Интегрированное занятие во ІІ младшей группе
«Зимнее путешествие»
Цель:
обобщить знания детей о зиме; расширять кругозор детей, формировать целостную картину мира, развивать свободное общение, формировать эмоциональную отзывчивость.
Задачи:
Обучающие
продолжать знакомить детей с характерными особенностями зимнего периода (зимой холодно, идет снег, снег лежит на крышах, дорогах, деревьях); учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, (Приходит зима, становится холодно, у зверей вырастает тёплый мех, люди надевают тёплую одежду);
учить замечать красоту зимней природы, подбирать имена прилагательные к слову зима в зависимости от контекста (1. Зима сердитая, холодная, морозная; 2. Зима весёлая, красивая, снежная, пушистая, серебристая и т.д.);
расширить представления детей о жизни животных и птиц зимой, закрепить понятие зимующие птицы;
активизировать словарь детей по темам «Зима», «Одежда», «Животные», «Птицы».
формировать умение сравнивать предметы по величине, длине и высоте, пользуясь приёмом приложения;
закрепить умение группировать предметы по двум признакам – цвету и размеру;
продолжать учить детей сравнивать две группы предметов, пользуясь приёмом наложения, понимать смысл слов «больше, «меньше», «поровну»;
закрепить знания о геометрических фигурах;
упражнять в ориентировке в пространстве, побуждать употреблять в речи пространственные предлоги на, за, под, перед.
Развивающие
развивать познавательный интерес детей, воображение, творческую активность, первичные представления детей о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
развивать восприятие, внимание, память, мышление, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира.
Воспитательные
воспитывать отзывчивость, доброту, любовь к природе;
культуру общения в процессе совместной деятельности;
способность замечать красоту зимней природы.
Материал: ёлочки, деревья, кусты, избушка для оформления зала, корзинка с угощениями для животных, рукавички из картона разного цвета и размера.
Демонстрационный: счётный материал: зайчики, ёлочки, картинки для игры «Оденем куклу на прогулку», сорока на палочке, две полоски (тропинки) разные по длине, геометрические фигуры;
Раздаточный: зайчики, ёлочки, карточки.
Ход занятия
Вход под легкую музыку. (Установление эмоционального контакта).
Приветствие «Здравствуйте»
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй беленький снежок.
Здравствуйте ребятишки –
Девчонки и мальчишки.
Воспитатель: Дети, посмотрите сколько к нам пришло гостей. Давайте поприветствуем их.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ой, ребята, что это. Посмотрите, какая большая снежинка. На ней что-то написано.
«Дорогие ребята. Пишут вам жители зимнего леса. У нас случилась беда. Вьюги-метели весь лес замели, все запасы засыпали сугробами. Нам холодно и голодно. Помогите нам, пожалуйста».
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто это лесные жители? Кто живёт в лесу? (Звери и птицы). А какие звери живут в лесу зимой? (Зайцы, белки, волки, лисы). А медведь и ёж? (Они спят). А какие птицы живут в лесу зимой? (Зимующие). А каких зимующих птиц вы знаете? (Сороки, вороны, воробьи, синицы, дятлы).
– Ребята, как же нам помочь зверюшкам? Видно придётся нам в лес отправится, найти там Зимушку и попросить, чтобы она уняла своих помощниц вьюгу да метель. Но сначала давайте приготовим для лесных жителей гостинцы. Чем мы угостим зайчика? (капустой и морковкой). А белочку? (орешками). А что мы возьмём для птичек? (зёрнышки).
– Ну что, отправимся в лес на помощь зверюшкам?
– Ребята, а зима какая? (Холодная, морозная, снежная). А что нужно сделать прежде чем выйти на улицу? (Одеться). А какую одежду нужно надевать зимой? (Тёплую). А как называют одежду, которую носят зимой? (Зимняя).
Д/и «Оденемся на зимнюю прогулку»
Детям предлагают картинки с изображением предметов одежды. Дети выбирают только ту одежду, которую носят зимой.
Воспитатель: Ребята, мне кажется, что здесь чего-то не хватает. А что это за сундучок? Давайте посмотрим, что в нём. (Рукавички). Ну конечно, нам нужны ещё и рукавички. Ой, да они же все перемешаны. Смотрите, здесь рукавички разного цвета и размера.
Д/и «Найди одинаковые рукавички»
Ну что же, давайте одеваться
Физкультминутка «Зимняя погулка»
Посмотрите - за окном белые дорожки. (обзорный жест рукой)
Все равно гулять пойдем, топать по дорожкам. (шагают на месте)
Наденем на ножки теплые сапожки: (наклонились, указать на ноги)
Этот с правой ножки, («надевают на правую ногу сапожок»)
Этот с левой ножки. («надевают на левую ногу) сапожок»)
На ручки - рукавички (руки вверх)
Теплые сестрички. (вращают ладошками)
Шубки меховые, (надевают «шубку»)
Шапки пуховые. (надевают «шапку»)
Воспитатель: Ну вот мы и готовы к путешествию в зимний лес. А на чём же мы отправимся в лес? (На санках, на лыжах). Давайте отправимся в лес на санках. Становитесь друг за другом, берите в руки палки и поехали.
музыка
Воспитатель: Кажется мы прибыли на место. Посмотрите вокруг, что вы видите? (Деревья, кусты в снегу, сугробы).
Слышен шум метели
– Где же нам Зимушку искать?
На поляну выбегает заяц и прячется за ёлкой.
Воспитатель: Зайчик, подожди. Ты знаешь, где живёт Зимушка?
Зайка: Спасите, помогите! За мной лиса гонится.
Воспитатель: Подожди, Зайка, мы тебе поможем, спрячем тебя и твоих друзей зайчишек от лисы.
Д/и «Спрячь зайчика»
Сравнение групп предметов, установление равенства.
Воспитатель: Посмотрите, перед вами лежат зайчики и ёлочки, нужно спрятать зайчиков под ёлочки. Сколько у вас зайчиков? Разложите их перед собой на полоске. Как будем раскладывать зайчиков? (Правой рукой слева направо). Что нужно сделать, чтобы спрятать зайчиков?
Дети: Нужно на каждого зайчика положить ёлочку.
Воспитатель: А сколько у нас зайчиков? Правильно 3.
Воспитатель: Сколько ёлочек вы взяли.
Дети: Столько же, сколько и зайчиков, 3.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы всех зайчиков спрятали, теперь лисичка их не найдёт.
– Выходи зайчик, не бойся, мы для лесных зверей гостинцы принесли. Смотри – полная корзина.
Дети давайте расскажем зайчику что, для кого мы приготовили.
Дети рассказывают. (Для Белочки – орешки, для Зайчика – морковка, для птичек – зёрнышки. )
Воспитатель: Зайка скажи, где нам Зимушку искать?
Зайка: Я не знаю, а вот сорока знает. Сейчас я её позову. (Убегает).
В группу влетает сорока (музыка Сороки)
Сорока: Я везде летаю, всё вижу, всё знаю.
Воспитатель: Сорока, подскажи нам, где избушка Зимушки-Зимы.
Сорока: А вы со мной поиграйте в прятки, тогда я вам скажу. Я буду прятаться, а вы говорите, где я спряталась.
Сорока прячется, дети говорят, где она спряталась.
Дети: Под деревом, за деревом, на дереве.
Воспитатель: Ну вот, мы с тобой и поиграли, выполняй своё обещание.
Сорока: Вам нужно идти через лес по длинной тропинке к трём ёлкам.
Возле самой высокой ёлки и стоит избушка Зимушки-Зимыэ. (улетает).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот две тропинки, какая же из них длинная, а какая короткая?
Дети определяют длинную тропинку.
– А вот и ёлочки. Сколько здесь ёлочек? А где самая высокая ёлка? А где самая низкая?
Воспитатель: А вот и избушка Зимушки. Давайте постучим.
Под музыку входит сердитая Зимушка
– Кто меня побеспокоил? Что вы здесь делаете?
Воспитатель: Ой, ребята, Зимушка очень сердитая. А что же нам нужно сделать, чтобы она подобрела? (Сказать добрые слова, похвалить). Правильно, ведь зима не только холодная и морозная. Зима – это одно из красивых времен года! Какая же она, зима?
Дети: Белая, пушистая, снежная, серебристая!
Воспитатель: А что можно делать зимой? Давайте покажем Зимушке, что можно делать зимой. А она пусть отгадывает.
Дети показывают: катаются на санках, на лыжах, играют в снежки, лепят снеговика.
Воспитатель: Ребята, а когда мы катаемся на санках, лепим снеговика, играем в снежки у нас какое настроение? (Весёлоё).
Воспитатель: Значит зима ещё и какое время года? (Весёлоё). Давайте улыбнемся нашей Зиме.
Воспитатель: Зимушка, не сердись на нас, пожалуйста. Мы пришли от лесных жителей. Твои помощницы вьюга да метель напустили в лес холод да мороз, все запасы сугробами занесли, зверюшкам холодно и голодно. Они просят помощи.
Зимушка: Ах негодные! Ой, а это что ещё такое? Что натворили с моими ёлочками! Все льдинки сбросили. А у меня были такие красивые ёлочки, разноцветными льдинками украшены.
Воспитатель: Дети, давайте поможем Зимушке, развесим льдинки на ёлочку.
(Верхушки ёлок украшены треугольником, кругом и квадратом. Дети соответственно развешивают льдинки треугольной, квадратной и круглой формы.).
Зимушка: Спасибо, ребята. Эй, вьюга да метель отправляйтесь-ка домой на Северный полюс, хватит безобразничать, лес студить, зверей морозить.
Выходят зверюшки, благодарят детей и вручают им корзинку с угощениями.
Воспитатель: Спасибо Зимушка, спасибо зверюшки. А нам пора отправляться назад в детский сад. Зимушка, ты же волшебница, помоги нам быстро добраться домой.
Зимушка: Закройте глаза и выполняйте то, что я буду говорить.
– Повернитесь, покружитесь и в снежинки превратитесь,
И, как вьюга, закружитесь, снова дома очутитесь.
Воспитатель: Вот мы и в детском саду.
– Ребята, а где мы были?
– А зачем мы отправились в лес?
– А как мы добирались до избушки Зимушки?
– Что вам больше всего понравилось?