СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь и быт табасаранцев

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель: Табасаранский народ во все века был творцом. Наши предки были настоящими художниками, вкладывали в свои изделия душу и красоту родного края. До наших дней сохранилось очень много старинной домашней утвари, ювелирных изделий, предметов резьбы по камню, по дереву. Сегодня возрождаются забытые ремёсла и художественные промыслы. Это помогает нам изучить и продолжить традиции и культуру нашего народа.

Просмотр содержимого документа
«Жизнь и быт табасаранцев»

Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования «Дом детского творчества»

МР «Табасаранский район»

с. Хучни









ЖИЗНЬ И БЫТ ТАБАСАРАНЦЕВ





Педагог-организатор МКУ ДО «ДДТ»: Рашидова И. Н.

Методист МКУ ДО «ДДТ»: Гаджиева Р. Э.









Хучни-2019

Учитель: Табасаранский народ во все века был творцом. Наши предки были настоящими художниками, вкладывали в свои изделия душу и красоту родного края. До наших дней сохранилось очень много старинной домашней утвари, ювелирных изделий, предметов резьбы по камню, по дереву. Сегодня возрождаются забытые ремёсла и художественные промыслы. Это помогает нам изучить и продолжить традиции и культуру нашего народа.

Из глубины веков пришли к нам такие ремёсла и промыслы, как узорное вязание – «кишра», приготовление натуральных красителей, изготовление домотканого сукна из разного сырья, кузнечное, гончарное, плотницкое дело, обработка кожи, искусство резьбы по камню, по металлу, по дереву.

Традиционный табасаранский костюм соответствовал общему дагестанскому стилю. Мужчины носили свободные штаны, рубаху с высоким воротом, бешмет, черкеску, папаху. В холода и в пути грелись буркой, поверх папахи надевали капор. Обязательный элемент мужского наряда — пояс для холодного оружия, ношение которого считалось делом чести.

Девушки носили длинные туникообразные рубахи с округлым вырезом, под них надевали шаровары. Дополняли костюм распашным платьем с длинными рукавами, украшенным вышивкой по подолу, рукавам, груди. Голову обязательно покрывали специальным плотным чепцом — «чухтой».

Табасаранская чухта представляла собой род мешка с чепчиком. Завязывалась чухта лентой (чаще белой) поверх черной полосы – нашивки на налобно-теменной части чухты. На налобно-теменную часть убора нашивались серебряные пластинки. Замужние полностью прятали полосы под тканью, девушкам разрешалось оставлять косы на виду.

Женщины богато украшали наряды декором, ювелирными украшениями. Традиционный элемент костюма — кожаный, серебряный, тканевый пояс, дополненный вышивкой, кистями, цепочками, монетами. В праздничные дни наряд включал нагрудник и передник, обильно декорированные монетами. Завершали образ массивные серьги, перстни, браслеты, налобные украшения.


Учитель: Язык табасаранский считается одним из самых сложных языков в мире и поэтому занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Он, к примеру, «рекордсмен» по числу грамматических падежей – их 46! Попробуй, выучи и запомни их! Но приезжие люди, живущие в Табасаране с полгода или год, быстро овладевают им и неплохо говорят по - табасарански.

Учитель: Против иноземных завоевателей табасаранцы всегда выступали совместно с другими дагестанскими народами.

Борьбу жителей Табасарана против полчищ Надиршаха возглавил поэт – воин Мирза Калукский. Встретив ожесточённый отпор, Надиршах приказал своим воинам (кызылбашам) стереть с лица земли этот край, но не смог сломить сопротивление горцев. Далее персидские войска двинулись на Аварию.

Мирза Калукский возглавил отряд табасаранцев в составе объединённых войск горцев в битве с полчищами Надиршаха и двинулся к Андалалской долине. Враг был разбит, Надиршах бежал. Потери горцев тоже были огромны. В этом бою героически погиб и Мирза Калукский.

На месте кровавой битвы горцев сегодня стоит величественный мемориалпамятник «Ватан» как символ единения всех народов Дагестана в борьбе за свою свободу и независимость.

С древних времён здесь занимались земледелием, скотоводством, в зимнее время предпочтение отдавали художественным промыслам и разным ремёслам.

В равнинной части Табасарана развивались садоводство и виноградарство. Выращивали различные сорта яблонь, груш, слив, черешни, персиков, абрикосов, винограда. Ну и, конечно, всегда собирали в лесу орехи, плоды диких груш и яблонь, кизил. Это было любимым занятием детворы.

Традиционное жилище

Традиционное жилище табасаранцев включает в себя следующие помещения: жильё, хлев для скота и сарай для сена. Дома строились в основном одно– и двухэтажные, с плоскими крышами. Полы и стены обмазывали специальной глиной.

При строительстве особое значение придавали закладке фундамента. Чтобы уберечь свой дом от бед и несчастий, обеспечить благополучие, под правый угол будущего дома, обращённый к Мекке, то есть на юг («кьибла тереф»), помещали сосуд с кусочком золота или серебра. Бросали монеты – символ богатства, зёрна хлебных злаков – символ плодородия, древесные угли и предметы из железа: подковы, гвозди – от сглаза и порчи. В некоторых сёлах в углы фундамента ставили сосуды с чистой водой – символ чистоты и животворного начала.

Учитель: Что ели наши предки?

Еда табасаранцев схожа с пищей других народов Южного Дагестана. Питались мясом, молочными продуктами и растительной пищей. Летом преобладала молочная и растительная пища. В горных сёлах из-за малоземелья не хватало хлеба, зато у жителей в избытке были мясо, сыр, шерсть. Часто меняли их на зерно, муку.

Ремесла и художественные промыслы

Гончарное производство развивалось в селении Джули, где были залежи особой высококачественной глины. Из нее изготавливали сосуды для хранения зерна – «язал», «гаргунар», маслосбивалки – «мас дабкьру гвар», кувшины – «гажин», подойник – «бети», миски – «зах». Керамические изделия джулинских мастеров пользовались большим спросом на рынках Кураха, Ахтов, Маджалиса, Дербента.

Обработка дерева. Обилие леса, в том числе ценных пород деревьев, нужда в домашней утвари, наличие мастеров деревообработки привели целый ряд табасаранских сёл к изготовлению деревянных изделий и их художественной обработке (Ругуж, Ханаг, Хурик и др.).

Из дерева изготавливались балки для подпорки потолков – «хамхрар», лари – «танхар», сани – «мярхяр», лопаты для зерна – «йирфар», грабли – «кьюршар», корыто– «кьяб», ложки – «муччвур», веретено – «личIан», стойки ковровых станков – «дуркьар».

До наших дней сохранились уникальные памятники резьбы по дереву в мечетях, на окнах старинных домов, балках, ларях для зерна. Мастера применяли орнаментплетенку с изображением в нём розеток в виде солнца.

Ковроткачество – известное на весь мир искусство табасаранской культуры. Табасаран всегда славился как ковровая столица Дагестана.

В наших коврах была особая гармония. Они отличались красотой, яркостью, самобытным орнаментом. У мастериц было врождённое чувство цвета. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение – от матери к дочери. Ткать ковры умели все табасаранки.

    Табасаранские ковровые изделия делятся на несколько типов:

    Бархал – палас из конопляных нитей с простым рисунком;

    Кумис – палас из шерстяных нитей с более сложным рисунком;

    Гьалав – безворсовый ковёр, широко известный под названием сумах;

    Халачи – ворсовый ковёр из шерстяных нитей.

    С ковроткачеством у табасаранцев связаны различные обычаи, обряды и поверья. Расскажу вам одно поверье.

После завершения работы ковёр вырезали и снимали со станка, на него обязательно сразу же накидывали ткань или одежду. Станок не принято было оставлять пустым, чтобы избежать неудачи, беды.

Сегодня многие табасаранки продолжают заниматься ковроткачеством. Ковры наших мастериц можно встретить в музеях Нью-Йорка, Парижа, Монреаля, Осаки, Лейпцига, Милана, Токио, Измира. Табасаранские ковры выставляются на Международных и Российских выставках, удостоены многих Почетных дипломов и Золотых медалей.



































Ковроткачество – известное на весь мир искусство табасаранской культуры. Табасаран всегда славился как ковровая столица Дагестана.

В наших коврах была особая гармония. Они отличались красотой, яркостью, самобытным орнаментом. У мастериц было врождённое чувство цвета. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение – от матери к дочери. Ткать ковры умели все табасаранки.

Табасаран

Гьарсар касдиз ватан саб ву, Наан узу ккунивалкан
Бализ багъри дадаси чан. Гаф гъапишра, вуйиз увкан.
Йиз жан нефес ув'инди ву, Ув'инди ву йиз рюгь уткан,
Багъри макан, Табасаран. Йиз аьшкь, гьевес, Табасаран


Хуш вузуз сес яв гъярарин, Мюгькам вуяв дуствалин гъяд,
Гьарсаб кюкю яв хярарин, Мерд кас хуш хялижв вуяв кIван.
Жакьвлин мукьмар, ув'ин гьяйран Уву вува йиз бахтнан хяд,
Вуди, кIурай, Табасаран. Ккуни ватан, Табасаран.

Гьар жюре кюкйирихъди
Дабалгнайи багъ авадан,
Хъана уву гюрчег хьибди,
Йиз бахтавар, Табасаран.


Учитель: Пусть наш район процветает, храня в себе красоту древности, тайны. Помнит славную историю своего народа - это, ребята, наша с вами обязанность.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!