Землетрясения. Вулканизм.
Учитель географии
Кретова Анастасия Владимировна
Губкин, 2017
Тема урока «Землетрясение. Вулканизм»
Цели урока:
Образовательные:- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий « сейсмический пояс, землетрясение, вулкан»;
-Уметь объяснять причины, возникновения землетрясений, сейсмических поясов и зон вулканизма; определять по физической карте абсолютные высоты вулканов; показывать на карте и называть крупнейшие вулканы и зоны землетрясений;
Развивающие: - создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы;
-способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, схемами, делать обобщения и выводы.
Воспитательные: - воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию коммуникативных умений;
-развивать интерес к изучаемому предмету.
Планируемые результаты
Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.
Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.
Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом ( в малой группе и в коллективе).
Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Оборудование для учителя:
Ход урока.
Организационный этап.
Цель: эмоционально – положительный настрой на урок, создание атмосферы
успеха, доверия.
Учитель: Добрый день, ребята.
Я приветствую вас на уроке географии. Все,что потребуется вам для урока ( атласы, контурные карты, рабочая тетрадь, учебник, находится у вас на столах .)
Мы с вами продолжаем знакомство с природой Земли.
Эпиграф урока:
Хребтами горбились породы,
Взрывались, плавились, кипя.
И миллионы лет природа
Лепила самое себя.
С. Щипачев.
Поясните, как вы понимаете эпиграф к уроку.
Слай1.» Очаг землетрясения и эпицентр землетрясения»
Учитель: Давайте вспомним, что вы уже знаете о движении земной коры?
- Опасны ли эти явления для человека?
- Что бы вы ещё хотели узнать о землетрясениях и вулканах? ( учащиеся формулируют вопросы, на которые нужно ответить в ходе урока, определяя тем самым задачи урока).
На доске под табличкой с названием темы вывешиваются поочередно таблички, формулирующие основные моменты урока.
Учитель:
На основе текста объясните почему происходят землетрясения? ( работа в парах).
Учащиеся рассказывают друг другу о причинах землетрясений.
Учитель: используя текст учебника на стр. 99, дайте определение понятию сейсмоактивные районы.
Учащиеся зачитывают вслух определение по учебнику.
Учитель: на рис. 116 «Последствия землетрясений» стр.99, посмотрите на эти ужасающие разрушения, которые образовались в результате грозного природного явления.
Учащиеся делают вывод, что в течении нескольких секунд окружающая местность может стать неузнаваемой.
Учитель: . На основе текста п. 21 и рис. в рабочей тетради на стр. 54, подпишите очаг и эпицентр землетрясения, стрелками покажите распространение сейсмических волн.
Учащиеся работают в тетради.
Учитель: О каком природном явлении мы сегодня ещё будем говорить? (о вулканах)
Учитель: На основе текста п. 21 «Вулканы», дайте определение понятиям: магма, кратер, жерло, лава. (раб. тетр. стр.55 задание № 3).
Учащиеся работают в тетради.
Слайд 2. Картинки, иллюстрирующие образование вулкана
Учитель: Подпишите на рисунке части вулкана ( задание № 4 рабочая тетрадь стр. 55)
Слайд 3. Конический и щитовой вулканы
Учитель: . На основе текста п. 21 и рис. 117 «Конический и щитовой вулканы», укажите виды изображенных вулканов на рис. в раб.тет. стр.56.
Учащиеся работают в тетради.
Учитель: Верно ли утверждение, что при извержении, вулкана в воздух выбрасываются -вулканические бомбы? Свой ответ аргументируйте.
Учащиеся высказываются о извержении вулкана.
Учитель: На основе текста п. 21 (рис.119, рис.120) в микрогруппах составьте рассказ о действующих (1ряд), (2ряд) потухших вулканах
Два ученика выступают с опережающим заданием о гибели города Помпеи.
1 ученик: «Этот античный город трагедия постигла рано утром 24 августа 79 г. н. э. Город находился с подветренной стороны от вулкана и поэтому был очень быстро засыпан пеплом. Всё происходило в полной темноте, солнечный свет не пробивал облако пепла. Когда жители осознали всю серьёзность своего положения, улицы уже были погребены под толстым слоем пепла, а он всё продолжал падать с неба. Люди, обезумевшие от страха и ужаса, бежали, оступались и падали, погибая прямо на улицах, и их мгновенно засыпал пепел. Многие нашли свою смерть под развалинами домов, были раздавлены крышами, обрушившимися под тяжестью пепла. Извержение Везувия уничтожило город. Помпея скрылась под слоем пепла толщиной до 3 метров».
2 ученик: Расположенный по другую сторону от Везувия г. Геркуланум не был засыпан пеплом, но тоже исчез с лица Земли. На склонах вулкана скопилось большое количество пепла, и, когда в результате атмосферных нарушений пошёл дождь, эти массы пепла размокли и начали оползать. По склонам понеслись полужидкие грязевые потоки, которые устремились вниз и полностью затопили г. Геркуланум. Глубина некоторых потоков доходила до 15 метров. На счастье, к тому времени в городе оставалось около 50 человек, остальные успели его покинуть.
Извержение вулкана неистовствовало двое суток. Когда же оно прекратилось на вершине Везувия образовалась кальдера- огромный кратер, достигающий около 3 км в поперечнике»
Слайд 4. Физкультминутка. Мы вулканы изучали и немножечко устали, вот поэтому нам тут нужно просто отдохнуть.
Откуда пошло название «вулкан» (сообщение учащегося)
Древние народы считали, что извержение вулкана- это великий гнев богов.
В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном – чудовищем, олицетворяющем огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр Земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, и земля дрожала под его ногами. Но смело кинулся бог – громовержец Зевс, и разгорелся бой. Земля и небо сотрясались до основания. Сотнями сыпались огненные стрелы –молнии Зевса, казалось, что от огня горит воздух и даже темные грозовые тучи. Рухнул Тифон на Землю. Зевс поднял поверженного врага и кинул в мрачный Тартар. Но и в Тартаре грозит грозный Тифон богам и всему живому, вызывает бури и извержение вулканов.
(учащиеся выполняют физические упражнения, изображая героев мифа)
Слайд 5. Зоны активной вулканической деятельности.
Учитель: Проанализируйте рис. 122 в учебнике «Зоны активной вулканической деятельности»
-назовите основные районы распространения вулканов.
-на каком материке нет вулканов?
-Где на территории России расположены действующие вулканы?
На вопросы поможет ответить видеофрагмент, который просматривается с паузами, чтобы ребята успели уловить основные моменты.
Практическая работа № 5.
1)на контурной карте (стр.56) обозначьте красной штриховкой сейсмоактивные зоны Земли.
Для выполнения задания используйте карту атласа.
2)Обозначьте на этой же контурной карте расположение вулканов: Кракатау, Ключевская Сопка, Везувий,
Гекла, Котопахи, Орисаба, Килиманджаро, Камерун, Этна. Подпишите их. Не забудьте дать разъяснение своих условных знаков в легенде карты
Этап контроля.
Карточка –задание
1.Землетрясения возникают на Земле потому, что происходит _________________
__________________________ горных пород.
2.Место, где происходит разрыв и смещение горных пород, называют______________________________________________
3.Вулкан состоит из _________________________________________
4.Место на земной поверхности, расположенное над очагом землетрясения называется___________________________________________________________
5.Вулканы, которые извергались хотя бы один раз на памяти человечества, называют______________________________________
6.В нашей стране много действующих вулканов на Камчатке и Курильских островах. Самый большой из них____________________________________
Слова для отбора: Кратер и жерло, действующие, разрыв и смещение, эпицентр, Ключевская Сопка, очаг землетрясения,
Слайд 6. Текст с выполненным заданием.
Самопроверка (проверка по образцу).
На экране появляется текст с заполненными пробелами, учащиеся проверяют свои работы и оценивают себя (ставят себе плюс за каждый правильный ответ)
Учитель: Ребята, есть среди вас те, кто правильно подобрал 4 ответа? Вы неплохо справились с заданием!
- А есть у нас такие, кто подобрал 5- правильных ответов? Вы хорошо поработали!
- Поднимите руки те, у кого 6- найденных ответов. Молодцы! Вы справились с заданием отлично
Слайд 7. Домашнее задание.§25 понятия и термины наизусть, зад. № 2 после параграфа устно.(анализ таблицы №2) :. На основе текста п. 21, интернет- ресурсов, доп. литературы характеристику катастрофического землетрясения по плану:
- Где и когда произошло
Какие населенные пункты пострадали
Каков был характер разрушений
Какое количество человек погибло
Закрепление материала о землетрясениях и вулканах.
А теперь суммируйте все знания и дайте полный ответ, что такое землетрясение и извержение вулкана. ( Землетрясение возникает при внезапном смещении двух участков плит. Место в глубине, где происходит разрыв и смещение пород, называют очагом землетрясения. Над ним на земной поверхности находится эпицентр. Вулканы располагаются в основном вдоль границ плит. В этих местах магма при извержении вулкана изливается на поверхность в виде лавы.)