СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Жизнь леса" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использовался как открытый урок в 4 классе. Подготовка к выступлению на семинаре по теме: "Развитие дистанционных форм обучения детей- инвалидов в общеобразовательном учреждении".

Просмотр содержимого документа
«"Жизнь леса" 4 класс»

Конспект урока

УМК «Школа России»

Предметная область: Окружающий мир (автор А.А.Плешаков)

Класс: 4

Тема: Жизнь леса.

Цели: закрепление знаний учащихся об особенностях природы леса, животном и растительном мире; развитие устной речи, логического мышления, умение сравнивать и делать выводы; воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: ПК учителя, мультимедийное оборудование, учебники, рабочие тетради; компьютерная презентация «Жизнь леса»,аудиозаписи «Звуки леса», презентация «Как вести себя в лесу», иллюстрации растений, лекарственных трав, грибов, дерево для рефлексии, картинки с яблоками красного, желтого, зеленого цветов ;карточки в конверте с изображениями животных ,картинка «Лес», карточки с заданиями ,корзины для сбора грибов.



Планируемые результаты:

Предметные: научатся приводить примеры взаимосвязи между человеком и природой; получат возможность научиться оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Метапредметные : использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД ):

Познавательные: извлечение необходимой информации в ходе освоения новой темы; дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают.



Ход урока

I. . Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок. Звучит музыка «Голоса птиц»

Прозвенел, друзья, звонок!

Начинается урок.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

-Давайте улыбнемся друг другу. Хорошо, когда день начинается с улыбки. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.

(Учитель настраивает учащихся на успешную работу.)

2. Проверка готовности к уроку.

Посмотрите , всё ли у вас готово к уроку. Молодцы!

3. Разделение класса на 3 группы.

2. Самоопределение учащихся на основе антиципации.

Проверка домашнего задания.

- Дорогие ребята посмотрите в окно.

-Что вы там видите? (весна . птицы поют ,солнышко, на улице красиво).

- Да, действительно, на улице чудесная весенняя погода.

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку. Куда? Догадайтесь!

- А чтобы узнать, куда мы отправимся я предлагаю вам отгадать загадку. Послушайте внимательно. (СЛАЙД 1,2,3) Звучат «Голоса птиц»


Город этот непростой,

Он дремучий и густой. (Лес)

- Молодцы, ребята, правильно, мы будем путешествовать по лесу.

-Но прежде ,чем отправиться в путешествие, надо выполнить задание.

-Посмотрите, пожалуйста, у вас на столах лежат грибочками для вас задание. Посмотрите, пожалуйста, внимательно, прочитайте задание и постарайтесь выполнить его.

1 группа

-Найдите ошибки в тексте:

1.Почвой называют верхний твёрдый (плодородный) слой земли. 2.Существует мало (много) типов почв.

3.Самыми плодородными являются тундровые (черноземные) почвы.

2 группа

1.За плодородие почвы отвечают соли (перегной).

2.На территории нашего края преобладают черноземные (подзолистые) почвы.

3.Почвы не нуждаются (нуждаются)в охране.

3 группа

-Вспомните состав почвы. Допишите нужное слово.

*Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, покрывающая плодородие почвы (перегной).

*Вещество, хорошо удерживающее воду (глина).

* Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений (песок).

* Вещество, необходимое для жизни и развития растений (вода).

*Вещество, помогающее корням растений дышать (воздух).

* Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной (микробы).

- Ребята, что же такое почва? На этот вопрос нам ответят представители от 1 и 2 группы

- Что входит в состав почвы? На этот вопрос нам ответят представители 3 группы.

- А, где мы с вами можем найти дополнительную информацию о почве?

- Молодцы, оказывается вы так много знаете про почву.

-Ребята. Теперь мы с вами можем отправиться в путешествие. Посмотрите внимательно на доску, перед вами карта. (Слайд 4)

-Широко раскинулась на карте нашей страны зелёный океан лесов плещутся в этом океане белоствольные берёзки (Слайд 5), тёмные ельники (Слайд 6), сосновые боры (Слайд 7). Одно из замечательных богатств нашей страны –лес.

-Каким цветом окрашена на карте лесная полоса? (Зелёным) (Слайд 8)

-Как мы с вами можем узнать, какой это лес? (По условным обозначениям)

-Какие бывают леса? (Смешанные, хвойные, лиственные)

-Чем они отличаются? (Ответы детей)

- Послушайте пожалуйста стихотворение и подумайте. Какие цели мы поставим перед собой. Читает стихотворение нам (Кудашкина Светлана.)

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи!

Ты же видишь, мы свои! (Слайд 9)

Вы наверное догадались. Что речь сегодня пойдёт о лесе. Тема нашего урока «Жизнь леса.»

-Давайте определим цели.

-Что мы должны узнать на уроке. (Ответы детей)

3. Открытие нового знания.

-А как вы понимаете, что такое лес? (Ответы детей)

(Слайд 10) Лес –это участок земли ,на котором растут деревья, кустарники, травы, грибы.

-Учёные называют лес «природным сообществом».

-Как вы думаете почему? (Все обитатели живут совместно)

-Что же такое сообщество, как вы думаете? (Ответы детей)

(Слайд 11) Сообщество- группа растительных или животных организмов, живущих вместе.

-Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом.

-Учёные называют эти этажи- ярусами и располагают их в порядке уменьшения.

-Продолжаем путешествие .но прежде чем войти в лес .Вспомним правила поведения в лесу. Нам напомнит о правилах поведения Душкин Игорь , он приготовил для вас презентацию.(Презентация)

-Первый ярус (Слайд 12) Это многолетние растения с крупным твёрдым стеблем. (Деревья) Им надо больше света . Другим растениям требуется меньше света, поэтому они могут жить в тени деревьев.

Работа в группах

-Ребята 1 группы расскажут нам о деревьях и их пользе.

Береза (Игорь Д.)– настоящая красавица, белые одежки, золото сережки. Древесина березы очень плотная. Березовый сок вкусный и полезный для здоровья. Только не спеши собирать его, ведь без него береза погибнет. (СЛАЙД 13)

Дуб (Настя З.)– растет очень медленно, но зато живет до 1000 лет и более. В русских лесах нет дерева мощнее дуба. Дуб не гниет в воде, и его древесина ценится. Кора его содержит лекарственное вещество, а для животных дуб – настоящая кормушка. (СЛАЙД 14)

Липа (Лера Б.)– цветет летом и цветы ее медоносы. Липовый мед считается самым лучшим. А липовый чай помогает от простуды. (СЛАЙД 15)

Ель (Георгий П.)– обычно растет на влажных местах. В густых ее ветвях находят себе жилье многие животные. Ель называют музыкальным деревом. Ее древесина используется для изготовления гитар, скрипок, пианино. Еще из нее делают бумагу. (СЛАЙД 16)

Сосна (Полина С.)– прекрасное витаминное дерево. Очень хорош и красив сосновый бор! Точно высокие свечи возвышаются сосны над головой. В сосновом лесу хорошо и легко дышится. Смолистые вещества убивают микробы. В сосновых лесах много ягод и грибов. (СЛАЙД 17)

- Как много интересного и полезного мы с вами узнали о растениях. Спасибо. Молодцы.

-Второй ярус (Слайд 18) это многолетние растения. У которых от общего корня отходят несколько твёрдых стеблей (Кустарники.)

Ребята 2 группы расскажут нам о кустарниках и их пользе.

  • Калина (Ольга С.) Калины представляет собой раскидистый многоствольный кустарник, с цветами, собранными в щитовидные соцветия, плоды ее – темно-красная костянка, содержащая одно семя. Плоды калины обладают общеукрепляющим действием, употребление их в пищу способствует повышению иммунитета, придает бодрости.(Слайд 19)

Шиповник (Милена О.)это красивый кустарник семейства розоцветных, «родственник» роз, а также полезное растение. Шиповник оказывает полезные свойства в лечении органов пищеварения, почек, различных воспалительных процессов (Слайд 20)

Ежевика (Роман Р..)Само растение представляет собой кустарник со стеблями и побегами гибкой формы, а также усаженными шипами. В процессе дозревания ягода ежевики меняет свой цвет с зеленого на красный, затем, полностью созрев, становится черной Если употреблять эту ягоду регулярно, то вы можете быть уверены в том, что ваш иммунитет будет на высшем уровне.(Слайд 21)

-Спасибо, ребята . Молодцы.

-Третий ярус (Слайд 22) растения с мягкими зелёными стеблями.

-Ребята 3 группы расскажут нам о травах и их пользе.

- ПОДОРОЖНИК.(Света К.) Листья подорожника применяются при ранениях, ушибах, ожогах, укусах насекомых как кровоостанавливающее средство. Подорожник обладает хорошим противовоспалительное свойством. Собирать его можно всё лето. (Слайд 23)



-ЗВЕРОБОЙ.(Катя К.)Его используют в качестве антибактериального, антисептического, болеутоляющего, ранозаживляющего, противоревматического, мочегонного, желчегонного, вяжущего препарат. Для лечебных целей используют облиственные верхушки растения с соцветиями. Собирать их лучше всего с самого начала цветения, так как в этот период растение максимально целебно.(Слайд 24)

-Молодцы, ребята, оказывается лес-это не только красота, но и огромная польза для человека.

4.Физминутка.(Слайд 25)

5.Работа по новой теме.

-Продолжаем путешествие. Для кого лес является домом? (Для животных)

-Весь лес- от верхушки деревьев до земли заселён животными.

-Назовите обитателей леса. (Ответы детей)

-Сядьте группами. У вас на партах лежат картинки леса и конверты с животными.

-Попробуйте расселить животных по месту их обитания. Наклейте животных на картинку. А теперь проверьте, правильно ли вы расселили животных. У кого есть ошибки. (Слайд 26)

-Как вы думаете. Могут ли существовать растения и животные друг без друга? (Нет)

-Почему? (Они живут вместе помогая друг другу т.е. сообща)

-Это и есть природное сообщество.

-Всё в природном сообществе взаимосвязано.

Работа в парах.

-у вас на партах лежит листочек. На этом листочке вы со своим соседом должны построить цепь питания характерную для лесного сообщества.

(Слушаем несколько вариантов.)

-Очень хорошо.

-Но мы с вами забыли ещё об одном обитателе леса. Отгадайте загадку.

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть но нет сапожка,

Шляпа есть, нет головы. (Гриб)

-Правильно. Молодцы.

-А какие грибы можно встретить в лесу? (Ответы детей) (Слайд 27)

-На какие группы делятся грибы? (Съедобные и несъедобные)

-А для чего лесу нужны грибы? (Ими питаются животные)

-Какие животные питаются грибами? (Ёжик, белка. Заяц. Кабан. Лось)

-Давайте вспомним правила сбора грибов . (Слайд 28)

-А пока мы вспоминаем правила поведения в лесу. Приглашаются к доске 2 человека. Которые у нас отправятся в лес за грибами.



1.Не трогай незнакомый гриб.

2.Никогда не пробуй гриб на вкус.

3.Не собирай грибы у дорог и предприятий.

4.Не сбивай грибы –мухоморы. Они пища для животных.

5.Не вырывай гриб с грибницей.

-Молодцы. А теперь давайте проверим наших грибников.

-Какие грибы вы взяли и почему? (Ответы детей)

-И запомним самое главное правило при сборе грибов.

«Не бери незнакомый гриб.»

-Молодцы. Но нам пора возвращаться домой. (Звучит мелодия звуки птиц) (Слайд 29) Лес с тропинкой домой.

6.Подведение итогов урока.

- Ответили ли вы на вопросы, которые интересовали вас в начале урока?

- Где можно найти ответы на остальные вопросы?


6. Рефлексия

-Ребята, мы сегодня с вами совершили огромное и полезное для нас путешествие по лесу

- Ой, посмотрите, что это?.

(на доску прикреплено дерево)

- Посмотрите, у вас на столах лежат яблоки красного, желтого и зелёного цвета.

-Ребята, я попрошу вас показать с помощью яблок, какое впечатление вы получили от сегодняшнего урока.

- Если вам урок понравился и вы все поняли, то прикрепите к нашей чудо-яблони, пожалуйста, красное яблоко, если урок вам понравился, но что-то вы не выяснили для себя прикрепите, пожалуйста жёлтое яблоко, но а если урок по авшему мнению был скучным и вы совсем ничего не поняли, прикрепите, пожалуйста зелёное яблоко.

7. Домашнее задание

- стр.164-169 читать, отвечать на вопросы и выполнить тетрадь по теме «Жизнь леса».










Игра «Деревья, кустарники, травы» направлена, главным образом, на улучшение переключаемости и концентрации внимания младших школьников, может быть использована как физминутка при изучении темы «Какие бывают растения?» во втором классе для закрепления знаний о классификации жизненных форм растений.

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.

Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.

По аналогии можно проводить подобные физминутки и на других уроках окружающего мира, требующих классификации объектов и явлений окружающего мира («Какие бывают животные?», «Какой бывает транспорт?»).


На уроке по теме «Как развивается растение» можно провести игру «Как росло растение»: учитель предлагает детям представить, что они маленькие семена, попавшие в почву. (дети садятся на корточки, сжимаясь в комочек) Далее учитель рассказывает, как развивается из семени растение:

- Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться. (мышечное напряжение, глаза зажмурены) Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи. (расслабление мышц) Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях). Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук). И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону). А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). Вот так целый год росло растение.

Данное упражнение несёт в себе элементы психогимнастики, движения в нём направлены как на мышечное напряжение, так и на расслабление; улыбки друг другу настраивают детей на позитивное отношение друг к другу и окружающему миру, снимают эмоциональное напряжение. В то же время, в своих движениях дети как будто проживают жизнь растения в течение года, что направлено на закрепление полученных знаний.


Физминутка «Станем мы деревьями»

Станем мы деревьями сильными, большими. Ноги на ширине плеч

Ноги – это корни, их поставим шире.

Чтоб держали дерево Ставят один кулак на другой.

Падать не давали, Наклоняются, складывают ладони чашечкой

Из глубин подземных воду доставали.

Наше тело – прочный ствол, Проводят ладонями вдоль тела вниз

Он чуть-чуть качается. Покачиваются из стороны в сторону

И своей верхушкой Складывают ладони шалашиком

В небо упирается Поднимают соединённые руки над головой

Наши руки – ветки Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны

Крону образуют. Смыкают пальцы

Вместе им не страшно, Качают головой

Если ветры дуют. Качают поднятыми руками.


Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)




 Руки подняли и покачали-
         Это деревья в лесу.
         Руки нагнули, кисти встряхнули
         Ветер сбивает росу.
         В стороны руки, плавно помашем
         Это к нам птицы летят,
         Как они сядут, тоже покажем
         Крылья сложили назад.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!