СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение системно-деятельностного подхода в адаптационный период первоклассников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное выступление раскрывает значение системно-деятельностного подхода в адаптационный период первоклассников, о позиции учителя и позиции ученика в этот сложный период обучения.Активными формами и методами в этот период являются: игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, парная и групповая работа на уроке, оценочная деятельность учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Значение системно-деятельностного подхода в адаптационный период первоклассников.»

ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ПЕРВОКЛАССНИКОВ.


Винакова Ж.И.

МБОУ «Лицей №9»

г.Белгород


Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни ребенка, поскольку меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам, приобретает новый статус. Поступление в школу для многих детей является эмоционально-стрессовой ситуацией. От правильной организации адаптационного периода зависит не только успешность овладения детьми учебной деятельно­стью, но и их здоровье, комфортность пребывания в школе, отношение к учению.

Все ученики начальных классов нашей школы обучаются по УМК системы Занкова, который, на наш взгляд, органично сочетается с требованиями новых образовательных стандартов, в частности, позволяет реализовать системно-деятельностный подход.

1слайд 2 слайд

3 слайд 4 слайд

6 слайд

7 слайд 8 слайд


Задачу по формированию  учебной деятельности начинаю решать с первых уроков 1 класса. С первого дня обучения дети учатся слушать и слышать друг друга, соотносить внешнюю (учительскую) оценку со своей (самооценкой), работать с разными мнениями на уроке, различать коллизии, «ловушки». Для этого вводятся знаки согласия - несогласия «+» и «–». Особое внимание уделяется коллективному обсуждению детских сомнений.

В период адаптации я стараюсь обеспечить плавный переход от игровой деятельности к учебной, организую коллективную, групповую и индивидуальную формы работы.

Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по - разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и, действительно, привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителями. При всем многообразии различных проявлений в поведении детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых.

Остановлюсь на некоторых особенностях урока     в     технологии     системно -деятельностного подхода.

1. На этапе актуализации знаний ( в начале урока) организую парную или самостоятельную) работу, в результате чего повторяю изученный материал, необходимый для «открытия нового знания», и выявляю затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Возникает проблемная ситуация: где и почему возникло затруднение ( «Чего мы ещё не знаем?»); затем пробуем сформулировать тему, цель урока и как мы этого будем добиваться.( дети говорят: будем работать с учебником, рассуждать, анализировать, думать и т.д.)

2. На этапе «Открытия нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) организую диалог, групповую или парную работу, самостоятельную исследовательскую деятельность.

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами. Каждая группа выступает у доски, представляя тот материал, который у них получился.

3. На этапе первичного закрепления организую фронтальную работу, работу в парах. Можно предложить самостоятельную работу с самопроверкой по эталону, а также взаимоконтроль, когда дети обмениваются тетрадями и ставят + или - .

Работа в паре способствует развитию речи обоих учеников, закреплению знаний и умений, оказывает благоприятное воздействие на формирование коллективизма и товарищества. В процессе такой работы развивается контроль и самоконтроль. Этому способствует и работа с рубриками «Проверь себя»,  «Найди ошибку» и др.  Чаще всего эта работа проводится в рабочих тетрадях. Анализируем  ответы  вместе с детьми. Это позволяет обучающимся объективно оценивать свою работу.

4. На заключительном этапе организую рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Для формирования оценочной деятельности использую шкалу успеха, лесенку знаний, светофор, оценочный лист, градусник настроения и др.

Полученный результат соотносится с поставленной целью, фиксируются неразрешенные затруднения. Вопросы:

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания?

9 слайд 10 слайд


11 слайд


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!