СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Жизненная правда в повести М. Горького «Детство»»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока – выяснить, какие факторы влияют на формирование юной души, закаляют характер человека.

Просмотр содержимого документа
««Жизненная правда в повести М. Горького «Детство»»»

Урок литературы в 7 классе (2 урока)

Тема: «Жизненная правда в повести М. Горького «Детство»»

Цель урока – выяснить, какие факторы влияют на формирование юной души, закаляют характер человека.

Задачи:

- исследовать жизненный и творческий путь писателя М. Горького;

- углубить представление семиклассников о художественной автобиографии;

- совершенствовать навыки анализа текста, его выразительно-изобразительных средств, составления характеристик персонажей;

- формировать умение иллюстрировать отдельные высказывания и оценки автора конкретными примерами из текста произведения.

- развивать эмоциональную отзывчивость школьников на содержание прочитанного произведения.

- привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя.

I. Знакомство с биографией М. Горького (видеоурок («Инфоурок») с начала до 2.22). В тетрадь записываем цитату «Человека создает его сопротивление окружающей среде».

Читаем теорию на страницах 20-21. Отвечаем на вопросы:

- Что нового узнали о Горьком из этой статьи?

- Почему биография горького ошеломила Павла Максимова?

- Благодаря чему, как вы думаете, человек из низов смог стать великим писателем?

- Как называется автобиографическая трилогия Горького? (записываем в тетрадь)

- Что такое автобиографическое произведение?

- Какие автобиографические произведения вы знаете, изучали?

II. Переходим к повести «Детство».

Вспомните, как определял детство Л. Н. Толстой.

Л. Толстой: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

- Вы прочитали главы из повести «Детство» М. Горького. Скажите, а для Горького детство тоже было счастливой порой? Почему?

- Какие люди населяют мир детства Николеньки Иртеньева? Какое впечатление оставили они у ребенка?

- Кто окружает ребенка Алексея Каширина? (Отец (вспоминают о нем), мать, бабушка, дедушка, дядья и их семьи, Цыганок, мастер Григорий).

- Когда мы встречаемся с Алексеем в первый раз? Почему он едет с бабушкой и матерью в Нижний Новгород к деду?

- Как жил Алексей до приезда к деду? (читаем на странице 50).

- Что он помнит о матери? (страница 25, страница 32, страница 36, страницы 83-84).

- Что говорят об его отце? (страница 46 (как танцевал), страница 48, страница 50, страница 54, страница 31).

- А как живет семья Кашириных, в которой вынужден жить Алексей после смерти отца? (страница 27, страницы 28-29 (ссора дядьев), страница 31 (история с наперстком), страницы 34-36 (порка и болезнь Алексея), страница 49 (дядя забил жену), страницы 50-52 (воровство Цыганка), страница 54 (смерть Цыганка), страница 61 (рассчитать Григория).

- Как характеризуют герои семью деда? (Бабушка – «неумное племя, дикое племя». Цыганок – «А я всех Кашириных, кроме бабани, не люблю, пусть демон их любит». Мастер Григорий «Каширины, брат, хорошего не любят, они ему завидуют, а принять не могут, истребляют!»)

- Как относится к семье деда сам Алексей? (Он за всеми наблюдает, кото-то любит, кого-то нет, даже ненавидит и осуждает, подмечает взаимоотношения в семье, осуждает деда за его отношение, например, к мастеру Григорию и Хорошему делу, высказывает свое мнение, не относит себя к этой семье (Я не Каширин, я Пешков).

- Как сам Горький говорит об этой жизни? (Страница 81). Почему он утверждает, что об этом нужно писать?

Делаем вывод:

- Что показал М. Горький в своей повести «Детство»? Какова идея произведения?

Алеша, живший в семье в атмосфере добра, любви, заботы, увидел, что есть и другие стороны жизни, которые влияют на человека и его жизнь – это жизнь «дикого племени» Кашириных, где царит подлость, зависть, грубость, ненависть. «Она вспоминается мне, как суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением. Теперь, оживляя прошлое, я сам порою с трудом верю, что всё было именно так, как было, и многое хочется оспорить, отвергнуть, — слишком обильна жестокостью тёмная жизнь «неумного племени». Но правда выше жалости, и ведь не про себя я рас­сказываю, а про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил — да и по сей день живёт — простой русский человек». По мнению Горького, эту жизнь нужно показать, потому что она есть, ее нельзя утаивать, потому что сопротивление этой мерзкой жизни и делает из Алексея человека.

Но ведь не только это делает человека человеком. Давайте посмотрим, что еще говорил о становлении личности М. Горький (видеоурок («Инфоурок») с 3.11 до конца)

III. Сегодня подробнее мы поговорим о героях, которые являются теми самыми «хорошими, отзывчивыми» людьми, о которых говорит писатель.

- Кто, кроме мамы и папы, по вашему мнению, играет большую роль в жизни ребенка? (бабушка, дедушка, другие родственники, знакомые, которые встретились на жизненном пути ребенка)

- Кто стал такими людьми для Алеши? (Бабушка, дед, Цыганок, мастер Григорий, Хорошее Дело).

Работа в группах (по плану).

Первая группа готовит рассказ о бабушке.

Вторая группа готовит рассказ о дедушке.

Индивидуальные задания (задания в группах для большого класса) – рассказ о Цыганке, о мастере Григории, о Хорошем Деле.

Бабушка (презентация)

  1. Внешность (страница 23, 42)

  2. Манера говорить (страница 23)

  3. Увлечения бабушки (страницы 24, 46-47, 72)

  4. Отношение к жизни (страницы 24, 49)

  5. Отношение к детям, к мужу (страницы 25, 28-29, 57, 82)

  6. Отношение к Алексею (страницы 34, 39)

  7. Бабушка на пожаре (страницы 58-59)

  8. Отношение к Богу (страницы 25, 28, 42, 48, 49, 61, 68)

  9. Отношение к ней Алексея (страница 23)

  10. Вывод. Что позволяет бабушке выжить в столь жестоком мире? Каково ее значение

в жизни Алексея?

Дед (презентация)

1. Внешность (страницы 25-26, 30, 81)

2. Манера говорить, поведение (страница 25, 28-29, 37-38)

3. Отношение к жизни (страницы 62, 65, 81)

4. Отношение к детям, к жене (страницы 28-29, 57, 61)

5. Отношение к Алексею (страницы 26, 30, 36-37, 65,84)

6. Дедушка на пожаре (страницы 57-58)

7. Отношение к Богу (страницы 30, 57, 58)

8. Отношение к нему Алексея (страница 26, 29, 37-38, 82)

9. Последние года жизни деда (страницы 68, 81)

10. Вывод. В чем неоднозначность деда Каширина в жизни Алексея?

Цыганок (Презентация) – страницы 39-57.

  1. Внешность Цыганка.

  2. Характер и занятия Цыганка

  3. Забавы Цыганка.

  4. Как появился в доме Кашириных?

  5. Как относятся к нему члены семьи?

  6. Как относится Цыганок к Алексею?

  7. Гибель Цыганка.

  8. Как Алексей относится к Цыганку?

  9. Вывод. Какую роль в жизни Алексея сыграл Цыганок?

Мастер Григорий (Презентация).

Какую роль в жизни Алексея сыграл мастер Григорий?

Хорошее дело (Презентация) – страницы 68-80.

Какую роль в жизни Алексея сыграл Хорошее Дело?

IV. Вывод по уроку.

- Каким образом изображает М. Горький в своей повести «Детство» жизненную правду?

- Кто и как повлиял на становление юной души и закалил характер главного героя?

- Кто, на ваш взгляд, оказал большее влияние и почему?

Человек у М. Горького творец будущего. Он сам решает, какую жизненную правду ему выбирать. На нем лежит ответственность за все несчастья, которые он может причинить другим людям. Но человеку принадлежит также всё доброе, что есть в жизни! Добро и зло часто соседствуют в жизни и в душе каждого человека. Чтобы распознать зло, надо самому быть душевно чистым и чутким.

V. Проверка полученных знаний.

1. Тест https://multiurok.ru/tests/test-po-povesti-maksima-gorkogo-detstvo.html

2. Задания повышенной сложности.

  1. Почему писатель назвал жизнь в доме Кашириных «свинцовыми мерзостями

русской жизни»?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. В каких образах и как воплотилось «яркое, здоровое и творческое в русской

жизни»?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!