СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Землетрясения. Вулканизм.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по географии 5 класс. Понятия о землентрясениях и вулканизме.

Просмотр содержимого документа
«Землетрясения. Вулканизм.»

Землетрясения. Вулканизм.



















Учитель географии

Кретова Анастасия Владимировна













Губкин, 2017

Тема урока «Землетрясение. Вулканизм»

Цели урока:
Образовательные:- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий « сейсмический пояс, землетрясение, вулкан»;

-Уметь объяснять причины, возникновения землетрясений, сейсмических поясов и зон вулканизма; определять по физической карте абсолютные высоты вулканов; показывать на карте и называть крупнейшие вулканы и зоны землетрясений;

Развивающие: - создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы;

-способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, схемами, делать обобщения и выводы.

Воспитательные: - воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию коммуникативных умений;

-развивать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты

Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.
Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.
Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом ( в малой группе и в коллективе).
Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Оборудование для учителя:

  • Электронное приложение к учебнику

  • компьютер, проектор.

Ход урока. 

Организационный этап.

Цель: эмоционально – положительный настрой на урок, создание атмосферы 
успеха, доверия.
Учитель: Добрый день, ребята. 
Я приветствую вас на уроке географии. Все,что потребуется вам для урока ( атласы, контурные карты, рабочая тетрадь, учебник, находится у вас на столах .) 
Мы с вами продолжаем знакомство с природой Земли. 

Эпиграф урока:

Хребтами горбились породы,
Взрывались, плавились, кипя.
И миллионы лет природа
Лепила самое себя.

С. Щипачев.

Поясните, как вы понимаете эпиграф к уроку.

Слай1 Очаг землетрясения и эпицентр землетрясения»

Учитель: Давайте вспомним, что вы уже знаете о движении земной коры?

- Опасны ли эти явления для человека?

- Что бы вы ещё хотели узнать о землетрясениях и вулканах? ( учащиеся формулируют вопросы, на которые нужно ответить в ходе урока, определяя тем самым задачи урока).
На доске под табличкой с названием темы вывешиваются поочередно таблички, формулирующие основные моменты урока.

Учитель:

На основе текста объясните почему происходят землетрясения? ( работа в парах).

Учащиеся рассказывают друг другу о причинах землетрясений.

Учитель: используя текст учебника на стр. 99, дайте определение понятию сейсмоактивные районы.

Учащиеся зачитывают вслух определение по учебнику.

Учитель: на рис. 116 «Последствия землетрясений» стр.99, посмотрите на эти ужасающие разрушения, которые образовались в результате грозного природного явления.

Учащиеся делают вывод, что в течении нескольких секунд окружающая местность может стать неузнаваемой.
Учитель: . На основе текста п. 21 и рис. в рабочей тетради на стр. 54, подпишите очаг и эпицентр землетрясения, стрелками покажите распространение сейсмических волн.

Учащиеся работают в тетради.

Учитель: О каком природном явлении мы сегодня ещё будем говорить? (о вулканах)

Учитель: На основе текста п. 21 «Вулканы», дайте определение понятиям: магма, кратер, жерло, лава. (раб. тетр. стр.55 задание № 3).

Учащиеся работают в тетради.

Слайд 2. Картинки, иллюстрирующие образование вулкана

Учитель: Подпишите на рисунке части вулкана ( задание № 4 рабочая тетрадь стр. 55)
Слайд 3. Конический и щитовой вулканы

Учитель: . На основе текста п. 21 и рис. 117 «Конический и щитовой вулканы», укажите виды изображенных вулканов на рис. в раб.тет. стр.56.

Учащиеся работают в тетради.

Учитель: Верно ли утверждение, что при извержении, вулкана в воздух выбрасываются -вулканические бомбы? Свой ответ аргументируйте.

Учащиеся высказываются о извержении вулкана.

Учитель: На основе текста п. 21 (рис.119, рис.120) в микрогруппах составьте рассказ о действующих (1ряд), (2ряд) потухших вулканах

Два ученика выступают с опережающим заданием о гибели города Помпеи.

1 ученик: «Этот античный город трагедия постигла рано утром 24 августа 79 г. н. э. Город находился с подветренной стороны от вулкана и поэтому был очень быстро засыпан пеплом. Всё происходило в полной темноте, солнечный свет не пробивал облако пепла. Когда жители осознали всю серьёзность своего положения, улицы уже были погребены под толстым слоем пепла, а он всё продолжал падать с неба. Люди, обезумевшие от страха и ужаса, бежали, оступались и падали, погибая прямо на улицах, и их мгновенно засыпал пепел. Многие нашли свою смерть под развалинами домов, были раздавлены крышами, обрушившимися под тяжестью пепла. Извержение Везувия уничтожило город. Помпея скрылась под слоем пепла толщиной до 3 метров».

2 ученик: Расположенный по другую сторону от Везувия г. Геркуланум не был засыпан пеплом, но тоже исчез с лица Земли. На склонах вулкана скопилось большое количество пепла, и, когда в результате атмосферных нарушений пошёл дождь, эти массы пепла размокли и начали оползать. По склонам понеслись полужидкие грязевые потоки, которые устремились вниз и полностью затопили г. Геркуланум. Глубина некоторых потоков доходила до 15 метров. На счастье, к тому времени в городе оставалось около 50 человек, остальные успели его покинуть.

Извержение вулкана неистовствовало двое суток. Когда же оно прекратилось на вершине Везувия образовалась кальдера- огромный кратер, достигающий около 3 км в поперечнике»

Слайд 4. Физкультминутка. Мы вулканы изучали и немножечко устали, вот поэтому нам тут нужно просто отдохнуть.
Откуда пошло название «вулкан» (сообщение учащегося)

Древние народы считали, что извержение вулкана- это великий гнев богов.

В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном – чудовищем, олицетворяющем огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр Земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, и земля дрожала под его ногами. Но смело кинулся бог – громовержец Зевс, и разгорелся бой. Земля и небо сотрясались до основания. Сотнями сыпались огненные стрелы –молнии Зевса, казалось, что от огня горит воздух и даже темные грозовые тучи. Рухнул Тифон на Землю. Зевс поднял поверженного врага и кинул в мрачный Тартар. Но и в Тартаре грозит грозный Тифон богам и всему живому, вызывает бури и извержение вулканов.

(учащиеся выполняют физические упражнения, изображая героев мифа)


Слайд 5. Зоны активной вулканической деятельности.

Учитель: Проанализируйте рис. 122 в учебнике «Зоны активной вулканической деятельности»

-назовите основные районы распространения вулканов.

-на каком материке нет вулканов?

-Где на территории России расположены действующие вулканы?

На вопросы поможет ответить видеофрагмент, который просматривается с паузами, чтобы ребята успели уловить основные моменты.

Практическая работа № 5.

1)на контурной карте (стр.56) обозначьте красной штриховкой сейсмоактивные зоны Земли.

Для выполнения задания используйте карту атласа.

2)Обозначьте на этой же контурной карте расположение вулканов: Кракатау, Ключевская Сопка, Везувий,

Гекла, Котопахи, Орисаба, Килиманджаро, Камерун, Этна. Подпишите их. Не забудьте дать разъяснение своих условных знаков в легенде карты

Этап контроля.

Карточка –задание

1.Землетрясения возникают на Земле потому, что происходит _________________

__________________________ горных пород.

2.Место, где происходит разрыв и смещение горных пород, называют______________________________________________

3.Вулкан состоит из _________________________________________

4.Место на земной поверхности, расположенное над очагом землетрясения называется___________________________________________________________

5.Вулканы, которые извергались хотя бы один раз на памяти человечества, называют______________________________________

6.В нашей стране много действующих вулканов на Камчатке и Курильских островах. Самый большой из них____________________________________

Слова для отбора: Кратер и жерло, действующие, разрыв и смещение, эпицентр, Ключевская Сопка, очаг землетрясения,

Слайд 6. Текст с выполненным заданием.

Самопроверка (проверка по образцу).

На экране появляется текст с заполненными пробелами, учащиеся проверяют свои работы и оценивают себя (ставят себе плюс за каждый правильный ответ)

Учитель: Ребята, есть среди вас те, кто правильно подобрал 4 ответа? Вы неплохо справились с заданием!

- А есть у нас такие, кто подобрал 5- правильных ответов? Вы хорошо поработали!
- Поднимите руки те, у кого 6- найденных ответов. Молодцы! Вы справились с заданием отлично

Слайд 7. Домашнее задание.§25 понятия и термины наизусть, зад. № 2 после параграфа устно.(анализ таблицы №2) :. На основе текста п. 21, интернет- ресурсов, доп. литературы характеристику катастрофического землетрясения по плану:

- Где и когда произошло

  • Какие населенные пункты пострадали

  • Каков был характер разрушений

  • Какое количество человек погибло

Закрепление материала о землетрясениях и вулканах.
А теперь суммируйте все знания и дайте полный ответ, что такое землетрясение и извержение вулкана. ( Землетрясение возникает при внезапном смещении двух участков плит. Место в глубине, где происходит разрыв и смещение пород, называют очагом землетрясения. Над ним на земной поверхности находится эпицентр. Вулканы располагаются в основном вдоль границ плит. В этих местах магма при извержении вулкана изливается на поверхность в виде лавы.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!