СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здравствуй, Букварь!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Здравствуй, Букварь!»

Дата: 01.09.2020

Класс: 1

Предмет: Литературное чтение.

Учитель: Козлова Е.Ю.

Тема: Здравствуй, «Букварь»! Составление рассказов по сюжетным картинкам. Введение понятия «предложение».


Цели деятельности педагога: организовать праздничное начало учебной деятельности; пробудить интерес к школе, знаниям, предмету; дать понятие о предложении как единице речи; создать условия для формирования умения составлять рассказы на заданную тему.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают школьные принадлежности, необходимые на уроках по предмету; правила обращения с учебной книгой; значение понятий «устная речь», «письменная речь», «слово», «предложение»; условные обозначения предложения в письменной речи (полоска); умеют наблюдать за словами и предложениями в речевом потоке и в письменной речи; составлять предложения по иллюстрациям и с помощью заданных слов; объяснить, получилось предложение или нет, в чём причина; выделять предложения из речевого потока: определять на слух границы предложения, порядок слов в предложении, смысловую связь слов в предложении, выражение законченной мысли; обозначать каждое предложение полоской; выделять в предложении слова; изменять порядок слов в предложении.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – осмысливание процесса общения как способа получения и передачи информации; последовательное и логичное рассказывание о событии, явлении, составление рассказов по сюжетным картинкам о первом дне в школе с обозначением каждого предложения длинной полоской; формулирование ответов на вопросы, пересказывание небольших литературных произведений, составление рассказов по плану, из личного опыта, описание предмета, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия; различение основных литературных жанров; логические – построение рассуждений о значении понятий «общение», «знакомство», «школа», «учение», употреблении вежливых слов в речи, необходимости учебной деятельности, подтверждение рассуждений собственными аргументами и другим авторитетным мнением.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, направленные на учёт позиции собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают), конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: положительно отзываются о школе, имеют желание учиться, адекватное представление о школе, поведении в процессе учебной деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент.

Звенит звонок всё громче, всё сильней.

Какая трель над миром разливается!

Ты думаешь, распелся соловей?

Не соловей – уроки начинаются!

– Сегодня у вас особенный день. Вы стали учениками.

II. Самоопределение к деятельности.

1. Отгадывание загадок.

Новый дом несу в руке, Тут жильцы бумажные,

Дверцы дома – на замке. Все ужасно важные.

(Портфель.)

Отгадай, что за вещица:
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет-сеет семена
Не на поле, не на грядке –
На листах своей тетрадки.

(Ручка.)

Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдаёт.
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасил мне альбом.

(Карандаш.)

То я в клетку, то в линейку,

Написать по ним сумей-ка,

Можешь и нарисовать.

Называюсь я… 

(тетрадь).

– А вы приготовили эти вещи для школы?

Это ваши главные помощники, они должны быть аккуратно сложены во время урока на парте, а после – в портфеле. Запомните: каждой вещи – своё место.

– Много вещей в портфеле ученика. Но пока нет самой главной.

Я всех знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу,

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться.

(Книга.)

– Ребята, вашей первой учебной книгой станет «Букварь».

Я – «Букварь», учу читать, И сможешь ты тогда

Меня никак нельзя не знать. Любую книжку прочитать

Меня изучишь хорошо – Без всякого труда.

2. Знакомство с учебником.

– Рассмотрите обложку, пролистайте книгу.

Учитель знакомит с авторами учебника, художниками, обращает внимание учеников на условные обозначения в учебнике.

3. Правила обращения с книгой.

– Как надо обращаться с учебниками? (Ответы учеников.)

К учебникам надо относиться бережно, содержать их в порядке, не забывать про обложки, не брать книги грязными руками.

– Помните: Сами вещи не растут,

Сделать вещи – нужен труд.

Карандаш, тетрадь и ручку,

Парту, доску, книжку, сумку – береги,

Не ломай, не мни, не рви!

– Отгадайте загадку:

Я нужна вам для порядка,

Зря страницы не листай:

Там, где я, вот там читай.

(Закладка.)

Пальчиковая гимнастина

«Капуста», «котик», «уточка».

III. Открытие нового знания.

– Всё, что мы говорим, это речь. Называется она устной, так как мы пользуемся ртом (устами), произносим всё при помощи голосового аппарата, когда рассказываем, слушаем, спрашиваем. Устную речь мы слышим и произносим.

1. Работа по учебнику.

Школа, здравствуй!

Школа, здравствуй!

Смена новая идет.

Прозвенел звонок весёлый,

Начался учебный год.

– Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено? Какой это день?

– Какое у всех настроение?

– Расскажите, как у вас прошёл первый школьный день.

– Как называется всё то, что мы сейчас говорим? (Устная речь.)

– Устная речь делится на части, которые позволяют понимать то, о чём идёт речь или о чём ведётся разговор. Эти части называются предложениями.

Здравствуй, школа! Мы с цветами

Первый раз заходим в класс.

И осенними глазами

Смотрит солнышко на нас.

Прозвенел колокольчик волшебный,

Дружно входим с волнением в класс.

Новый год не простой, а учебный

Открывает учитель для нас.

Кроме устной речи, есть речь, которая используется в книгах, газетах и обычно обозначается буквами. Это письменная речь.

– Рассмотрите иллюстрацию.

– Что вы видите под каждой картинкой? (Полоску.)

– Полоска – это условное обозначение предложения в письменной речи.

2. Игра «Составь предложения».

Учитель приглашает к доске по 3–4 ученика (в зависимости от количества слов в предложении). На ухо каждому ребёнку учитель говорит слово из предложения. Учащиеся в произвольном порядке называют свои слова, класс слушает и объясняет, получилось предложение или нет, в чём причина неудачи.

Например:

– На сидит дереве белка. – Нарушен порядок слов.

– Волк делает стол. – Нет смысла.

– Маленькая кузнечик сидит в траве. – Слова не связаны по смыслу.

Вывод: предложение выражает законченную мысль. Слова в предложении стоят в определённом порядке. Слова в предложении связаны по смыслу.

– Сколько картинок? (4.)

– Составьте устно предложение по каждому рисунку и обозначьте его полоской.

– Возьмите полоску и положите её так же, как… (имя ученика). Это наше первое предложение.

– Прочитайте предложение, дотрагиваясь указкой до полоски.

Далее под контролем учителя проводится аналогичная работа.

1. Родители привели учеников в школу.

2. Ребят встречает учительница.

3. Учащиеся сели за парты и познакомились.

4. Учительница начала урок.

– Кто внимательный? Найдите элементы письменной речи. (1 «А», 1 сентября, книги.)

– Объясните. (Устную речь мы слышим и произносим. А то, что назвали, мы видим и можем прочитать.)

Вывод: письменную речь мы видим и пишем.

– Из чего состоит и устная, и письменная речь? (Из предложений.)

– Предложение должно всегда выражать законченную мысль и иметь смысл.

Вы теперь мои друзья!

Познакомьтесь: 1«А»!

– Когда вы научитесь писать, то станете записывать мысли буквами, будете начинать писать с большой буквы, а в конце обязательно ставить точку.

IV. Первичное закрепление: упражнение в составлении предложений.

– Ребята, как вы думаете, что говорит учитель? (Свободные высказывания учеников.)

Школа – самый лучший друг! Второй наш дом родной!

Здесь постигаем курс наук мы дружною семьёй.

V. Итог урока. Рефлексия.

– Что вы научились делать сегодня на уроке?

– Что выражает предложение? (Предложение – это единица речи.) Что вы знаете о речи?

Рекомендация. Завести тетради в клетку по обучению чтению; выполнить задание: рисунок «Мой первый день в школе».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!