СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь горцев по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Идея создания данного проекта возникла после прочтения рассказа на уроке литературы в 5 классе "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого. В процессе работы над уроком пришлось изучить информацию о культуре и традициях народов Кавказа, живущих в горах, в аулах. Дополнительный материал вызвал интерес детей.

Просмотр содержимого документа
«Жизнь горцев по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 города Анадыря»











«Жизнь горцев по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»»













Выполнила:

Ковалева Злата Андреевна,

ученица 5.1 класса

Научный руководитель:

Любушкина Любовь Николаевна,

учитель русского языка и литературы











г. Анадырь







Содержание





  1. Вступление.

  2. Традиции и обычаи горцев.

    1. Суреты.

    2. Ритуал принятия пищи.

    3. Обычай захоронения людей.

    4. Жилище жителей кавсказских гор.

    5. Позор предательства.

  3. Заключение.















































Вступление

Рассказ «Кавказский пленник» написан Л.Н. Толстым для «Азбуки» – учебной книги для детей, которую он выпустил в свет в 1872 году. «Я хочу образования для народа», – говорил Толстой. Великий писатель старался, чтобы его «Азбука» была понятной для народа, и «Кавказский пленник» соотвествовал этим требованиям.

«Кавказский пленник» Л.Н. Толстого – это новое открытие после А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова русскому обществу жизни и нравов горцев, увиденных двумя пленными Жилиным и Костылиным. Толстой убежден, что «самое прекрасное в человеке – это любовь к людям, дающая возможность жить полноценной жизнью. Мешают же любви разного рода социальные устои, окостенелые национальные преграды, охраняемые государством и порождающие ложные ценности: стремление к чинам, богатству, карьере – все то, что людям кажется привычным и нормальным». «Кавказский пленник» – это реалистическое произведение, в котором ярко и жизненно описан быт горцев.

Л.Н. Толстой, великий творец, создал не только бессмертные образы и характеры своих героев, но и раскрыл детали быта, мелочи повседневности жителей горных аулов 19 века. Актуальность работы состоит в том, что культура и быт каждой семьи строится на знаниях национальных традиций, которые составляют культурное достояние любого народа.

Цель данной работы: развитие интереса к истории, традициям других народов России, формирование чувства уважения к национальным традициям других народов.

Задачи проекта:

  1. Изучить традиции и быт горцев по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

  2. Воспитывать толерантное отношение учащихся к представителям других регионов и национальностей.

  3. Детально ознакомиться и закрепить знания об особенностях бытовой культуры и традициях населения.

  4. Прививать любовь к чтению.



Основная часть

Рассказ "Кавказский пленник" написан с поразительным искусством. В нём шесть небольших главок, каждая не более десяти страничек. А как много мы из него узнаём! Перед нашими глазами встают не только эпизоды Кавказской войны, но и жизнь горного аула.

По суеверным обычаям черкесы боялись изображения человеческих фигур, они их называли суретами. Суреты наводили на них страх, так как это подобие человека, созданного Аллахом. Они считали, что душу вложить в человека, сделанного своими руками, нельзя, значит, после смерти созданные суреты придут и будут требовать для себя бессмертной души. Поэтому когда Жилин лепил кукол из глины, татарки не смели их брать в руки. (1)

Интересно пронаблюдать за моментом принятия пищи татарами. Это целый ритуал, свойственный лишь немногим народам: «Едят руками, и руки все в масле». После еды помыли руки татары, сложили руки, сели на коленки, подули во все стороны и молитвы прочли. (2) Обычно ели, усевшись на полу вокруг подноса. Ели не спеша, каждый своей ложкой, но из общего блюда. Если посторонних в доме не было, муж и жена обедали вместе. В случае приема гостей на ковре или невысоком столе расстилали скатерть, вокруг клали подушки для сидения. Угощения подавали обычно все сразу на медных и деревянных подносах круглой или прямоугольной формы. «Черкесы употребляют для молока деревянные ложки, говяжий отвар пьют из ковшей, - пишет Ф. Ф. Торнау. - А все остальное едят пальцами из одной большой миски, поставленной посреди стола и обложенной вместо хлеба кусками густой просяной каши. Черкесы пьют только воду, брагу или кумыс, так как вино им запрещено Кораном. По правилам черкесской вежливости, никто не касается кушанья прежде старшего гостя, и когда он кончил, все сидящие с ним за одним столом также перестают есть, а стол передают второстепенным посетителям, от которых он переходит дальше, пока его не очистят совершенно, потому что горец не сберегает на другой раз что было однажды приготовлено и подано. Чего не съедят гости, выносится из кунацкой и отдается во дворе детям или невольникам, сбегающимся на каждое угощение. Место имеет большое значение в черкесском приеме. Для того, чтобы дать мне первое место и в то же время не обидеть старика Хаджи Соломона, гостя из дальней стороны, которому лета давали преимущество надо мною, его поместили в другой кунацкой и угощали особенно». (3 )

Особенный обычай у горцев хоронить людей. Вот что мы читаем в произведении: «Завернули мертвого в полотно, без гроба, вынесли под чинары за деревню, положили на траву. Пришел мулла, собрались старики, полотенцами повязали шапки, разулись, сели рядком на пятки перед мертвым».(4) Сам процесс захоронения тоже своеобразный: мертвого подсовывают в сидячем положении в яму, похожую на подвал, затем зеленым камышом закладывают яму, засыпают землей, а в голову к мертвецу «камень стоймя поставили». Дальше читаем: брат покойника, взял плеть, ударил три раза себя по лбу и пошел домой. Поминки продолжаются три дня, поминают всей деревней.

Жители кавказских гор строго ориентированы на Мекку, куда посылаются молитвы. Молитва для тех, кто хочет здоровым пройти путь жизни, оградиться от всех недругов, а также обезопасить себя от всех болезней. Вот что пишет Толстой в произведении: «…сложили руки, сели на коленки, подули во все стороны и молитвы прочли…»

В рассказе говорится о том, что «черный татарин» угощал своих гостей бузой. Буза - слегка хмельной бодрящий шипучий напиток, изготовленный из пшена или риса. На протяжении веков был распространен в Крыму, продавался в магазинах, лавках, закусочных.
На сите тесто для бузы надо было тереть, чтобы оно хорошо смешалось с водой.

Действия, описываемые в рассказе, происходят в ауле. В горах Кавказа, особенно в Дагестане, аул — укреплённое поселение. Дома в аулах строятся обычно из камня на горном склоне или у отвесной стены для защиты поселения от неожиданного нападения. Дома, как правило, двухэтажные, расположены уступами, чтобы противник не смог добраться до них по дороге. Обычно дома обращены фасадом на юг, чтобы в зимнее время извлекать пользу от солнечного света и иметь защиту от холодных северных ветров. Зачастую аулы расположены вдалеке от пастбищ и источников воды. В XIX веке, когда Россия вела войны на Кавказе, аулы были весьма труднопреодолимыми оборонительными пунктами и могли быть захвачены, в большинстве случаев, лишь с помощью штурма.

Са́кля — дом местных жителей Кавказа и Крыма, живущих в горах. Обычно небольшой дом, из дерева, глины, керамического или саманного кирпича, с плоской крышей. Часто располагались на горных склонах в виде террас, примыкая вплотную один к другому. Древнейшие сакли — простейшие однокомнатные сооружения без окон, с земляным полом и очагом посредине помещения. Дым в таких саклях выходил через отверстие в крыше. Современные сакли часто из нескольких комнат, с крытым полом, оборудованы для комфортного проживания. (5)

Среди героев рассказа был один старик, люто ненавидевший русских. Жилин спросил у хозяина, что это за старик. «Это большой человек! – отвечает хозяин. – Он первый джигит был, он много русских побил, богатый был. У него было три жены и восемь сынов. Все они жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню, и семь сыновей убили. Один сын остался и продался русским. Старик поехал и сам продался русским. Пожил у них там три месяца, нашел там своего сына, сам убил его и бежал». (6) Предательство народов Кавказа осуждалось во все времена как самое большое преступление, и все считали, что старик поступил правильно, так как это соответствовало строгим, но справедливым законам гор, которые требовали очистить семью от позора.

Заключение

Проанализировав материал, можно сделать вывод, что жизненный уклад любого народа вытекает из исторических традиции, культурных традиций и нравственных норм народа. В рассмотренном произведении особое место занимает тема истинных и ложных ценностей, истинной красоты. Красота, не только гор, но и человека. Для Толстого это - истинная красота души, поступков, человеческих чувств. "Кавказский пленник" - это антивоенное произведение, призывающее уважать людей любой расы и культуры.

Чтение рассказа «Кавказский пленник» увлекает читателя. Эмоциональность восприятия, способность к сопереживанию, вплоть до отождествления себя с любимыми героями, вера в реальность происходящего в рассказе – вот особенности восприятия литературного произведения, но читатель должен и развиваться, обогащать восприятие, учиться проникать в мысли писателя, испытывать эстетическое наслаждение от чтения.

Данный материал в качестве дополнительного можно применять на уроках литературы 5 классе при изучении рассказа Л.Н. Толстого «Кавсказский пленник».























Используемая литература:

  1. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». «Литература 5 класс, часть 1», В.Я Коровина, В.П. Журавлев, М., «Просвещение», 2013.

  2. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». «Литература 5 класс, часть 1», В.Я Коровина, В.П. Журавлев, М., «Просвещение», 2013.

  3. http://www.libros.am/book/read/id/168620/slug/vospominaniya-kavkazskogo-oficera-1 Ф. Ф. Торнау «Воспоминания кавказского офицера», 1835 г.

  4. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». «Литература 5 класс, часть 1», В.Я Коровина, В.П. Журавлев, М., «Просвещение», 2013.

  5. http://www.kot-bayun.ru/_slovarik/saklya.html

  6. Ломуков К.Н. Л.Толстой. Очерк жизни и творчества, М., 1984г.

  7. Храпченко М.Б., Толстой как художник, М., 2000 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!