СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Женский народный костюм Воронежской области

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

27 слайдов, рассказывается о истрических и культурных фактах создания женского повседневного и праздничного  костюма Воронежской области.

Просмотр содержимого документа
«Женский народный костюм Воронежской области»

«Женский народный костюм Воронежской области»  Исследовательский работа  Выполнила: обучающиеся  7 класса-Якименко Анна  МКОУ Филиппенковская ООШ  Руководитель: учитель ИЗО  Середа Л.Н. МКОУ Филиппенковская ООШ 2019 год

«Женский народный костюм Воронежской области» Исследовательский работа

Выполнила: обучающиеся

7 класса-Якименко Анна

МКОУ Филиппенковская ООШ

Руководитель: учитель ИЗО

Середа Л.Н.

МКОУ Филиппенковская ООШ

2019 год

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:   Выявить характерные особенности женского костюма Воронежской области .

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Выявить характерные особенности женского костюма Воронежской области .

ЗАДАЧИ:     1.Выявить исторические и культурные факты формирования народного костюма Воронежской губернии;   2. Узнать, какие материалы использовался для изготовления народной одежды;   3.Изучить из каких элементов состоит женский народный костюм и какую тайну хранит его нарядное узорочье;   4. На примерах народных костюмов сёл Бутурлиновского района выявить общие закономерности южновеликорусского типа одежды;   5.Расширить знания о традициях, обычаях и истории родного края;

ЗАДАЧИ:   1.Выявить исторические и культурные факты формирования народного костюма Воронежской губернии; 2. Узнать, какие материалы использовался для изготовления народной одежды; 3.Изучить из каких элементов состоит женский народный костюм и какую тайну хранит его нарядное узорочье; 4. На примерах народных костюмов сёл Бутурлиновского района выявить общие закономерности южновеликорусского типа одежды; 5.Расширить знания о традициях, обычаях и истории родного края;

Исторический фактор формирования народной одежды . Своеобразные черты воронежского народного костюма связаны с историей заселения края и многонациональностью проживавших здесь народов. В разных уездах, селах, а иногда и в одном селе можно было увидеть различные костюмы. Самые ранние сведения об одежде Воронежского края относятся к 17-18 векам.

Исторический фактор формирования народной одежды .

  • Своеобразные черты воронежского народного костюма связаны с историей заселения края и многонациональностью проживавших здесь народов.
  • В разных уездах, селах, а иногда и в одном селе можно было увидеть различные костюмы.
  • Самые ранние сведения об одежде Воронежского края относятся к 17-18 векам.

Полный комплекс традиционного народного костюма Воронежской области Традиционный женский костюм Воронежской губернии включал в себя головной убор: платок или кокошник, расшитую рубаху, понёву, передник, пояс-покромку, чоботы или чуники.

Полный комплекс традиционного народного костюма Воронежской области

Традиционный женский костюм Воронежской губернии включал в себя головной убор: платок или кокошник, расшитую рубаху, понёву, передник, пояс-покромку, чоботы или чуники.

Изготовление одежды. Одежда жителей Воронежской губернии изготавливалась из конопляных, шерстяных и крапивных тканей. Конопля была широко распространенной культурой в чернозёмной зоне России; Домашние ткани подвергали окраске растительными красителями или глинистыми коричневыми и желтыми массами Шелковые, ситцевые и шерстяные платки также могли входить в состав костюма. .

Изготовление одежды.

  • Одежда жителей Воронежской губернии изготавливалась из конопляных, шерстяных и крапивных тканей.
  • Конопля была широко распространенной культурой в чернозёмной зоне России;
  • Домашние ткани подвергали окраске растительными красителями или глинистыми коричневыми и желтыми массами
  • Шелковые, ситцевые и шерстяные платки также могли входить в состав костюма.
  • .
Понёва Понёва – это юбка, состоящая из трёх полотнищ шерстяной или хлопчатобумажной ткани, стянутая на талии узким пояском.    Понёвы в Воронежской губернии были самыми красочными нарядами из всех губерний. Самой распространённой была понёва с чёрными клетками – «черноглазка», изредка встречались понёвы с бледно-синими клетками – «синеглазки».  Размер клетки на понёве указывал, много или мало  земли имеют крестьяне на селе.

Понёва

Понёва – это юбка, состоящая из трёх полотнищ шерстяной или хлопчатобумажной ткани, стянутая на талии узким пояском.

   Понёвы в Воронежской губернии были самыми красочными нарядами из всех губерний. Самой распространённой была понёва с чёрными клетками – «черноглазка», изредка встречались понёвы с бледно-синими клетками – «синеглазки».

Размер клетки на понёве указывал, много или мало  земли имеют крестьяне на селе.

Ключевые цвета и элементы народного костюма Воронежской области. В воронежском народном костюме обязательно присутствуют три цвета – белый, красный и черный. Белый цвет связан со светом, ощущением легкости, олицетворяет благородство. Красный цвет считался праздничным. Цвет плодородия, света, долголетия. Черный – цвет земли и покоя – один из самых любимых в Воронежской губернии. В вышивке преобладала линейно- геометрическая форма.: ромб, ромб с выступающими линиями по краям – «репей»( символ плодородия, огня и жизни)

Ключевые цвета и элементы народного костюма Воронежской области.

  • В воронежском народном костюме обязательно присутствуют три цвета – белый, красный и черный.
  • Белый цвет связан со светом, ощущением легкости, олицетворяет благородство.
  • Красный цвет считался праздничным. Цвет плодородия, света, долголетия.
  • Черный – цвет земли и покоя – один из самых любимых в Воронежской губернии.
  • В вышивке преобладала линейно- геометрическая форма.: ромб, ромб с выступающими линиями по краям – «репей»( символ плодородия, огня и жизни)
Рубаха Основу женского костюма составляла рубаха. Шилась она до пояса из домотканой холстины, позже – из покупной ткани. Эта часть одежды во многих местах называлась «станушкой». Рукава рубахи замужней женщины украшались богача и ярче, чем рукава девичьей рубахи. Каждая женщина имела в своём сундуке целый набор рубах на любые случай жизни: будничные, праздничные, воскресные, для свадьбы, для престольного дня. Праздничные рубахи украшали вышивкой и блёстками.

Рубаха

Основу женского костюма составляла рубаха. Шилась она до пояса из домотканой холстины, позже – из покупной ткани. Эта часть одежды во многих местах называлась «станушкой». Рукава рубахи замужней женщины украшались богача и ярче, чем рукава девичьей рубахи. Каждая женщина имела в своём сундуке целый набор рубах на любые случай жизни: будничные, праздничные, воскресные, для свадьбы, для престольного дня. Праздничные рубахи украшали вышивкой и блёстками.

Передник Важным элементом женского костюма Воронежского края был передник. Его носили девушки и женщины  в комплекте с понёвой, юбкой и сарафаном.

Передник

Важным элементом женского костюма Воронежского края был передник. Его носили девушки и женщины  в комплекте с понёвой, юбкой и сарафаном.

Обувь     Эти чуни — праздничная кожаная обувь с. Клеповка Павловского уезда Воронежской губернии, начало XX века.  Обязательным элементом костюма была обувь. Из статьи Л.И. Некрасовой «Те баснословные года...»  «На ногах у баб и у девок толстые „пятиугольные, ковыляные“ узорами ногавки (чулки) и чёботы. Чем толще нога, тем считается элегантнее. »  Чуники, чёботы — плетеная или вязаная крючком из пеньковых веревок обувь. К подошве прикрепляли кожу и деревянные дощечки, чтобы обувь не протиралась.  

Обувь

Эти чуни — праздничная кожаная обувь с. Клеповка Павловского уезда Воронежской губернии, начало XX века.

Обязательным элементом костюма была обувь.

Из статьи Л.И. Некрасовой

«Те баснословные года...»

«На ногах у баб и у девок толстые „пятиугольные, ковыляные“ узорами ногавки (чулки) и чёботы. Чем толще нога, тем считается элегантнее. » 

Чуники, чёботы — плетеная или вязаная крючком из пеньковых веревок обувь. К подошве прикрепляли кожу и деревянные дощечки, чтобы обувь не протиралась.

 

Головные уборы Без головного убора комплекс одежды был бы неполным. Основной тип женского головного убора состоял из кички, или «сороки», кокошника и богатого набора платков, шалей. Кичка – бархатная или атласная шапочка, расшитые золотом. Позатыльник вышит гораздо богаче верхней части.

Головные уборы

Без головного убора комплекс одежды был бы неполным.

Основной тип женского головного убора состоял из кички, или «сороки», кокошника и богатого набора платков, шалей.

Кичка – бархатная или атласная шапочка, расшитые золотом.

Позатыльник вышит гораздо богаче верхней части.

Кокошники Кокошники — чаще всего расшиты бисером, реже золотом, по холсту, натянутому на картон. Орнамент старинный, семнадцатого века, но часто упрощенный и обедневший.

Кокошники

Кокошники — чаще всего расшиты бисером, реже золотом, по холсту, натянутому на картон.

Орнамент старинный, семнадцатого века, но часто упрощенный и обедневший.

Украшения Монисто с. Клеповка Павловский уезд. Среди украшений на территории Воронежского края известны нагрудные, височные, ушные, ручные, наспинные и поясные.   Монисто и стеклянные бусы, низанные из бисера «ожерелья», «нарушники» — нечто вроде браслетов и самодельные «серьги с кругами», «гребатки» — род ожерелья .

Украшения

Монисто с. Клеповка Павловский уезд.

Среди украшений на территории Воронежского края известны нагрудные, височные, ушные, ручные, наспинные и поясные.

 

Монисто и стеклянные бусы, низанные из бисера «ожерелья», «нарушники» — нечто вроде браслетов и самодельные «серьги с кругами», «гребатки» — род ожерелья .

Мониста, ожерелья, серьги .

Мониста, ожерелья, серьги .

Народный костюм Бутурлиновского района Народный костюм Бутурлиновского района, сел Клеповка, Гвазда, Пузево, объединяет в себе традиции южнорусского и рязанского костюмов.  Село Клеповка, как и соседние с ним села, основано переселенцами из города Скопин Рязанской губернии. Сходство костюмов, орнаментов, техники ткачества, гончарных изделий, а так же особенностей речи, доказывает прямую связь жителей Клеповки с рязанской землей. Одним из таких материальных подтверждений этой связи является женская, так называемая «суреновская» или «переткатая» рубаха, находящаяся в музее народной культуры и этнографии Воронежского Государственного Университета.

Народный костюм Бутурлиновского района

Народный костюм Бутурлиновского района, сел Клеповка, Гвазда, Пузево, объединяет в себе традиции южнорусского и рязанского костюмов.

Село Клеповка, как и соседние с ним села, основано переселенцами из города Скопин Рязанской губернии. Сходство костюмов, орнаментов, техники ткачества, гончарных изделий, а так же особенностей речи, доказывает прямую связь жителей Клеповки с рязанской землей.

Одним из таких материальных подтверждений этой связи является женская, так называемая «суреновская» или «переткатая» рубаха, находящаяся в музее народной культуры и этнографии Воронежского Государственного Университета.

Уникальная технология создания костюмов Бутурлиновского района Технология изготовления костюма села Клеповка Бутурлиновского района Воронежской области является уникальной по набору технологических приемов в ткачестве и полихромной вышивке «ковровым» орнаментом, разнообразию декоративной отделки и самобытному цветовому решению всего ансамбля одежды. Наряду с общими для южнорусской культуры элементами в покрое, здесь прослеживаются местные своеобразные приемы в декорировании.

Уникальная технология создания костюмов Бутурлиновского района

Технология изготовления костюма села Клеповка Бутурлиновского района Воронежской области является уникальной по набору технологических приемов в ткачестве и полихромной вышивке «ковровым» орнаментом, разнообразию декоративной отделки и самобытному цветовому решению всего ансамбля одежды.

Наряду с общими для южнорусской культуры элементами в покрое, здесь прослеживаются местные своеобразные приемы в декорировании.

Народный музей села Клёповка Заведующей народным музеем села Клеповка Бутурлиновского района, 66-летней Надежде Крикуновой, вручили медаль «100 лет П. Д. Пономареву». Женщину отметили за сохранение народных костюмов сел Приосередья.   В коллекции краеведческого уголка есть сарафан, которому 150 лет. Жители Клеповки и соседних сел Пузево и Гвазда с удовольствием передают нам на хранение народные одежды, сшитые 100 – 150 лет назад. Названия многих элементов костюмов мы узнали именно из книги Петра Пономарева.  Петр Пономарев (1918 – 1997) родился в селе Клеповка Бутурлиновского района. Воронежский художник, почетный гражданин Воронежа, заслуженный работник культуры России. Исследовал, собирал коллекции предметов крестьянского быта, народных костюмов и декоративно-прикладного искусства Воронежского края В Воронеже создана библиотека-музей прикладного искусства, которая носит имя Петра Пономарева.

Народный музей села Клёповка

Заведующей народным музеем села Клеповка Бутурлиновского района, 66-летней Надежде Крикуновой, вручили медаль «100 лет П. Д. Пономареву».

Женщину отметили за сохранение народных костюмов сел Приосередья. 

  • В коллекции краеведческого уголка есть сарафан, которому 150 лет.
  • Жители Клеповки и соседних сел Пузево и Гвазда с удовольствием передают нам на хранение народные одежды, сшитые 100 – 150 лет назад. Названия многих элементов костюмов мы узнали именно из книги Петра Пономарева. 
  • Петр Пономарев (1918 – 1997) родился в селе Клеповка Бутурлиновского района. Воронежский художник, почетный гражданин Воронежа, заслуженный работник культуры России. Исследовал, собирал коллекции предметов крестьянского быта, народных костюмов и декоративно-прикладного искусства Воронежского края
  • В Воронеже создана библиотека-музей прикладного искусства, которая носит имя Петра Пономарева.
Элементы народного костюма Бутурлиновского района . Костюм жительниц сел Клеповка, Гвазда, Пузево, (по воспоминаниям П. Д. Пономарева) состоял из рубахи, поневы, запана, завески или фартука, гаруса, одного - двух монистов и каскада бус, серег -янтариков и пушков, головных уборов: кички или сороки, кокошника, комплекта платков, шалей и подшальников - корсетки или летника, шубы дубленой или крытой, куцки или куцынки и набора обуви.

Элементы народного костюма Бутурлиновского района .

Костюм жительниц сел Клеповка, Гвазда, Пузево, (по воспоминаниям П. Д. Пономарева) состоял из рубахи, поневы, запана, завески или фартука, гаруса, одного - двух монистов и каскада бус, серег -янтариков и пушков, головных уборов: кички или сороки, кокошника, комплекта платков, шалей и подшальников - корсетки или летника, шубы дубленой или крытой, куцки или куцынки и набора обуви.

 Пономарёв Петр Денисович   (10.08.1918-20.02.1997 )      П. Д.Пономарев, уроженец села Клёповка Павловского уезда, в настоящее время бутурлиновсого района. Воронежский художник, знаток народных помыслов и художественных ремесел, заслуженный работник культуры России. Основное направление творчества  Петра Денисовича - декоративно-прикладное искусство.     За многие годы художник создал коллекцию рисунков крестьянской одежды, бережно сохраненной на дне старых сундуков в селах и деревнях Воронежской губернии. В своей книге «Народный костюм Воронежской губернии», Петр Денисович писал, что «каждая вышивка — это неповторимая чудесная картина, наполненная особым смыслом.»

Пономарёв Петр Денисович (10.08.1918-20.02.1997 )

П. Д.Пономарев, уроженец села Клёповка Павловского уезда, в настоящее время бутурлиновсого района. Воронежский художник, знаток народных помыслов и художественных ремесел,

заслуженный работник культуры России.

Основное направление творчества  Петра Денисовича - декоративно-прикладное искусство.  

  За многие годы художник создал коллекцию рисунков крестьянской одежды, бережно сохраненной на дне старых сундуков в селах и деревнях Воронежской губернии.

В своей книге «Народный костюм Воронежской губернии», Петр Денисович писал, что «каждая вышивка — это неповторимая чудесная картина, наполненная особым смыслом.»

Народный костюм живёт.   В настоящее время технология изготовления костюмов сел Клеповка и Пузево используется участниками фольклорных коллективов Бутурлиновского района, города Воронежа и области для изготовления сценических костюмов-реконструкций. Технология изготовления мужского костюма с. Клеповка является уникальной, так как вплоть до середины ХХ в. сохранила в себе самобытные черты в пошиве и локальные этнографические реалии в декоративно-художественных приемах отделки.

Народный костюм живёт.

 

В настоящее время технология изготовления костюмов сел Клеповка и Пузево используется участниками фольклорных коллективов Бутурлиновского района, города Воронежа и области для изготовления сценических костюмов-реконструкций.

Технология изготовления мужского костюма с. Клеповка является уникальной, так как вплоть до середины ХХ в. сохранила в себе самобытные черты в пошиве и локальные этнографические реалии в декоративно-художественных приемах отделки.

Костюмы пузевских певуний  Костюмы пузевским певуньям достались от бабушек, мам. Этой одежде больше века. Пузевские мастерицы реставрируют костюмы, обновляют старинную вышивку современными украшениями. Женщины бережно хранят это наследие и дарят нам радость созерцания красоты, встречу с историей.

Костюмы пузевских певуний

Костюмы пузевским певуньям достались от бабушек, мам. Этой одежде больше века. Пузевские мастерицы реставрируют костюмы, обновляют старинную вышивку современными украшениями. Женщины бережно хранят это наследие и дарят нам радость созерцания красоты, встречу с историей.

Куклы в народных костюмах Традиции народного творчества сохраняют и народные умельцы Бутурлиновского края. Преподаватель детской школы искусств Котелевская Светлана Семёновна мастерит кукол и одевает в народные костюмы Бутурлиновского района. Участвует в различных творческих выставках и радует своим творчеством земляков.

Куклы в народных костюмах

  • Традиции народного творчества сохраняют и народные умельцы Бутурлиновского края.
  • Преподаватель детской школы искусств Котелевская Светлана Семёновна мастерит кукол и одевает в народные костюмы Бутурлиновского района.
  • Участвует в различных творческих выставках и радует своим творчеством земляков.
Песни и костюм неделимое единое явление Несмотря на стремительное изменение современного мира, народный костюм продолжает быть востребованным. Поиск своих корней побуждает молодое поколение изучать традиции своего народа. Говорят, что

Песни и костюм неделимое единое явление

  • Несмотря на стремительное изменение современного мира, народный костюм продолжает быть востребованным. Поиск своих корней побуждает молодое поколение изучать традиции своего народа.
  • Говорят, что "встречают по одежке…", поэтому одежда — не просто вещь, на которую некоторые не обращают внимания, а, наоборот, — часть внутреннего мира человека.
  • В традиционных костюмах отражена культура народа, его обычаи и обряды.
  • Эти костюмы бережно хранятся по сей день, переходя из поколения в поколение.
Заключение Таким образом, традиционный костюм представляет собой довольно своеобразное явление народной культуры. Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться.  Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Национальная одежда является своеобразной книгой, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.

Заключение

Таким образом, традиционный костюм представляет собой довольно своеобразное явление народной культуры.

Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться.

Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья.

Национальная одежда является своеобразной книгой, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.

Список использованной литературы и источники Источники 1. https://www.livemaster.ru/topic/1967807-puteshestvie-v-proshloe-voronezhskij-narodnyj-kostyum 2. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=813228 3 . https://nsportal.ru/ batova-tatyana-aleksandrovna 4.Бутурлиновская районная газета «Призыв» №70 (11825) от02.07.2011г. Литература 1.Пономарев П.Д. Народный костюм Воронежской губернии / П.Д. Пономарев. – Воронеж: Центр.- Чернозем.кн. изд-во, 1994. - 36 с., [77] л. ил.   2. Толкачева С.П. Народный костюм Воронежской губернии конца ХХ – начала ХХ века / С.П. Толкачева. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2007. – 224 с        

Список использованной литературы и источники

Источники

  • 1. https://www.livemaster.ru/topic/1967807-puteshestvie-v-proshloe-voronezhskij-narodnyj-kostyum
  • 2. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=813228

3 . https://nsportal.ru/ batova-tatyana-aleksandrovna

  • 4.Бутурлиновская районная газета «Призыв» №70 (11825) от02.07.2011г.

Литература

  • 1.Пономарев П.Д. Народный костюм Воронежской губернии / П.Д. Пономарев. – Воронеж: Центр.- Чернозем.кн. изд-во, 1994. - 36 с., [77] л. ил.
  •  
  • 2. Толкачева С.П. Народный костюм Воронежской губернии конца ХХ – начала ХХ века / С.П. Толкачева. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2007. – 224 с
  •  
  •  
  •  
  •  
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!