа выступает у доски, представляя тот материал, который у них получился.
3. На этапе первичного закрепления организую фронтальную работу, работу в парах. Можно предложить самостоятельную работу с самопроверкой по эталону, а также взаимоконтроль, когда дети обмениваются тетрадями и ставят + или - .
Работа в паре способствует развитию речи обоих учеников, закреплению знаний и умений, оказывает благоприятное воздействие на формирование коллективизма и товарищества. В процессе такой работы развивается контроль и самоконтроль. Этому способствует и работа с рубриками «Проверь себя», «Найди ошибку» и др. Чаще всего эта работа проводится в рабочих тетрадях. Анализируем ответы вместе с детьми. Это позволяет обучающимся объективно оценивать свою работу.
4. На заключительном этапе организую рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Для формирования оценочной деятельности использую шкалу успеха, лесенку знаний, светофор, оценочный лист, градусник настроения и др.
Полученный результат соотносится с поставленной целью, фиксируются неразрешенные затруднения. Вопросы:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания?
9 слайд 10 слайд
11 слайд