Биология 8 класс
ТЕМА: «Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей»
Цели и задачи урока:
Раскрыть значение ОДС в организме человека.
Сформировать представление о строении костей, их составе, свойствах и росте.
Развивать умение устанавливать взаимосвязь между строением и функцией.
Способствовать практическому использованию полученных знаний в повседневной жизни для решения проблемных вопросов.
Планируемые результаты: называть части ОДС, структурные компоненты и свойства кости, виды костей; определять понятия по теме урока; описывать особенности строения и химического состава костей.
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
-устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению; -ценностное отношение к своему здоровью. | - Регулятивные - волевая саморегуляция на протяжении всего урока, организует рабочее место, планирует, рефлексирует, оценивает свою деятельность. Познавательные-анализирует, структурирует знания, строит речевое высказывание. Коммуникативные - умеет слушать и отвечать на вопросы учителя, находит общее решение; учитывает разные мнения и умеет обосновывать своё, умеет работать в группе. | -называет части ОДС; -знает особенности строения костей; виды костей -описывает особенности строения и химического состава костей. |
Основные термины и понятия: пассивный и активный элементы опорно-двигательной системы, надкостница, компактное вещество, губчатое вещество, диафиз, эпифиз.
Тип урока: комбинированный, проблемно-поисковый.
Ресурсы урока:
Основные: интерактивный мультимедийный комплекс, презентация к уроку (Приложение № 1),
материалы к лабораторному практикуму (наборы костей)
Дополнительные: модель скелета человека, таблицы «Скелет», «Строение костей».
Структура урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний
Мотивация учебной деятельности, постановка целей урока.
Изучение нового материала, выполнение практической работы.
Подведение итогов урока, обобщение и систематизация знаний (беседа, тест).
Домашнее задание, рефлексия урока.
Ход урока:
Организационный момент.
Взаимное приветствие, создание благоприятной психологической атмосферы урока.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут….. Сегодня я буду вашим учителем биологии. Как ваше настроение? Надеюсь, в конце урока оно будет просто замечательным!
- Я не случайно оказалась в вашем классе. Я наблюдала за вами. Вы замечательно поёте, занимаетесь спортом, танцуете, вы активны! Поэтому девиз урока будет такой:
«Движение – это жизнь!»
Как вы понимаете эти слова?
Актуализация знаний.
Интеллектуальная разминка по методике «Микрофон»:
Что такое клетка?
Что такое ткань?
Что такое орган?
Что такое система органов?
Какие системы органов животных вы знаете?
Мотивация учебной деятельности, определение темы и целей урока:
- О какой системе органов мы будем говорить сегодня, согласно нашему девизу «Движение – это жизнь»? Какая система обеспечивает движение?
Вывод: Движение обеспечивает костно-мышечная система или опорно-двигательный аппарат.
В состав ОДС входят кости скелета и мышцы. Мышцы – это активная, а кости скелета – пассивная составляющая ОДС. Сегодня мы познакомимся с пассивной составляющей.
Следовательно, Тема сегодняшнего урока … (уч-ся формулируют тему сами и записывают её в тетрадь, а учитель на доску).
Изучение нового материала:
Нам помочь пришёл один мой знакомый. Его имя переводится как высохший, высушенный. Это скелет человека. Давайте познакомимся с ним поближе.
Кости скелета (записывают в печатной тетради)
- Мы назвали основные кости. Как вы думаете, сколько всего костей в скелете человека?
- На что был бы похож человек без скелета? Следовательно, основная функция скелета – это опора. Но это не единственная функция.
Задание группам: Каково значение скелета?
(Обсуждение, предлагают варианты, сверяем с текстом слайда)
Практическая работа (Выдаются образцы костей)
- Все ли кости одинаковы? Чем отличаются?
- Действительно, по внешнему виду кости можно разделить на три группы:
Трубчатые
Плоские
Смешанные
Выполните задание в ПТ
Проблемный вопрос:
У человека массой 70 кг средняя масса костей составляет 9-11 кг. Чем можно объяснить высокую прочность и мощность скелета при его относительной легкости?
Бедренная кость человека вдоль оси выдерживает груз 1 500 кг (легковой автомобиль). Почему она при этом не ломается?
Для решения этой проблемы нам предстоит выяснить состав костей и особенности их строения.
Внешнее и внутреннее строение кости (слайды): дать определения понятий диафиз, эпифиз, надкостница, компактное и губчатое вещество кости, красный и желтый костный мозг.
Микрофотографии костной и хрящевой тканей (слайды)
В состав костей входят органические и неорганические вещества. Органические вещества придают кости упругость и эластичность. Неорганические – прочность.
Проблемный вопрос: в скелете человека 206 костей. Масса скелета у новорожденного составляет 10-11% массы тела, а у взрослых людей – 20% массы тела. С чем это связано?
Для решения этой проблемы нам предстоит узнать, как происходят рост и развитие костей.
Рост и развитие костей (слайд): в длину – за счет деления клеток хрящевой ткани эпифиза; в толщину – за счет деления клеток надкостницы. Рост костей человека – до 25 лет, затем эпифизарный хрящ окостеневает и рост прекращается.
Подведение итогов урока, обобщение и систематизация знаний
Беседа по вопросам:
Из чего состоит опорно-двигательный аппарат?
Каковы функции скелета?
Какие бывают кости?
Каков химический состав костей?
Домашнее задание стр. ,
Рефлексия. Продолжи любую фразу:
«Я сегодня узнал…..»,
«Для меня было новым, то что….»,
«Мне было не понятно….»,
«Я расскажу (кому) о полученных знаниях»
Скажите «Благодарю» кому-то из присутствующих.
- А я благодарю вас за сотрудничество!
Тест Ф.И.____________________________
1. Органические вещества придают кости:
А) хрупкость
Б) твёрдость
В) эластичность
2. Лопатка является примером:
А) смешанных костей
Б) плоских костей
В) трубчатых костей
3. Сколько костей в скелете человека:
А) 400
Б) 150
В) 200
4. Скелетом называют совокупность
А) костей, мышц, хрящей
Б) костей, мышц
В) костей, хрящей, связок
5. Если удалить их костей неорганические вещества, то они:
А) станут хрупкими
Б) станут упругими
В) перестанут расти