СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь египетского вельможи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Жизнь египетского вельможи»

Урок: история в 5 классе №_____ дата проведения__________

Тема урока: Жизнь египетского вельможи.

Цель и задачи урока:

1. Познакомить учащихся с жизнью египетских вель­мож.

2. Продолжить формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.

Задачи:

-формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

- метапредметные: владение умениями работать с учебной информацией, анализировать и обобщать факты и обосновывать выводы;

- предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания – фараон, вельможа, гробница

Планируемые результаты: Прописаны в КТП

Оборудование: Атлас, раздаточный материал для работы в паре, тесты, учебные картины.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая

Организационный момент. Этап мотивации к учебной деятельности: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельн ости.

– Здравствуйте, ребята! О какой стране мы продолжим разговор на нашем уроке?

Сегодня мы с вами продолжим разговор о Древней Египте

1.Проверка домашнего задания

1.1.работа по вопросу 1 с42 (о шадуфе)

1.2.Расскажите как вы побывали в гостях у египтянина.

1.3.Как трудились земледельцы.

1.4.расскажите о развитии ремесла в Египте

1.5. тесты №2 Государство на берегах Нила.

2. Работа по теме «Счет лет в истории»

2.1 определите век:1425, 1897, 1005,

2.2 отметь на ленте времени: 56 г.до.н.э, 453 г.до н.э, 1978 г н.э..

3. Этап актуализации и пробного учебного действия: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

На доске вам представлены слова: фараон, вельможа, писцы, войны, ремесленники и крестьяне

– скажите, что их объединяет? (жители Египта)

– о ком из жителей Египта мы говорили? (крестьяне и ремесленники)

- о ком хотелось бы вам узнать? (вельможа)

- как назовём нашу тему урока?

- как бы вы сформулировали тему нашего урока. (Тема нашего урока «Жизнь египетского вельможи»)

Записываем в тетради : число, тема урока (записывают)

3. Создание проблемной ситуации

- что вы хотели бы узнать вельможи (ответы обучающихся: в каких домах жили вельможи, чем питались, как одевались, чем занимались вельможи, как фараон относился к вельможам, кому он подчинялся)

4. Задача на урок:

- Сегодня на уроке мы должны выяснить, чем жизнь вельможи отличалась от жизни земледельцев и ремесленников? Работать будем в парах.

 План нашего урока.

1. В усадьбе вельможи.

2. Служебные обязанности вельможи.

5. Изучение нового материала. Стадия осмысления.

5.1.Рассказ учителя: о жизни вельмож мы узнаем из гробниц.

(запись на доске)

Гробница - сооружение, куда помещали умершее тело

Рассматривая 1 вопрос нашего плана, мы должны посмотреть на рисунок стр. 43.

5.2.Работа в парах

Задание. Надо вставить пропущенные слова. Подсказки под текстом.

Текст

Для вельможи еще при его жизни строили ………(каменную гробницу), стены которой украшали…. (надписями, рисунками). Египтяне верили, что все нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Поэтому …. . (вельможа) приказывал изобразить в …. . (гробнице) себя, свой дом, жену, детей и все имущество, чтобы после смерти жить, как и прежде. У (вельможи) был красивый дом. Рядом с домом росли …. (фруктовые деревья, цветы), был… (пруд). Одежда вельможи (из тонких льняных тканей). Когда он выходил из дома или принимал гостей, то надевал много украшений…( золотые браслеты, кольца, ожерелья). На столах … (вельможи) было вкусная еда (мясо, хлеба и печенья, фрукты, сладости, пиво). Развлекали…. ( музыканты, красивые танцовщицы). Носили (вельможу) в … (специальном кресле с навесом).

Давайте сделаем вывод – о жизни вельможи мы узнаем из надписей в каменных гробницах. У них большие красивые дома, изобилие еды, разное развлечение.

5.3.Теперь работаем с учебником. Откроем п. 3 п. 7 и п. 2 п. 8 и сравним жизнь земледельца с жизнь вельможи : Дом, одежда, еда.

5.4.Рассмотрим 2 вопрос плана и прочитать пункт 3 и 4 учебника стр. 44 - 45 п. 8.

Выбрать «Поручения» вельмож.

1. распределяли работу в каменоломнях, откуда привозили камень для строительства гробниц;

2. вершили суд и расправу, разбирая дело о заговоре тайных врагов фараона во дворце;

3. следили за тем, чтобы земледельцы исправно сдавали зерно в казну фараона;

4. возглавляли военные походы в пограничную область;

5. «Носитель царских сандалий».

Идет проверка записей.

Какой вывод можно сделать о службе вельможи. - Не только простые египтяне должны были исполнять все приказы фараона. Но и вельможи считались слугами фараона, хотя и были на службе у фараона, но так же как и ремесленники были зависимы.

6. Рефлексия (итог урока).

Удалось нам достичь нашей цели? Сейчас мы это и проверим.

Закрепление Игра “Да” или “Нет”

Учитель:Я утверждаю, что…

-Вельмож хоронили в гробницах. (Да.)

-Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (Нет.)

-Фараон мог приказать побить вельможу палками. (Да.)

-Вельможа, подходя к трону фараона, вставал на камни и падал лицом вниз. (Да.)

-Вельможа пахал землю у себя на участке. (Нет.)

-Вельможа не работал. (Нет.)

-Вельможа носил много украшений. (Да.)

-Фараон считал вельмож своими слугами. (Да.)

Домашнее задание:§ 8, поразмышляйте над вопросами с 46 к документу














КАРТОЧКА №10

Внимательно прочитай и подготовь развёрнутый ответ на вопрос «Как жили ремесленники Древнего Египта?».

Для этого вспомни:

* Где находится Египет?

* Какие виды ремесел были развиты в Древнем Египте? (или что умели делать жители Египта)

* Расскажи о некоторых из них.

* Легким ли был труд ремесленников?

* В каких условиях жили ремесленники?

* Что такое налог?

Сделай вывод.






Примерный ответ учащегося по карточке №10:

Древние египтяне не только умели обрабатывать землю, но и заниматься разными ремеслами. Среди них были прекрасные скульпторы, ювелиры, мед­ники (металлурги), резцы по дереву, каменотесы и т. д. Труд их был крайне тя­желым, так как почти всю работу приходилось делать вручную и при этом платить фараону налоги, т. е. продукты своего труда. Таким образом, древние ремесленники Египта давали разнообразную нужную продукцию, но жили в очень тяжелых условиях.

























Тест.

1) Где находится Египет?

а) в северо-восточной части Африки

б) в центральной Азии

в) в центральной Африке

2) Приспособление для полива садов и огородов в Древнем Египте.

а) рельеф

б) оазис

в) шадуф

3) Что ввозили торговцы в Древний Египет?

а) папирус

б) древесину

в) хлеб

4) Что символизировала двойная корона египетских фараонов?

а) объединение Южного и Северного царств

б) союз богов неба и земли

в) царство мертвых и царство живых

5) Из чего древние египтяне изготавливали материал для письма?

а) из шкур животных

б) из пальмовых листьев

в) из тростника

6) Как называлась первая столица египетского государства?

а)Мемфис

б)Фивы

в)Атон


Ключ к тесту: 1 — а; 2 — в; 3 — б; 4 — а; 5 — в; 6 — а.

























Информация для учителя.

Организация управления государством хорошо прослеживается по автобиографиям вельмож. Эти документы свидетельствуют об оформ­лении в Древнем Египте прочного аппарата государственной власти, деспотии, отличительными признаками которой являлись централиза­ция управления его верховной власти. Главной задачей государства была защита интересов господствующего класса. В автобиографиях вельмож указывается на щедрость царя по отношению к ним, сообща­ется о том, как они достигли высоких должностей при дворе.

Умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь ему клали священный амулет — фигурку жука скарабея. На скарабее было на­писано заклинание, призывающее сердце умершего не свидетельствовать против своего обладателя на суде Осириса, куда тот должен был явиться. Там в подземном царстве, его встречал шакал Анубис, там взвешивали на весах его сердце, и там он исповедовался перед Осирисом. Рисунки, изображающие суд Осириса, сопровождаются египетской «Книги мертвых» на длинных свитках папируса. После суда и очищения наступала загробная жизнь, во всем похо­жая на земную. Чтобы покойник мог жить счастливо за гробом, его надо было снабдить всем, чем он обладал на земле. Всем, вплоть до его собственного тела, избежавшего тления. Отсюда и обычай бальзамирования. Верили, что кроме души и тела, есть еще нечто промежуточное — призрачный двойник че­ловека, его жизненная сила называемая «Ка». Нужно, чтобы Ка всегда мог найти свою земную оболочку и вселиться в нее, — тогда и душа будет чувство­вать себя уверенно и спокойно. Поэтому, кроме самой мумии, в гробницу по­мещали портретную статую умершего, иногда не одну, причем портрет должен был быть очень похожим — иначе как же Ка опознает свой облик? Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта.

Исторический документ.

Жизнеописание вельможи Уны

(Начало служебной деятельности).

(Я был юноша), опоясавшийся поясом (зрелости) при величестве Тети (первый фараон VI династии, середина XXV в. до н. э.), причем должность моя была начальник дома шена (мастерская). Я был смотрителем дворцо­вых хентиу-ше (арендаторы царских земель).

(Назначение судей).

... его (величество назначил меня) судьей и устами Нехена (судейская должность), так как он полагался на меня больше, чем на любого другого своего слугу. Я вел допрос наедине с главным судьей — верховным санов­ником, в случае любого тайного дела...

(Назначение начальником дворцовых хентиу-ше).

В бытность мою судьей и устами Нехена его величество назначил меня единственным другом и начальником дворцовых хентиу-ше. Я действовал так, что вызвало одобрение его величества, организуя охрану, уготовляя путь царя и организуя стоянку. Я делал все так, что его величество хвалил меня за то чрезвычайно.

(Приготовление к войне с бедуинами).

Его величество посылал меня пятикратно водить (это) войско и усми­рять страну бедуинов каждый раз, как они восставали, с помощью (?) этих отрядов я действовал так, что (его) величество хвалил меня.

(Назначение начальником Верхнего Египта).

Когда я был агет (чин или должность при дворе) и носителем сандалий (фараона), его величество хвалил меня за бдительность и за охрану, орга­низованную мною на месте стоянки, больше, чем любого другого своего сановника, больше, чем любого другого вельможу, больше, чем любого другого своего слугу.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1987.—С. 33-34.

Вопросы по тексту документа.

  • Кто такой вельможа? (это знатный и богатый египтянин).

  • Чем занимался вельможа по поручению царе Египта? {смотрел за работой арендаторов царских земель, был судьей, организовывал охра­ну фараона, подавлял восстания бедуинов, носил сандалии фараона...)

  • Как выполнял свои обязанности этот вельможа? (выполнял так, что царь его хвалил...)

  • Как относится к своему царю этот вельможа? (он его боготворит, пытается выслужиться...)



Решение творческой задачи.

Вельможа Уна фараона Древнего царства, рассказывая о своих деяниях во славу фараона, писал, что «мощь царя, который да живет вечно, велика и внушительна в большей степени, чем мощь всех богов, так как все осу­ществляется согласно приказу, отданному им».


Определите по этому отрывку различие между взглядами на управление людей Древнего царства и первобытной общины. (Вельможа Уна прославлял фараона как бога, ставил его над всеми людьми призна­вал за ним полноту власти. Люди первобытной общины, где управлял старейшина вместе с народным собранием, не могли так смотреть на власть старейшины. Они считали его равным себе, они его выбрали, поэтому он не мог стоять намного выше остальных членов общины.)
















































Текст

Для вельможи еще при его жизни строили ………, стены которой украшали…. Египтяне верили, что все нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Поэтому …. . приказывал изобразить в …. . себя, свой дом, жену, детей и все имущество, чтобы после смерти жить, как и прежде.

У …..был красивый дом. Рядом с домом росли …. , был… Одежда вельможи…... Когда он выходил из дома или принимал гостей, то надевал много украшений…. На столах у … была вкусная еда …..Развлекали…. Носили вельможу в …

(каменную гробницу) (мясо, хлеба и печенья, фрукты, сладости, пиво), (надписями, рисунками). (вельможа), (гробнице), (вельможи), (фруктовые деревья, цветы), (пруд), (из тонких льняных тканей),( золотые браслеты, кольца, ожерелья), (специальном кресле с навесом), (вельможи), (музыканты, красивые танцовщицы),



Текст

Для вельможи еще при его жизни строили ………, стены которой украшали…. Египтяне верили, что все нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Поэтому …. . приказывал изобразить в …. . себя, свой дом, жену, детей и все имущество, чтобы после смерти жить, как и прежде.

У …..был красивый дом. Рядом с домом росли …. , был… Одежда вельможи…... Когда он выходил из дома или принимал гостей, то надевал много украшений…. На столах у … была вкусная еда …..Развлекали…. Носили вельможу в …

(каменную гробницу) (мясо, хлеба и печенья, фрукты, сладости, пиво), (надписями, рисунками). (вельможа), (гробнице), (вельможи), (фруктовые деревья, цветы), (пруд), (из тонких льняных тканей),( золотые браслеты, кольца, ожерелья), (специальном кресле с навесом), (вельможи), (музыканты, красивые танцовщицы),



Текст

Для вельможи еще при его жизни строили ………, стены которой украшали…. Египтяне верили, что все нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Поэтому …. . приказывал изобразить в …. . себя, свой дом, жену, детей и все имущество, чтобы после смерти жить, как и прежде.

У …..был красивый дом. Рядом с домом росли …. , был… Одежда вельможи…... Когда он выходил из дома или принимал гостей, то надевал много украшений…. На столах у … была вкусная еда …..Развлекали…. Носили вельможу в …

(каменную гробницу) (мясо, хлеба и печенья, фрукты, сладости, пиво), (надписями, рисунками). (вельможа), (гробнице), (вельможи), (фруктовые деревья, цветы), (пруд), (из тонких льняных тканей),( золотые браслеты, кольца, ожерелья), (специальном кресле с навесом), (вельможи), (музыканты, красивые танцовщицы),



Текст

Для вельможи еще при его жизни строили ………, стены которой украшали…. Египтяне верили, что все нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Поэтому …. . приказывал изобразить в …. . себя, свой дом, жену, детей и все имущество, чтобы после смерти жить, как и прежде.

У …..был красивый дом. Рядом с домом росли …. , был… Одежда вельможи…... Когда он выходил из дома или принимал гостей, то надевал много украшений…. На столах у … была вкусная еда …..Развлекали…. Носили вельможу в …

(каменную гробницу) (мясо, хлеба и печенья, фрукты, сладости, пиво), (надписями, рисунками). (вельможа), (гробнице), (вельможи), (фруктовые деревья, цветы), (пруд), (из тонких льняных тканей),( золотые браслеты, кольца, ожерелья), (специальном кресле с навесом), (вельможи), (музыканты, красивые танцовщицы),


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!