Л. К. Жвалевская, ГУО «СШ № 2 г. Свислочь» Гродненской области
Тема. Тема духовного, нравственного братства в стихотворении А. С. Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный!..»
Цели урока:
образовательная: познакомить с лицейским периодом жизни поэта, с новым лирическим произведением, с понятием послание;
развивающая: развивать умения структурировать и использовать информацию, анализировать лирическое произведение и навык выразительного чтения; монологическую и диалогическую речь, творческие способности учащихся;
воспитательная: научить видеть за строчками стихов чувства, переживания, реальные события; способствовать воспитанию чувства дружбы, братства.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина работы В. Тропинина, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, аудиозапись стихотворения «И. И. Пущину» в исполнении
В. Завьялова, критерии оценки чтения произведения, алгоритм составления синквейна, словарь литературоведческих терминов.
Ход урока
Организационно-психологический этап.
Цель этапа (планируемый результат): психологическая готовность класса к уроку, создание мотивации к обучению.
— Добрый день, ребята! Я рада вас видеть и хочу провести необычный урок — урок словесности. Именно такие уроки проводились во времена Пушкина, Тургенева, Толстого и Гоголя. От какого слова, по вашему мнению, произошло слово словесность? (Ответы учащихся.)
Ориентировочно-мотивационный этап.
Цель этапа: организация работы по актуализации знаний, постановка темы, принятие и осмысление задач урока.
Приём «Мозговая атака».
Слово словеса по строению схоже со словами небеса, чудеса. Вот и произведения словесного искусства являются своего рода маленьким чудом.
Постановка темы и задач урока.
Стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный» относится к лицейской лирике поэта. Всю свою жизнь Александр Пушкин будет помнить лицей, лицейское братство. Строки «Друзья мои, прекрасен наш союз» станут лейтмотивом всего его творчества. В своих произведениях поэт обращается ко многим своим друзьям. Особенно близок ему был Иван Пущин, который в лицее занимал комнату № 13, а в соседней №14 жил сам Пушкин.
На какие вопросы темы вы хотели бы получить ответ? (Ответы учащихся.)
Учитель озвучивает цели и задачи урока
Операционно-познавательный этап.
Цель этапа: создание условий для изучения и осмысления учащимися основных вопросов темы, развитие познавательной активности учащихся.
Работа в группах (учащиеся делятся на группы с помощью иллюстраций: Царскосельский лицей, часы, книга).
Каждая группа получает индивидуальное задание (приложение 1). Учащиеся выполняют его в группе, готовят выступление ш своей теме, которое завершается формулированием вывода.
Правила работы в группе размещены ш доске.
Опережающее задание «Лицейские годы жизни Пушкина (19.10.1811—9.06.1817)»
(приложение 2).
3. Беседа о дружбе.
Словарная работа
Дружба — это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
— Что такое дружба в вашем понимании? (Ответы учащихся.)
— Назовите пословицы и поговорки о дружбе. (Друг познаётся в беде. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Старый друг лучше новых двух.)
— Итак, мы узнали новые факты биографии Пушкина, которые связаны с Лицеем. В стенах этого учебного заведения он встретил людей, которые впоследствии стали его друзьями. Познакомимся с ними ближе.
4. Создание галереи «Друзья-лицеисты А. С. Пушкина» (приложение 3).
— Как же произошло знакомство Пушкина и Пущина? (Ответы учащихся.)
Физкультминутка
5. Работа с картиной Н. Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском».
— Кто изображён на картине?
— Чем занимаются друзья?
6. Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Мой первый друг, мой друг бесценный!..».
— Почему Пушкин назвал друга бесценным? Какие чувства пробудило у вас это стихотворение?
7. Словарная работа (межпредметные связи).
— Каково лексическое значение слова бесценный?
— Что значит благословить?
— Выпишите из словаря В. И. Даля слова с корнем благо-, найдите общее в их лексическом значении.
— Почему поэт употребляет к слову снег эпитет печальный?
8. Чтение стихотворения учащимися вслух.
Взаимооцека (словесная) выразительного чтения согласно критериям.
— Стихотворение написано в жанре послания.
Учащиеся находят определение жанра в словаре литературоведческих терминов.
9. Анализ стихотворения (фронтальная работа).
— Каким чувством проникнуто стихотворение?
— Где это чувство выражено особенно сильно?
— Как вы произнесёте первую строку?
— Как называется такой смысловой отрезок? (Обращение.)
— Каким чувством проникнуты строки, в которых Пушкин вспоминает встречу в Михайловском?
— Что соединяет вторую половину стихотворения с первой?
— Как нужно произнести вторую часть стихотворения?
— Назовите выразительные средства языка, использованные поэтом в стихотворении.
— Какие слова помогают понять, что Пушкин обращается к своему другу?
— О чём рассказывает слово первый, которым назван Пущин?
— Почему из чернового варианта Пушкин оставил только первую строфу? (В первой строфе сосредоточилось главное — чувство товарищества, которое поддержало поэта в ссылке в трудную минуту.)
— Для чего автор использует восклицательные предложения? (Чтобы ярче выразить свои чувства, эмоции.)
10. Работа с текстом стихотворения (в парах).
— Назовите художественные особенности стихотворения.
1-я пара: найдите метафоры. Какую роль в стихотворении они играют? (Метафора «озарит» помогает читателю лучше представить луч солнца, который проникает сквозь тюремное оконце в камеру и несёт счастье, согревает, дарит надежду.)
2-я пара: найдите эпитеты. Какие чувства помогают выразить эпитеты? (Двор уединенный, занесенный печальным снегом.)
3-я пара: найдите олицетворения. Какую роль в стихотворении они играют? (Колокольчик огласил.)
11.Работа с интернет-источниками (википедия)
(2 учащихся).
— Как сложилась судьба Ивана Пущина?
IV. Контрольно-коррекционный этап.
Цель этапа: выявление затруднений, их коррекция.
1. Составление синквейна по алгоритму (работа в группах) (приложение 4).
1-я группа: друг.
2-я группа: поэт.
3-я группа: урок.
2. Метод неоконченных предложений.
Для Пушкина дружба была...
Тема духовного и нравственного братства раскрывается в произведениях Пушкина...
Понимание поэтом драгоценной дружбы, её озаряющее влияние на человека мы увидели в стихотворении...
4. Опорой для человека в трудные мин ты является...
V. Подведение итогов и рефлексия.
Цель этапа: осмысление учащимися выполнения поставленных задач, самооценка своей деятельности.
1. Приём «Светофор».
— Смогли ли мы ответить на те вопросы, которые ставили в начале урока? (Если всё понятно, учащиеся поднимают зелёные карточки, если есть затруднения красные.)
2. Оценка и самооценка работы на уроке учащимися. Оценивание учителем.
VI. Проектирование выполнения домашнего задания.
Цель этапа (планируемый результат предоставление инструкции по выполнению домашнего задания.
Написать монолог, обращённый к друг на тему «Что сказали мне стихи А. С. Пушкина?» (основное задание).
Сообщение на тему «Биография М. Ю. Лермонтова» (дополнительное (опережающее задание).
Задания и материалы для групп
1-я группа
1. Прочитайте справочный материал.
2. Определите, какие задачи ставил Александр I перед Царскосельским лицеем?
19 октября 1811 года в Царском Селе недалеко от Петербурга было открыто учебное заведение нового типа — Царскосельский лицей для «образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной». Возглавил это учебное заведение В. Ф. Малиновский, при котором сложились лучшие лицейские традиции.
Второй директор — Е. А. Энгельгардт — считал Лицей делом всей своей жизни, пользовался уважениям и любовью воспитанников, со многими из них сохранил дружеские отношения. За 32 года существования Лицея его окончили 286 воспитанников, многие из которых заняли важные государственные посты и добились успеха в общественной деятельности, науке и культуре. Первый bi пуск Царскосельского лицея оказался самым знаменитым из 12, так как среди выпускников был Пушкин. Лицей разместился четырёхэтажной пристройке-флигеле к императорскому Екатерининскому дворцу. Лицей много значил в жизни Пушкина. Эти и события Отечественной войны 1812 год и знакомство с молодыми, гвардейским офицерами — участниками походов российской армии против Наполеона, это дружба Петром Чаадаевым, это рождение «свято: братства», лицейского союза, верность кот рому поэт хранил всю жизнь. Самым легендарным учебным заведением России Царскосельский Императорский лицей стал сразу после своего учреждения. Инициатором был Александр I. Указ об открытии подписан в августе 1810 года. Лицей должен был стать образцом учебного заведения с европейским подходом к образованию, взращённым на русской почве. Он отличался отсутствием физических наказаний, дружеским отношением между преподавателями и учениками, насыщенной учебной программой.
Концепцию и учебную программу разрабатывал влиятельный царедворец, советник Александра I в первой половине его царствования М. М. Сперанский. Основная задача — воспитание государственных служащих и военных новой формации из детей дворянского сословия. Идеей Сперанского было европеизировать Россию, а для этого нужны были чиновники с другим мышлением, имеющие внутреннюю свободу и соответствующий уровень гуманитарного образования.
Отбор лицеистов был весьма строгим, принимались мальчики из дворянских семей в возрасте 10—12 лет, которые должны были успешно сдать вступительные экзамены по трём языкам (русский, немецкий, французский), истории, географии, математике и физике. Полный курс обучения составлял шесть лет и был разбит на две ступени.
2-я группа
1. Прочитайте справочный материал.
2. Определите основные направления образования.
Основное направление образования — гуманитарное, позволявшее воспитать в ученике способность к дальнейшему самостоятельному обучению, критическое мышление,, логику и всесторонне развить заложенные в ребёнке таланты. В течение шести лет велось преподавание по таким основным предметам:
изучение родного и иностранных языков;
нравственные науки;
точные науки;
гуманитарные науки;
основы изящных письмен;
искусство, танцы;
физическое воспитание (плавание, фехтование, верховая езда).
На первом курсе ученики осваивали азы, на втором — переходили к углублённому освоению всех предметов. Тем, кто выбирал военное дело, дополнительно читались часы по истории войн, фортификации и другим профильным дисциплинам. Первый набор — 30 человек.
3-я группа
Прочитайте справочный материал.
Опишите условия жизни лицеистов.
Лицей в Царском Селе был наделён ещё одной особенностью — полной закрытостью, лицеисты не покидали стены учебного заведения в течение всего учебного года. Также была единая для всех форма одежды. Она состояла из тёмно-синего кафтана со стоячим воротником и обшлагом рукавов красного цвета, застёгивался позолоченными пуговицами. Для отличия старших и младших курсов были введены петлицы: для старшего курса они были шиты золотом, для младшего — серебром.
В лицее большое внимание уделялось воспитанию. Ученики уважительно относились не только к людям своего сословия, но и к прислуге, крепостным. Человеческое достоинство не зависит от происхождения — это внушалось каждому студенту. Дети почти не общались со своими родными.
Режим
Утро начиналось в шесть часов, выделялось время для гигиенических процедур, сборов, молитвы.
Первые уроки в классах проходили с семи до девяти утра.
Следующий час — прогулка (9:00—10:00), перекус (чай с булочкой).
Второй урок начинался с 10:00 до 12:00, затем в течение часа в расписании была прогулка на свежем воздухе.
Обед подавался в 13:00.
Во второй половине дня, с 14:00 до 15:00, студенты занимались изящными искусствами.
С 15:00 до 17:00 следовали занятия в классах на уроках.
В 17:00 детям предлагали чай, после чего до 18:00 следовала прогулка.
С 18:00 до 20:00 — повторение пройденного материала, занятия во вспомогательных классах.
20:30 — ужин, затем было свободное время.
В 22:00 — время молитвы и сна. Каждую субботу учащиеся посещали баню.
Для преподавателя было обязательным добиться знания и понимания своего предмета от каждого ученика. Пока материал не будет усвоен всеми учениками в классе, педагог не мог приступать к новой теме. Для отстающих учеников вводились дополнительные занятия.
Для лицеистов была разработана система поощрений и наказаний, исключавшая физическое насилие. Провинившихся сажали в карцер на три дня, куда приходил директор для проведения беседы, но это была крайняя мера. По прочим поводам выбирались более щадящие методы: лишение обеда на два дня, в это время ученик получал только хлеб и воду.
Учебный год длился 11 месяцев, каникулы — 1 месяц (1.07—1.08)
Приложение 2
Лицейские годы жизни Пушкина (19.10.1811—9.06.1817)
Пушкин прибыл в Царское Село летом 1811 года, вскоре после того как было объявлено о предстоящем открытии Лицея. Привёз его дядя, Василий Львович Пушкин, известный поэт. В Петербурге юный Пушкин поселился в доме дяди. Здесь он жил всё
время, пока готовился к экзаменам в Лицей. Лицей был задуман Александром I как закрытое привилегированное учебное заведение для подготовки образованных и преданных слуг государства.
Приложение 3
Друзья-лицеисты А. С. Пушкина (портреты Пущина, Дельвига, Кюхельбеккера)
Дельвиг Антон, 13 лет. Прозвище — Тося.
Пухленький, неповоротливый, Антон не любил шумные игры, возню. Его считали ленивым, любителем поспать. Однажды он не выучил урок, спрятался под кафедрой и там заснул. Антон Дельвиг — близкий друг Пушкина. Создатель альманаха «Северные цветы».
Кюхельбекер Вильгельм, 14 лет. Прозвище — Кюхля.
Долговязый, худощавый, нескладный. Кюхельбекер с Пушкиным был очень дружен. Пушкин нередко подшучивал над своим другом. Кюхельбекер — член общества декабристов. Осуждён. Приговорён к вечной ссылке.
Пущин Иван, 13 лет. Прозвища — Большой Жано, Иван Великий.
Это самый близкий друг поэта в Лицее и после его окончания. С хорошими дарованиями. В обращении приятен, вежлив и скромен. 14 декабря 1825 года был на Сенатской площади. Осуждён. Приговорён к 31 году и ссылки.
Приложение 4
Алгоритм составления синквейна
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн — это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1-я строка — одно существительное, выражающее главную тему синквейна.
2-я строка — два прилагательных, выражающих главную мысль.
3-я строка — три глагола, описывающих действия в рамках темы.
4-я строка — фраза, несущая определённый смысл.
5-я строка — заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Примеры полученных синквейнов
Друг
Настоящий, бесценный
Помогает, поддерживает, сочувствует
Друг познаётся в беде.
Помощь
Поэт
Талантливый, преданный
Страдает, любит, заботится
Тяжело жить без Родины.
Талант
Урок
Интересный, познавательный
Воспитывает, развивает, даёт знания
Учение — свет, а неучение — тьма.
Знания