Организационный момент | мин | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. - Армысыздар құрметті қонақтар мен оқушылар! - Hello, children and dear guests! - Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! | Слайд № 1 |
Основная часть а) Вступительная беседа учителя б) Объяснение новой темы Мозговой штурм Опыт Работа в группах Экскурсия Первая остановка – носовая полость Мұрын қуысы Nasal cavity Работа с источником информации Работа в группах Вторая остановка – гортань көмей throat Третья остановка – голосовые связки дауыс желбезегі vocal chords Работа в группах Упражнение 1 Упражнение 2 Четвертая остановка – трахея кеңірдек trachea Пятая остановка – легкие Өкпе Lungs Работа в группах Демонстрация Наблюдение | 3 мин | Форма работы сегодня – урок – практикум. За 45 минут мы раскроем значение дыхания, узнаем, как устроена и как работает дыхательная система человека. Кроме того, мы познакомимся с механизмом образования голоса и узнаем, почему голоса разных людей отличаются друг от друга. - Ребята, мы закончили изучение главы «Кровь и кровообращение». - А с какими системами органов тесно взаимосвязана эта система? (С органами пищеварения, дыхания, выделения). - В органах дыхания происходит газообмен. - Но для чего мы дышим? - Какое значение для нас, как, впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание? Жизнь и дыхание неотделимы. Поговорка «Это нам нужно как воздух!» («Бұл бізге ауа сияқты қажет!» "We need this as air!") выражает особую потребность организма в воздухе. Дыхание – самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование. | Запись темы урока в тетрадь: Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Дышат люди, дышат звери. Дышат все, кто хочет жить. Кто под солнцем иль луною, Может жизнью дорожить. ВИДЕО « Пять тайн дыхания» |
3 мин 1 мин | Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется не менее 2 куб. м воздуха / 1 час. Люди не раз гибли, находясь в наглухо закрытых помещениях. Так, в 1846 году на судне «Мери Сомс» погиб батальон солдат, укрывшихся в трюме во время шторма, хотя судно осталось абсолютно невредимым. - Что называется дыханием и какова его роль? Вывод: Коротко процесс дыхания можно записать так Органические вещества + кислород – Окисление – Углекислый газ + вода + энергия Органикалық заттар+оттек-қышқылдану-көмірқышқыл газы+су+қуат Organic substances + oxygen – oxidation – carbon dioxide + water + energy Убедиться в том, что в результате окисления образуется вода, нам поможет следующий опыт: возьмите зеркало, вдохните небольшую порцию воздуха в себя и задержите дыхание на 2-3 секунды, а затем выдохните воздух на зеркальце. Что вы наблюдаете? (зеркало стало влажным). Еще когда мы можем наблюдать испарение воды? (Зимой на улице изо рта идет пар – это капли воды). Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Энергия необходима для жизнедеятельности организма. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма. | Слайд № 2 Обсуждение в группах, ответы на вопрос Слайд № 3 Запись определения в тетрадь: дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой |
3 мин | Давайте вспомним органы дыхания других живых организмов. Проследим эволюционные изменения от рыб до млекопитающих. Карточки: РЫБЫ (Балықтар, Fishes), ЗЕМНОВОДНЫЕ (Қосмекенділер, Amphibia), ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (Бауырмен жорғалаушылар Reptiles), ПТИЦЫ (Құстар, Бirds). Таким образом, животные дышат легкими, кожей, жабрами. Чем крупнее животное – тем медленнее оно дышит. Слон делает всего 10 вдохов и выходов в минуту, а мышь – 200. | Слайд № 4 |
5 мин | К органам дыхания относится носовая полость, носоглотка, гортань, трахея и бронхи – это воздухоносные пути, а также легкие, в которых происходит обмен газов. А зачем человеку нос? Украшение лица. Представить человека с двумя дырочками на ровном месте просто невозможно. «Без носа человек – чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин,- просто возьми да и вышвырни в окошко!..» - так писал о носе Николай Васильевич Гоголь. - Что такое нёбо? - Чем выстлана носовая полость? - Какое значение имеют реснички? - Какое значение имеет слизь носовой полости? Из носовой полости воздух попадает в носоглотку (жұтқыншақ, nasopharynx) (верхняя часть глотки), а затем в глотку, с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому мы можем дышать и через рот. Кстати, глотка как перекрёсток ведёт и в пищевой канал, и в дыхательное горло (трахею), которое начинается гортанью. Вывод: в носовой полости воздух обеззараживается, с помощью кровеносных сосудов обогревается, очищается от пыли и увлажняется. - С органом дыхания носом связано большое количество пословиц и поговорок, крылатых фраз. Задание: объяснить фразеологизм, крылатое выражение «зарубить на носу», «остаться с носом», «водить за нос» (работа в группе). | Слайд № 5 Слайд № 6 Значение слизи (опыт): Кролику ввели в носовую полость трубочку, воздух не соприкасался со слизью. Через несколько суток кролик погиб из-за обилия бактерий в легкие. Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в лёгких её скопилось бы 5 кг. Объяснить смысл пословиц: Хоть в груди бушует огонь, дым через нос не выпускай. Лучше иметь длинный нос, чем длинный язык. |
2 мин | Гортань расположена между носоглоткой и трахеей, в передней части шеи. Она имеет вид воронки, ее стенки образованы несколькими хрящами. Самый крупный из них – щитовидный хрящ, он защищает гортань спереди. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя кадык. - Попробуйте нащупать щитовидный хрящ и сделать глотательное движение. - Что происходит с щитовидным хрящом? (хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место, при этом воздухоносные пути в момент глотания пищи или слюны защищаются надгортанником, расположенным над гортанью). Это происходит потому, что проход через верхние дыхательные пути и ротовую полость соединяются. Чтобы пища не попала в трахею, надгортанник закрывает проход с помощью мышц. - Что происходит с дыханием во время глотания. (Оно останавливается). - Почему? | Слайд № 7 В Великобритании за 15 лет с 1970 по 1984 год погибло 9 детей в возрасте до 11 лет. У всех причиной смерти явился колпачок от шариковой ручки, внезапно соскользнувший в гортань. Объясните смысл пословицы: Когда я ем – я глух и нем. |
5 мин | Гортань называют «самым прекрасным музыкальным инструментом». Задание: ознакомиться с приложением 1 - Какие образования гортани участвуют в формировании звуков? - При каком положении голосовых связок образуются звуки? - От чего зависят индивидуальные особенности голоса? - Почему у женщин более высокий голос, чем у мужчин? - Почему у детей более высокий голос, чем у взрослых - Что участвует в формировании членораздельной речи? - Давайте вместе произнесем написанное (НА КАРТОЧКАХ) : ЭЛ, ЭМ, ЭН Вывод: гортань обеспечивает прохождение воздуха, образование звуков речи в голосовых связках; в формировании голоса принимают участие язык, зубы, губы, челюсти. - Можно ли по голосу определить настроение человека? Задание группам: произнести с разной интонацией фразы: Қайырлы таң! Good morning! Доброе утро! | Приложение 1. Слайд № 8 Слайд № 9 Приложение № 2 Интонации: радостно; нежно; гневно; насмешливо; вкрадчиво; грозно |
2 мин | Трахея в переводе с греческого означает «шероховатое дыхательное горло. Это широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец и поэтому всегда открыта для поступления воздуха. Она покрыта мерцательным эпителием, выделяющим слизь. Маленькие реснички 500 - 600 раз в минуту трепещут, наклоняясь в одну сторону и постепенно выталкивают прорвавшуюся сюда пыль, слизь , микроорганизмы в глотку, где они проглатываются. Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Глотая крупные куски пищи, можно подавиться и перекрыть трахею. В нижней части трахея делится на 2 бронха (ауатамыр ,bronchial tubes): бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое, ветвятся подобно дереву и образуют бронхиолы. Вывод: трахея обеспечивает прохождение воздуха в бронхи и выводит пылевые частицы и микроорганизмы из легких. | Слайд № 10 В сутки наружу выносится примерно 20 – 30 грамм пыли. Без мерцательных ресничек в наших легких за всю жизнь скопилось бы полведра пыли! |
5 мин | Задание: ознакомиться с приложением 3 - Какое значение имеет плевральная оболочка? - Что снижает трение легких о стенки грудной полости при дыхании? - Какое значение имеют борозды легких? - Где расположены ворота легких? Бронхиолы заканчиваются альвеолами – лёгочными пузырьками, заполненными воздухом, в которых происходит газообмен. Лёгочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует лёгкое. Стенки альвеол состоят из однослойного эпителия, снаружи альвеолы оплетены густой сетью кровеносных капилляров. Через эти тонкие стенки и капилляры за 0.8 секунды происходит обмен кислорода и углекислого газа. Внутренняя поверхность альвеол выстлана тонкой пленкой, которая поддерживает объем пузырьков, не дает им смыкаться. Она также защищает альвеолы от микроорганизмов, после чего или переваривается или выводится наружу в виде мокроты. - Чтобы доказать, что в легких содержится воздух, проведем наблюдение. Вывод: Легкие состоят из легочных пузырьков – альвеол, в которых происходит газообмен. | Слайд № 11 Приложение № 3 Через легкие за 1 минуту проходит около 100 литров воздуха. Показ группам учащихся легкого млекопитающих Слайд № 12 В обоих легких содержится до 700 миллионов альвеол. Общая их поверхность 120 кв.м. Их общая поверхность заняла бы 1/ 3 площади теннисного корта. Это у человека. Например, площадь альвеол у кошки — 7 кв. м, а у лошади — 500 м2. Опыт: сосуд с водой, теннисный шарик, кусочек легкого. Не тонут в воде. Вывод: в легких содержится воздух. |
Закрепление материала Работа в группе | 10 мин | Карточки с заданиями Проверка заданий | Мелодия «Ноктюрн» Шопен Приложение № 4 Слайд № 13 |
Итог урока Рефлексия | 5 мин | - Итак, мы с вами раскрыли основные тайны дыхания, познакомившись со значением дыхания, с органами дыхания. - Какие выводы по теме можно сделать? Продолжите предложения: Сегодня на уроке я узнал(а) …. Теперь я могу …. На уроке я чувствовал(а) себя …. Мне понравилось, как работал (кто?) А еще я хочу сказать…. Этот урок я хочу завершить словами: Нам в этом мире многое дано, Расти, искать и ошибаться, Но, главное дано дышать. А значит, жить и не сдаваться! Сабақтарыңызға рахмет! Thanks for the lesson! Спасибо за урок! Келесі кездескенше! See you again! До новых встреч! | Слайд № 14 Оценки Домашнее задание Слайд № 15 |