СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жанр рассказа в творчестве В.Г.Распутина. Нравственно-педагогические проблемы в рассказах

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Жанр рассказа в творчестве В.Г.Распутина. Нравственно-педагогические проблемы в рассказах»

Жанр рассказа в творчестве В.Г.Распутина. Нравственно-педагогические проблемы в рассказах

Раннее творчество В.Г. Распутина характеризуется обращённостью к такому жанру как рассказ. Первый рассказ «Я забыл спросить у Лёшки», напечатанный в 1961 году, повествует о парнишке, который умирает на руках друзей, так и не добравшись до больницы. Можно отметить, что в рассказе присутствует то, что станет неотъемлемой частью многих произведений В.Распутина – природа. Она реагирует на происходящее в душе героя и раскрывает его характер.

После этого В. Распутин некоторое время занимался журналистикой и лишь в 1965 году к Читинскому семинару молодых писателей создал несколько рассказов. То есть начало литературной деятельности В.Распутина приходится на середину 60-х годов.

С 1961 по 1967 годы им было написано около 20 рассказов, среди них – «И десять могил в тайне», «Продаётся медвежья шкура», «Рудольфио», «В общем вагоне» и др. В.Распутин в одном из своих интервью оценивал ранние рассказы как «очень слабенькие»1. Но при всех недостатках, они воспринимаются как вполне закономерный этап. Характерно для ранних рассказов то, что писатель не давал психологических мотивировок поступков людей. В.Распутин обращает внимание на народный характер, его привлекают интересные людские судьбы. Первые произведения отмечены «завершённостью, точным чувством формы, реализующейся по мерке замысла»2.

В 70-80-е годы наибольшую известность В.Распутину принесли «Уроки французского» (1973), «Век живи – век люби» (1982) и «Что передать вороне?» (1982). Своеобразие данных рассказов заключается в том, что в них «на равных» с реальностью выступает условность, «герой максимально приближается к автору»3.

В 90-е годы В.Распутин снова возвращается к жанру рассказа. Им написано более 20 рассказов. Например, «Женский разговор», «По-соседски», «Поминный день», «Видение», «Новая профессия», «В одном сибирском городе», «Нежданно-негаданно» и многие другие. По мнению А.А. Газизовой, в центре находится человек, который обретает православную веру в этом мнимом, обманутом и духовно обветшалом мире. То есть герой уходит от окружающей его реальной действительности внутрь себя. Критики и литературоведы говорили о новом «Распутине». И здесь необходимо отметить, что его прозу оценивали неоднозначно.

Жанр рассказа Распутина отличается углублённым психологизмом. Творчество последних лет подтверждает тот факт, что писатель остаётся замечательным художником современности.

В поздних рассказах по сравнению с ранними меняется стиль. В первых преобладало «простое письмо с вкраплениями ярких образов и сравнений, от которых начинала играть вся незамысловатая ткань рассказа»4. В поздних же рассказах авторские слог и мысль становятся значительно сложнее.

Рассказ в творчестве В.Распутина выделяется из всей сложившейся системы эпических жанров. В литературоведении сложилось представление о рассказе как об особенно мобильном жанре, способном стать формой, где с максимальной концентрацией происходит отражение художественных тенденций своего времени5.

В произведениях Распутина нравственные проблемы проявляются в самых разных обстоятельствах.

В рассказе «Что передать вороне?» Распутин рассуждает об особых заданиях, которые даёт человеку душа. Здесь происходит конфликт между принятым ранее волевым решением и душевными требованиями, которые заявляют о себе в душе человека. На пути души и её порывов появляется твёрдость характера. В этом рассказе особенно чувствуется потребность писателя в самовыражении. Создаётся впечатление, что это практически дневниковая запись какого-дня одного дня жизни писателя, но при этом она тщательно художественно отделана.

Распутин всегда уделял внимание детям в своих произведениях. Подросток Саня из рассказа «Век живи – век люби» остаётся один в деревне и обретает хоть на какое-то время желанную самостоятельность. Однажды его с собой берёт Митяй на сбор голубицы в тайгу. Этот поход стал для мальчика мгновением открытия мира, а через мир, соответственно, и самого себя. Свою взрослость и самостоятельность Саня проявил и когда Митяй выкинул его ягоду, оказавшуюся ядовитой.

Для В.Распутина характерно обращение к проблемам самоопределения личности и к душеным переживаниям героя. В рассказе «Уроки французского» действие разворачивается в послевоенное время, когда люди стали суровее и более замкнутыми. Распутин в своём творчестве часто задавался вопросом, сможет ли человек остаться человеком. И в данном произведении писатель показывает это на примере учительницы французского языка Лидии Михайловны. Когда она узнаёт об игре, то не осуждает мальчика, а пытается выяснить мотивы его поведения. И разговор с учительницей проявляют моральные и нравственные установки обоих героев.

В.Распутин утверждает значимость учителей, которые закладывают нравственную основу личности, подавая своим примером уроки доброты. Писатель показывает, что даже в такой сложной и непростой ситуации необходимо оставаться человеком. Несмотря на тяжёлые обстоятельства, нужно суметь сохранить человечность и милосердие.

В рассказе «Изба» поднимается тема, которая уже звучала в литературе. Например, В. Белов «Привычное дело» и А. Твардовский «Дом дороги». Образ дома у Распутина выступает как основание личности, которое формирует её «центровку». По мнению Распутина: «Центровкой, то есть приведением себя в безопасное положение, для русского человека всегда были родной дом и родной дух. Дом как природная историческая обитель, удобная только для нас, в углах своих и стенах повторившая нашу фигуру...»6

Характер крестьянки Агафьи даётся в рассказе через выстроенную собственными руками избу. В описании избы можно встретить некоторую необычность, словно описывается человеческая фигура: «Изба была небольшой, почерневшей и потрескавшейся по сосновым брёвнам невеликого охвата, осевшей на левый затененный угол, но оставалось что-то в её поставе и стати такое, что не позволяло её назвать избёнкой»7. То есть перед читателем не просто избушка, а словно некое живое существо.

Таким образом, жанр рассказа в творчестве В.Распутина играет важную роль. В своих произведениях писатель поднимает различные нравственные проблемы.



Литература:

  1. Газизова А.А. Особенности «внутреннего» сюжета в рассказах В.Г.Распутина 90-х годов XX века // Знание. Понимание. Умение. М. 2013. – № 3. С. 192–199.

  2. Колобаева Л.А. В. Распутин - рассказчик // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205324009&archive=1205324210

  3. Плеханова И.И. Особенности сюжетосложення в творчестве В. Шукшина, Ю. Трифонова. В.Распутина (к проблеме художественной условности) // Русская литература. - 1988. - N 4.

  4. Распутин В. Изба. URL: https://поэтысибири.рф/index.php?r=poem%2Fread-poem&id=214

  5. Распутин В. Мой манифест... // Наш современник. - 1997. - N 5, - С. 4.

  6. Распутин В. Право писать. - Радуга, 1980, № 2, с. 171.

  7. Семенова С.С. Валентин Распутин. — М., 1987.

  8. Сигов В.К. Проза В.Г. Распутина (проблематика и поэтика) – http://www.dissercat.com/content/proza-vg-rasputina-problematika-i-poetika.

  9. Тендитник Н.С. Валентин Распутин: Очерк жизни и творчества. — Иркутск. 1987.

  10. Угловская Г.М. Рассказ В.Распутина: Динамика жанра. дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Бурят. гос. ун-т. - Улан-Удэ, 2006. 161 с.


1 Распутин В. Право писать. - Радуга, 1980, № 2, с. 171.

2 Семенова С.С. Валентин Распутин. — М., 1987. С. 34.

3 Плеханова И.И. Особенности сюжетосложення в творчестве В. Шукшина, Ю. Трифонова. В.Распутина (к проблеме художественной условности) // Русская литература. - 1988. - N 4. - С. 87.

4 Семенова С.С. Валентин Распутин. — М., 1987. С. 150.

5 Угловская Г.М. Рассказ В.Распутина: Динамика жанра. дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Бурят. гос. ун-т. - Улан-Удэ, 2006. 161 с.

6 Распутин В. Мой манифест... // Наш современник. - 1997. - N 5, - С. 4 .

7 Распутин В. Изба. URL: https://поэтысибири.рф/index.php?r=poem%2Fread-poem&id=214


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!