СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания» с применением элементов трехъязычия.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новизна и оригинальность урока - побуждение учащихся к активной деятельности через организацию работы в группе, просмотр видеоматериала, использование дополнительной интересной информации по теме, учасие в проведенных опытах и исследованиях, выполнении творческих и практических заданий, внедрения элементов трехъязычия.

Просмотр содержимого документа
««Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания» с применением элементов трехъязычия.»

Урок биологии в 8 классе на тему:

«Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания» 
с применением элементов трехъязычия.


Цель

Изучение особенностей строения органов дыхания в связи с их функциями, раскрытие сущности процесса дыхания, его значения в обмене веществ

Задачи


Развитие у учащихся умения применять полученные знания в жизни, анализируя и делая соответствующие выводы; активизация познавательной деятельности через тестовые задания, биологические задачи

Ожидаемые результаты

Учащиеся понимают значение дыхания как процесса, необходимого для жизни и осваивают основные понятия темы на трех языках

Форма проведения

Урок - практикум

Оборудование

Зеркальца, сигнальные карточки, теннисные шарики, сосуд с водой, легкие млекопитающих, часы, видео презентации, слайдовая презентация, карточки с заданиями


Ход урока:


Этапы

Время

Содержание

Сопровождение урока

Организационный момент

  1. мин

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

- Армысыздар құрметті қонақтар мен оқушылар!

- Hello, children and dear guests!

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!


Слайд № 1



Основная часть


а) Вступительная беседа учителя



























б) Объяснение новой темы









Мозговой штурм















Опыт
















Работа в группах














Экскурсия




Первая остановка –

носовая полость

Мұрын қуысы

Nasal cavity






Работа с источником информации




















Работа в группах




Вторая остановка –

гортань

көмей

throat






















Третья остановка – голосовые связки

дауыс желбезегі

vocal chords


Работа в группах












Упражнение 1









Упражнение 2




Четвертая остановка –

трахея

кеңірдек

trachea

























Пятая остановка – легкие

Өкпе

Lungs


Работа в группах






Демонстрация






















Наблюдение





3 мин

Форма работы сегодня – урок – практикум. За 45 минут мы раскроем значение дыхания, узнаем, как устроена и как работает дыхательная система человека. Кроме того, мы познакомимся с механизмом образования голоса и узнаем, почему голоса разных людей отличаются друг от друга.

- Ребята, мы закончили изучение главы «Кровь и кровообращение».

- А с какими системами органов тесно взаимосвязана эта система?

(С органами пищеварения, дыхания, выделения).

- В органах дыхания происходит газообмен.

- Но для чего мы дышим?

- Какое значение для нас, как, впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание?

Жизнь и дыхание неотделимы. Поговорка «Это нам нужно как воздух!» («Бұл бізге ауа сияқты қажет!»

"We need this as air!") выражает особую потребность организма в воздухе.
Дыхание – самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование.

Запись темы урока в тетрадь:

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания.











Дышат люди,

дышат звери. 
Дышат все, кто хочет жить. 
Кто под солнцем

иль луною, 
Может жизнью дорожить. 


ВИДЕО « Пять тайн дыхания»












3 мин















1 мин


Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется не менее 2 куб. м воздуха / 1 час. Люди не раз гибли, находясь в наглухо закрытых помещениях. Так, в 1846 году на судне «Мери Сомс» погиб батальон солдат, укрывшихся в трюме во время шторма, хотя судно осталось абсолютно невредимым.

- Что называется дыханием и какова его роль?

Вывод: Коротко процесс дыхания можно записать так

Органические вещества + кислород – Окисление –

Углекислый газ + вода + энергия


Органикалық заттар+оттек-қышқылдану-көмірқышқыл газы+су+қуат


Organic substances + oxygen – oxidation – carbon dioxide + water + energy


Убедиться в том, что в результате окисления образуется вода, нам поможет следующий опыт: возьмите зеркало, вдохните небольшую порцию воздуха в себя и задержите дыхание на 2-3 секунды, а затем выдохните воздух на зеркальце. Что вы наблюдаете? (зеркало стало влажным).

Еще когда мы можем наблюдать испарение воды? (Зимой на улице изо рта идет пар – это капли воды).

Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Энергия необходима для жизнедеятельности организма. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма.



Слайд № 2







Обсуждение в группах, ответы на вопрос

Слайд № 3

Запись определения в тетрадь: дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой













3 мин

Давайте вспомним органы дыхания других живых организмов. Проследим эволюционные изменения от рыб до млекопитающих.

Карточки: РЫБЫ (Балықтар, Fishes), ЗЕМНОВОДНЫЕ (Қосмекенділер, Amphibia), ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (Бауырмен жорғалаушылар Reptiles), ПТИЦЫ (Құстар, Бirds).

Таким образом, животные дышат легкими, кожей, жабрами. Чем крупнее животное – тем медленнее оно дышит. Слон делает всего 10 вдохов и выходов в минуту, а мышь – 200.


Слайд № 4



5 мин

К органам дыхания относится носовая полость, носоглотка, гортань, трахея и бронхи – это воздухоносные пути, а также легкие, в которых происходит обмен газов.

А зачем человеку нос? Украшение лица. Представить человека с двумя дырочками на ровном месте просто невозможно. «Без носа человек – чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин,- просто возьми да и вышвырни в окошко!..» - так писал о носе Николай Васильевич Гоголь.

- Что такое нёбо?

- Чем выстлана носовая полость?

- Какое значение имеют реснички?

- Какое значение имеет слизь носовой полости?

Из носовой полости воздух попадает в носоглотку (жұтқыншақ, nasopharynx) (верхняя часть глотки), а затем в глотку, с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому мы можем дышать и через рот. Кстати, глотка как перекрёсток ведёт и в пищевой канал, и в дыхательное горло (трахею), которое начинается гортанью.

Вывод: в носовой полости воздух обеззараживается, с помощью кровеносных сосудов обогревается, очищается от пыли и увлажняется.

- С органом дыхания носом связано большое количество пословиц и поговорок, крылатых фраз.


Задание: объяснить фразеологизм, крылатое выражение «зарубить на носу», «остаться с носом», «водить за нос» (работа в группе).


Слайд № 5




Слайд № 6








Значение слизи (опыт): Кролику ввели в носовую полость трубочку, воздух не соприкасался со слизью. Через несколько суток кролик погиб из-за обилия бактерий в легкие.

Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в лёгких её скопилось бы 5 кг.


Объяснить смысл пословиц:

Хоть в груди бушует огонь, дым через нос не выпускай. 

Лучше иметь длинный нос, чем длинный язык. 

2 мин


























Гортань расположена между носоглоткой и трахеей, в передней части шеи. Она имеет вид воронки, ее стенки образованы несколькими хрящами. Самый крупный из них – щитовидный хрящ, он защищает гортань спереди. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя кадык.

- Попробуйте нащупать щитовидный хрящ и сделать глотательное движение. - Что происходит с щитовидным хрящом? (хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место, при этом воздухоносные пути в момент глотания пищи или слюны защищаются надгортанником, расположенным над гортанью).

Это происходит потому, что проход через верхние дыхательные пути и ротовую полость соединяются. Чтобы пища не попала в трахею, надгортанник закрывает проход с помощью мышц.

- Что происходит с дыханием во время глотания. (Оно останавливается).

- Почему?


Слайд № 7








В Великобритании за 15 лет с 1970 по 1984 год погибло 9 детей в возрасте до 11 лет. У всех причиной смерти явился колпачок от шариковой ручки, внезапно соскользнувший в гортань.



Объясните смысл пословицы:

Когда я ем – я глух и нем.

5 мин

Гортань называют «самым прекрасным музыкальным инструментом».

Задание: ознакомиться с приложением 1

- Какие образования гортани участвуют в формировании звуков?

- При каком положении голосовых связок образуются звуки?

- От чего зависят индивидуальные особенности голоса?

- Почему у женщин более высокий голос, чем у мужчин?

- Почему у детей более высокий голос, чем у взрослых

- Что участвует в формировании членораздельной речи?

- Давайте вместе произнесем написанное (НА КАРТОЧКАХ) : ЭЛ, ЭМ, ЭН

Вывод: гортань обеспечивает прохождение воздуха, образование звуков речи в голосовых связках; в формировании голоса принимают участие язык, зубы, губы, челюсти.

- Можно ли по голосу определить настроение человека?

Задание группам: произнести с разной интонацией фразы: Қайырлы таң!

Good morning! Доброе утро!


Приложение 1.


Слайд № 8



Слайд № 9






Приложение № 2












Интонации: радостно; нежно; гневно; насмешливо; вкрадчиво; грозно


2 мин

Трахея в переводе с греческого означает «шероховатое дыхательное горло. Это широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец и поэтому всегда открыта для поступления воздуха. Она покрыта мерцательным эпителием, выделяющим слизь. Маленькие реснички 500 - 600 раз в минуту трепещут, наклоняясь в одну сторону и постепенно выталкивают прорвавшуюся сюда пыль, слизь , микроорганизмы в глотку, где они проглатываются. Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Глотая крупные куски пищи, можно подавиться и перекрыть трахею.

В нижней части трахея делится на 2 бронха (ауатамыр ,bronchial tubes): бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое, ветвятся подобно дереву и образуют бронхиолы.

Вывод: трахея обеспечивает прохождение воздуха в бронхи и выводит пылевые частицы и микроорганизмы из легких.


Слайд № 10











В сутки наружу выносится примерно 20 – 30 грамм пыли. Без мерцательных ресничек в наших легких за всю жизнь скопилось бы полведра пыли!



5 мин

Задание: ознакомиться с приложением 3

- Какое значение имеет плевральная оболочка?

- Что снижает трение легких о стенки грудной полости при дыхании?

- Какое значение имеют борозды легких?

- Где расположены ворота легких?


Бронхиолы заканчиваются альвеолами – лёгочными пузырьками, заполненными воздухом, в которых происходит газообмен. Лёгочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует лёгкое.

Стенки альвеол состоят из однослойного эпителия, снаружи альвеолы оплетены густой сетью кровеносных капилляров. Через эти тонкие стенки и капилляры за 0.8 секунды происходит обмен кислорода и углекислого газа.

Внутренняя поверхность альвеол выстлана тонкой пленкой, которая поддерживает объем пузырьков, не дает им смыкаться. Она также защищает альвеолы от микроорганизмов, после чего или переваривается или выводится наружу в виде мокроты.

- Чтобы доказать, что в легких содержится воздух, проведем наблюдение.

Вывод: Легкие состоят из легочных пузырьков – альвеол, в которых происходит газообмен.


Слайд № 11

Приложение № 3


Через легкие за 1 минуту проходит около 100 литров воздуха.


Показ группам учащихся легкого млекопитающих


Слайд № 12


В обоих легких содержится до 700 миллионов альвеол. Общая их поверхность 120 кв.м. Их общая поверхность заняла бы 1/ 3 площади теннисного корта. Это у человека. Например, площадь альвеол у кошки — 7 кв. м, а у лошади — 500 м2.




Опыт:

сосуд с водой, теннисный шарик, кусочек легкого. Не тонут в воде. Вывод: в легких содержится воздух.

Закрепление материала


Работа в группе


10 мин



Карточки с заданиями

Проверка заданий

Мелодия «Ноктюрн» Шопен

Приложение № 4

Слайд № 13


Итог урока




Рефлексия


5 мин

- Итак, мы с вами раскрыли основные тайны дыхания, познакомившись со значением дыхания, с органами дыхания.

- Какие выводы по теме можно сделать?

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я узнал(а) ….

Теперь я могу ….

На уроке я чувствовал(а) себя ….

Мне понравилось, как работал (кто?)

А еще я хочу сказать….


Этот урок я хочу завершить словами:

Нам в этом мире многое дано, 
Расти, искать и ошибаться, 
Но, главное дано дышать. 
А значит, жить и не сдаваться! 


Сабақтарыңызға рахмет!

Thanks for the lesson!

Спасибо за урок!


Келесі кездескенше!

See you again!

До новых встреч!

Слайд № 14


Оценки

Домашнее задание


Слайд № 15



Приложение 1

В узкой части гортани находятся 2 пары голосовых связок. .Нижняя пара участвует в голосообразовании. Связки прикрепляются к хрящам, при движении хрящей связки могут сближаться и натягиваться. При спокойном дыхании связки разведены. При усиленном дыхании они разводятся ещё шире, чтобы не мешать движению воздуха. При разговоре связки смыкаются, оставляя лишь узкую щель. При прохождении воздуха через щель края связок вибрируют и издают звук. У мужчин длина голосовых связок 20–24 мм, у женщин – 18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче. Но, оказывается, колебаний голосовых связок недостаточно. Для возникновения членораздельной речи необходимы определённые позиции языка, зубов, губ. Рот и носовая полость усиливают звук, обогащают его различными оттенками.

Приложение 2

  • Голосовые связки могут сделать от 80 до 10000 колебаний в секунду.

  • Оказывается, что за 30 секунд женщина произносит 80 слов, а мужчина – 50; за 60 секунд: женщина – 116, мужчина – 112. Разница заметнее на отрезке времени в 120 секунд: мужчины – 152 слова, женщины – 214. (объясняется это тем, что женщина больше времени проводит с детьми и чаще вынуждена отвечать на вопросы своих чад)

  • Голосовые связки нужно беречь. Нельзя громко кричать, связки напрягаются, трутся друг о друга, можно сорвать голос. Вредно и курение, спиртные напитки и горячее питье, частые простудные заболевания.

Приложение 3


Легкие – упругие губчатые парные органы, расположенные в грудной полости. Снаружи они покрыты оболочкой – плеврой, которая состоит из двух листков. Наружный листок плевры выстилает внутреннюю полость грудной клетки, а внутренний покрывает всё легкое.

Между листками находится плевральная полость с небольшим количеством плевральной жидкости, снижающей трение легких о стенки грудной полости при дыхании.

Каждое легкое разделяется глубокими бороздами на доли: правое - на три (верхнюю, среднюю и нижнюю), левое – на две (верхнюю и нижнюю).

Наружную выпуклую поверхность легких окружают ребра, а на внутренней, вогнутой, обращенной к сердцу поверхности находятся ворота легких. Через них входят главные бронхи, легочные артерии, нервы, а выходят вены и лимфатические сосуды.


Приложение 4


Задание 1.

Соотнесите орган и выполняемую им функцию. Заполните таблицу.


Носовая полость

гортань

Трахея и бронхи

Легкие

плевра







а) выстилает наружную поверхность легких

б) газообмен

в) увлажнение воздуха, задерживание пыли

г) образование голоса

д) трубка 10-15 см, обеспечивающая свободное прохождение воздуха


Задание 2.

Ответьте на вопросы, выбрав один правильный ответ.


1. У какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами?

А) Носовая полость Б) Гортань В) Трахея

2. Как влияет крик на голосовые связки?

А) Никак не влияет Б) Улучшает В) Ухудшает

3. Какой из перечисленных органов не относится к дыхательной системе?

А) Лёгкие Б) Трахея В) Лёгочная артерия

4. Голосовые связки раскрыты наиболее широко, когда человек:

А) Молчит Б) Говорит шепотом В) Говорит громко

5. Из чего состоит трахея:

А) Из костной ткани Б) Только из соединительной ткани В) Из хрящевых полуколец

6. На какое количество бронхов ветвится трахея?

А) На два Б) На четыре В) На множество

7. Ткань легких состоит из:

А) Альвеол Б) Бронхиол В) Легочной плевры

8.Главный орган дыхания – это:
А) нос Б) рот В) лёгкие

9.Голосовой аппарат находится:
А) в носоглотке Б) в трахее В) в гортани

10. Место газообмена между лёгкими и кровью 
А) бронхиолы Б) бронхи В) альвеолы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!