СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Жестокие реалии и романтика войны".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из важнейших тем современной литературы.

Просмотр содержимого документа
«"Жестокие реалии и романтика войны".»

Жестокие реалии и романтика войны. Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ “Школа № 101” им. имени дважды Героя Советского Союза Кретова С.И. Стороненко Н. В.

Жестокие реалии и романтика войны.

Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ “Школа № 101” им. имени дважды Героя Советского Союза Кретова С.И. Стороненко Н. В.

Одной из важнейших тем современной литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне. Война, как трагедия народа в литературе ХХ века. О ней написано много произведений. Авторы книг о войне исследовали военные будни, достоверно изобразили сражения, рассказали также о мужестве родного края, бесценности человеческой жизни, о том, как простые люди, имеющие совесть и чувство долга перед своей родиной, пожертвовали собой.

Одной из важнейших тем современной литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

Война, как трагедия народа в литературе ХХ века. О ней написано много произведений. Авторы книг о войне исследовали военные будни, достоверно изобразили сражения, рассказали также о мужестве родного края, бесценности человеческой жизни, о том, как простые люди, имеющие совесть и чувство долга перед своей родиной, пожертвовали собой.

Причины обращения к теме войны 1. Многие писатели сами являлись участниками военных событий. В своих произведениях они описывали то, что видели собственными глазами. 2. Советское государство нуждалось в сильной идеологии. В героическом прошлом черпались образцы мужества и доблести, стойкости ко всем лишениям и невзгодам. 3. Страшные последствия боевых действий, выразившиеся в многочисленных человеческих жертвах и поломанных судьбах, требовали осмысления самого факта войны как бесчеловечного и жестокого явления, которое никогда не должно повториться.

Причины обращения к теме войны

1. Многие писатели сами являлись участниками военных событий. В своих произведениях они описывали то, что видели собственными глазами.

2. Советское государство нуждалось в сильной идеологии. В героическом прошлом черпались образцы мужества и доблести, стойкости ко всем лишениям и невзгодам.

3. Страшные последствия боевых действий, выразившиеся в многочисленных человеческих жертвах и поломанных судьбах, требовали осмысления самого факта войны как бесчеловечного и жестокого явления, которое никогда не должно повториться.

Жанры 1 - повести; 2 - рассказы; 3 - романы; 4 - поэмы; 5 - стихотворения; 6 - эссе.

Жанры

1 - повести;

2 - рассказы;

3 - романы;

4 - поэмы;

5 - стихотворения;

6 - эссе.

Темы 1 - подвиг советского солдата; 2 - народное единение в борьбе с захватчиком; 3 - простой человек в условиях войны; 4 - нравственный выбор; 5 - патриотизм; 6 - жестокий и антигуманный характер войны.

Темы

1 - подвиг советского солдата;

2 - народное единение в борьбе с захватчиком;

3 - простой человек в условиях войны;

4 - нравственный выбор;

5 - патриотизм;

6 - жестокий и антигуманный характер войны.

Творчество писателей военных лет Война 1941-1945 гг. стала самой страшной в истории российского народа. Она принесла неисчислимые бедствия, оставила незаживающую рану в душе. Ее осмысление началось еще в годы самой войны. Многие писатели и журналисты становились добровольцами, работали на линии фронта, попадали в плен, погибали от ранений. Литературные произведения, посвященные судьбам отдельных людей на войне, вызывают в душах читателей гораздо больше откликов, чем описание боев или подробные рассказы о тех или иных операциях. Для этих целей есть мемуары, а художественная литература – она, прежде всего, о человеке, о том, как он ведет в такой страшной ситуации, какой является война.

Творчество писателей военных лет

Война 1941-1945 гг. стала самой страшной в истории российского народа. Она принесла неисчислимые бедствия, оставила незаживающую рану в душе. Ее осмысление началось еще в годы самой войны. Многие писатели и журналисты становились добровольцами, работали на линии фронта, попадали в плен, погибали от ранений.

Литературные произведения, посвященные судьбам отдельных людей на войне, вызывают в душах читателей гораздо больше откликов, чем описание боев или подробные рассказы о тех или иных операциях. Для этих целей есть мемуары, а художественная литература – она, прежде всего, о человеке, о том, как он ведет в такой страшной ситуации, какой является война.

Военная поэзия В войне против немецко-фашистских претендентов на господство над миром советская поэзия стояла в авангарде всех литературных жанров, заплатив за свое право разговаривать от имени воюющего народа жизнью многих поэтов. Все виды поэтического оружия: и пламенная призывная публицистика, и задушевная лирика солдатского сердца, и едкая сатира, и большие формы лирической и лирико-эпической поэмы — нашли свое выражение в коллективном опыте военных лет. Тема «Человек» и «Война» стала особенно актуальной в военной поэзии 1941-1945 годов. В дни войны особенно обострилось чувство Отчизны. Поэты пристально вглядывались в лицо родной земли, писали о деревенских проселках, о зябком осиннике, о простеньких крестах русских могил, о трех березках, что стоят на родном клочке земли, где родился и рос…

Военная поэзия

В войне против немецко-фашистских претендентов на господство над миром советская поэзия стояла в авангарде всех литературных жанров, заплатив за свое право разговаривать от имени воюющего народа жизнью многих поэтов.

Все виды поэтического оружия: и пламенная призывная публицистика, и задушевная лирика солдатского сердца, и едкая сатира, и большие формы лирической и лирико-эпической поэмы — нашли свое выражение в коллективном опыте военных лет.

Тема «Человек» и «Война» стала особенно актуальной в военной поэзии 1941-1945 годов.

В дни войны особенно обострилось чувство Отчизны. Поэты пристально вглядывались в лицо родной земли, писали о деревенских проселках, о зябком осиннике, о простеньких крестах русских могил, о трех березках, что стоят на родном клочке земли, где родился и рос…

Муса Джалиль (1906-1944) В стихотворении М. Джалиля « Прощай моя умница»1941 года появляется  образ человека-солдата-защитника,  который клянется сберечь любовь к родному краю.Здесь он ставит рядом родину и свою любимую. Чтоб нашего счастья врагам не отдать, Тебя я покинул,родная... Я-раненый-грудью вперёд упаду, Дорогу врагу преграждая. Лирический герой М.Джалиля – не только мужественный человек, но и твердо убежденный в победе гуманизма. Придет, придет день торжества свободы, Меч правосудья покарает их, Жестоким будет приговор народа. В него войдет и мой последний стих.(М. Джалиль, «Перед судом».)

Муса Джалиль (1906-1944)

В стихотворении М. Джалиля « Прощай моя умница»1941 года появляется  образ человека-солдата-защитника,  который клянется сберечь любовь к родному краю.Здесь он ставит рядом родину и свою любимую.

Чтоб нашего счастья врагам не отдать,

Тебя я покинул,родная...

Я-раненый-грудью вперёд упаду,

Дорогу врагу преграждая.

Лирический герой М.Джалиля – не только мужественный человек, но и твердо убежденный в победе гуманизма.

Придет, придет день торжества свободы,

Меч правосудья покарает их,

Жестоким будет приговор народа.

В него войдет и мой последний стих.(М. Джалиль, «Перед судом».)

Фронтовая поэзия Джалиля рассказывает о разведке, о работе госпиталя, о партизанской войне и о безжалостных врагах, оставляющих после себя пожары и разрушения, смерть женщин и детей. Там, где ветер фашистский пронесся мертвящий,  Там завяли цветы и иссякли ключи,  Смолкли певчие птицы, осыпались чащи,  Оскудели и выцвели солнца лучи. В тех краях, где врага сапожищи шагали,  Смолкла жизнь, замерла, избавления ждя.  По ночам лишь пожары вдали полыхали,  Но не пало на пашню ни капли дождя. В дом фашист заходил — мертвеца выносили.  Шел дорогой фашист — кровь дорогой текла.  Стариков и старух палачи не щадили,  И детей людоедская печь пожрала. «В Европе весна», 1942 г .

Фронтовая поэзия Джалиля рассказывает о разведке, о работе госпиталя, о партизанской войне и о безжалостных врагах, оставляющих после себя пожары и разрушения, смерть женщин и детей.

Там, где ветер фашистский пронесся мертвящий, Там завяли цветы и иссякли ключи, Смолкли певчие птицы, осыпались чащи, Оскудели и выцвели солнца лучи.

В тех краях, где врага сапожищи шагали, Смолкла жизнь, замерла, избавления ждя. По ночам лишь пожары вдали полыхали, Но не пало на пашню ни капли дождя.

В дом фашист заходил — мертвеца выносили. Шел дорогой фашист — кровь дорогой текла. Стариков и старух палачи не щадили, И детей людоедская печь пожрала.

«В Европе весна», 1942 г .

Приговорённый фашистским судом к смерти, Муса Джалиль до последнего своего часа продолжал сражаться с врагами единственным оставшимся в его руках оружием – поэтическим словом. В “Моабитской тетради” воплотились героические и романтические мотивы его предшествующего творчества; оно многообразно в стилевом и жанровом отношениях, это гимн бессмертию, героизму и стойкости человека. Не преклоню колен, палач, перед тобою,  Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.  Придет мой час – умру. Но знай: умру я стоя,  Хотя ты голову отрубишь мне, злодей. Увы, не тысячу, а только сто в сраженьи  Я уничтожить смог подобных палачей.  За это, возвратясь, я попрошу прощенья,  Колена преклонив, у родины моей. Из «Моабитской тетради»

Приговорённый фашистским судом к смерти, Муса Джалиль до последнего своего часа продолжал сражаться с врагами единственным оставшимся в его руках оружием – поэтическим словом.

В “Моабитской тетради” воплотились героические и романтические мотивы его предшествующего творчества; оно многообразно в стилевом и жанровом отношениях, это гимн бессмертию, героизму и стойкости человека.

Не преклоню колен, палач, перед тобою, Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей. Придет мой час – умру. Но знай: умру я стоя, Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.

Увы, не тысячу, а только сто в сраженьи Я уничтожить смог подобных палачей. За это, возвратясь, я попрошу прощенья, Колена преклонив, у родины моей.

Из «Моабитской тетради»

По многим стихам моабитского цикла видно, как нелегко приходилось Джалилю в неволе. Тоска и отчаяние тяжелым комом застревали в горле. Нет, не физические страдания, даже не близость смерти угнетали поэта, а разлука с Родиной. Прости меня, твоего рядового, Самую малую часть твою. Прости за то, что я не умер Смертью солдата в бою, -

По многим стихам моабитского цикла видно, как нелегко приходилось Джалилю в неволе. Тоска и отчаяние тяжелым комом застревали в горле. Нет, не физические страдания, даже не близость смерти угнетали поэта, а разлука с Родиной.

Прости меня, твоего рядового,

Самую малую часть твою.

Прости за то, что я не умер

Смертью солдата в бою, -

Ольга Берггольц  (1910-1975) Тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. Ольга Берггольц в одночасье стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда.   Её стихи выполняли главную задачу – мобилизовать все силы ленинградцев на сопротивление врагу, объединить их, разбить кольцо внутренней блокады, не дать людям «превратиться в оборотня, зверя». И с этим она справилась блестяще. И подвиг, совершенный ею в дни трагических испытаний, был не только ее подвигом – он вырастал в нечто большее, он поднимал человеческие души, давал силы жить.

Ольга Берггольц  (1910-1975)

Тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. Ольга Берггольц в одночасье стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда.

  Её стихи выполняли главную задачу – мобилизовать все силы ленинградцев на сопротивление врагу, объединить их, разбить кольцо внутренней блокады, не дать людям «превратиться в оборотня, зверя». И с этим она справилась блестяще. И подвиг, совершенный ею в дни трагических испытаний, был не только ее подвигом – он вырастал в нечто большее, он поднимал человеческие души, давал силы жить.

Именно она успокаивала и вдохновляла, отогревала души и сердца людей. Как сестра и мать, требовала быть сильнее страха смерти: живи, борись, побеждай. Каждый слушатель воспринимал как личное обращение такие строчки: «Что может враг? Разрушить и убить. И только-то. А я могу любить…». ...Я буду сегодня с тобой говорить,  товарищ и друг ленинградец,   о свете, который над нами горит,  о нашей последней отраде.     Товарищ, нам горькие выпали дни,  грозят небывалые беды,  но мы не забыты с тобой, не одни, –  и это уже победа.

Именно она успокаивала и вдохновляла, отогревала души и сердца людей. Как сестра и мать, требовала быть сильнее страха смерти: живи, борись, побеждай. Каждый слушатель воспринимал как личное обращение такие строчки: «Что может враг? Разрушить и убить. И только-то. А я могу любить…».

...Я буду сегодня с тобой говорить, товарищ и друг ленинградец,  о свете, который над нами горит, о нашей последней отраде.   Товарищ, нам горькие выпали дни, грозят небывалые беды, но мы не забыты с тобой, не одни, – и это уже победа.

Символично, после войны на гранитной стеле Пискарёвского мемориального кладбища, где покоятся 470 000 ленинградцев, умерших во время Ленинградской блокады и в боях при защите города, были высечены именно слова, из её стихотворения:   Здесь лежат ленинградцы.  Здесь горожане - мужчины женщины дети.  Рядом с ними солдаты-красноармейцы.  Всею жизнью своею  Они защищали тебя Ленинград,  Колыбель революции.  Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,  Так их много под вечной охраной гранита.  Но знай, внимающий этим камням:  «НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО»   

Символично, после войны на гранитной стеле Пискарёвского мемориального кладбища, где покоятся 470 000 ленинградцев, умерших во время Ленинградской блокады и в боях при защите города, были высечены именно слова, из её стихотворения: Здесь лежат ленинградцы. Здесь горожане - мужчины женщины дети. Рядом с ними солдаты-красноармейцы. Всею жизнью своею Они защищали тебя Ленинград, Колыбель революции. Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем, Так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням: «НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО»  

Писатели-фронтовики Писатели-фронтовики - это целое поколение мужественных, совестливых, многое испытавших, одарённых личностей, перенёсших военные и послевоенные невзгоды. Писатели, прошедшие дорогами войны, написали для нас замечательные книги о своей войне. Кто по окончании войны, кто по прошествии лет, а кто-то писал о войне всю свою послевоенную жизнь. В книгах о войне писателей-фронтовиков главной линией проходит солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, дезертирство и геройство.  

Писатели-фронтовики

Писатели-фронтовики - это целое поколение мужественных, совестливых, многое испытавших, одарённых личностей, перенёсших военные и послевоенные невзгоды.

Писатели, прошедшие дорогами войны, написали для нас замечательные книги о своей войне. Кто по окончании войны, кто по прошествии лет, а кто-то писал о войне всю свою послевоенную жизнь.

В книгах о войне писателей-фронтовиков главной линией проходит солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, дезертирство и геройство.

 

Виктор Астафьев  (1924-2001)   Поколение фронтовиков - самых молодых участников войны (из тех, кто уцелел)- за несколько послевоенных десятилетий создало большую и яркую литературу, в которой отразился их опыт военной и послевоенной жизни. Как раз к таким и относится В.П. Астафьев .

Виктор Астафьев  (1924-2001)  

Поколение фронтовиков - самых молодых участников войны (из тех, кто уцелел)- за несколько послевоенных десятилетий создало большую и яркую литературу, в которой отразился их опыт военной и послевоенной жизни. Как раз к таким и относится В.П. Астафьев .

"Прокляты и убиты"

"Так хочется жить"

"Пастух и пастушка"

«Весёлый солдат»

«А зори здесь тихие»

«Звездопад»

«Где-то гремит война»

«Где-то гремит война»  – название чисто условное, символическое. В этой повести автор сумел показать, что война была всенародной трагедией; и хотя в далёкое сибирское селение война непосредственно не пришла, она определила жизнь, поведение людей, их поступки, мечты, желания. Война всей тяжестью легла на жизнь народа. Огромный труд выпал на долю женщин и подростков. Всё взрослое мужское население воевало на фронтах. Сибирские селения познали горечь утрат близких. Похоронки несли трагедию не только в дом погибшего, но и во всё село. В центре повествования – небольшой эпизод из жизни главного героя. Автор описывает трудную жизнь сибирского села в дни войны, когда все мысли женщин, стариков и детей были о фронте, о близких, которые сражались с врагом. Война – это трагедия для всего народа, и не случайны раздумья автора, «что долгой будет война и на долю нашего народа, и это значит, прежде всего на женскую долю, падут также тяжести и испытания, какие только нашим русским бабам и посильны» .

«Где-то гремит война»  – название чисто условное, символическое. В этой повести автор сумел показать, что война была всенародной трагедией; и хотя в далёкое сибирское селение война непосредственно не пришла, она определила жизнь, поведение людей, их поступки, мечты, желания. Война всей тяжестью легла на жизнь народа. Огромный труд выпал на долю женщин и подростков. Всё взрослое мужское население воевало на фронтах. Сибирские селения познали горечь утрат близких. Похоронки несли трагедию не только в дом погибшего, но и во всё село. В центре повествования – небольшой эпизод из жизни главного героя. Автор описывает трудную жизнь сибирского села в дни войны, когда все мысли женщин, стариков и детей были о фронте, о близких, которые сражались с врагом. Война – это трагедия для всего народа, и не случайны раздумья автора, «что долгой будет война и на долю нашего народа, и это значит, прежде всего на женскую долю, падут также тяжести и испытания, какие только нашим русским бабам и посильны» .

В. П. Астафьев показал мужество и стойкость народа, его несгибаемость перед всеми тяготами войны, его веру в победу и героический труд в помощь фронту. Автор утверждает, что война не ожесточила людей, которые были способны на «доподлинную, несочинённую любовь к ближнему своему». В повести созданы запоминающиеся характеры простых мужественных тружениц села: шорницы Дарьи Митрофановны, которая спасла жизнь рассказчику, его тёток Августы и Васени, дяди Левонтия, детей – Кеши, Лидки, Кати и др.

В. П. Астафьев показал мужество и стойкость народа, его несгибаемость перед всеми тяготами войны, его веру в победу и героический труд в помощь фронту. Автор утверждает, что война не ожесточила людей, которые были способны на «доподлинную, несочинённую любовь к ближнему своему». В повести созданы запоминающиеся характеры простых мужественных тружениц села: шорницы Дарьи Митрофановны, которая спасла жизнь рассказчику, его тёток Августы и Васени, дяди Левонтия, детей – Кеши, Лидки, Кати и др.

Повесть  «Звездопад»  – лирическая по своему содержанию. Это повествование о любви: «она была обыкновенная, эта любовь, и в то же время самая необыкновенная, такая, какой ни у кого и никогда не было, да и не будет». Действие повести происходит в госпитале в Краснодаре. Герой, находясь на излечении после ранения, полученного на фронте, встречается с медсестрой Лидой. Автор шаг за шагом про­слеживает зарождение и развитие этой любви, которая обо­гатила душу героев, обновила их, заставила смотреть на мир другими глазами. Герои расстаются и теряют друг друга, «но ведь тому, кто любил и был любим, счастьем есть сама память о любви, тоска по ней и раздумья», – утверждает автор.

Повесть  «Звездопад»  – лирическая по своему содержанию. Это повествование о любви: «она была обыкновенная, эта любовь, и в то же время самая необыкновенная, такая, какой ни у кого и никогда не было, да и не будет». Действие повести происходит в госпитале в Краснодаре. Герой, находясь на излечении после ранения, полученного на фронте, встречается с медсестрой Лидой. Автор шаг за шагом про­слеживает зарождение и развитие этой любви, которая обо­гатила душу героев, обновила их, заставила смотреть на мир другими глазами. Герои расстаются и теряют друг друга, «но ведь тому, кто любил и был любим, счастьем есть сама память о любви, тоска по ней и раздумья», – утверждает автор.

Григорий Бакланов(1923-2009) Григорий Бакланов - один из наиболее известных прозаиков фронтового поколения, представителей так называемой военной («лейтенантской») прозы, в чьих произведениях утверждалась правда о Великой Отечественной войне.

Григорий Бакланов(1923-2009)

Григорий Бакланов - один из наиболее известных прозаиков фронтового поколения, представителей так называемой военной («лейтенантской») прозы, в чьих произведениях утверждалась правда о Великой Отечественной войне.

"Мертвые сраму не имут"

"Почем фунт лиха"

"Июль 41 года"

"Южнее главного удара"

"Пядь земли«

«Навеки – девятнадцатилетние»

В конце 1950-х годов в военной прозе события прошедшей войны начинаются воссоздаваться писателями не только как великий подвиг всего советского народа, но и как великая беда и катастрофа, которая сделала несчастными миллионы людей. Судьба конкретного, частного человека на фронте будет оставаться в центре внимания всех военных произведений Бакланова: повести «Мертвые сраму не имут» (1961 год), рассказе «Почем фунт лиха» (1962 год), романе «Июль 41 года» (1964 год). В своем романе «Июль 41 года» Григорий Бакланов одним из первых отечественных писателей назовет среди причин катастрофических поражений первых месяцев Великой Отечественной войны судебные процессы 1937 года, уничтожение Сталиным высшего командного состава Красной Армии. Роман, который успел выйти отдельной книгой, тем не менее был запрещен на 12 лет, хотя уже в 1967 году на IV съезде писателей СССР был признан одним из значительных произведений в советской литературе о прошедшей войне.

В конце 1950-х годов в военной прозе события прошедшей войны начинаются воссоздаваться писателями не только как великий подвиг всего советского народа, но и как великая беда и катастрофа, которая сделала несчастными миллионы людей. Судьба конкретного, частного человека на фронте будет оставаться в центре внимания всех военных произведений Бакланова: повести «Мертвые сраму не имут» (1961 год), рассказе «Почем фунт лиха» (1962 год), романе «Июль 41 года» (1964 год). В своем романе «Июль 41 года» Григорий Бакланов одним из первых отечественных писателей назовет среди причин катастрофических поражений первых месяцев Великой Отечественной войны судебные процессы 1937 года, уничтожение Сталиным высшего командного состава Красной Армии. Роман, который успел выйти отдельной книгой, тем не менее был запрещен на 12 лет, хотя уже в 1967 году на IV съезде писателей СССР был признан одним из значительных произведений в советской литературе о прошедшей войне.

Повесть «Навеки – девятнадцатилетние»   – эта книга о тех, кто не вернулся с войны, о любви, о жизни, о юности, о бессмертии. Это рассказ о молодых лейтенантах на войне. Им приходилось отвечать и за себя, и за других без каких-либо скидок на возраст. Попавшие на фронт прямо со школьной скамьи, они, как хорошо сказал однажды Александр Твардовский,  «выше лейтенантов не поднимались и дальше командиров полка не ходили» и «видели пот и кровь войны на своей гимнастёрке». Ведь это они, девятнадцатилетние взводные, первыми поднимались в атаку, воодушевляя солдат, подменяли убитых пулемётчиков, организовывали круговую оборону. А самое главное – несли груз ответственности: за исход боя, за составление взвода, за жизнь вверенных людей, многие из которых годились по возрасту в отцы. Лейтенанты решали, кого послать в опасную разведку, кого оставить прикрывать отход, как выполнять задачу, потеряв по возможности меньше бойцов.

Повесть «Навеки – девятнадцатилетние»   – эта книга о тех, кто не вернулся с войны, о любви, о жизни, о юности, о бессмертии. Это рассказ о молодых лейтенантах на войне. Им приходилось отвечать и за себя, и за других без каких-либо скидок на возраст.

Попавшие на фронт прямо со школьной скамьи, они, как хорошо сказал однажды Александр Твардовский,  «выше лейтенантов не поднимались и дальше командиров полка не ходили» и «видели пот и кровь войны на своей гимнастёрке». Ведь это они, девятнадцатилетние взводные, первыми поднимались в атаку, воодушевляя солдат, подменяли убитых пулемётчиков, организовывали круговую оборону.

А самое главное – несли груз ответственности: за исход боя, за составление взвода, за жизнь вверенных людей, многие из которых годились по возрасту в отцы. Лейтенанты решали, кого послать в опасную разведку, кого оставить прикрывать отход, как выполнять задачу, потеряв по возможности меньше бойцов.

Хорошо сказано об этом чувстве лейтенантской ответственности в повести Г. Бакланова:   «Все они вместе и по отдельности каждый отвечали и за страну, и за войну, и за всё, что есть на свете и после них будет. Но за то, чтобы привести батарею к сроку, отвечал он один». Вот такого храброго верного чувству гражданского долга и офицерской чести лейтенанта, совсем ещё юношу, и представил нам писатель в образе Владимира Третьякова. Герой Г. Бакланова становится обобщённым образом целого поколения. Вот почему в заголовке повести стоит множественное число – девятнадцатилетние.

Хорошо сказано об этом чувстве лейтенантской ответственности в повести Г. Бакланова:   «Все они вместе и по отдельности каждый отвечали и за страну, и за войну, и за всё, что есть на свете и после них будет. Но за то, чтобы привести батарею к сроку, отвечал он один».

Вот такого храброго верного чувству гражданского долга и офицерской чести лейтенанта, совсем ещё юношу, и представил нам писатель в образе Владимира Третьякова. Герой Г. Бакланова становится обобщённым образом целого поколения. Вот почему в заголовке повести стоит множественное число – девятнадцатилетние.

Юрий Бондарев (1924-2020) Есть много писателей, которые знают о Великой Отечественной войне не понаслышке. Они сами воевали и имеют полное право писать о том страшном времени. К таким писателям относится и Юрий Бондарев. Его правдивые и честные книги несли страшную правду о суровом времени.

Юрий Бондарев (1924-2020)

Есть много писателей, которые знают о Великой Отечественной войне не понаслышке. Они сами воевали и имеют полное право писать о том страшном времени. К таким писателям относится и Юрий Бондарев. Его правдивые и честные книги несли страшную правду о суровом времени.

"Батальоны просят огня"

"Тишина"

"Двое"

"Горячий снег"

"Берег"

Роман 

Роман  "Тишина"  (1962) открыл новую тему "вживания" в мирную жизнь молодых людей, чей опыт сводился лишь к школе, а потом – к войне. Они научились воевать, но, вернувшись домой, поняли, что в мирной жизни этого недостаточно. Бондарев показал, как трудно совсем еще молодым, сполна отдавшим свой ратный долг людям, жить по иным, нефронтовым законам, когда война тянет к себе даже во сне – может быть, еще страшнее, чем наяву. Бондарев пишет роман о поколении, которое едва не стало "лишним": победив внешнего врага, оно оказалось бессильно перед врагом внутренним. Мальчишки-солдаты, входя без страха в чужие столицы, со страхом, горечью и недоумением возвращались на свою родину. Сергей Вохминцев, главный герой романа, переживает трагедию ареста отца. Бондарев как бы формулирует для себя и для читателя основной принцип романического сознания: в частной судьбе личности он находит отражение судьбы национальной, в частной биографии прочитывается биография поколения.

Произведение «Горячий снег» всегда было самым главным для писателя, так как действия произведения разворачивались в Сталинграде, а его героями были артиллеристы.

Сюжет книги основан на реальном историческом событии. Герои книги (армия генерала Бессонова) бороться против танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, который должен был прочистить дорогу для Паулюса.

В книге описывается лишь несколько дней. Описание очень подробное, яркое, насыщенное. Произведение отличается прямотой повествователя и непредсказуемостью сюжета. Поступки и судьбы героев-солдат эшелонов Бессонова выглядят значимыми, важными и решающими в свете реальных событий отечественной истории. Раскрытие характеров и внешности героев едет последовательно, медленно. Финалом описания становиться смерть персонажа. На моменте гибели читатель знакомится даже с самыми маленькими и незначительными чертами героев, ведь в военное время все велико и значимо одновременно. При этом мастерством автора создаётся ощущение, что читатель узнал совсем немного о внутреннем мире героя. Кажется, что в его душе скрывается много-много всего прекрасного, интересного, юного, свежего. Но, к сожалению, мир никогда об этом не узнает, так как человек погиб. Таким образом, Юрий Бондарев воссоздает трагичное и разрушающее действие войны.

В произведении «Горячий снег» поднимаются проблемы жизни и смерти, подвига и отваги, справедливости и честности, любви и дружбы. Характеры и поступки героев открываются не просто во время военных действий, а в неразрывной связи с военными происшествиями. Юрий Бондарев показывает читателям, как война влияет на человека, на его характер, чувства, эмоции. Максимальную трагичность приносит финал «Горячего снега». Битва закончилась победой русских, но те, кто принес эту победу, больше нет. Все герои-солдаты погибают. Таким образом, автор хочет подчеркнуть разрушающее воздействие войны, а также показать героизм воинов. К тому же , говоря о разношерстном составе отрядов Бессонова и подвигах простых людей, Юрий Бондарев хочет сказать, что победа в войне — общая заслуга, общее дело.

В произведении «Горячий снег» поднимаются проблемы жизни и смерти, подвига и отваги, справедливости и честности, любви и дружбы. Характеры и поступки героев открываются не просто во время военных действий, а в неразрывной связи с военными происшествиями. Юрий Бондарев показывает читателям, как война влияет на человека, на его характер, чувства, эмоции.

Максимальную трагичность приносит финал «Горячего снега». Битва закончилась победой русских, но те, кто принес эту победу, больше нет. Все герои-солдаты погибают. Таким образом, автор хочет подчеркнуть разрушающее воздействие войны, а также показать героизм воинов. К тому же , говоря о разношерстном составе отрядов Бессонова и подвигах простых людей, Юрий Бондарев хочет сказать, что победа в войне — общая заслуга, общее дело.

 Тема войны вечна в русской литературе, и поэтому мы не раз еще будем свидетелями явления миру литературных образцов патриотизма и нравственности.  

Тема войны вечна в русской литературе, и поэтому мы не раз еще будем свидетелями явления миру литературных образцов патриотизма и нравственности.  


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!