Беседа с учащимися 3 класс
Тема: «Жизнь дана на добрые дела»
Цель: показать значимость добрых поступков в жизни человека.
Задачи:
Способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу;
Учить задумываться о своём месте в жизни;
Развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: компьютер, колонки, презентация «Жизнь дана на добрые дела», макет солнца, карточки с надписями, видеоролик, краски, бумага.
Ход беседы.
(Слайд№1)
Учитель
Каждый день, вставая утром,
Мы спешим, бежим, идем.
Кто куда, и все по кругу,
Днем и ночью чуда ждем…
Я открою вам секрет,
Да. В нашем мире много бед,
Много жадности и зла,
Но также много и добра.
Остановись и оглянись,
И просто руки вскинь ты ввысь,
Солнце, небо и тепло,
Как прекрасно это все!!!
Миру просто улыбнись!
Добром и счастьем поделись,
Чудес не нужно сидеть, ждать,
Их можно просто создавать.
-Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня замечательный день. Мы с вами начнем это занятие с улыбки, не зря ведь говорят: «Даже в самый пасмурный день, от улыбки станет всем светлей.». Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, самой доброй улыбкой, которая поможет сделать этот день еще более ярким и добрым. (Слайд№2)
Видеоролик: «Притча о доброте»
-Ребята, как вы думаете, о чем это видео? ( О любви, добре , и благодарности)
-А что такое добро? (Это все хорошее, что люди делают)
-В толковом словаре можно прочесть следующее определение. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
– Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о доброте и добрых делах.
-Но у добра есть противоположная сторона, как вы думаете что это? (Зло)
- Что есть зло? (Нечто дурное, вредное, противоположное добру.)
(Слайд№3)
- Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передавались из уст в уста. Давайте соберем пословицы и подумаем об их значении.
(Слайд№4)
-Злой не верит, что есть добрый.
-Доброе слово лечит, злое калечит
-Делай другим добро – будешь сам без беды
-Живи добрее, будешь всем милее.
- Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.
-Как вы думаете, люди с рождения могут быть злыми или добрым? (Нет)
- Конечно нет, рождается ребенок, как белый лист, чист и перед ним целый мир. И каким же вырастет этот ребёнок?
- А сейчас послушайте, пожалуйста, притчу о двух гномиках. И вы найдёте ответ на последний вопрос.
(Слайд№5)
В сердце каждого ребёнка при его рождении поселяются два маленьких гномика, один из которых добрый и хороший, а другой – злой и плохой.
Растёт малыш и совершает добрые дела вместе с хорошим гномиком. Сегодня сказал «Спасибо», убрал свою постель, почистил зубы, помыл за собой посуду, выучил уроки. Завтра – помог старикам, навестил учителя, посадил дерево.
А плохие поступки совершаются вместе с плохим гномиком. Сегодня он через плечо бросил «Здрасьте» учителю, не помыл посуду, не убрал за собой постель, завтра не уступил места пожилому человеку в транспорте, обидел друга, сломал дерево, нагрубил маме.
Так вот, когда человек помогает ближнему, внимателен и заботлив к окружающим, когда он стремится относиться к другим так, как он хотел бы, чтобы относились к нему, когда дарит радость людям своим словом, поступком, помогает старым и больным, хочет трудиться и обогащать свой разум. Здоров и счастлив хороший гномик, он распрямляется в душе, и от этого становятся добрыми и приветливыми глаза самого человека. И тогда приятно находится рядом с ним, он радует своим присутствием окружающих.
Когда же человек бывает, груб, обижает друзей, не приходит на помощь, может солгать, уклониться от какой – то работы – весел и доволен плохой гномик и очень страдает добрый. «Люби себя, оберегай себя, будь эгоистом», - призывает плохой гномик. Плохо рядом с таким человеком, грустно и одиноко. Холодные и колючие у него глаза.
Какого же гномика ты хочешь вырастить в своей душе? Многое зависит от тебя. Не совершай необдуманных поступков. Всегда подумай, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе. Только ты – контролёр своей души! А спрашивать с себя всегда нужно за каждый прожитый день. Перед сном, закрыв глаза, пробегись по прошедшему дню – какому гномику ты помог больше – постарайся завтра не повторять совершённых ошибок.
От того, какому гномику мы постараемся помочь больше, и зависит, какими людьми мы вырастаем: добрыми, отзывчивыми, требовательными к себе, исполнительными, нужными окружающим. Или злыми, эгоистами, слабовольными и ленивыми, чуждыми людям, живущим вокруг.
- Ребята, как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла?
-Давайте подумаем над этим вопросом. На доске разбросаны слова, все вы знаете, что такое антонимы, напомните мне, пожалуйста.
Антонимы- противоположные по смыслу слова, так давайте найдем пары слов с противоположным значением, и определимся чего же больше добра или зла.
Распечатаны слова:
ЗЛО, ВРАЖДА, ЖАДНОСТЬ, ГРУБОСТЬ, ЖЕСТОКОСТЬ, ЛОЖЬ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО, НЕНАВИСТЬ.
ДОБРО, ДРУЖБА, ЩЕДРОСТЬ, ВЕЖЛИВОСТЬ, НЕЖНОСТЬ, ПРАВДА, ПРЕДАННОСТЬ, ЛЮБОВЬ.
-Ребята, остались ли у нас слова, которым мы не нашли пару? (нет)
-Как вы думаете почему? (Потому что, добра и зла в мире одинаковое количество.)
-Не бывает такого, что зла больше чем добра, или добра больше чем зла. Все в мире находится в равновесии и нам нужно его поддерживать. От нас зависит, чего в мире будет больше Добра или зла. Хорошо, когда человек оставляет после себя свой добрый след. Добрых, улыбчивых людей, очень часто называют солнышком, как вы думаете почему? (Они согревают своим теплом, и делают дни ярче.)
Творческий проект.
-Сейчас мы с вами представим, что добро- это солнце, а лучики - это добрые дела, которые охватят своим светом весь мир.
-Ваши руки- это лучи нашего доброго солнца, вы на этих лучах будите писать добрые дела, которые делали когда-то или сделаете в будущем, и потом прикрепим их к нашему солнышку. Ребята чем больше добрых дел, тем больше добра будет в мире.
(На ватмане изображено улыбающееся солнце, а детские ладони будут лучиками добра. На каждой ладони они пишут доброе дело, которое делали, или сделают в будущем.)
(Слайд№6)
Итог: Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
- А легко ли быть добрым, внимательным, отзывчивым? (Не всегда)
Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с вниманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки.
Нужно ли обязательно ждать благодарность за сделанное доброе дело? (Нет, бескорыстные поступки намного ценнее денег.)
-Конечно, добрые дела нужно совершать не для награды и благодарности, а просто так.
-Наша беседа подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, трудолюбивыми, добрыми. Ведь жизнь дана на добрые дела, и делать добро – это здорово!
На память я хочу подарить вам свое улыбчивое солнышко. Для того, чтобы вы помнили, от улыбки- любой пасмурный день станет светлее!
-До свидания ребята, радости, света и больше вам добра!