СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Жемчужины родного края"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

      У каждого человека есть своя маленькая родина – место, где он родился, где живут и работают его родители, бабушки и дедушки. Для  нас  родина – это Кижинга. И вот мы задумались: «А что  знаем о своём селе, районе? О каких выдающихся людях нашего района нам известно?».   На уроках музыки мы знакомимся с творчеством великих композиторов, таких как Бах, Моцарт, Чайковский и многих других. Мы решили, что, возможно, и в нашем районе были, а может быть, и есть сейчас свои  великие люди искусства, которые писали, пишут и исполняют   музыку.         

Просмотр содержимого документа
«"Жемчужины родного края"»

Кижинга

2022


Министерство образования и науки Республики Бурятия

Кижингинский районный отдел образования

МБОУ «Кижингинская средняя общеобразовательная школа имени Хоца Намсараева»





НПК «Шаг в будущее»

«Жемчужины родного края»


(Творчество профессиональных композиторов и композиторов любителей нашего района)


(исследовательская работа по музыке)







выполнила:

Ванзатова Номина

ученица 9 «а» класса

Учитель-консультант:

Энкеева Октябрина Дабаевна

89834219378



Секция «Культурология»




Оглавление

I. Введение

II. Глава 1. Культурные традиции района

1.1. Влияние музыки на человека

1.2. Особенности культуры нашего района

III. Глава 2. Композиторы района

2.1. Страницы биографии

VI. Заключение

V. Библиографический список





























Чем больше люди окружены искусством, тем ценнее становится жизнь.

К.Ф. Юон



I. Введение

Слово «композитор» происходит от латинского «compositio», что означает «создавать». В давнем XIII веке композиторами называли всех художественных деятелей, которые создавали что-то новое в искусстве. Со временем слово «композитор» закрепилось только за музыкальными деятелями. Произошло это где-то ближе к XVI столетию, и с тех пор это понятие относится только к музыке. Соответственно, композитор – это человек, сочиняющий музыку.

Для того чтобы стать профессиональным композитором, нужно много учиться. Сначала музыкальная школа или училище, затем консерватория. Настоящий профессионал хорошо должен изучить такие предметы, как гармония, оркестровка, история музыкального искусства, полифония, превосходно разбираться в творениях классиков, современной и народной музыке. Но и этого не достаточно, чтобы стать действительно хорошим композитором.

В этой профессии, как и в любой другой в искусстве, невозможно обойтись без таланта. Через музыку композитор общается со слушателем, делится с ним переживаниями, рассказывает истории, выражает свои чувства. Подобная работа требует полной самоотдачи, иногда на создание одного произведения могут уйти годы или даже десятилетия неимоверных усилий автора. Без души и без таланта в данной профессии невозможно добиться больших успехов.

Профессия композитора схожа профессиям писателя, драматурга, кинорежиссера. Композитор тоже придумывает образы, которые потом развивает и дополняет, тоже выдумывает и повествует истории. Композитором может стать далеко не каждый человек.

Актуальность проблемы

ХХI век компьютеризации, созидательного преобразования действительности, информационных коммуникаций. И сегодня в российском обществе актуальна проблема сохранения культуры родного края, села, актуальна проблема любви к малой родине.

У каждого человека есть своя маленькая родина – место, где он родился, где живут и работают его родители, бабушки и дедушки. Для нас родина – это Кижинга. И вот мы задумались: «А что знаем о своём селе, районе? О каких выдающихся людях нашего района нам известно?». На уроках музыки мы знакомимся с творчеством великих композиторов, таких как Бах, Моцарт, Чайковский и многих других. Мы решили, что, возможно, и в нашем районе были, а может быть, и есть сейчас свои великие люди искусства, которые писали, пишут и исполняют музыку.

Я спросила у своих одноклассников о том, знают ли они каких –либо композиторов и видных деятелей искусства вышедших из Кижингинского района? В основном ответ был отрицательным. Интерес к прошлому и настоящему своего народа, желание больше узнать о таких творческих людях – захватило. И я, решила стать исследователем.





Сегодня, в век падения нравственности и морали особенно важно напомнить людям об истоках человечности, о том, что преодолевая трудности и перипетии смутного времени можно оставаться человеком и нести окружающим добро, мир, радость своим творчеством. Это нам доказывают композиторы родного края– люди с интересной судьбой и талантом.

Цель работы:

Расширение круга знаний о композиторах и формирование чувства патриотизма школьников на основе местного материала. Создать календарь о творчестве композиторов и самодеятельных композиторов –песенников нашего Кижингинского района, применить как дополнительный материал на внеклассных мероприятиях.

Задачи исследования:

1. Создать образ календаря памятных дат.

2. Познакомиться с творчеством местных композиторов.

3. Найти информацию, связанную с жизнью, творчеством выбранных бурятских композиторов.

4. Создать образ страницы календаря.

5. Подобрать иллюстративный ряд, ряд текстов соответственно творчеству самого композитора.

6. Оформить календарь.

7. Определить образ творческой работы.


Объект исследования: Творчество композиторов, их жизнь и деятельность.

Предмет исследования: Документальные материалы, культурное наследие.

Методы исследования

Теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования.

Эмпирическое исследование – наблюдение.

Интервьюирование.

Анкетирование.

Этапы работы:

1. Организационный

Изучение литературы по данной проблеме

Разработка плана исследования

2. Сбор информации

Сбор информации по теме исследования в библиотеке, на Интернет-ресурсах, у местных авторов.

Обработка информации.

3. Практический

Выступление по теме исследовательской работы на уроках художественной культуры, музыки, внеклассных мероприятиях.

Создание презентаций по данной теме. Выпуск календаря с краткими биографическими фактами с фотографиями композиторов.



Глава I .Культурные традиции Кижинги

1.1. Влияние музыки на человека

В отдаленные от нас тысячелетние времена люди умели слушать музыку мира, понимая ее единство со всем существующим в природе.

«Музыка, ее первый звук родилась одновременно с творением мира» - так утверждают древние мудрецы.

В наше время воздействие разных жанров музыки на человека все более очевидно, однако по-прежнему музыка представляет собой «абсолютно таинственное и неисследованное явление». Качественная, живая музыка благотворно влияет на здоровье, интеллект и душевное состояние человека. Этому есть подтверждение видных философов и ученых древности и современности. Есть музыка, которая может заставить человека плакать, раскаиваться в грехах и исправлять свою жизнь, а есть такая, которая развращает человека, меняет внутренний ритм жизни, оказывает пагубное воздействие на душу.

Музыкальное воспитание является неотъемлемой частью духовно-нравственного формирования человека. Музыкальное воспитание в семье должно начинаться еще до рождения ребенка.

Ученые установили, что музыкой можно лечить, с ее помощью можно улучшить усвоение новой информации, но все-таки главное ее предназначение - касаться глубоких струн человеческой души и звучать в гармонии с окружающим миром.


1.2. Особенности культуры нашего района

Мы живем в прекрасной республике, замечательном районе, удивительном селе Кижинга, который можно назвать кладезем культурных традиций, в том числе музыкальных.

Культурные традиции района глубоки и являются составной частью его истории и основой современной культуры этого старинного уютного села.

И небольшому району с населением всего 18 тысяч человек, есть чем гордиться. Богатое культурное наследие прошлых лет стало источником новых культурных поисков и открытий. Одна из важнейших задач нашего района - сохранение уникальных культурных наследий села, а также развитие единого культурного пространства, создание условий для равного доступа граждан к культурным ценностям и информации.

В культурной жизни района сложилась традиция проведения крупных праздников и культурных акций. Многие художественные коллективы имеют звание "образцовый" и "народный", являются лауреатами различных районных, республиканских и международных конкурсов и фестивалей. Каждый творческий коллектив неповторим, у каждого свой почерк, свои формы создания художественных номеров, своя манера исполнения. Это своего рода достояние нашего района, его творческая «визитка».

Для городских и сельских коллективов пишут музыку, песни и наши, местные композиторы. Эти же композиторы являются участниками или руководителями некоторых музыкальных коллективов.









Глава 2. Композиторы района.

2.1. Страницы биографии

Баудоржа Базарович Ямпилов - (1916-1989) - выдающийся композитор, основоположник бурятской композиторской школы, первый председатель Союза композиторов Бурятии, член Союза композиторов СССР. народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии РСФСР им.М.Глинки и Бурятской АССР, кавалер орденов Ленина, «Дружбы народов», «Знак Почета», неоднократно избирался депутатом Верховного Совета Бурятской АССР, председателем Верховного Совета Бурятской АССР VIII-го и IX-го созывов.

Родился  в улусе Булак Верхнеудинского уезда Забайкальской области (ныне в Кижингинском районе Республики Бурятия) в семье скотовода. В 1929 году окончил семилетнюю школу. В 1932 году поступил в республиканский техникум искусств. Учился играть на скрипке, обрабатывал народные песни. После окончания техникума работал редактором радио, играл в симфоническом оркестре.

В 1937 году поступил в Свердловскую консерваторию, был учеником известного композитора и педагога М. Фролова (в 1941 году). В годы Великой Отечественной войны окончил военно-инженерное училище, служил в сапёрном батальоне, командовал ротой на Ленинградском фронте, был отмечен боевыми наградами.

В 1943 году, возвратившись в родные края, возглавил Бурятскую республиканскую филармонию, долгие годы работал художественным руководителем филармонии (1943—1956). Вёл класс сначала в педагогическом, затем в музыкальном училище.

Умер 11 мая 1989 года. Похоронен на Центральном городском кладбище Улан-Удэ (посёлок Стеклозавод)

Бау Базрович Ямпилов признанный классик национальной музыкальной культуры. Его произведения не только часть золотого фонда национальной культуры, они живут сегодня в народе, на них, как на высоких образцах, учатся новые поколения музыкантов.

Жигжит Абидуевич Батуев – (1915-1996) бурятский композитор, является одним из основоположников бурятской композиторской школы.

Родился в улусе Шанаа Хоринского района в крестьянской семье, с детства интересовался народными песнями. После начальной школы поступил в Хоринскую школу христианской молодёжи, где научился играть на народных музыкальных инструментах: хуре, лимбе, домре и балалайке.

В 18 лет решил стать профессиональным музыкантом и поступает в Бурят-Монгольский техникум искусств (впоследствии Колледж искусств имени П.И. Чайковского) на класс трубы. Играл в духовом оркестре на саксгорнах и барабане, в оркестре народных инструментов на домре, пел в хоре радиокомитета, выступал как исполнитель народных песен. В 1934 году написал песню «Жаргал» на слова Цэдэна Галсанова, успех которого вдохновил его заниматься композиторством. Являлся учеником В. Морошкина и Н. Тихонова.

В 1936—37 годах учился в Свердловской консерватории по классу композиции Бориса Гибалина.

В 1939—45 годах — дирижёр и художественный руководитель Бурятского ансамбля песни и пляски, в сезоне 1946—47 года дирижирует балетные постановки Бурятского театра оперы и балета. С 1947 года — директор музыкальной школы в Улан-Удэ. В 1959-62 годах — художественный руководитель Бурятской филармонии, в 1976—80 годах — художественный руководитель оркестра народных инструментов Бурятского радио.

В 1960—68 годах — ответственный секретарь Союза композиторов Бурятской АССР. На протяжении 26 лет возглавлял Бурятское отделение Российского хорового общества. Внёс большой вклад в создание Кижингинской детской музыкальной школы.

С женой Елизаветой Тимофеевной вырастили пятерых детей.






Баяртуева Ошорма Дугаржаповна – родилась 1958 году в селе Кижинга, выпускница Кижингинской СОШ им.Х.Намсараева. С 1987-2008 гг, проработала в КСОШ им.Х.Намсараева учителем музыки, музыкальный руководитель ансамбля «Наран залаа».

Любовь к музыке повлияло ее в выборе профессии, после окончания музыкальной школы, поступила и закончила музыкальный колледж им.П.И Чайковского по классу фортепиано. В студенческие годы начала писать песни и брала уроки у известных композиторов Бурятии, у Юрий Эрдынеева и Пурбо Дамиранова. После окончания училища работает в своей родной Кижингинской ДШИ. Преподает фортепиано и иочин, дирижер оркестра.

1980-2000 гг. были пиком ее творчества. За эти годы написано более 60 песен. В репертуаре народного хора «Ургы» до сих пор звучат ее прекрасные песни: «Хэжэнгэм hанагдаа» (для 4-х голосного хора), «Субарга» (для муж.вок. ансамбля), «Эхын сэдьхэл» (жен.вок. ансамбля).

Вместе с братом Бато Баяртуевым написано песенка для детей «Чебурашка ба тэдэнэй нухэд». 1996 году написала гимн школы, на слова Дашамы Дугаровой, аранжировка Баяра Шойдокова, исполняют учащиеся КСОШ. Многие ее песни написаны на слова В.Тугдэмэй, Д.Доржиевой. Ее песни поют известные певцы, Лидия Галсанова, Батор Будаев, Тогмит Танхаев.

Награждена почетной грамотой министерства культуры и правительства республики Бурятия.


Ринчиндоржо Цырендоржиевич Бурхиев - родился в 1969 году в селе Кижинга, заслуженный работник культуры Бурятии.

С раннего детства увлекался музыкой. Обладает уникальным слухом. Самостоятельно научился играть на баяне, гитаре. Первые сочинения были замечены 80-х годах. и после были написаны более 100 песен, на слова многих поэтов Бурятии, как, Гунга Чимитов, Георгий Дашабылов, Дулгар Доржиева , Владислав Тугдэмэй, Дашама Доржиева. В 1996-2000 гг. учился и закончил музыкальный колледж им. П.И.Чайковского по классу хоровое дирижирование. Выпустил несколько авторских альбомов. В его репертуаре много песен для детей. Песня «Алтанхан мушэдууд» в 2016 году удостоена Гран-при в республиканском конкурсе композиторов-песенников. Все его песни посвящены о любви к Родине, посвящены традициям и обычаям бурятского народа. Он участник ансамбля «Уетэн». Награжден многими высокими грамотами и дипломами района, республики и России.

Ныне живет и работает в Еравнинском районе селе Усть-Эгита. Женат, двое дочерей.


Лудуб Дагбаевич Очиров - родители из села Эдэрмык, родился в 2002 года в г. Улан-Удэ. Певец, композитор, аранжировщик.

С ранних лет увлёкся музыкой, самостоятельно освоив игру на синтезаторе. При поддержке брата, композитора и аранжировщика Алагуя Егорова стал исполнять песни в стиле этно-поп, R&B, диско, классику.....

Первое большое признание к Лудубу пришло в июне 2008 года на детском интерактивном конкурсе стран СНГ Interdeti. Там он победил в номинации «Исполнение», а через год 6-летний артист стал лауреатом II степени международного фестиваля детей и молодежи «Цветущая Чехия». В 2009 году в Театре бурятской драмы с большим успехом прошел первый сольный концерт Лудуба «Признавая ваши заслуги, возвращаю долг…» Первые победы окрылили Лудуба и стали хорошим стимулом к работе над собой, к дальнейшему развитию.

Оборудовав домашнюю звукозаписывающую студию «Ludochi», он стал записывать песни собственного сочинения, издал несколько авторских сборников. Закончил ДШИ 5 г. Улан-Удэ и учится в музыкальном колледже им. П.И.Чайковского.

Несмотря на свои ограниченные возможности по зрению, ведёт активную творческую и концертную деятельность. Он часто поет на благотворительных концертах и марафонах, посвященных возрождению буддистских храмов Республики Бурятия, на мероприятиях и акциях для людей с ограниченными возможностями и онкологическими заболеваниями. Акция его студии «Помогая другим, помогаю себе» дает возможность безвозмездной звукозаписи для юных музыкантов и исполнителей, раскрывая их творческий потенциал и возможности. Его произведения уже исполняли такие мастера, как Государственный струнный квартет имени Глинки, камерный оркестр «Виртуозы Москвы», регулярно исполняют музыканты из Бурятии. У него многочисленные награды, грамоты и дипломы.

Так, своим упорным трудом молодой музыкант показывает яркий пример преодоления сложных жизненных обстоятельств.



Баяр Нимаевич Шойдоковродился 1961 г. в селе Кижинга, выпускник Кижингинской СОШ им.Х.Намсараева, заслуженный работник культуры Республики Бурятия и Российской Федерации, обладатель премии «Арадай хундэ».

В истории Кижинги так и останется имя – Баяра Шойдокова, как основателя, и бессменного руководителя группы «Уетэн», который основан в 1976 г. Вся его биография тесно связана с участниками группы.

После окончания школы, Баяр Нимаевич остался работать в отделе культуры села. С развалом СССР «Үетэн», являясь, пожалуй, единственной группой из сельской местности, сумел не только выжить в суровые девяностые, но и открыть собственную студию, в которой один за другим стали записывать целые альбомы, таких проектов как, «Зурхэнэй дуун» и проект для детей «Алтан хараасгай». За 16 проектов через «Зүрхэнай дуун» прошли несколько сотен кижингинцев. С большим удовольствием участвуют дети, ведь проект развивает и бурятскую речь.

Он - автор-исполнитель популярных шлягеров бурятской эстрады. Выпустил несколько авторских альбомов. Самые популярные песни Баяра Шойдокова это – «Эрмэлзэл», «Туруушын бороо», «Хэжэнгын хубууд басагад», «Алтан хараасгай» и много других песен полюбившихся народу.

Батодоржиев Баир Владимирович - родился в 1962 году в селе Кижинга, выпускник Кижингинской СОШ им.Х.Намсараева, заслуженный работник культуры Республики Бурятия, композитор-песенник, создатель и исполнитель современных песен для детей, лауреат всероссийских и республиканских конкурсов.

Во время учебы в Кижингинской средней школе им.Х.Намсараева закончил детскую музыкальную школу по классу баян. В 1979 году поступил на радиофизический факультет Томского государственного университета и в 1984 году успешно закончил.

С 1985 года, участвуя в народных фольклорных коллективах «Уряал», «Тоонто», познакомишись со многими писателями, поэтами, музыкантами, певцами, композиторами, оказавшими влияние на творческую сторону деятельности, Баир Батодоржиев пишет бурятские песни, много гастролирует по Монголии, Иркутской и Читинской областях, Эстонии, Туве, и по районам Бурятии. Его участие в различных республиканских конкурсах отмечено почетными званиями их лауреатов , дипломами. Все свои песни автор посвящает любителям бурятской песни, вобравшую в себя и степное раздолье, и величие гор, и дыхание тайги, и, конечно, глубину чувства богатого традициями народа.


Алагуй Егоров, родители из села Эдэрмы Кижингинского района, родился в 1989 г. Улан-Удэ. Композитор-аранжировщик.

Начал профессиональную деятельность в 2005 году (с 10 класса лицей-интерната), одна из первых песен «Эжын найдал», выпустил свой первый альбом, писал музыку. Написал музыку к известной на всю Бурятию песню «Намайгаа бу мартаарай»,который исполнил и выпустил клип, наш земляк Ринчин Дашицыренов.

Сейчас у него студия звукозаписи, одна из лучших в городе. Делают всё, от записи песен и рекламных роликов, до озвучивания кино.

Один из проектов певца - коллектив Luxor, созданный с другом детства Артуром Шмыгиным. Помимо музыкальной деятельности активно работает над сохранением бурятского языка и культуры. В 2017 году выпустил цикл видео «Буряты в Китае».

Вокалист и битмейкер известной во многих городах группы "Luxor". Автор бурятского караоке "Буян Тандаа".

Жизненное кредо:

"Чтобы добиться успеха, не надо думать о деньгах в первую очередь. Надо просто делать свою работу КАЧЕСТВЕННО, и если делать это упорно и не опускать руки, думаю, все получится. Трудностей всегда уйма, но впадать в депрессию не стоит. Надо надеть броню в два пальца и стремиться вперед".

Алагуй - борец за здоровый образ жизни. Не пьёт и не курит. Всячески пропагандирует ЗОЖ. И считает что, лучше есть буузы, чем пить пиво.



Цырен Шойжонимаевродился в 1966 г. селе Улзыто Кижингинского района, поэт, композитор, выпускник Кижингинской СОШ им.Х.Намсараева, заслуженный работник культуры Республики Бурятия. Директор Продюсерского центра эстрады «Ветер Востока», автор многих популярных песен. Организатор Межрегиональных конкурсов молодых исполнителей эстрадной песни «Серебряный лебедь» (с 2008 г.)

Стал известен двадцать лет назад, когда написал песню «Туруушын дуран». Написал он ее на одном дыхании, когда влюбился – впервые и навсегда. Девушка жила напротив в общежитии пединститута. Когда он увидел девушку, что-то дрогнуло в его душе. Песня стала республиканским хитом, а учитель бурятского и русского языков стал поэтом и композитором.

В дальнейшем Цырен написал около ста песен. Среди них «Мунхэ дуран» (исполняют Инна Шагнаева и Эрдэни Батсух), «Тэнгэриин 7 yбгэд» (исполняет Бадма-Ханда), «Таагааш минии дурыем» (исполняет Вера Шобосоева). Песни Шойжонимаева поют также Дарима Дугданова, Андрей Чимитдоржиев, Чингис Хандажапов, Михаил Елбонов и многие другие.

Цырен Шойжонимаев активно занимается воспитанием молодых талантов. Для этого после многолетней работы на республиканском радио он создал продюсерский центр «Ветер Востока». Он основал межрегиональный конкурс молодых исполнителей «Серебряный лебедь». Известный драматург-прозаик Геннадий Башкуев так охарактеризовал Цырена: «Знаковая личность. И в том, что его «Туруушын дуран» завоевала народную любовь – далеко не случайность. В том, что он помогает талантливой молодёжи из деревень, – тоже не случайность. Помогать тем, у кого уже что-то есть, – это одно. Помогать же тем, у кого нет никакой поддержки, – совсем другая история. И Цырен это знает».

Благодаря поддержке продюсерского центра появилось много талантливых исполнителей «из глубинки». Это Вера Шобосоева из Тунки, Виктор Лубсанов из Джидинского района, Ирина Шагдурова. Повторить успех Бадма-Ханды может шэнэхэнская певица Сагаанай Димид.

Светлана Намсараевна Намжилонродилась 1956 г. в местности Нарин Заиграевского района, выпускница Кижингинской СОШ им.Х.Намсараева, хормейстер, руководитель группы народной песни, талантливый учитель, композитор, заслуженный работник культуры Республики Бурятия, почетный работник общего образования Российской Федерации.

Закончила музыкальную школу по классу фортепиано, затем в 1972г. поступила и закончила музыкальный колледж им.П.И.Чайковского по классу форовое дирижирование. Наставниками и учителями в студенческие годы были «патриархи искусства» Ю.Эрдынеев, А.Андреев, Б.Цырендашиев, Л.Линховоин, Н.К.Петрова. С 1976 г начала трудовую деятельность хормейстером Кижингинского народного хора «Ургы», в котором проработала с талантливым коллективом 30 ярких и незабываемых лет.

По окончании Уральской государственной консерватории им.М.П.Мусоргского, народно - хорового факультета, преподавала в городе Улан-Удэ студентам ВСГАКиИ, Бурятском республиканском училище культуры и искусства, в музыкальном колледже им.П.И.Чайковского, и оттуда ушла на заслуженный отдых. Практиковала творческую деятельность с коллективами БСХА, ВСГТУ, народно-хоровыми коллективами города и за ее пределами.

С 2017 года по сей день работает расшифровкой бурятских народных песен, хормейстерским репертуаром, над своими авторскими мелодиями для народных коллективов. Также с 2016 года она хормейстер народного фольклорного ансамбля «Тоонто». На свет вышли 2 нотных сборника песен, где написаны около 40 песен. Все ее песни посвящены малой родине, о размышлении, о любви.



VI. Заключение:

Таким образом, в ходе исследования мы выяснили, что в нашем районе, и выходцы из нашего района, творят композиторы профессионалы и любители. Всю свою жизнь они посвящают творчеству, искренне любят свое дело. Преодолевая трудности и перипетии смутного времени, они дарят окружающим добро, мир, радость своим творчеством. Мы хотели бы продолжить свою исследовательскую работу и составить полный список произведений композиторов, разучить и исполнять их песни. Так же мы продолжим выпуск календарей с самыми интересными фактами и людьми по другим видам искусств в своем районе.

Я с удовольствием взялась за эту работу, ведь музыка, один из любимых предметов в школе. Считаем, что главную цель нашего исследования можно считать достигнутой. Мы узнали биографию композиторов. Познакомились с их творчеством, послушали музыку некоторых из них. Практическая значимость данной исследовательской работы в том, что ее данные могут быть использованы на уроках искусства, музыки, художественной культуры и внеклассных занятиях по краеведению.

Хотелось бы закончить работу словами древнего мыслителя: «Слушать Прекрасное, видеть Прекрасное - значит улучшаться».

























V. Библиографический список:

1. Б.Батодоржиев «Хуби заямни»

2. Д.Дугаров «Буряад дуунууд»

3. В.Тугдэмэй «Сэдьхэлэйм шурэнууд»

4. В.Тугдэмэй "Уряал татыш, дуунуудни"

4. С.Намжилон «К 100-летию субарги Джарун Хашор»

5. Из личных архивных материалов Б.Шойдокова, Р.Бурхиева, Ц.Шойжинимаева.

6. Интернет ресурсы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!