СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь замечательных имён

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

научно-исследовательская работа учащегося

Просмотр содержимого документа
«Жизнь замечательных имён»

МБОУ «Нижнеангарская средняя общеобразовательная школа №1» Жизнь замечательных имён Кучер Полина ученица 8 «Б» класса Руководитель: Тюрюкова Л.В., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Нижнеангарская средняя общеобразовательная школа №1»

Жизнь замечательных имён

Кучер Полина

ученица 8 «Б» класса

Руководитель: Тюрюкова Л.В., учитель русского языка и литературы

Как вы думаете, что объединяет эти две картинки?

Как вы думаете, что объединяет эти две картинки?

Олимпиада по русскому языку  Задание 1.К какой области человеческой деятельности относятся данные примеры эпонимов  2. Приведите собственные примеры эпонимов, объясните их происхождение

Олимпиада по русскому языку

Задание

1.К какой области человеческой деятельности относятся данные примеры эпонимов

2. Приведите собственные примеры эпонимов, объясните их происхождение

гуппи Гуппи Роберт Джон Лемчер Гуппи английский священник и учёный , доклад о рыбках, не мечущих икру

гуппи

Гуппи

Роберт Джон Лемчер Гуппи английский священник и учёный , доклад о рыбках, не мечущих икру

рыбках, не мечущих икру

рыбках, не мечущих икру

Цель исследования:  анализ структуры и способов образования эпонимов. Задачи: 1.установить источники происхождения эпонимов (этимологию происхождения); 2.классифицировать эпонимы по темам в соответствии с их происхождением; 3. определить способы образования эпонимов Гипотеза: в языке регулярно происходит обмен между именами собственными и именами нарицательными, что в значительной мере способствует обогащению лексики языки  Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в процессе изучения не только русского языка, но и других предметов школьной программы (химии, физики, биологии, географии, истории и др.)

Цель исследования:

анализ структуры и способов образования эпонимов.

Задачи:

1.установить источники происхождения эпонимов (этимологию происхождения);

2.классифицировать эпонимы по темам в соответствии с их происхождением;

3. определить способы образования эпонимов

Гипотеза: в языке регулярно происходит обмен между именами собственными и именами нарицательными, что в значительной мере способствует обогащению лексики языки

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в процессе изучения не только русского языка, но и других предметов школьной программы (химии, физики, биологии, географии, истории и др.)

 Проблеме эпонимии посвящены работы как лингвистов, так и представителей самых разных областей знания.  Бóльшая часть эпóнимов представляет собой термины, и им посвящены диссертации, статьи, доклады, а также словари специальной лексики. Интересна книга М.Г.Блау, справочники В.Н.Губина, С.Б.Королева и Р.П.Самусева, словарь под редакцией Л.П.Чурилова, словари В.Д.Рязанцева и Е.М.Какзановой .

Проблеме эпонимии посвящены работы как лингвистов, так и представителей самых разных областей знания.

Бóльшая часть эпóнимов представляет собой термины, и им посвящены диссертации, статьи, доклады, а также словари специальной лексики. Интересна книга М.Г.Блау, справочники В.Н.Губина, С.Б.Королева и Р.П.Самусева, словарь под редакцией Л.П.Чурилова, словари В.Д.Рязанцева и Е.М.Какзановой .

Изначально эпонимом называли  божество , легендарного  героя  или реального человека, в честь которого получал своё имя какой-либо географический объект (город, река, гора, и так далее). Например, город  Византий , согласно легенде, основал древнегреческий герой  Визант , которого мифы называли сыном бога  Посейдона .  С течением времени количество явлений и понятий, для наименования которых использовались имена собственные, возрастало. Вследствие этого эпонимами чаще становились реальные, а не легендарные личности. Так, уже в  332 году до н. э.  в Египте на берегу Средиземного моря был построен город  Александрия , эпонимом которого стал  Александр Македонский . Превращение имен собственных в имена нарицательные оказалось удачным способом  образования новых слов .

Изначально эпонимом называли  божество , легендарного  героя  или реального человека, в честь которого получал своё имя какой-либо географический объект (город, река, гора, и так далее).

Например, город  Византий , согласно легенде, основал древнегреческий герой  Визант , которого мифы называли сыном бога  Посейдона

С течением времени количество явлений и понятий, для наименования которых использовались имена собственные, возрастало. Вследствие этого эпонимами чаще становились реальные, а не легендарные личности. Так, уже в  332 году до н. э.  в Египте на берегу Средиземного моря был построен город  Александрия , эпонимом которого стал  Александр Македонский .

Превращение имен собственных в имена нарицательные оказалось удачным способом  образования новых слов .

Тематические группы эпонимов  Названия продуктов питания, блюд

Тематические группы эпонимов

Названия продуктов питания, блюд

Названия музыкальных инструментов

Названия музыкальных инструментов

Наименования людей по роду деятельности, личностным качествам

Наименования людей по роду деятельности, личностным качествам

Название оружия

Название оружия

Виды тканей, одежды

Виды тканей, одежды

Названия растений, животных

Названия растений, животных

Название архитектурных сооружений

Название архитектурных сооружений

Предметы и явления науки, названные в честь первооткрывателей

Предметы и явления науки,

названные в честь первооткрывателей

Эпонимы в медицине

Эпонимы в медицине

Иные любые имена собственные, впоследствии ставшие именами нарицательными

Иные любые имена собственные, впоследствии ставшие именами нарицательными

ВЫВОДЫ  По происхождению эпонимы можно разделить на следующие группы:  1.Слова-эпонимы, восходящие к мифонимам.  2.Слова-эпонимы, восходящие к антропонимам  3.Слова-эпонимы, восходящие к топонимам.

ВЫВОДЫ

По происхождению эпонимы можно разделить на следующие группы:

1.Слова-эпонимы, восходящие к мифонимам.

2.Слова-эпонимы, восходящие к антропонимам

3.Слова-эпонимы, восходящие к топонимам.

ВЫВОДЫ По структуре эпонимы делятся: -однокомпонентные: пежо, галифе; -двухкомпонентные: нобелевская премия, болезнь Боткина, азбука Морзе; -многокомпонентные: синдром Шарко-Мари-Туса-Гофмана.

ВЫВОДЫ

По структуре эпонимы делятся:

-однокомпонентные: пежо, галифе;

-двухкомпонентные: нобелевская премия, болезнь Боткина, азбука Морзе;

-многокомпонентные: синдром Шарко-Мари-Туса-Гофмана.

ВЫВОДЫ  По способу образования эпонимы делятся на -производные- это эпонимы, которые образованы суффиксальным способом(никотин, менделевий), способом сложения (вольт-амперметр) и аббревиации (ВПУ - синдром Вольфора-Паркенсона-Уайта). -непроизводные- то есть те, что возникли в результате перехода имени собственного в нарицательное без каких-либо изменений (наполеон, силуэт, мерседес)

ВЫВОДЫ

По способу образования эпонимы делятся на

-производные- это эпонимы, которые образованы суффиксальным способом(никотин, менделевий), способом сложения (вольт-амперметр) и аббревиации (ВПУ - синдром Вольфора-Паркенсона-Уайта).

-непроизводные- то есть те, что возникли в результате перехода имени собственного в нарицательное без каких-либо изменений (наполеон, силуэт, мерседес)

ВЫВОДЫ -эпонимы – это языковые памятники выдающимся людям, любимым мифологическим героям; -эпонимы делятся на тематические группы, различаются по составу и способам образования; -изучая эпонимы, мы знакомимся с биографией известных людей, тем самым расширяя наши знания не только по русскому языку; -в языке постоянно идет обмен между именами собственными и именами нарицательными, что в значительной мере способствует обогащению словарного состава языка.

ВЫВОДЫ

-эпонимы – это языковые памятники выдающимся людям, любимым мифологическим героям;

-эпонимы делятся на тематические группы, различаются по составу и способам образования;

-изучая эпонимы, мы знакомимся с биографией известных людей, тем самым расширяя наши знания не только по русскому языку;

-в языке постоянно идет обмен между именами собственными и именами нарицательными, что в значительной мере способствует обогащению словарного состава языка.

«Обозначение «эпонимы» было бы запыленным лингвистическим термином, если бы эпонимы не окружали нас каждую минуту!»  А.М.Блау

«Обозначение «эпонимы» было бы запыленным лингвистическим термином, если бы эпонимы не окружали нас каждую минуту!»

А.М.Блау


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!