СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь и быт Амурских эвенков

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале  рассказывается о жизне и быте амурских эвпеенков.

Просмотр содержимого документа
«Жизнь и быт Амурских эвенков»

 «ОСОБЕННОСТИ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ  И БЫТА ДЕТЕЙ ЭВЕНКОВ»

«ОСОБЕННОСТИ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ И БЫТА ДЕТЕЙ ЭВЕНКОВ»

Цель –  исследовать особенности условий жизни и быта эвенков, системы их воспитания и определить, что от эвенков унаследовало современное общество.

Цель – исследовать особенности условий жизни и быта эвенков, системы их воспитания и определить, что от эвенков унаследовало современное общество.

Эве́нки – это сибирский малочисленный коренной народ.  В XIX — XX вв. эвенки были известны как тунгусы. Это слово возводят к древнему (первые века до н.э.) центрально-азиатскому слову дун-ху — от монгольского тунг — «лесные», либо якутского тот уос — «люди с мерзлыми губами», т.е. говорящие на непонятном языке. 

Эве́нки – это сибирский малочисленный коренной народ. В XIX — XX вв. эвенки были известны как тунгусы. Это слово возводят к древнему (первые века до н.э.) центрально-азиатскому слову дун-ху — от монгольского тунг — «лесные», либо якутского тот уос — «люди с мерзлыми губами», т.е. говорящие на непонятном языке. 

Основные занятия охота на копытных и пушного зверя сезонное рыболовство транспортное таежное оленеводство

Основные занятия

  • охота на копытных и пушного зверя
  • сезонное рыболовство
  • транспортное таежное оленеводство
Традиционное жилище Тыксама дю — берестяной чум.  Летний чум покрывается вываренной берестой, или корой лиственницы.

Традиционное жилище

Тыксама дю — берестяной чум. Летний чум покрывается вываренной берестой, или корой лиственницы.

Голомо — зимнее жилище.  Это чум из расколотых пополам бревен, засыпанный в нижней части на зиму снегом или землей.

Голомо — зимнее жилище. Это чум из расколотых пополам бревен, засыпанный в нижней части на зиму снегом или землей.

На территории Нерюнгринского района проживает свыше 900 эвенков, из них около 880 – это жители села Иенгра, в том числе взрослых – 491 человек, детей и подростков 381 человек.
  • На территории Нерюнгринского района проживает свыше 900 эвенков, из них около 880 – это жители села Иенгра, в том числе взрослых – 491 человек, детей и подростков 381 человек.
Шкатулка «МУРУЧУН» Дерево, ровдуга, оленья шкура, ткань.   Чехол короба, сшитый из ровдуги, богато украшен вышивкой подшейным волосом оленя, геометрическим орнаментом, нанесенным разноцветной краской, и бахромой из ровдуги. 

Шкатулка «МУРУЧУН»

Дерево, ровдуга,

оленья шкура, ткань.

  Чехол короба, сшитый из ровдуги, богато украшен вышивкой подшейным волосом оленя, геометрическим орнаментом, нанесенным разноцветной краской, и бахромой из ровдуги. 

Амулеты для защиты новорожденных Эвенки. Республика Саха, Нерюнгринский р-н, поселок Иенгра. 2009 г. Челюсть оленя, замша Амулет из челюсти первого убитого в охотничьем сезоне дикого оленя прикрепляется к колыбели новорожденного. Оберег в виде колчана с луком, трезубцем, стрелой и щитом подвешивался к колыбели младенца для охраны его от злых духов.

Амулеты для защиты новорожденных

Эвенки. Республика Саха, Нерюнгринский р-н, поселок Иенгра. 2009 г. Челюсть оленя, замша

Амулет из челюсти первого убитого в охотничьем сезоне дикого оленя прикрепляется к колыбели новорожденного.

Оберег в виде колчана с луком, трезубцем, стрелой и щитом подвешивался к колыбели младенца для охраны его от злых духов.

Оленя, перевозившего детей,  называли «Бэбэрук»

Оленя, перевозившего детей, называли «Бэбэрук»

Обереги – одё: чтобы прекратить болезнь, ребенку дают страшное имя, чаще название земноводных и насекомых; чтобы не болели зубы - не позволяли совать в рот челюсть оленя; чтоб не болел язык - не разрешали плевать в огонь; не разрешали бросать в огонь шишки и бересту - чтоб не простудился; не считали детей, указывая пальцем - чтоб не отбить память; чтоб маленький ребенок не плакал, ему в рот вкладывали кончик сырого оленьего языка, сквозь который продевалась палочка; после шести месяцев начинали прикармливать чаем с оленьим молоком.

Обереги – одё:

  • чтобы прекратить болезнь, ребенку дают страшное имя, чаще название земноводных и насекомых;
  • чтобы не болели зубы - не позволяли совать в рот челюсть оленя;
  • чтоб не болел язык - не разрешали плевать в огонь;
  • не разрешали бросать в огонь шишки и бересту - чтоб не простудился;
  • не считали детей, указывая пальцем - чтоб не отбить память;
  • чтоб маленький ребенок не плакал, ему в рот вкладывали кончик сырого оленьего языка, сквозь который продевалась палочка;
  • после шести месяцев начинали прикармливать чаем с оленьим молоком.
Одежда для мальчиков и девочек.

Одежда для мальчиков и девочек.

Хакумакта   —  детская зимняя меховая шубка с зашитыми рукавами

Хакумакта  

детская зимняя

меховая шубка с

зашитыми рукавами

Коколло — рукавица. Характерная особенность эвенкийской меховой рукавицы — разрез повыше большого пальца с целью, чтобы не снимать с руки рукавицу в сильные морозы. На ладошечной части шкура выкраивается мехом вовнутрь.

Коколло — рукавица. Характерная особенность эвенкийской меховой рукавицы — разрез повыше большого пальца с целью, чтобы не снимать с руки рукавицу в сильные морозы. На ладошечной части шкура выкраивается мехом вовнутрь.

Унты - торбаса

Унты - торбаса

Игры и игрушки Изображение человека на кости- бабка, нижняя часть скелета ноги сохатого или северного оленя. В древности дети эвенков играли ими. Строили игрушечные стойбища и повторяли в игре взрослую жизнь. 

Игры и игрушки

Изображение человека на кости- бабка, нижняя часть скелета ноги сохатого или северного оленя. В древности дети эвенков играли ими. Строили игрушечные стойбища и повторяли в игре взрослую жизнь. 

«Кто перетянет» (тангматкан).  В игре участвуют двое. Они садятся друг к другу, а ноги упираются ступнями. Между ступнями кладут круглую прочную палку диаметром 7–8 сантиметров, длиной 1 метр и упираются в нее. Берутся за нее руками. Потом тянут, стараясь перетянуть друг друга. Кто перетянет, перебрасывает побежденного через голову и считается победителем.

«Кто перетянет» (тангматкан). 

В игре участвуют двое. Они садятся друг к другу, а ноги упираются ступнями. Между ступнями кладут круглую прочную палку диаметром 7–8 сантиметров, длиной 1 метр и упираются в нее. Берутся за нее руками. Потом тянут, стараясь перетянуть друг друга. Кто перетянет, перебрасывает побежденного через голову и считается победителем.

Суксиллал — лыжи с подклеенным мехом (камус) для снега.

Суксиллал — лыжи с подклеенным мехом (камус) для снега.

С 6-7 лет родители приучали детей выполнять несложные виды работ по дому: носить воду, дрова. Мальчикам делали маленький лук и стрелы для охоты на белок, бурундуков вокруг дома. Девочки в этом возрасте могли чинить одежду, вышивать.

С 6-7 лет родители приучали детей выполнять несложные виды работ по дому: носить воду, дрова. Мальчикам делали маленький лук и стрелы для охоты на белок, бурундуков вокруг дома. Девочки в этом возрасте могли чинить одежду, вышивать.

С 11-12 лет мальчики уже получали ружье для охоты на пушного зверя, умели бить острогой рыбу, а с 17-18 лет начинали охотиться на крупного мясного зверя.

С 11-12 лет мальчики уже получали ружье для охоты на пушного зверя, умели бить острогой рыбу, а с 17-18 лет начинали охотиться на крупного мясного зверя.

Запреты-обереги (одё), регламентирующие поведение девочки Нельзя есть из чужих чашек Нужно зашивать все прорехи на одежде, иначе в мужья достанется неудачливый охотник Нельзя обходить чум без дела

Запреты-обереги (одё), регламентирующие поведение девочки

  • Нельзя есть из чужих чашек
  • Нужно зашивать все прорехи на одежде, иначе в мужья достанется неудачливый охотник
  • Нельзя обходить чум без дела
ОДЁЖДА для мальчиков: Не ешь сердце куропатки, а то станешь трусом, как куропатка Увидев лису, не говори: «Я видел волка» Не бей оленя: душа его испугается, от тебя уйдут все олени Много деревьев - не ломай, мало деревьев - жалей, нет деревьев – вырасти С озера всю рыбу не вылавливай, оставь своим детям

ОДЁЖДА для мальчиков:

  • Не ешь сердце куропатки, а то станешь трусом, как куропатка
  • Увидев лису, не говори: «Я видел волка»
  • Не бей оленя: душа его испугается, от тебя уйдут все олени
  • Много деревьев - не ломай, мало деревьев - жалей, нет деревьев – вырасти
  • С озера всю рыбу не вылавливай, оставь своим детям
Выводы Основным методом воспитания является личный пример родителей, обучали по принципу «делай, как я». Берегут эвенки друг друга и поэтому осторожно обращаются со «словом» в обращении к собеседнику, другу, гостю, также к членам семьи. Естественным в эвенкийском воспитании считалось и гуманное отношение к животным, бережное отношение к окружающей среде, что закреплено в обычаях, в системе оберегов. В жизни эвенкийского ребенка большое значение имеют игрушки и игры, через которые познавался окружающий мир. Дети не только рано приучаются к труду, знают свои обязанности, но уже с детства у них вырабатывается потребность в труде Результатом моего исследования стала презентация «Особенности жизни и воспитания детей эвенков», которая послужит хорошим наглядным пособием на уроках КНРС(Я). Рассказав так подробно о детях другой национальности, я уверена, что мои друзья и одноклассники теперь будут взвешивать каждое свое слово в адрес тех, кто на них не похож.

Выводы

  • Основным методом воспитания является личный пример

родителей, обучали по принципу «делай, как я».

  • Берегут эвенки друг друга и поэтому осторожно обращаются со «словом» в обращении к собеседнику, другу, гостю, также к членам семьи.
  • Естественным в эвенкийском воспитании считалось и гуманное отношение к животным, бережное отношение к окружающей среде, что закреплено в обычаях, в системе оберегов.
  • В жизни эвенкийского ребенка большое значение имеют игрушки и игры, через которые познавался окружающий мир.
  • Дети не только рано приучаются к труду, знают свои обязанности, но уже с детства у них вырабатывается потребность в труде
  • Результатом моего исследования стала презентация «Особенности жизни и воспитания детей эвенков», которая послужит хорошим наглядным пособием на уроках КНРС(Я).
  • Рассказав так подробно о детях другой национальности, я уверена, что мои друзья и одноклассники теперь будут взвешивать каждое свое слово в адрес тех, кто на них не похож.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!