СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Женские образы и их роль в раскрытии характера Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой   и   любовью  делают   этот   образ   малопривлекательным. Однако такая оценка Печорина была бы неглубокой и однознач­ной, если не заметить в его образе штрихи грусти, ноты безыс­ходности. Для того  чтобы разобраться  в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его пове­дения и поступков во взаимоотношениях со всеми героями.  

Просмотр содержимого документа
«Женские образы и их роль в раскрытии характера Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».»

Тестирование М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

Тестирование

М.Ю. Лермонтов

«Герой нашего времени».

1. Кто рассказывает историю Бэлы?  а) Печорин; б) автор; в) сама героиня; г) Максим Максимыч. 2. Как сложилась судьба Бэлы?  а) её увёз Казбич; б) она осталась с Печориным; в) она вернулась к своим родным; г) она умерла. 3. Куда пригласила ундина Печорина на свидание?  а) в дом старухи; б) на берег моря; в) в трактир; г) в сосновый бор.

1. Кто рассказывает историю Бэлы?

а) Печорин;

б) автор;

в) сама героиня;

г) Максим Максимыч.

2. Как сложилась судьба Бэлы?

а) её увёз Казбич;

б) она осталась с Печориным;

в) она вернулась к своим родным;

г) она умерла.

3. Куда пригласила ундина Печорина на свидание?

а) в дом старухи;

б) на берег моря;

в) в трактир;

г) в сосновый бор.

4. Чем закончилось свидание Печорина и ундины?  а) Печорин не пошёл на него; б) ундина чуть не утопила Печорина; в) ундина попросила Печорина ничего не говорить уряднику; г) она назначила вторую встречу. 5. Чей это портрет?  «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу. Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала»  а) Вера; б) Бэла; в) Княжна Мэри; г) Княгиня Лиговская.

4. Чем закончилось свидание Печорина и ундины?

а) Печорин не пошёл на него;

б) ундина чуть не утопила Печорина;

в) ундина попросила Печорина ничего не говорить уряднику;

г) она назначила вторую встречу.

5. Чей это портрет?

«И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу. Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала»

а) Вера;

б) Бэла;

в) Княжна Мэри;

г) Княгиня Лиговская.

6. О какой героине Печорин рассуждает так: У нее такие бархатные глаза – именно бархатные: я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят... Впрочем, кажется, в ее лице только и есть хорошего... А что, у нее зубы белы? Это очень важно! жаль, что она не улыбнулась на твою пышную фразу.  а) Вера; б) Бэла; в) Княжна Мэри; г) Княгиня Лиговская. 7. Накануне дуэли Печорин спрашивает себя: «...зачем я жил? для какой цели я родился?..» и делает вывод: «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных...» Как закончилась жизнь героя?  а) Женился на Вере; б) Уехал за границу; в) Умер, возвращаясь из Персии; г) Стал членом тайного общества.

6. О какой героине Печорин рассуждает так: У нее такие бархатные глаза – именно бархатные: я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят... Впрочем, кажется, в ее лице только и есть хорошего... А что, у нее зубы белы? Это очень важно! жаль, что она не улыбнулась на твою пышную фразу.

а) Вера;

б) Бэла;

в) Княжна Мэри;

г) Княгиня Лиговская.

7. Накануне дуэли Печорин спрашивает себя: «...зачем я жил? для какой цели я родился?..» и делает вывод: «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных...» Как закончилась жизнь героя?

а) Женился на Вере;

б) Уехал за границу;

в) Умер, возвращаясь из Персии;

г) Стал членом тайного общества.

Женские образы и их роль в раскрытии характера Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Женские образы и их роль

в раскрытии характера Печорина в романе М.Ю. Лермонтова

«Герой нашего времени».

Одной из отличительных черт русской классической литературы является глубина ее идейного содержания. В ней наблюдается неустанное стремление к разрешению вопроса о смысле жизни, гуманное отношение к людям, правдивость изображения. А также русские писатели в своих произведениях стремились найти образ идеальной русской женщины. Они выявляли ее лучшие черты, которые присущи нашему народу. Мало в какой литературе мира можно найти столь прекрасных и чистых представительниц слабого пола. Их отличает любящее и верное сердце и неповторимая душевная красота. Лишь в русской литературе так много внимания уделяется описанию внутреннего мира и сложнейших переживаний женской души. Сквозь все произведения просматривается образ русской женщины, которая является героиней, у которой большое сердце и пламенная душа, которая готова на подвиги.

Одной из отличительных черт русской классической литературы является глубина ее идейного содержания. В ней наблюдается неустанное стремление к разрешению вопроса о смысле жизни, гуманное отношение к людям, правдивость изображения. А также русские писатели в своих произведениях стремились найти образ идеальной русской женщины. Они выявляли ее лучшие черты, которые присущи нашему народу. Мало в какой литературе мира можно найти столь прекрасных и чистых представительниц слабого пола. Их отличает любящее и верное сердце и неповторимая душевная красота. Лишь в русской литературе так много внимания уделяется описанию внутреннего мира и сложнейших переживаний женской души. Сквозь все произведения просматривается образ русской женщины, которая является героиней, у которой большое сердце и пламенная душа, которая готова на подвиги.

Скромная Маша Миронова Русская душою Татьяна Крестьянки и декабристки Светлый луч – Катерина Женщина для семьи - Наташа Ростова Чистая, светлая и строгая Лиза Калитина в «Дворянском гнезде»

Скромная Маша Миронова

Русская душою Татьяна

Крестьянки и декабристки

Светлый луч –

Катерина

Женщина для семьи -

Наташа Ростова

Чистая, светлая и строгая

Лиза Калитина

в «Дворянском гнезде»

 Каждый выбирает для себя         Женщину, религию, дорогу.         Дьяволу служить или Пророку –         Каждый выбирает для себя.   Юрий Левитанский «Женщины! женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает… То они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков…»                  М.Лермонтов «Герой нашего времени»

Каждый выбирает для себя

        Женщину, религию, дорогу.

        Дьяволу служить или Пророку –

        Каждый выбирает для себя.

  Юрий Левитанский

«Женщины! женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает… То они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков…»                 М.Лермонтов «Герой нашего времени»

Я никогда не считался рабом любимой женщины. М.Ю.Лермонтов Печорин в романе показан противоречивой личностью. С одной стороны, он завистлив, зол,  жесток, с другой – великодушен, иногда добр, то есть способен поддаться доброму чувству, например, благородно защищает княжну  Мэри от посягательств толпы. Он безупречно честен наедине с собой, умён, но в то же время не умеет сострадать, привык исполнять только свои желания.  Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой   и   любовью  делают   этот   образ   малопривлекательным. Однако такая оценка Печорина была бы неглубокой и однознач­ной, если не заметить в его образе штрихи грусти, ноты безыс­ходности. Для того  чтобы разобраться  в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его пове­дения и поступков во взаимоотношениях со всеми героями.

Я никогда не считался рабом любимой женщины.

М.Ю.Лермонтов

Печорин в романе показан противоречивой личностью. С одной стороны, он завистлив, зол,  жесток, с другой – великодушен, иногда добр, то есть способен поддаться доброму чувству, например, благородно защищает княжну  Мэри от посягательств толпы. Он безупречно честен наедине с собой, умён, но в то же время не умеет сострадать, привык исполнять только свои желания.  Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой   и   любовью  делают   этот   образ   малопривлекательным. Однако такая оценка Печорина была бы неглубокой и однознач­ной, если не заметить в его образе штрихи грусти, ноты безыс­ходности. Для того  чтобы разобраться  в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его пове­дения и поступков во взаимоотношениях со всеми героями.

«Нет ничего на свете прекраснее женщины»  Ф.И. Тютчев Женщины, окружающие Печорина, привлекают наше внимание и вызывают неподдельный интерес   :   Бэла - одна из “детей природы”, в мир которых попадает Печорин в повести “Бэла”; Ундина представляет в романе романтический мир беззаконной вольности, к которой стремится Печорин; княжна Мери и Вера социально родственны главному герою.

«Нет ничего на свете прекраснее женщины»

Ф.И. Тютчев

Женщины, окружающие Печорина, привлекают наше внимание и вызывают неподдельный интерес   :   Бэла - одна из “детей природы”, в мир которых попадает Печорин в повести “Бэла”; Ундина представляет в романе романтический мир беззаконной вольности, к которой стремится Печорин; княжна Мери и Вера социально родственны главному герою.

В ряду женских образов в «Герой нашего времени» образ Бэлы является одним из самых трогательных. Бэла была не виновата в случившемся с ней, и, тем не менее, она принимала все удары судьбы мужественно. Любовь Бэлы не смогла пробудить душу Печорина к жизни от самолюбивого эгоизма. Образ женщин в романе «Герой нашего времени» значительно дополняет образ княжны Мери – гордой и прекрасной русской дворянки, которая влюбилась в Печорина и призналась ему в своих чувствах, что в те времена считалось недопустимым поведением со стороны девушки из знатной семьи. Печорин чувствовал душевную силу и чистоту Мери, поэтому стремился ее себе подчинить, хотя не находил в этом подчинении особого для себя смысла.

В ряду женских образов в «Герой нашего времени» образ Бэлы является одним из самых трогательных. Бэла была не виновата в случившемся с ней, и, тем не менее, она принимала все удары судьбы мужественно. Любовь Бэлы не смогла пробудить душу Печорина к жизни от самолюбивого эгоизма.

Образ женщин в романе «Герой нашего времени» значительно дополняет образ княжны Мери – гордой и прекрасной русской дворянки, которая влюбилась в Печорина и призналась ему в своих чувствах, что в те времена считалось недопустимым поведением со стороны девушки из знатной семьи. Печорин чувствовал душевную силу и чистоту Мери, поэтому стремился ее себе подчинить, хотя не находил в этом подчинении особого для себя смысла.

Роль женских образов в «Герое нашего времени» достаточно велика. Фактически, личность Печорина раскрывается перед нами через призму его взаимоотношений с женщинами, которые представлены в романе. Большое значение в этом играет образ Веры – светской замужней дамы, с который Печорин был знаком еще в Петербурге. Это давняя любовь Печорина, пожалуй, единственная женщина, сумевшая оставить неизгладимый след в его душе. Мы понимаем ценность Веры для Печорина: эта единственная женщина, которая поняла его полностью и приняла таким, какой он есть, не пытаясь переделать..

Характеристика женских образов в «Герой нашего времени» была бы неполный, если бы мы не упомянули имя еще одной героини, с которой Печорин встретился на Тамани.Ундина, девушка-контрабандистка, живущая в свободном и романтическом мире риска и опасности, в том мире, о котором Печорин всегда мечтал. Внешность ее действительно напоминает русалку – длинные светлые, развивающиеся на ветру волосы, тонкая талия и глубокие глаза, — все это невероятно притягивает Печорина. Она весела, поет народные напевы, говорит загадками. Однако герой, попытавшись ворваться в ее мир вольности, разрушает его.

РАБОТА В ГРУППАХ Как каждый  женский образ выявляет существенные черты образа Печорина и какую выполняет роль?

РАБОТА В ГРУППАХ

Как каждый  женский образ выявляет существенные черты образа Печорина и какую выполняет роль?

Человек не игрушка. Его нельзя взять, отдать. Вспоминаются слова Экзюпери, который  говорил о том, что мы в ответе за тех, кого приручили. В Печорине говорило его эгоистическое начало, потребительское отношение к Бэлле. Сначала она вызвала его интерес тем, что отличалась от светских девушек отсутствием кокетства, корысти, лицемерия. Но потом, удовлетворив свое любопытство, Печорин потерял к девушке интерес. Это и  привело к трагедии.

Человек не игрушка. Его нельзя взять, отдать. Вспоминаются слова Экзюпери, который  говорил о том, что мы в ответе за тех, кого приручили. В Печорине говорило его эгоистическое начало, потребительское отношение к Бэлле. Сначала она вызвала его интерес тем, что отличалась от светских девушек отсутствием кокетства, корысти, лицемерия. Но потом, удовлетворив свое любопытство, Печорин потерял к девушке интерес. Это и  привело к трагедии.

Девушка из Тамани У этой девушки нет имени. Она русалкой скользнула по судьбе Печорина и исчезла. А точнее, Печорин вторгся в ее жизнь, и едва не поплатился за это жизнью. 

Девушка из Тамани

У этой девушки нет имени. Она русалкой скользнула по судьбе Печорина и исчезла. А точнее, Печорин вторгся в ее жизнь, и едва не поплатился за это жизнью. 

Взаимоотношения с Мэри Печорин разыграл точно по сценарию. Встреча Печорина с Мери и искание им ее любви были скорее главным приемом его борьбы с Грушницким, чем проявлением зарождающегося чувства к ней. Мери оказывается лишь кратковременным увлечением Печорина, с ее помощью он добивается своих целей: доказывает свое превосходство над Грушницким и вызывает ревность Веры. Княгиня Мери же принимает это известие стойко и находит в себе силы сказать Печорину на прощание:

Взаимоотношения с Мэри Печорин разыграл точно по сценарию.

Встреча Печорина с Мери и искание им ее любви были скорее главным приемом его борьбы с Грушницким, чем проявлением зарождающегося чувства к ней.

Мери оказывается лишь кратковременным увлечением Печорина, с ее помощью он добивается своих целей: доказывает свое превосходство над Грушницким и вызывает ревность Веры. Княгиня Мери же принимает это известие стойко и находит в себе силы сказать Печорину на прощание: "Я вас ненавижу!", хотя по-прежнему его любит.

Главная цель образа Веры - это показать искреннюю, настоящую любовь Веры к главному герою. Вера одна смогла полностью понять Печорина и полюбить не за какие-то заслуги или внешность, а за сложность и необычность характера. Вера никогда не заставляла Печорина класться ей в верности, не спрашивала о других женщинах, что он очень ценил. Именно такая любовь смогла растопить сердце героя. Сам Печорин выделяет Веру из всех женщин, которые когда-либо у него были. Он признает, что Вера-единственная , кого он никогда не обманет и будет помнить все жизнь: “…оба пойдем разными путями до гроба; но воспоминание о ней останется неприкосновенным в душе моей…” Конец их любви трагичен. Печорин осознает, что она была его единственной любовью и в один миг стала дороже всего на свете.

Главная цель образа Веры - это показать искреннюю, настоящую любовь Веры к главному герою. Вера одна смогла полностью понять Печорина и полюбить не за какие-то заслуги или внешность, а за сложность и необычность характера. Вера никогда не заставляла Печорина класться ей в верности, не спрашивала о других женщинах, что он очень ценил.

Именно такая любовь смогла растопить сердце героя. Сам Печорин выделяет Веру из всех женщин, которые когда-либо у него были. Он признает, что Вера-единственная , кого он никогда не обманет и будет помнить все жизнь: “…оба пойдем разными путями до гроба; но воспоминание о ней останется неприкосновенным в душе моей…” Конец их любви трагичен.

Печорин осознает, что она была его единственной любовью и в один миг стала дороже всего на свете.

https://www.youtube.com/watch?v=RtawoqoAO-U

https://www.youtube.com/watch?v=RtawoqoAO-U

Бэла, Мэри и Вера любили его, а он может любить? Для любви надо жертвовать чем – то. Мало быть любимым, надо самому любить. Печорин не готов к этому. В этом виноват характер, воспитание, влияние общества, цинизм. В этом большая человеческая трагедия . «У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».

Бэла, Мэри и Вера любили его, а он может любить?

Для любви надо жертвовать чем – то. Мало быть любимым, надо самому любить. Печорин не готов к этому. В этом виноват характер, воспитание, влияние общества, цинизм. В этом большая человеческая трагедия .

«У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».

- Чего не хватало ему для того, чтобы стать действительно счастливым человеком? Размышляя над извечным вопросом, что такое счастье, какой ответ предлагает герой?   К чему может привести гордость, отсутствие друзей?    Видит ли Печорин смысл в жизни?      - Как таких людей называют в литературе? (« А что такое счастье? Насыщенная гордость?») (Конечно же, к одиночеству. Печорин представляется нам не просто героем своего времени, а трагическим героем».) Незаурядная личность, наделённая умом и силой воли, стремлением к активной деятельности, не может проявить себя в окружающей жизни. Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастье. В этом его трагедия.) (Печорина можно назвать «лишним» человеком. В нём много жизненной энергии, потребности в действии, желания бороться и побеждать. При благоприятных условиях эти его качества могли бы быть общественно полезными, но этому мешала сама жизнь.

- Чего не хватало ему для того, чтобы стать действительно счастливым человеком?

  • Размышляя над извечным вопросом, что такое счастье, какой ответ предлагает герой?

  • К чему может привести гордость, отсутствие друзей?

  • Видит ли Печорин смысл в жизни?

- Как таких людей называют в литературе?

(« А что такое счастье? Насыщенная гордость?»)

(Конечно же, к одиночеству. Печорин представляется нам не просто героем своего времени, а трагическим героем».)

Незаурядная личность, наделённая умом и силой воли, стремлением к активной деятельности, не может проявить себя в окружающей жизни. Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастье. В этом его трагедия.)

(Печорина можно назвать «лишним» человеком. В нём много жизненной энергии, потребности в действии, желания бороться и побеждать. При благоприятных условиях эти его качества могли бы быть общественно полезными, но этому мешала сама жизнь.

Ундина показала Печорину, как он чужд миру вольных контрабандистов. Вера – единственная настоящая любовь Печорина, она открыла для него мир чувств и душевных терзаний. Бела – показала Печорину, что его тоже можно любить, глубокой и бескорыстной, «светлой» любовью. Княжна Мери – стала для Печорина еще одним «трофеем» , еще одним доказательством его безграничной власти над женщинами.   В том, что Печорин стал нравственным калекой нужно обвинять не только его, но и общество, его окружавшее. Общество, в котором жил Печорин само вынуждало главного героя быть «моральным уродом». Женские образы подчеркивают противоречивый душевный мир главного героя, выявляют мотивы поступков и побуждений Печорина.
  • Ундина показала Печорину, как он чужд миру вольных контрабандистов.
  • Вера – единственная настоящая любовь Печорина, она открыла для него мир чувств и душевных терзаний.
  • Бела – показала Печорину, что его тоже можно любить, глубокой и бескорыстной, «светлой» любовью.
  • Княжна Мери – стала для Печорина еще одним «трофеем» , еще одним доказательством его безграничной власти над женщинами.

В том, что Печорин стал нравственным калекой нужно обвинять не только его, но и общество, его окружавшее. Общество, в котором жил Печорин само вынуждало главного героя быть «моральным уродом».

Женские образы подчеркивают противоречивый душевный мир главного героя, выявляют мотивы поступков и побуждений Печорина.

Итак, все женские персонажи романа играют важную роль: с их помощью Лермонтов показывает, что Печорин одинок в любой среде, он не может найти успокоения даже в таком глубоком чувстве, как любовь. Женщины, к какому бы кругу ни принадлежали, лишь на мгновение могут увлечь его, но полностью отдаться этому чувству он не может, и в этом - его трагедия.  Каждый выбирает для себя         Женщину, религию, дорогу.         Дьяволу служить или Пророку –         Каждый выбирает для себя.     Каждый выбирает по себе         Слово для любви и для молитвы,         Шпагу для дуэли, меч для битвы.         Каждый выбирает по себе.   Юрий Левитанский

Итак, все женские персонажи романа играют важную роль: с их помощью Лермонтов показывает, что Печорин одинок в любой среде, он не может найти успокоения даже в таком глубоком чувстве, как любовь. Женщины, к какому бы кругу ни принадлежали, лишь на мгновение могут увлечь его, но полностью отдаться этому чувству он не может, и в этом - его трагедия.

Каждый выбирает для себя

        Женщину, религию, дорогу.

        Дьяволу служить или Пророку –

        Каждый выбирает для себя.

    Каждый выбирает по себе

        Слово для любви и для молитвы,

        Шпагу для дуэли, меч для битвы.

        Каждый выбирает по себе.

  Юрий Левитанский

Домашнее задание: анализ главы  «Фаталист».

Домашнее задание:

анализ главы  «Фаталист».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!