СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЖВАЛЕВСКАЯ Л. К. Урок "Тема духовного, нравственного братства в стихотворении А. С. Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный!..» , 2019-9

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока ЖВАЛЕВСКОЙ Л. К. Урок "Тема духовного, нравственного братства в стихотворении А. С. Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный!..»

Просмотр содержимого документа
«ЖВАЛЕВСКАЯ Л. К. Урок "Тема духовного, нравственного братства в стихотворении А. С. Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный!..» , 2019-9»

Л. К. Жвалевская, ГУО «СШ № 2 г. Свислочь» Гродненской области

Тема. Тема духовного, нравственного братства в стихотворении А. С. Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный!..»

Цели урока:

  • образовательная: познакомить с лицей­ским периодом жизни поэта, с новым лири­ческим произведением, с понятием послание;

  • развивающая: развивать умения струк­турировать и использовать информацию, анализировать лирическое произведение и навык выразительного чтения; монологи­ческую и диалогическую речь, творческие способности учащихся;

  • воспитательная: научить видеть за строчками стихов чувства, переживания, ре­альные события; способствовать воспитанию чувства дружбы, братства.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы работы: индивидуальная, груп­повая.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина ра­боты В. Тропинина, компьютер, мультиме­дийный проектор, презентация, аудиозапись стихотворения «И. И. Пущину» в исполнении

В. Завьялова, критерии оценки чтения про­изведения, алгоритм составления синквейна, словарь литературоведческих терминов.

Ход урока

  1. Организационно-психологический этап.

Цель этапа (планируемый результат): психологическая готовность класса к уроку, создание мотивации к обучению.

— Добрый день, ребята! Я рада вас ви­деть и хочу провести необычный урок — урок словесности. Именно такие уроки про­водились во времена Пушкина, Тургенева, Толстого и Гоголя. От какого слова, по ваше­му мнению, произошло слово словесность? (Ответы учащихся.)

  1. Ориентировочно-мотивационный этап.

Цель этапа: организация работы по ак­туализации знаний, постановка темы, при­нятие и осмысление задач урока.

  1. Приём «Мозговая атака».

  • Слово словеса по строению схоже со словами небеса, чудеса. Вот и произведения словесного искусства являются своего рода маленьким чудом.

  1. Постановка темы и задач урока.

  • Стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный» относится к лицейской лирике поэта. Всю свою жизнь Александр Пушкин будет помнить лицей, лицейское братство. Строки «Друзья мои, прекрасен наш союз» станут лейтмотивом всего его творчества. В своих произведениях поэт об­ращается ко многим своим друзьям. Особен­но близок ему был Иван Пущин, который в лицее занимал комнату № 13, а в соседней №14 жил сам Пушкин.

  • На какие вопросы темы вы хотели бы получить ответ? (Ответы учащихся.)

Учитель озвучивает цели и задачи урока


  1. Операционно-познавательный этап.

Цель этапа: создание условий для изуче­ния и осмысления учащимися основных во­просов темы, развитие познавательной ак­тивности учащихся.

  1. Работа в группах (учащиеся делятся на группы с помощью иллюстраций: Царскосельский лицей, часы, книга).

Каждая группа получает индивидуальное задание (приложение 1). Учащиеся выполняют его в группе, готовят выступление ш своей теме, которое завершается формулированием вывода.

Правила работы в группе размещены ш доске.

  1. Опережающее задание «Лицейские годы жизни Пушкина (19.10.1811—9.06.1817)»

(приложение 2).

3. Беседа о дружбе.

Словарная работа

Дружба — это близкие отношения, осно­ванные на взаимном доверии, привязанно­сти, общности интересов.

— Что такое дружба в вашем понима­нии? (Ответы учащихся.)

— Назовите пословицы и поговорки о дружбе. (Друг познаётся в беде. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Старый друг лучше новых двух.)

— Итак, мы узнали новые факты биогра­фии Пушкина, которые связаны с Лицеем. В стенах этого учебного заведения он встре­тил людей, которые впоследствии стали его друзьями. Познакомимся с ними ближе.

4. Создание галереи «Друзья-лицеисты А. С. Пушкина» (приложение 3).

— Как же произошло знакомство Пушки­на и Пущина? (Ответы учащихся.)


Физкультминутка


5. Работа с картиной Н. Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском».

— Кто изображён на картине?

— Чем занимаются друзья?


6. Прослушивание аудиозаписи стихотво­рения «Мой первый друг, мой друг бесцен­ный!..».

— Почему Пушкин назвал друга бесцен­ным? Какие чувства пробудило у вас это сти­хотворение?


7. Словарная работа (межпредметные связи).

— Каково лексическое значение слова бесценный?

— Что значит благословить?

— Выпишите из словаря В. И. Даля сло­ва с корнем благо-, найдите общее в их лек­сическом значении.

— Почему поэт употребляет к слову снег эпитет печальный?


8. Чтение стихотворения учащимися вслух.

Взаимооцека (словесная) выразительного чтения согласно критериям.

— Стихотворение написано в жанре по­слания.

Учащиеся находят определение жанра в словаре литературоведческих терминов.


9. Анализ стихотворения (фронтальная работа).

— Каким чувством проникнуто стихотво­рение?

— Где это чувство выражено особенно сильно?

— Как вы произнесёте первую строку?

— Как называется такой смысловой от­резок? (Обращение.)

— Каким чувством проникнуты строки, в которых Пушкин вспоминает встречу в Ми­хайловском?

— Что соединяет вторую половину сти­хотворения с первой?

— Как нужно произнести вторую часть стихотворения?

— Назовите выразительные средства языка, использованные поэтом в стихотво­рении.

— Какие слова помогают понять, что Пушкин обращается к своему другу?

— О чём рассказывает слово первый, ко­торым назван Пущин?

— Почему из чернового варианта Пуш­кин оставил только первую строфу? (В пер­вой строфе сосредоточилось главноечув­ство товарищества, которое поддержало поэта в ссылке в трудную минуту.)

— Для чего автор использует восклица­тельные предложения? (Чтобы ярче выра­зить свои чувства, эмоции.)


10. Работа с текстом стихотворения па­рах).

— Назовите художественные особенности стихотворения.

1-я пара: найдите метафоры. Какую роль в стихотворении они играют? (Мета­фора «озарит» помогает читателю лучше представить луч солнца, который прони­кает сквозь тюремное оконце в камеру и несёт счастье, согревает, дарит надежду.)

2-я пара: найдите эпитеты. Какие чувства помогают выразить эпитеты? (Двор уединен­ный, занесенный печальным снегом.)

3-я пара: найдите олицетворения. Какую роль в стихотворении они играют? (Коло­кольчик огласил.)


11.Работа с интернет-источниками (википедия)

(2 учащихся).

— Как сложилась судьба Ивана Пущина?


IV. Контрольно-коррекционный этап.

Цель этапа: выявление затруднений, их коррекция.

1. Составление синквейна по алгоритму (работа в группах) (приложение 4).

1-я группа: друг.

2-я группа: поэт.

3-я группа: урок.


2. Метод неоконченных предложений.

  1. Для Пушкина дружба была...

  2. Тема духовного и нравственного братства раскрывается в произведениях Пушкина...

  3. Понимание поэтом драгоценной друж­бы, её озаряющее влияние на человека мы увидели в стихотворении...

4. Опорой для человека в трудные мин ты является...

V. Подведение итогов и рефлексия.

Цель этапа: осмысление учащимися выполнения поставленных задач, самооценка своей деятельности.

1. Приём «Светофор».

— Смогли ли мы ответить на те вопросы, которые ставили в начале урока? (Если всё понятно, учащиеся поднимают зелёные карточки, если есть затруднения красные.)

2. Оценка и самооценка работы на уроке учащимися. Оценивание учителем.


VI. Проектирование выполнения домашнего задания.

Цель этапа (планируемый результат предоставление инструкции по выполнению домашнего задания.

Написать монолог, обращённый к друг на тему «Что сказали мне стихи А. С. Пушкина?» (основное задание).

Сообщение на тему «Биография М. Ю. Лермонтова» (дополнительное (опережающее задание).


Задания и материалы для групп

1-я группа

1. Прочитайте справочный материал.

2. Определите, какие задачи ставил Александр I перед Царскосельским лицеем?

19 октября 1811 года в Царском Селе недалеко от Петербурга было открыто учебное заведение нового типа — Царскосельский лицей для «образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной». Возглавил это учебное заведение В. Ф. Малиновский, при котором сложились лучшие лицейские традиции.

Второй директор — Е. А. Энгельгардт — считал Лицей делом всей своей жизни, пользовался уважениям и любовью воспитанников, со многими из них сохранил дружеские отношения. За 32 года существования Лицея его окончили 286 воспитанников, многие из которых заняли важные государственные посты и добились успеха в общественной деятельности, науке и культуре. Первый bi пуск Царскосельского лицея оказался самым знаменитым из 12, так как среди выпускников был Пушкин. Лицей разместился четырёхэтажной пристройке-флигеле к императорскому Екатерининскому дворцу. Лицей много значил в жизни Пушкина. Эти и события Отечественной войны 1812 год и знакомство с молодыми, гвардейским офицерами — участниками походов российской армии против Наполеона, это дружба Петром Чаадаевым, это рождение «свято: братства», лицейского союза, верность кот рому поэт хранил всю жизнь. Самым легендарным учебным заведением России Царскосельский Императорский лицей стал сразу после своего учреждения. Инициатором был Александр I. Указ об открытии подписан в августе 1810 года. Лицей должен был стать образцом учебного заведения с европейским подходом к образованию, взращённым на русской почве. Он отличался отсутствием физических наказаний, дружеским отноше­нием между преподавателями и учениками, насыщенной учебной программой.

Концепцию и учебную программу разра­батывал влиятельный царедворец, советник Александра I в первой половине его царство­вания М. М. Сперанский. Основная задача — воспитание государственных служащих и во­енных новой формации из детей дворянского сословия. Идеей Сперанского было европе­изировать Россию, а для этого нужны были чиновники с другим мышлением, имеющие внутреннюю свободу и соответствующий уро­вень гуманитарного образования.

Отбор лицеистов был весьма строгим, принимались мальчики из дворянских семей в возрасте 10—12 лет, которые должны были успешно сдать вступительные экзамены по трём языкам (русский, немецкий, француз­ский), истории, географии, математике и физике. Полный курс обучения составлял шесть лет и был разбит на две ступени.

2-я группа

1. Прочитайте справочный материал.

2. Определите основные направления об­разования.

Основное направление образования — гу­манитарное, позволявшее воспитать в уче­нике способность к дальнейшему самостоя­тельному обучению, критическое мышление,, логику и всесторонне развить заложенные в ребёнке таланты. В течение шести лет ве­лось преподавание по таким основным пред­метам:

  • изучение родного и иностранных язы­ков;

  • нравственные науки;

  • точные науки;

  • гуманитарные науки;

  • основы изящных письмен;

  • искусство, танцы;

  • физическое воспитание (плавание, фех­тование, верховая езда).

На первом курсе ученики осваивали азы, на втором — переходили к углублённому освоению всех предметов. Тем, кто выбирал военное дело, дополнительно читались часы по истории войн, фортификации и другим профильным дисциплинам. Первый набор — 30 человек.

3-я группа

  • Прочитайте справочный материал.

  • Опишите условия жизни лицеистов.

Лицей в Царском Селе был наделён ещё одной особенностью — полной закрытостью, лицеисты не покидали стены учебного заве­дения в течение всего учебного года. Также была единая для всех форма одежды. Она состояла из тёмно-синего кафтана со стоячим воротником и обшлагом рукавов красного цвета, застёгивался позолоченными пугови­цами. Для отличия старших и младших кур­сов были введены петлицы: для старшего курса они были шиты золотом, для младше­го — серебром.

В лицее большое внимание уделялось вос­питанию. Ученики уважительно относились не только к людям своего сословия, но и к прислуге, крепостным. Человеческое досто­инство не зависит от происхождения — это внушалось каждому студенту. Дети почти не общались со своими родными.

Режим

Утро начиналось в шесть часов, выделя­лось время для гигиенических процедур, сбо­ров, молитвы.

Первые уроки в классах проходили с семи до девяти утра.

Следующий час — прогулка (9:00—10:00), перекус (чай с булочкой).

Второй урок начинался с 10:00 до 12:00, затем в течение часа в расписании была про­гулка на свежем воздухе.

Обед подавался в 13:00.

Во второй половине дня, с 14:00 до 15:00, студенты занимались изящными искусства­ми.

С 15:00 до 17:00 следовали занятия в классах на уроках.

В 17:00 детям предлагали чай, после чего до 18:00 следовала прогулка.

С 18:00 до 20:00 — повторение пройден­ного материала, занятия во вспомогательных классах.

20:30 — ужин, затем было свободное вре­мя.

В 22:00 — время молитвы и сна. Каждую субботу учащиеся посещали баню.

Для преподавателя было обязательным добиться знания и понимания своего пред­мета от каждого ученика. Пока материал не будет усвоен всеми учениками в классе, педагог не мог приступать к новой теме. Для отстающих учеников вводились дополнитель­ные занятия.

Для лицеистов была разработана система поощрений и наказаний, исключавшая фи­зическое насилие. Провинившихся сажали в карцер на три дня, куда приходил директор для проведения беседы, но это была крайняя мера. По прочим поводам выбирались более щадящие методы: лишение обеда на два дня, в это время ученик получал только хлеб и воду.

Учебный год длился 11 месяцев, канику­лы — 1 месяц (1.07—1.08)


Приложение 2

Лицейские годы жизни Пушкина (19.10.1811—9.06.1817)

Пушкин прибыл в Царское Село летом 1811 года, вскоре после того как было объяв­лено о предстоящем открытии Лицея. При­вёз его дядя, Василий Львович Пушкин, из­вестный поэт. В Петербурге юный Пушкин поселился в доме дяди. Здесь он жил всё

время, пока готовился к экзаменам в Лицей. Лицей был задуман Александром I как за­крытое привилегированное учебное заведе­ние для подготовки образованных и предан­ных слуг государства.


Приложение 3

Друзья-лицеисты А. С. Пушкина (портреты Пущина, Дельвига, Кюхельбеккера)

Дельвиг Антон, 13 лет. Прозвище — Тося.

Пухленький, неповоротливый, Антон не любил шумные игры, возню. Его считали ленивым, любителем поспать. Однажды он не выучил урок, спрятался под кафедрой и там заснул. Антон Дельвиг — близкий друг Пушкина. Создатель альманаха «Северные цветы».

Кюхельбекер Вильгельм, 14 лет. Прозви­ще — Кюхля.

Долговязый, худощавый, нескладный. Кюхельбекер с Пушкиным был очень дружен. Пушкин нередко подшучивал над своим дру­гом. Кюхельбекер — член общества декабри­стов. Осуждён. Приговорён к вечной ссылке.

Пущин Иван, 13 лет. Прозвища — Боль­шой Жано, Иван Великий.

Это самый близкий друг поэта в Лицее и после его окончания. С хорошими даровани­ями. В обращении приятен, вежлив и скро­мен. 14 декабря 1825 года был на Сенатской площади. Осуждён. Приговорён к 31 году и ссылки.


Приложение 4

Алгоритм составления синквейна

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состо­ящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн — это не простое стихотворе­ние, а стихотворение, написанное по следую­щим правилам:

1-я строка — одно существительное, вы­ражающее главную тему синквейна.

2-я строка — два прилагательных, выра­жающих главную мысль.

3-я строка — три глагола, описывающих действия в рамках темы.

4-я строка — фраза, несущая определённый смысл.

5-я строка — заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).


Примеры полученных синквейнов


Друг

Настоящий, бесценный

Помогает, поддерживает, сочувствует

Друг познаётся в беде.

Помощь


Поэт

Талантливый, преданный

Страдает, любит, заботится

Тяжело жить без Родины.

Талант


Урок

Интересный, познавательный

Воспитывает, развивает, даёт знания

Учение — свет, а неучение — тьма.

Знания


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!