СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение информационно-коммуникативных технологий для современного образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Значение информационно-коммуникативных технологий для современного образования»

Секция 9 – Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе



ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Аннотация

В статье рассматривается понятие «информационно-коммуникативные технологии» в современном образовательном пространстве, анализируется роль данных технологий в процессе обучения, а также рассматриваются вопросы эффективного применения информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения.

Ключевые слова: образовательные технологии, информационно-коммуникативные технологии, образовательная среда.




Современный мир не мыслит себя без компьютерных технологий, всевозможных гаджетов, смартфонов и т.д. Информатизация общества, по мнению ведущих специалистов (психологов, историков), достигла предельного уровня. Теперь для формирования общественного мнения нужно только «запустить» соответствующую информацию в сеть Интернета и «собрать» единомышленников. Информационная сфера - сфера общественной жизни, представляет собой совокупность субъектов информационного взаимодействия, а также информационную инфраструктуру, обеспечивающую передачу, распространение и хранением информации. «Мир держится на информации» - это точное замечание сделала член-корр. РАО М.А. Боровская, в одном из своих интервью. Современное образование также не остается в стороне, чтобы адекватно отвечать современным запросам рынка труда, необходимо эффективно применять, использовать информационно-коммуникативные технологии. Образовательные технологии предлагают широкий спектр средств, ориентированных на достижение вариативных образовательных целей. Термин «технология» «пришел» к нам из греческого языка, а в переводе он означает «наука». Современное понимание данного слова включает в себя применение инженерных и научных знаний для решения конкретных практических задач. По мнению В.В. Гузеева, образовательная технология представляет собой определенную систему, включающую этапы планирования результатов обучения, а также комплекс средств диагностики текущего состояния обучаемых, набор моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий [1]. Тогда информационно-коммуникационная технология – это такая технология, которая направлена на преобразование и обработку информации.

Использование средств информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) позволяет:

- активизировать познавательную деятельность обучающихся;

- проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

- повысить объем выполняемой работы на занятии в 1,5-2 раза;

- усовершенствовать контроль знаний (диагностику);

- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность занятия.

Эффективное применение средств ИКТ позволяет сделать занятие более продуктивным. Позволяет осуществлять индивидуальный подход в обучении, объективно и своевременно проводить контроль и подводить итоги. Возможности информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе действительно «безграничны».

Приведем пример: для организации эффективного поиска в телекоммуникационных сетях используют автоматизированные поисковые программы, цель которых заключается в сборе данных о различных ресурсах мировой паутины и предоставлении пользователю услуги быстрого доступа к ним. Благодаря поисковым системам можно находить документы, мультимедийные файлы, адресную информацию о людях и организациях, программное обеспечение. Использование ИКТ позволяет открыть широкий доступ к учебной, методической и научной информации, помимо этого, становится возможным оперативная организация консультационной помощи, а также моделирование научной и исследовательской деятельности, проведение виртуальных занятий (лекций, семинаров) в реальном времени. Сегодня актуально видеообучение, позволяющее людям с ограниченными возможностями передвижения получить доступ к образовательным порталам, реализовать потребности в образовании, стать активным субъектом собственной жизни. Информационно-коммуникационные технологии обучения предусматривают несколько направлений подачи материала, значимых с точки зрения дистанционного и открытого образования. Одним из них являются телевидение и видеозаписи. Видеофайлы и соответствующие ИКТ средства позволяют большому числу учащихся знакомиться с содержанием лекций лучших преподавателей страны, не выходя из дома. Весьма распространенной технологией, которая позволяет передавать и хранить весь объем изучаемой информации, являются электронные образовательные издания. Они распространяются как в компьютерных сетях, так и записанные на оптические носители. Индивидуальная работа с таким материалом дает глубокое понимание и усвоение данных. Данная технология позволяет (при соответствующей доработке) использовать существующие курсы в индивидуальном обучении и самопроверке полученных знаний. Электронные образовательные издания в отличие от традиционных печатных изданий позволяют подавать информацию в графической динамичной форме, что в свою очередь способствует лучшему пониманию, анализу учебного материала, к тому возможен вариант виртуального просмотра «галереи» информации (обеспечивается максимальная наглядность).

Значение современных информационно-коммуникативных технологий для современного образования трудно переоценить, поскольку предоставляют широкий круг возможностей, прежде всего для обучающихся. Рассмотрим дидактические задачи, которые решаются с помощью ИКТ: совершенствование организации и повышение индивидуализации обучения; повышение продуктивности самостоятельной подготовки студентов, индивидуализация работы преподавателя, ускорение тиражирования, а также доступа к завоеваниям педагогической практики, повышение мотивации к обучению, активизация учебного процесса, возможность привлечения обучающегося к исследовательской деятельности, обеспечение гибкости обучения. Современная образовательная среда (пространство) достаточно «гибкое», позволяющая моделировать процесс обучения вплоть до отдельных этапов. Моделирование процесса обучения позволяет сделать весьма точный анализ педагогических процессов. Разработанная «модель» позволяет максимально точно спрогнозировать результативность обучающихся, а также выстроить индивидуальные образовательные маршруты обучения (используя для этого математические модели).

В современных условиях «способность каждого общества и его институтов собирать, обрабатывать, анализировать, систематизировать и накапливать информацию с помощью современных информационных и коммуникационных технологий становится ключевой предпосылкой социального и технологического прогресса» [4]. Информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью современного мира, они в значительной степени определяют дальнейшее экономическое и общественное развитие человечества. Широкое применение информационно-коммуникационных технологий является основной тенденцией научно-технического прогресса последних десятилетий, что привело к значительным изменениям во многих сферах человеческой деятельности. Использование информационно-коммуникационных технологий имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей её интеграции в мировую систему хозяйства, определения статуса государства на мировом уровне. Интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий сказалось и на их структуре. Кроме ключевых сегментов информационно-коммуникационных технологий – области информационных технологий (сферы аппаратного обеспечения, программного обеспечения, ИТ-услуг, реализации оборудования и программного обеспечения) и области телекоммуникаций (сферы телекоммуникационных услуг и телекоммуникационного оборудования) выделяют интернет‑компании. Развитие информационно-коммуникационных технологий не только качественно ускоряет процесс информатизации общества, но и положительно повлияет на социальное, экономическое и культурное развитие страны в целом.


Литература:

1. «ИКТ в образовательном процессе» доклад Мохаммад Н.В. http://pages.marsu.ru/iac/school/sc11/ikt.html

2. Пособие - «Специальные возможности: руководство для преподавателей. Предоставление учащимся технологий специальных возможностей для индивидуального обучения». Источник: www.microsoft.com/enable/education)

3. Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология – М., 2014. – № 3

4. Гаврикова Л.П., Кремер О.Б., Подвальный С.Л. Применение информационно-коммуникативных технологий в образовании – Воронеж: Издательство «Научная книга», 2015.- 234 с.


5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!