СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Земляки Ломоносова

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая разработка, для 5-7 классов

Просмотр содержимого документа
«Земляки Ломоносова»

Интеллектуальная игра для учащихся 5-7 классов

Деревцова Елена Сергеевна

учитель истории «Средняя школа 93 имени 77-ой Гвардейской Московско-Черниговской стрелковой дивизии»




Архангельская область

«Земляки Ломоносова»

«Не для того мы живем на свете, чтобы насыщаться,

Но для того насыщаемся, чтобы жить»

М.В. Ломоносов

Цель:

- воспитание патриотизма и развитие гражданственности посредством приобщения учащихся к историко-культурному наследию родного края;

- повышение краеведческой грамотности и культуры, расширение кругозора учащихся;

- активизация творческой, познавательной инициативы учащихся.

Ведущий: О, предок северного края

Из Холмогорской стороны!

Ты жил, Отчизну прославляя,

Потомкам, завещав труды.

Ты сделал множество открытий

На благо Родины своей.

Твои старанья не забыты,

Используем мы опыт сей.

Как вы думаете, кому будет посвящена наша интеллектуальная игра?

Жизнь и творчество великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова составили целую эпоху в истории отечественной и мировой науки и культуры. Ломоносов был одним из образованнейших людей своего времени, человеком большого и многогранного таланта. Его разносторонняя научная и общественная деятельность оказалась необыкновенно плодотворной.

Прослушайте, пожалуйста, правила игры:

- Игра будет проходить по станциям: история, геология, мозаика, филология, химия, география. Вам будут выданы путеводные листы, в которых отмечен ваш путь.

- За каждый этап игры команды получают слово – жетон, из которого нужно составить высказывание М.В. Ломоносова.

- Если команда не справилась с заданием, то ей выдается жетон с вопросительным знаком «?».

- На завершающем этапе, если команда не сможет составить высказывание Ломоносова, она может ответить на дополнительные вопросы и обменять «?» на недостающее слово.

Ход игры:

1 станция - История

В 1758 Ломоносову было поручено “смотрение” за Историческим собранием, Университетом и Академической гимназией при Академии Наук. Вскоре начались конфликты Ломоносова с профессором Миллером – официальным историографом Российского государства. Миллер развивал норманнскую теорию происхождения русской нации и пытался доказать, что русские в России пришельцы. Ломоносов активно выступал против этой концепции. Он решил создать историю Российского государства, над которой работал 14 лет. Ломоносов рассказал в ней о русских племенах: славянах, полянах, древлянах, северянах, кривичах и других.


Задание:

Прикрепите к карте Древней Руси карточки с названиями племен на те территории, которые эти племена занимали.

За правильное выполнение задания команда получает жетон-слово «Кто».


2 станция - Геология


Ломоносов уделял значительное внимание развитию в России геологии и минералогии и лично произвел большое количество анализов горных пород. Он доказывал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря. В своем “Слове о рождении металлов от трясения Земли” и в работе “О слоях земных” он последовательно проводил идею о закономерной эволюции природы и фактически применял метод, впоследствии получивший в геологии название актуализма.


Задание:

Перед вами образцы горных пород. Вам надо определить название горной породы.

Горные породы: гипс, известняк, песчаник, гранит, боксит, каменный уголь, полевой шпат. За правильное выполнение задания команда получает жетон-слово «малого».


3 станция – Мозаика

Мозаика - искусство, которое возродил М.В.Ломоносов. Еще до того, как обзавёлся химической лабораторией, он обратил внимание на мозаику – древнее искусство составлять из цветных сплавов (смальт) картины и портреты. К мозаике М.В.Ломоносов подходил как учёный. Он самостоятельно разработал процесс изготовления цветного стекла, ряд машин и приспособлений. Открыл фабрику в Усть-Рудицах, где трудилось несколько мастеров. Ими выполнено примерно 40 портретов: сестры императрицы Елизаветы – Анны Петровны, её сына Петра Фёдоровича, графа П.И.Шувалова, овальный портрет Елизаветы. В течении 4-х лет работал над “Полтавской баталией” (6,5х5 м – 1млн 30 тыс кубиков смальт.)


Задание:

Вам надо определить названия мозаик.


За правильное выполнение задания команда получает жетон-слово «не может».



4 станция - Филология


Многое сделал Ломоносов для русской науки. И прежде всего он добился того, чтобы обучение в Академии велось на русском языке, а не на латыни, как было прежде.

Он ввел множество научных терминов. Вот слова, которые впервые употребил Ломоносов: квадрат, синус, диаметр, горизонтальный, кислота, предложный падеж, градусник и т.д.

Надо сказать, что язык времени Ломоносова сильно отличался от современного языка.Сейчас мы проверим, знаете ли вы устаревшие слова, встречающиеся в произведениях Ломоносова. Знатоки выбирают карточку с вопросом и тремя вариантами ответов. (Карточки с вопросами и ответами готовятся заранее)


1 карточка: Что такое ланиты? а) ткань; б) цветы; в) щеки. (Щеки).

2 карточка: Вран – это: а) враг; б) врун; в) ворон. (Ворон).

3 карточка: Пестун – это: а) палец; б) наставник; в) пистолет. (Наставник).

4 карточка: Что необходимо, чтобы стать толмачом: а) хорошо рисовать; б) быстро бегать; в) хорошо знать языки. (Толмач – переводчик).

5 карточка: Покажите десницу. (Десница – правая рука).

6 карточка: Что делали крестьяне, когда орали: а) кричали; б) пахали; в) пели.

(Орать (орати) – пахать).

7 карточка: Простоволосый значит: а) без кудрей; б) без волос; в) без шапки.

(Простоволосый – с непокрытой головой).

За правильное выполнение задания команда получает жетон-слово «тому».


5 станция- Химия


Михаил Васильевич Ломоносов считал химию одной из главных областей своего научного творчества. В середине XVIII в. Он разработал учение о молекулах и атомах. Ломоносов утверждал, что тела в природе состоят из корпускул (молекул), в состав которых входят элементы (атомы). Многообразие веществ ученый прозорливо объяснял соединением разных атомов в молекулах и различным расположением атомов в них. Удивительно верной и смелой для того времени оказалась мысль М.В. Ломоносова о том, что некоторые корпускулы (молекулы) могут состоять из одинаковых элементов (атомов).

Учение о молекулах и атомах окончательно было признано только в 1860 году на Всемирном съезде химиков в Карлсруэ.


Задание:

Используя химический конструктор постройте молекулы следующих веществ: Н2О; О2; Н2; Н Сl; Н2 S O4.

За правильное выполнение задания команда получает жетон-слово «и большее».


6 станция – География


Познанию и освоению морей М.В.Ломоносов уделял много внимания, так как понимал их большое значение для страны, а также по той причине, что в молодости его жизнь как помора была связана с морским промыслом.

Великий ученый сделал в мореведческой науке такие открытия, которые на многие годы опередили зарубежных ученых. Крупнейшее обобщение – мысль о существовании единого Мирового океана.

Особое внимание М.В.Ломоносов уделял созданию и совершенствованию различных приборов для русского мореплавания и морской науки.


Задание команде:

Установите соответствие названия прибора и его назначения в морском деле.

1) Прибор для определения широты светила Секстан.

и отсчета местного времени.

2) Первый самопишущий прибор. Анемограф.

3) Прибор для определения скорости судна. Дромометр.

4) Прибор для определения влияния течения

с измерением их скорости. Салометр.

5) Прибор для учета воздействия на движение судна Циматометр.

килевой качки.

За правильное выполнение задания команда получает жетон-слово «невозможно».

Заключительный этап:

Ведущий: Вы заработали жетоны-слова, из которых вам надо составить высказывание М. Ломоносова.

Дополнительные вопросы, ответив на которые можно обменять вопросительный знак на слово.

1. Какие книги Ломоносов называл «вратами своей учености»?

(«Арифметику» Магницкого и «Грамматику» Смотрицкого)

2. Сколько времени добирался Ломоносов до Москвы? ( 3 недели)

3. Какую науку М.В.Ломоносов считал своей «главной профессией»?

(химию)

4. Что изобрел Ломоносов, изучая грозу как явление? (громоотвод)

5. Произведений каких жанров больше в литературном творчестве у Ломоносова? (стихотворений, од)

6. Где похоронен М.В.Ломоносов? (в Петербурге)

Ведущий: В мае 1755 г. В Москве, по проекту Ломоносова был открыт первый в нашей стране университет. Ломоносову принадлежала не только идея создания этого учебного заведения, но и план организации в нем учебного и воспитательного процесса, разработка программы его деятельности, определение его места в общественной жизни страны. С 1940 г. Московский государственный университет носит имя М.В.Ломоносова. (Подведение итогов. Награждение).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!