ОТКРЫТЫЙ УРОК Тема: Жизнь и творчество Ахмедхана Абу-Абубакара
Преподаватель ГБПОУ РД «ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
им.Р.Н.Ашуралиева». Мухтарова П.С
Цель урока:
Познакомить учащихся с творчеством Ахмедхана Абу-Бакара .
Эпиграф:…Сегодня шла последняя отара. Чабаном в нем дедушка Хабибулла. Да, да, тот самый, который вот уже семьдесят лет перегоняет отара туда и обратно…
Ахмеда Абу-Бакар (настоящая фамилия Абакаров) – гордость Дагестана и один из достойнейших сыновей кавказской земли. Родился 12 декабря 1931 года, село Кубачи, Дахадаевский район, Дагестанская АССР, РСФСР, СССР . Личность выдающаяся, творческая и невероятно трудолюбивая, он сделал неоценимый вклад в отечественную культуру и прославил родной край. Писатель, поэт, сценарист, публицист, талантливый драматург, он искусно перенес на литературные страницы жизнь и быт Дагестана.
Село Кубачи
Детские годы
Закончив школу, поступил в Литературный институт имени Горького в Москве и успешно выпустился в 1956 году. Но этого юноше показалось недостаточно и он поступил на курсы сценариста.
Творческий путь литератора начался в 1949 году с публикаций в газете «Колхозное знамя».
Затем Абакаров работает в «Ленинском знамени», становится редактором издания «Дружба». Почти сразу его принимают в Союз писателей Дагестана и назначают на должность ответственного секретаря.
Творчество литератора
Параллельно с работой в газетах и журналах, он пробует себя в поэзии, причем довольно успешно – в 1954 году увидел свет первый сборник стихов Ахмедхана Абу-Бакара под названием «Зарево». Все стихи в нем написаны на родном дагестанском языке.
Год спустя вышла поэма «Горькое сказание».
В 1958 году публикуется орнаментальная повесть «Даргинские девушки», которая вызывает широкий отклик у публики и приносит известность писателю. Позже ее переведут на русский, польский, французский, испанский, английский, немецкий и другие языки. Рецензии на нее публиковались в изданиях «Литература и жизнь», «Дагестанская правда», «Литературная газета», «Вопросы литературы», «В мире книг», «Октябрь», «Дон».
Абубакарова часто называют «певцом дагестанской земли» и это не случайно. В своих произведениях он ярко, самобытно и увлекательно описывал жизнь родного края со всеми ее прелестями и недостатками.
Его повести «Темир-Булат», «Ожерелье годекана», «Памятник у дороги», «Медовые скалы», написанные в разные годы, заслужили огромную популярность, как на Кавказе, так и за его пределами. Поклонники творчества Абубакарова находились во всех уголках СССР.
Из других произведений можно отметить «Солнце в гнезде орла», «Мама, зажги солнце», «Снежные люди», «Люди в бурках».
Также Ахмедхан Абу-Бакар написал повесть “Белый сайгак”.В повести "Белый сайгак" (1970) писатель описывает жизнь и быт одного из дагестанских народов - ногайцев. С большой любовью и теплотой рисует он жителей степи. Через образы Мухарбия, Уразбая, Кадрии, Ногайчика, Эсманбета, Бийке, и Батыя Абу-Бакар постигает характер трудолюбивого ногайского народа. Вместе с тем писатель поднимает острые экологические проблемы сохранения живой природы, проблемы нравственности. Оказывается, отношение к природе как индикатор определяет и отношения людей между собой. Здесь ярко проявляются характеры охотинспектора Мухарбия, стойкого защитника степных антилоп-сайгаков, и браконьера Эсманбета.
Эсманбет - незаурядная личность, баловень судьбы. В свое время он отличился в Великой Отечественной войне как герой. Его выдвигали на руководящие должности. Но в какой-то момент он увлекся охотой, стал браконьером. Перед бездетным Мухарбием он гордится своим сыном Батыем, у него растут прекрасные дочери. Но его браконьерская деятельность привела к тому, что он собственноручно расстрелял машину охотинспекции, в которой сидел его сын, ставший новым охотинспектором вместо Мухарбия.
В этой трагедии, как в нервном узле, отразились противоречия эпохи: стяжательство и хищническое истребление живой природы приводят к душевной опустошенности и преступлению.
Абу-Бакар создал поэтический мир степи. Легенда о непобедимом полководце Ногае как бы предваряет трагические события повести, придает ей поэтичность и романтический настрой. Прекрасны описания сайгаков, писатель представляет их как разумных существ, умеющих чувствовать и говорить. Убийство сайгаков, особенно белого сайгака, в повести имеет глубокий смысл - это предупреждение против преступного отношения к природе.
В библиографии Абу-Бакара есть и детские произведения. Это «Дедушка Хабибула из Долины садов» и написанная в 1964 году пьеса «Нур-Эддин – золотые руки».
А в 1969 году Абу-Бакару присуждают звание Народного писателя республики (ДАССР).
Сценарист
За написанием литературных произведений Абу-Бакар не забывал о работе сценариста.
В 1959 году вышел на экраны первый фильм, снятый по его сценарию – «Тучи покидают небо».
Затем были «Пора красных яблок», «Адам и Хева», « Гепард», «Ожерелье для моей любимой», «Чегери», «Снежная свадьба», «Радуга семи надежд» и многие другие.
Выхода последней кинокартины «Тайна рукописного Корана» (режиссер Рафаэль Гаспарянц) он так и не дождался – фильм вышел уже после смерти писателя. В нем рассказывается о спрятанных сокровищах шейха, чье нахождение зашифровано в строках рукописного Корана.
Историческая драма основана на одноименной повести Абу-Бакара, написанной им в 1972 году, и переносит зрителя в эпоху Гражданской войны.
Несмотря на широкое признание фильма на международном уровне, в родном Дагестане его не оценили – в республике он не получил ни одной премии или награды.
По мотивам сказки Абу-Бакара «Сладкий родник» в 1982 году снят одноименный мультфильм.
Писателя не стало 23 октября 1991 года в результате тяжелой болезни. Но земляки не забыли первого дагестанского драматурга – в его честь в республике каждый год проходят памятные мероприятия, творческие вечера, демонстрации фильмов . На родине А. Абу-Бакара, в селении Кубачи, установлен бюст писателя. В Махачкале, на доме по улице М. Гаджиева, 3, где жил Ахмедхан Абу-Бакар, установлена мемориальная доска. Имя народного писателя Дагестана носит одна из улиц Махачкалы .