СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Жди меня, и я вернусь"... Памяти К.М.Симонова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для проведения мероприятия по творчеству К.М.Симонова

Просмотр содержимого документа
«"Жди меня, и я вернусь"... Памяти К.М.Симонова»

Звучит музыка  ( тихое звучание песни «Священная война»).


Говорят, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. Никакие канонады и бомбежки не могли заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели, как во время Великой Отечественной войны. Иностранный журналист Александр Верт, который почти всю войну провёл в Советском Союзе, в своей книге «Россия в войне 1941–1945 гг.» писал: “Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый”.

Сегодня на уроке мы познакомимся с поэтом, у которого в судьбе “совпало — война, беда, мечта и юность”. Это Константин Михайлович Симонов.(1915-1978).

II. Выступления учащихся

1. К.М. Симонов родился в 1915 году в Петрограде. В автобиографии он вспоминал: “Детство и юность прожил в Рязани и Саратове. Отец (отчим) был военным, и многие мои воспоминания той поры связаны с жизнью и бытом военных городков и командирских общежитий”. Отчим стал будущему поэту преданным отцом, в поэме «Отец» Симонов обратился к нему со словами благодарности. Мать любила поэзию, знала наизусть стихи Пушкина и Лермонтова, Тютчева, привила любовь к поэзии и сыну.

2. К.Симонов окончил семь классов, затем фабрично-заводское училище, стал токарем, учился в Литературном институте. С 1934 года стал публиковать свои стихи. К началу войны он был уже признанным поэтом и известным военным корреспондентом, прошёл Халхин-Гол. Всю войну работал корреспондентом газеты «Красная звезда», переезжал с фронта на фронт, знал войну “изнутри”. Многие его стихотворения наши воины носили у себя на груди: «Жди меня, и я вернусь...», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», «Родина», «Майор привёз мальчишку на лафете...»

3. Когда в июне 1941 года началась война, Симонов, как и многие другие советские писатели и поэты отправился на фронт. За четыре года войны его можно было видеть на самых опасных участках фронта. Симонов хорошо знал и понимал, что такое война, сколько горя и страданий она несёт людям, чувствовал, как порой невыносимо трудно бывает солдату.

За выполнение боевых заслуг, за личное мужество и бесстрашие Симонов в годы войны был награждён орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-ой степени и Военным крестом Чехословацкой Социалистической республики.

Учитель: Уже по названиям стихотворений можно судить, что стихи и война шли рядом. Война ворвалась в жизнь наших людей, и поэты стали военными корреспондентами на фронте. Послушайте, что пишет в своём дневнике писатель через месяц после начала трагедии.

1 ученик: “Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики, девушки с маленькими узелками, девочки, молодые женщины. Это было странное зрелище — эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок причёски. А с востока на запад вдоль дороги шли навстречу гражданские парни. Они шли на свои призывные пункты, к месту сбора частей, мобилизованные, не желавшие опоздать, не хотевшие, чтобы их сочли дезертирами, и в то же время ничего толком не знавшие, не понимавшие, куда они идут. Их вели вперёд чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что немцы могут быть здесь, так близко. Это была одна из трагедий тех дней. Этих людей расстреливали с воздуха нем­цы, и они внезапно для себя попадали в плен”.

2 ученик: Можно представить, в каком настроении был К.Симонов, когда писал стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...».

27 июля — бои под Смоленском и отступление под Житомиром.

29 июля — новоржевское направление... И — как крик: немцы перед атакующими частями гонят... женщин и детей.

(Читается стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»)

3 учениек: В основу многих произведений, написанных Симоновым во время войны, легли действительные факты и события. Героями его произведений часто становились реальные люди, с которыми поэт бок о бок сражался с врагом. Так было и с героями стихотворения "Сын артиллериста".

(Звучит стихотворение «Сын артеллериста»)

4 ученик: Изучать Великую Отечественную войну можно не по сводкам информбюро, не по картам боевых действий, а по живым свидетельствам непосредственных участников великих и трагических событий нашей Родины — по фронтовым письмам. Та семья, которая имеет в своем архиве фронтовые письма родственников, может этим гордиться. Фронтовые письма заставляют нас задуматься о долге нашего поколения перед поколением военных лет, о долге памяти и несут для нас образец патриотизма и беззаветной преданности Родине Солдатские письма, фронтовые треугольники — последняя нить, связывающая живых с погибшими. Они живы в этих письмах и по сей день. Слышится их голос, близки и понятны радости и огорчения, боль и надежда. Во время войны было много различных форм писем, но основную часть составляли знаменитые в то время треугольники. Читая большую часть писем с фронта, не ощущаешь жестокости войны, ведь они написаны родным.

5 ученик: Насыщенность фронтовых писем стихотвореньями, строками из песен, частушками говорит нам об эмоциональности. Обострение чувств в критических, стрессовых ситуациях заставляет простых людей для выражения своих переживаний переходить к стихотворной, поэтической форме. Широко распространился в годы войны жанр любовных писем, написанных стихами — они шли с фронта и на фронт. В них были ярко видны чувства и стремления бойца, который и в окопах не забывал образ любимой. Основной темой писем была тема — «Жди меня — жду тебя». Девушка в письмах просила, чтобы боец писал ей обо всем.

Учитель: Тема «жди меня — жду тебя» породила массу частушек. Бойцы писали письма домой.. А, может быть, в тылу ждала солдата невеста? — будущее рисовалось мирным и прекрасным.

Стихотворение К.Симонова «Жди меня…» — это своего рода письмо-заклинание, обращенное к любимой девушке.

6 ученик: (История создания стихотворения «Жди меня…».)

 27 июля 1941 года Симонов вернулся в Москву, пробыв не менее недели на Западном фронте — в Вязьме, под Ельней, близ горящего Дорогобужа. Он готовился к новой поездке на фронт — от редакции “Красной звезды”; на подготовку машины для этой поездки нужна была неделя. «За эти семь дней, — вспоминал он, — кроме фронтовых баллад для газеты, я вдруг за один присест написал “Жди меня”, “Майор привез мальчишку на лафете” и “Не сердитесь, к лучшему”. Я ночевал на даче у Льва Кассиля в Переделкине и утром остался там, никуда не поехал. Сидел на даче один и писал стихи. Кругом были высокие сосны, много земляники, зеленая трава. Был жаркий летний день. И тишина. На несколько часов даже захотелось забыть, что на свете есть война. Наверно, в тот день больше, чем в другие, я думал не столько о войне, сколько о своей собственной судьбе на ней. И вообще, война, когда писались эти стихи, уже предчувствовалась долгой. «..Жди, когда снега метут…» в тот жаркий июльский день было написано не для рифмы. Рифма, наверно, нашлась бы и другая…». Поздней осенью, уже в Северной армии, Симонов читал еще не напечатанное стихотворение «Жди меня» целому десятку людей сразу. Из воспоминаний поэта: «Наша “Красная звезда” помещалась тогда в том же самом здании, что и “Правда” и “Комсомолка”. После возвращения из Феодосии (Симонов вернулся в Москву с Южного фронта 9 января.) я встретился в редакционном коридоре с редактором “Правды”. И он повел меня к себе в кабинет попить чаю. Посетовав, что за последнее время в “Правде” маловато стихов, Поспелов спросил, нет ли у меня чего-нибудь подходящего. Я сначала ответил, что нет.— А мне товарищи говорили, будто вы недавно тут что-то читали.— Вообще-то есть, — сказал я. — Но это стихи не для газеты. И уж во всяком случае, не для “Правды”.— А почему не для “Правды”? Может быть, как раз для “Правды”. И я, немножко поколебавшись, прочел Поспелову не взятое в “Красную звезду” “Жди меня”. Когда я дочитал до конца, Поспелов вскочил с кресла, глубоко засунул руки в карманы синего ватника и забегал взад и вперед по своему холодному кабинету.— А что? По-моему, хорошие стихи, — сказал он. — Давайте напечатаем в “Правде”. Почему бы нет? Только вот у вас там есть строчка “желтые дожди”… Ну-ка, повторите мне эту строчку.Я повторил: — «Жди, когда наводят грусть Желтые дожди…»— Почему “желтые”? — спросил Поспелов.Мне было трудно логически объяснить ему, почему “желтые”. Наверное, хотел выразить этим словом свою тоску.Поспелов еще немножко походил взад и вперед по кабинету и позвонил Ярославскому. Пришел седоусый Емельян Михайлович Ярославский в зябко накинутой на плечи шубе.— Прочитайте, пожалуйста, стихи Емельяну Михайловичу, — сказал Поспелов. Я еще раз прочел свое “Жди меня”, теперь уже им обоим. Ярославский выслушал стихи и сказал:— По-моему, хорошо.— А вот как вам кажется, Емельян Михайлович, эти “желтые дожди”… Почему они желтые? — спросил Поспелов.— А очень просто, — сказал Ярославский. — Разве вы не замечали, что дожди бывают разного цвета? Бывают и желтые, когда почвы желтые…Он сам был живописцем-любителем и, наверное, поэтому нашел для моих желтых дождей еще один довод, более логический и убедивший Поспелова больше, чем мои собственные объяснения. Потом оба они попросили меня в третий раз прочесть стихи. Я прочел и оставил их Поспелову, сказавшему: “Будем печатать”. А через несколько дней, вернувшись из-под не взятого еще, вопреки ожиданиям, Можайска, увидел свое “Жди меня”, напечатанным на третьей полосе “Правды”.Много лет прошло с тех пор. Много лет тому назад Лев Кассиль — первый слушатель, которому посчастливилось услышать это стихотворение сказал Симонову, что стихотворение это очень похоже на заклинание… И он был прав… Это действительно заклинание. И очень-очень сильное заклинание.

(звучит стихотворение К.Симонова «Жди меня…»)

В 1943 году вышел на экраны страны фильм «Жди меня». Снят он был режиссером Александром Столпером по сценарию Константина Симонова. И название, и сюжет его перекликались со знаменитым симоновским стихотворением, которое было тогда на устах буквально у каждого фронтовика: Жди меня, и я вернусь. Только очень жди… Об этом и песня, которую пела Валентина Серова, исполнявшая главную роль в фильме.
Песня в исполнении Серовой прозвучала дважды: вначале – под гитару, а в конце фильма – в оркестровом сопровождении. Других песен в картине не было.

(просмотр фрагмента фильма»)

Учитель: На стихи Константина Симонова была написана музыка и появились такие песни, как : «Жди меня…», «Таня», «Песня военных корреспондентов», «Застольная». Песни эти получили широкую известность среди бойцов. На фронте их пели в минуты затишья, пели их и в тылу, вспоминая своих близких, ушедших на фронт.

(Слушание фрагментов песен «Таня», «Застольная»)

А вот песню военных корреспондентов я предлагаю вам спеть вместе с исполнителем этой песни, подпевайте (раздаются слова песни).












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!