СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Земля - кормилица

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. 

Просмотр содержимого документа
«Земля - кормилица»

Класс: 4 класс.

УМК: «Школа России».

Тип урока: изучение нового материала.

Тема урока: Земля-кормилица.

Цель: изучить состав и свойства почвы, научиться различать типы почвы, научиться бережному отношению к почве.

Содержание изучаемой темы, термины и понятия: земля, почва, гумус, почвоведение, виды почв - тундровая, подзолистая, серая лесная, чернозем, болотная, луговая; состав почвы – воздух, вода, песок, глина, соль, чернозем (листья, остатки травы, насекомые, личинки и т.д.).

Организация пространства: Проектор, экран, ноутбук для показа презентации. Для практической работы: почва, салфетка, стакан с водой, нагревательный прибор. Учебник А. А, Плешакова «Окружающий мир» 4 класс (часть 1), толковый словарь, образец почвы, стакан с водой, палочка, салфетка,

Ход урока

- Ребята, здравствуйте.

-Сегодня я хочу начать урок с загадки:

 Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

А я всё терплю и добром плачу. (Земля)

- Как вы понимаете эту загадку? (объяснения детей)

На доске появляется слайд «Земля-кормилица»(слайд 1)

- А вот почему землю так называют, мы поговорим немного позже.

Регулятивные

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

положительное отношение к уроку.

Коммуникативные:

формирование умения слушать и слышать.

Актуализация знаний.

- Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили прошлый урок. Какая была тема? (наши подземные богатства)

- Что мы называем подземными богатствами?

- Я буду называть признаки полезного ископаемого, а вы угадайте о каком полезном ископаемом идёт речь.

1. Лёгкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота (торф).

2. Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединённых зёрен (железная руда).

3. Чёрный, с заметным блеском, твёрдый, тонет в воде, горюч (каменный уголь).

4. Прочная, тяжёлая порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зёрен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды (гранит).

5. Обычно белый или серый камень, образовался из остатков живых организмов(известняк).

6. Тёмная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут(нефть).

7. Образовался при разрушении

гранита, используется в строительстве и при производстве стекла (песок).

8. Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле(глина).

Коммуникативные:

строить речевые высказывания в устной форме, вести учебный диалог, формирование умения слушать и слышать.

Познавательные:

постановка и решение проблемы;

извлекать необходимую информацию из собственных знаний и литературы.

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Мотивация к учебной деятельности.

- Молодцы, ребят, а откуда добывают все полезные ископаемые? (из земли)

- А что еще дает нам земля, что на ней растет? (пшено, овощи, фрукты, с\х культуры, деревья для строительства и бумаги, корм для животных и т.д.)

- Можем ли мы назвать землю кормилицей? Почему? (выслушиваю ответы)

- А теперь давайте прочитаем в толковом словаре определение слова «земля».(Узнают многозначность слова земля: земля-планета, земля – суша, земля – страна, земля – почва).

- Назовите фразеологизмы со словом земля? (Как сквозь землю провалился. На краю земли. За тридевять земель. Съесть пуд земли. Достать из под земли. Земля слухами полнится.)

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Что будем изучать?

- Да, сегодня на уроке мы разберем состав земли, почвы, узнаем ее свойства и научимся бережно к ней относится.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса

Открытие нового знания

- А что такое почва?

- Ребята, а что вы знаете о земле, о почве?

Вы не раз видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Они извлекают оттуда питательные вещества, необходимые для роста растения. Верхний слой земли толщиной от 2–3 см до 150–200 см и больше, на котором растут растения, – это почвенный слой, почва.

 - Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите?

 - Какого цвета почва?

 - Как вы думаете, что мы сейчас будем делать? (изучать состав почвы)

-Давайте выясним, что входит в состав почвы.

1. Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? О чем это говорит? (Из почвы идут пузырьки. Значит, в почве есть воздух.)

2. Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в тарелочку. Что осталось на салфетке? О чем это говорит? (Влажное пятно. Значит, в почве есть вода).

3. Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. Какая стала вода? Что вы видите на дне стакана? Какой делаем вывод?

(Вода в стакане стала мутной. На самом дне стакана видны песчинки, а сверху – глина. Значит, в состав почвы входят песок и глина.)

4. Учитель нагревает немного почвы. Что вы видите? Почему это происходит?

(Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах. Это горят старые листья, остатки травы и насекомых.)

Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придаёт почве тёмный цвет. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. Его называют гумус. Какой делаем вывод?

(В составе почвы есть перегной – гумус).

5. Сейчас я возьму несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем.

- Что вы видите? (На стекле образовался белый налет. Это соль.)

Соли – питательные вещества, необходимые растениям. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.

- Сделайте вывод. (Значит, в почве есть соли.)(слайд 2)

Первым исследователем почв в России был М. В. Ломоносов. В 1763 году вышла его работа «О слоях земных». Он первым поставил вопрос о происхождении почвы.

- Мы с вами уже изучили природные зоны нашей страны. Для каждой из них характерен свой тип почвы. Науку о почвах – почвоведение - создал русский ученый - почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад Докучаев доказал, что основные типы почв размещены на земле по типу зональности. Каждой природной зоне соответствует свой вид почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв.

- Рассмотрим несколько основных типов почв на с. 171 учебника. (рассказывают учащиеся)

1. На крайнем Севере России почва находится почти весь год в замёрзшем состоянии. На короткое время верхний слой оттаивает всего на несколько десятков сантиметров. Почва переувлажняется. Это тундровые почвы. (слайд 3)

2. Подзолистые почвы занимают большую площадь тайги. Они образуются при малом количестве растительных остатков. Почвы бедны гумусом и минеральными солями – малоплодородные. (слайд 4)

3. В южной части тайги, особенно в широколиственных лесах, формируются серые лесные почвы. Более плодородны, т.к. возрастают летние температуры, накопление гумуса, часть минеральных солей задерживается в почве.(слайд 5)

4. Самые благоприятные условия почвообразования в России создаются там, где выпадает столько же осадков, сколько может испариться с поверхности, а растения дают большую массу органических веществ, т.е. в степях. Здесь формируются самые плодородные почвы – чернозёмы. (слайд 6)

5. Есть болотные почвы. Подумайте, почему они так называются? Само название говорит о том, что они образуются на болотах.(слайд 7)

6. Ещё один тип почв – луговые. Почему их так назвали?(слайд 8)

- Какая почва самая плодородная? (Чернозем)

- -От чего зависит плодородие почвы? (От количества перегноя.) По-другому его ещё называют - гумус.

- Посмотрите на образцы почв в учебние. Что вы заметили? (почвы разного цвета)

- От чего зависит цвет почвы? (от количества перегноя)

- Чем больше перегноя, тем плодороднее почва.

- На процесс почвообразования оказывают влияние многие факторы: климат, рельеф и деятельность человека. Климат влияет на скорость образования почвы и на тип почвы. При избыточном увлажнении в почве идёт промыв, из неё вымывается органическое вещество. Гумуса в таких почвах мало. При недостаточной влажности, гумуса накапливается больше. Вечная мерзлота и низкие температуры летом охлаждают почву, процесс почвообразования значительно замедляется.

- Подумайте, почему самые плодородные почвы России – чернозём, «царь почв», по выражению Докучаева, находится под степной растительностью? (Нет промыва почвы.Это способствует накоплению гумуса. Длинное тёплое лето, поэтому более длительный период почвообразования).  

В годы Ве­ликой Отечественной войны фашисты, временно захватив­шие ряд наших областей, сре­зали верхний слой почвы, гру­зили в вагоны, вывозили в Германию и там удобряли ею свои поля. Это был открытый грабёж, но он показывает, каким богатством мы обладаем.

- Вот только используем не всегда. Почвы, как и другие природные элементы, нуждаются в охране и бережном отношении.

-Что вы об этом знаете? (высказывания детей)

-Прочитайте об этом самостоятельно в учебнике.

-Проверим, насколько вы были внимательны.

Физкультминутка

Коммуникативные:

-участвуют в учебном диалоге;

-формулируют ответы.

Регулятивные:

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

У вас на столах конверты с карточками, в которых перечислены полезные и вредные для почвы действия. Распределите карточки на две группы: полезно - вредно. (снегозадержание, образование оврагов, посадка растений, выветривание, внесение удобрений, закапывание мусора, использование ядохимикатов, промышленные отходы, сжигание сухой листвы, размывание водой) Проверим у доски!

- Что необходимо делать для защиты почвы? (слайд 9(Необходимо высаживать полезащитные лесные полосы, проводить снегозадержание, правильно распахивать почву, умеренно применять удобрения и ядохимикаты, умеренно орошать почву.)

- Ребята, а теперь я предлагаю заполнить схему:

Регулятивные:

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Познавательные:

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные:

- постановка вопросов;

- умение слушать и вступать в диалог.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- Используя полученные знания, решите кроссворд.

Учитель предлагает решить кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

1. Слой земли, на котором растут растения.

2. Одна из составных частей почвы.

3. Вещество, повышающее плодородие почвы.

4. Основное свойство почвы.

Учащиеся читают вывод на с. 174 учебника.


Регулятивные

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.


Рефлексия.

Итог урока.


- Итак, ребята, всё ли мы выполнили?  

- Что узнали нового?

- Что больше всего понравилось и запомнилось?

- А что вызвало затруднение?

- Удалось нам достичь цели урока?

- Как вы думаете, те знания, которые вы сегодня получили, пригодятся вам в жизни?

- Мне понравилось, как вы работали на уроке. Оценки за урок.

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Регулятивные

- осуществлять итоговый контроль







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!