Лекция 6 Жизненный цикл информационной системы
Модель жизненного цикла - структура, содержащая процессы, действия и задачи, которые осуществляются в ходе разработки, функционирования и сопровождения программного продукта в течение всей жизни системы, от определения требований до завершения ее использования.
Традиционно выделяются следующие основные этапы ЖЦ ПО:
- анализ требований;
- проектирование;
- кодирование (программирование);
- тестирование и отладка;
- эксплуатация и сопровождение.
Каскадная модель (70-80 гг.) – предполагает переход на следующий этап после полного окончания работ по предыдущему этапу.
Поэтапная модель с промежуточным контролем (80-85 гг.) – модель разработки ПО с циклами обратной связи между этапами. Преимущество такой модели заключается в том, что межэтапные корректировки обеспечивают меньшую трудоемкость по сравнению с каскадной моделью; однако, время жизни каждого из этапов растягивается на весь период разработки.
Спиральная модель (86-90 гг.) – делает упор на начальные этапы ЖЦ: анализ требований, проектирование спецификаций, предварительное и детальное проектирование. На этих этапах проверяется и обосновывается реализуемость технических решений путем создания прототипов. Каждый виток спирали соответствует поэтапной модели создания фрагмента или версии программного изделия, на нем уточняются цели и характеристики проекта, определяется его качество, планируются работы следующего витка спирали. Таким образом, углубляются и последовательно конкретизируются детали проекта, и в результате выбирается обоснованный вариант, который доводится до реализации.
Процессы жизненного цикла ИС
Процесс определяется как совокупность взаимосвязанных действий, преобразующих входные данные в выходные. Описание каждого процесса включает в себя перечень решаемых задач, исходных данных и результатов.
В соответствии с базовым международным стандартом ISO/IEC 12207 все процессы ЖЦ ПО делятся на три группы:
1. Основные процессы жизненного цикла
2. Вспомогательные процессы жизненного цикла
3. Организационные процессы
Основные процессы жизненного цикла
Приобретение (действия и задачи заказчика, приобретающего ИС)
Поставка (действия и задачи поставщика, который снабжает заказчика программным продуктом или услугой)
Разработка (действия и задачи, выполняемые разработчиком: создание ПО, оформление проектной и эксплуатационной документации, подготовка тестовых и учебных материалов и т. д.)
Эксплуатация (действия и задачи оператора – организации, эксплуатирующей систему)
Сопровождение (действия и задачи, выполняемые сопровождающей организацией, то есть службой сопровождения). Сопровождение – внесений изменений в ПО в целях исправления ошибок, повышения производительности или адаптации к изменившимся условиям работы или требованиям.
Среди основных процессов жизненного цикла наибольшую важность имеют три: разработка, эксплуатация и сопровождение . Каждый процесс характеризуется определенными задачами и методами их решения, исходными данными, полученными на предыдущем этапе, и результатами.
Вспомогательные процессы жизненного цикла
Документирование (формализованное описание информации, созданной в течение ЖЦ ИС)
Управление конфигурацией (применение административных и технических процедур на всем протяжении ЖЦ ИС для определения состояния компонентов ИС, управления ее модификациями).
Обеспечение качества (обеспечение гарантий того, что ИС и процессы ее ЖЦ соответствуют заданным требованиям и утвержденным планам)
Верификация (определение того, что программные продукты, являющиеся результатами некоторого действия, полностью удовлетворяют требованиям или условиям, обусловленным предшествующими действиями)
Аттестация (определение полноты соответствия заданных требований и созданной системы их конкретному функциональному назначению)
Совместная оценка (оценка состояния работ по проекту: контроль планирования и управления ресурсами, персоналом, аппаратурой, инструментальными средствами)
Аудит (определение соответствия требованиям, планам и условиям договора)
Разрешение проблем (анализ и решение проблем, независимо от их происхождения или источника, которые обнаружены в ходе разработки, эксплуатации, сопровождения или других процессов)
Организационные процессы
Управление (действия и задачи, которые могут выполняться любой стороной, управляющей своими процессами)
Создание инфраструктуры (выбор и сопровождение технологии, стандартов и инструментальных средств, выбор и установка аппаратных и программных средств, используемых для разработки, эксплуатации или сопровождения ПО)
Усовершенствование (оценка, измерение, контроль и усовершенствование процессов ЖЦ)
Обучение (первоначальное обучение и последующее постоянное повышение квалификации персонала)
Управление проектом связано с вопросами планирования и организации работ, создания коллективов разработчиков и контроля за сроками и качеством выполняемых работ.
Техническое и организационное обеспечение проекта включает:
- выбор методов и инструментальных средств для реализации проекта;
- определение методов описания промежуточных состояний разработки;
- разработку методов и средств испытаний созданного программного обеспечения;
- обучение персонала.
CASE-средства
В узком смысле CASE-средства – это средства визуального моделирования, а в широком – средства, максимально автоматизирующие все процессы жизненного цикла проекта разработки и реализации.
Наиболее трудоемкими этапами разработки ИС являются этапы анализа и проектирования. CASE-средства позволяют обеспечивать качество принимаемых технических решений и подготовку проектной документации. При этом большую роль играют методы визуального представления информации. Это предполагает построение структурных или иных диаграмм в реальном масштабе времени, использование многообразной цветовой палитры. Графические средства моделирования предметной области позволяют разработчикам в наглядном виде изучать существующую ИС, перестраивать ее в соответствии с поставленными целями и имеющимися ограничениями.
По статистике, 80% средств, которые ИT-службы предприятий тратят на программное обеспечение, уходят на сопровождение, а не на разработку или закупку систем. Высокие затраты на сопровождение, во-первых, связаны с плохим изначальным проектированием систем. CASE-средства способны эти затраты снизить. Во-вторых, в реальной жизни к системе в процессе ее эксплуатации предъявляются новые требования. Непрерывно изменяются как тиражные системы (разрабатываются все новые и новые версии), так и заказные (постоянная доработка ИС под новые требования заказчика).