СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровый образ жизни и зависимость школьников от компьютеров и сети интернет

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Здоровый образ жизни и зависимость школьников от компьютеров и сети интернет»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Касторенская средняя общеобразовательная школа №1»

Касторенского района Курской области







Региональный конкурс «Здоровьесберегающая школа»



КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ)

ПО ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ









ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗАВИСИМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ ОТ КОМПЬЮТЕРОВ И СЕТИ ИНТЕРНЕТ




Автор проекта

Рогов Андрей Владимирович,

преподаватель-организатор ОБЖ






















2023 год

СОДЕРЖАНИЕ




стр.


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


1.1.Интернет- зависимость и её характеристика……………………………………….5


ГЛАВА II.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


2.1. Методики социологического опроса школьников для определения

компьютерной зависимости и интернет- зависимости……………………………………….8



2.2.Результаты социологического исследования……………………………………..9


2.3. Профилактические мероприятия по предупреждению

компьютерной зависимости и интернет-зависимости……………………………………….13


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...16


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………….17


ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………..18























ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы проекта. Сохранение здоровья школьников, обеспечение продуктивного безопасного досуга –основная задача современной школы.

Теоретической базой по созданию в школе здоровьесберегающей среды являются Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения:

«Результатом выполнения требований к условиям реализации программы НОО должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей укрепление физического, психического здоровья и социального благополучия обучающихся». /ФГОС НОО( приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 №2876)/;

«Психолого-педагогические условия реализации программы ОО должны обеспечивать сохранение и укрепление психологического благополучия и психического здоровья обучающихся»./ФГОС ООО ( приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021№287 )/;

«Личностные результаты ООП обучающимися должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной позицией личности в части физического воспитания : сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью». /ФГОС СОО (приказ Минпросвещения РФ от 12.08.2022 №732)/.

Как видим , основное требование для выполнения условий реализации программ НОО, ООО, СОО - укрепление физического, психического здоровья и социального благополучия обучающихся.

Актуальность здоровьесбережения отражена в федеральном проекте «Школа Минпросвещения России», одним из пяти ключей которой является – ЗДОРОВЬЕ.

В 2022 году утверждена «Стратегия развития образования Курской области до 2030 года», один из семи приоритетов которой – «Здоровьесбережение, продуктивный безопасный досуг и каникулярный отдых».

Последние десятилетия ознаменовались повсеместным распространением Интернета в профессиональной и в обыденной жизни миллионов людей. Это широкомасштабная компьютерная сеть. На сегодняшний день по количеству пользователей Интернета Россия занимает четвертое место в мире. Каждый третий житель России является пользователем Интернета, а каждый седьмой – посещает Интернет ежедневно. Основными пользователями Интернета в России на сегодня, по данным многочисленных социологических опросов, являются подростки и молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет. Интернет для них является не только информационным пространством, средством общения, но и зачастую средством ухода от реальности. Поэтому профилактика интернет- зависимости среди подростков становится особенно актуальной в последнее время. В большинстве своём именно среди подростков выявляется наибольшая часть интернет- зависимых. Наблюдая за учениками в школе, я заметил, что многие во время перемен сидят, не отрываясь от смартфонов и планшетов, при этом не обращают внимания на окружающих, не реагируют на происходящее вокруг. Они словно находятся в другом измерении, улыбаются или гримасничают по непонятной причине, не отвечают на приветствия и вопросы, заданные им.

Наблюдается противоречие: работа над созданием психологического и эмоционального благополучия обучающихся в рамках регионального проекта «Здоровьесберегающая школа» и зависимость школьников от компьютеров и сети Интернет. Таким образом, выявлена проблема «Зависимость школьников от компьютеров и сети Интернет», которая и обусловила выбор темы данного проекта: «Здоровый образ жизни и зависимость школьников от компьютеров и сети Интернет».

Цель: изучение особенностей зависимости от компьютеров и сети Интернет в подростковой среде и разработка рекомендаций для педагогов, детей и их родителей по профилактике компьютерной и интернет- зависимости.

Объект исследования: школьники 9-11 классов, пользующиеся компьютером и Интернетом.

Предмет исследования: факторы негативного влияния компьютера и сети Интернет на физическое и психическое состояние школьников.

Задачи:

-изучить литературу по теме компьютерной зависимости и интернет- зависимости;

-выявить уровень компьютерной зависимости и интернет - зависимости среди учащихся 9 -11 классов школы через тестирование;

-систематизировать полученную информацию и сделать выводы;

-разработать практические рекомендации для педагогов, подростков и их родителей по профилактике компьютерной зависимости и интернет - зависимости.

Гипотеза исследования: предполагается, что в МКОУ « Касторенская средняя общеобразовательная школа №1» есть ряд школьников, относящихся к группе риска компьютерной зависимости и интернет – зависимости.

Методы исследования:

Теоретические:

-изучение литературы по теме исследования;

-теоретический анализ исследований, проведённых по данной проблеме.

Экспериментальные:

- анкетирование,

-тестирование.

Эмпирические:

- количественный и качественный анализ данных исследования

Теоретические положения данного  исследования базируются на представлениях Голдберга А., Войскунского А.Е., Жичкиной А.Е., Егорова А.Ю., Короленко Ц.П., Янг К. и других специалистов о таких последствиях применения компьютерных технологий, как интернет-зависимость. В качестве источников были также использованы электронные сайты и средства массовой информации, посвящённые данной проблеме.

Научная новизна.  Данная проблема впервые исследуется как педагогами МКОУ « Касторенская средняя общеобразовательная школа №1» Касторенского района Курской области, так и на уровне районных методических объединений Касторенского муниципального района.

Теоретическая и практическая значимость. Информационная часть работы может быть использована для профилактики возможных заболеваний при работе за компьютером.

Полученные статистические данные могут быть использованы в качестве практического руководства: результаты исследования могут быть полезны педагогам и родителям для профилактики интернет-зависимости в школьном возрасте.  

Профилактические рекомендации могут быть использованы при разработке программ, памяток для учащихся.










ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Интернет - зависимость и её характеристика

Феномен интернет- зависимости начал исследоваться в зарубежной психологии с 1994 года (Жичкина А.), в нашей стране - в начале века. Интернет-зависимость -«навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line».Количество зависимых от всемирной сети людей растёт с каждым днём, поэтому важно знать симптомы зависимости, методы избавления от неё, профилактические меры. Интернет-зависимость и компьютерная зависимость имеют много общего и часто пересекаются. Компьютерная зависимость – это потребность к проведению времени за компьютером или подобными электронными устройствами (планшетами и т.д.).

Выделяются основные типы интернет -зависимости:

информационная перегрузка – бесконечные путешествия по сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам (это приводит к привыканию, за которым следует ухудшение настроения и психические расстройства);

пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам – большие объемы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети;

возможность анонимных социальных межличностных коммуникаций (здесь особое значение имеет чувство безопасности при осуществлении общения, включая использование электронной почты, чатов и т.п.);

реализация собственных представлений, фантазий, невозможная в обычной жизни; широкая возможность поиска собеседника, удовлетворяющего практически любым

критериям;

неограниченный доступ к информации – так называемый «информационный вампиризм».

Причины возникновения интернет-зависимости. Подростки приобретают в Сети какое-то увлечение, которое затягивает их, становится привычным и необходимым элементом повседневной жизни, без которого они чувствуют себя неудовлетворительно (А.А. Смирнова, Е.С. Синогина ). К основным увлечениям, ведущим к формированию компьютерной зависимости, относятся сетевые игры и общение в социальных сетях с выкладыванием фотографий, статусов, обозначением отношения ко всему на свете. В компьютерную зависимость могут попасть подростки, испытывающие одиночество, затруднения в общении (с разными категориями партнёров по общению), замкнутые, обладающие пониженной самооценкой, тяжело переживающие неудачи.

Признаками компьютерной зависимости (то, что она сформировалась и прогрессирует) служат сокрытие подростком истинного времени, проведённого за компьютером, и утаивание характера занятий. Количество времени, проводимое у компьютера, возрастает до нескольких часов. Вне пребывания за компьютером у данных лиц появляется раздражение или уныние. В то же время при использовании компьютера наблюдается хорошее самочувствие и возникает эйфория. Занятия за компьютером происходят в ущерб всем жизненно важным функциям организма, люди пренебрегают сном, питанием, игнорируют домашние обязанности, не выполняют учебные задания.

Анализ литературы по теме исследования показал, что отмечаются психические и физические последствия компьютерной зависимости.

Проведенное исследование показало, что к психическим последствиям компьютерной зависимости относятся нарушение социальных связей с окружающими, замена реальных друзей виртуальными; изменение когнитивных свойств личности, спад интереса к полезной информации, невозможность сосредоточиться, снижение памяти и внимания, способности к логическому мышлению, к принятию решений.

В научном знании отмечается, что мозг человека так адаптируется к возможностям техники, что память практически не используется. В результате она становится поверхностной и кратковременной; изменяются психоэмоциональные характеристики личности, появляются такие черты характера, которые раньше были не характерны для человека: раздражительность, неуравновешенность, агрессивность, враждебность, циничность, конфликтность.

Учёные отмечают физические последствия компьютерной зависимости: физические (соматические) расстройства: утомление глаз, головные боли, боли в руках, связанные с длительным перенапряжением мышц, расстройство сна, желудочно-кишечные расстройства (из-за нарушения режима питания). У активных пользователей компьютера формируются специфические симптомы переутомления: после выключения компьютера они ощущают опустошённость, утомление, раздражённость. У них болезни опорно-двигательного аппарата встречаются в 3,1 раза чаще, нарушения нервной системы в 4,6 раза, болезни сердечно- сосудистой системы в 2 раза чаще, чем у лиц, не работающих за компьютером.

В литературе отмечается, что из-за неограниченного использования компьютера у школьников происходит перенапряжение центральной нервной системы. Оно выражается в снижении зрительной работоспособности, в результате чего со временем развивается спазм аккомодации, который часто является причиной близорукости. В результате ухудшения функционального состояния центральной нервной системы из-за выраженного утомления при систематическом использовании компьютера формируются неврозы, судорожные состояния и депрессии. Если у детей уже имеются невротические расстройства, то интенсивная работа за компьютером может усилить эти отклонения. Из-за воздействия на организм электромагнитных полей возникают нарушения в работе вегетативной нервной системы. К таким нарушениям относятся повышение температуры тела, снижение выраженности кожных рефлексов, повышение порогов болевой чувствительности.

Однако нарушение мыслительных процессов и ухудшение памяти - не единственные негативные последствия интернет - зависимости. Окунаясь с головой в сети всемирной паутины, человек постепенно утрачивает навыки реального общения, что приводит к некой асоциальности.

Общими чертами компьютерной зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой:

психологические симптомы:

хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

невозможность остановиться;

увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

пренебрежение семьёй и друзьями;

ощущение пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;

проблемы с учёбой;

физические симптомы:

перенапряжение мышц;

сухость в глазах;

головные боли по типу мигрени;

боли в спине;

нерегулярное питание, пропуск приёмов пищи;

пренебрежение личной гигиеной;

расстройства сна, изменение режима сна.

Выводы по I главе. Зависимость - особый путь жизни, связанный с поиском «идеальной» реальности. При помощи зависимости человек убегает от дискомфорта действительности. Однако, будучи найденной, новая искусственная реальность разрушает здоровье и жизнь. У школьников начинают появляться сложности в общении с новыми людьми, а попадание в незнакомую компанию для интернет -зависимого человека и вовсе становится стрессовой ситуацией. Дальше человек замыкается в себе, что сказывается на учёбе, у него появляются проблемы со сном.

У подростка быстро возникает зависимое состояние, при котором его ничего не интересует, кроме посещений различного рода сайтов в сети. Чаще такому состоянию подвластны лица, склонные с психической неуравновешенностью, мнительные и эмоционально слабые личности. Подростки часто пребывают в депрессивном настроении, имеют проблемы с общением и трудности с учёбой.

Интернет-зависимость - один из видов нехимической аддикции. Аддикция - это патологическое влечение к чему-либо, сформировавшееся вследствие личных или социальных проблем и создающие почву для развития психических заболеваний.




































ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


2.1. Методики социологического опроса школьников

для определения компьютерной и интернет-зависимости


Сегодня представить будущее без компьютера невозможно. В настоящее время новейшие компьютерные технологии используются практически во всех сферах нашей жизнедеятельности. Представить свою жизнь без компьютеров практически невозможно.

Персональные компьютеры и ноутбуки стремительно вошли в современную действительность и стали её неотъемлемым атрибутом. Работа во многих областях человеческой деятельности в настоящее время просто немыслима без компьютеров, которые окружают нас дома и на работе. Без компьютера не обходятся и дети. У современных детей складываются весьма тесные отношения с компьютерами. Раннее приучение ребёнка к подобной технике вредно для здоровья, поэтому дети и их родители должны знать, чем вреден компьютер для детей.

Компьютерная зависимость и интернет-зависимость имеют много общего и часто пересекаются. 

Компьютерная зависимость – это потребность к проведению времени за компьютером или подобными электронными устройствами (планшетами и т.д.). 

Интернет-зависимость – избыточное применение онлайновых средств связи, при котором начинают страдать и другие сферы жизни человека.

Мною было проведено социологическое исследование среди школьников для выявления компьютерной и интернет- зависимости, которое, к сожалению, оказывает отрицательное влияние на физическое и психическое здоровье детей.

В ходе работы над проектом было проведено анкетирование «Место компьютера в жизни школьников» и тестирование с помощью опросника Кимберли Янга ( Приложение 1). В опросе приняли участие учащиеся 7-8 классов МКОУ «Касторенская средняя общеобразовательная школа №1» , всего 64 человека,  из них 39 мальчиков и 25 девочек. Такой выборки респондентов оказалось достаточно для того, чтобы составить представление о ведущих предпочтениях в досуговой сфере учащихся и выявить степень значимости информационных технологий, влияющих на их жизненные ориентиры.

Для анкетирования школьников 7-8 классов были предложены следующие вопросы:

1.Есть ли у тебя компьютер

2.Сколько времени ты проводишь за компьютером?

3. Для чего тебе нужен компьютер?

4.Что вас больше интересует: компьютер или чтение книг?

Тест Кимберли Янг на интернет-зависимость представляет собой инструмент самодиагностики патологического пристрастия к интернету (вне зависимости от формы этого пристрастия). Опросник состоит из 20 пунктов .На каждый вопрос испытуемый должен дать ответ в соответствии с 5-балльной Шкалой Ликкерта. Баллы по всем вопросам суммируются, определяя итоговое значение.

В социологическом опросе для определения интернет-зависимости приняли участие обучающиеся 9-11 классов МКОУ «Касторенская средняя общеобразовательная школа №1» ( 66 человек: лиц женского пола – 33человека ( 50%), лиц мужского пола – 33 человека (50%). Эта выборка респондентов связана с тем, что после 9 класса многие школьники уйдут из школы в СПО, а одиннадцатиклассники покинут школу в полном составе, навык продуктивного и активного живого общения у них с окружающими людьми должен быть развит на высоком уровне. Выявленный уровень интернет-зависимости поможет дать своевременные рекомендации школьникам для того, чтобы они были более адаптированы к будущей социализации.

Для диагностики компьютерной зависимости среди старшеклассников был использован психологический тест (составители Шакурова А.Р., Дроздикова – Зарипова А.Р.). ( Приложение 2 )

Цель исследования: определение степени компьютерной зависимости. В анкете - 48 вопросов, по 5 вариантов ответов к каждому вопросу. Диагностика проводилась по трём компонентам: компенсаторный компонент, социальный компонент, сверхценностный компонент.

Для более точной диагностики интернет - зависимости была применена шкала интернет -зависимости из опросника «Поведение в Интернете» Анастасии Жичкиной.

Цель исследования: определение степени Интернет-зависимости.

Шкала Интернет - зависимости включает 7 утверждений, испытуемый должен выбрать тот вариант ответа, который лучше всего подходит для описания поведения испытуемого в Интернете.  (Приложение 3)


2.2. Результаты социологического исследования


В ходе обработки анкет для школьников 7-8 классов было выяснено следующее:

1.Вопрос «Есть ли у тебя компьютер?»

Из 64  опрашиваемых подростков 100 % имеют компьютер, из них 100 % имеют выход в Интернет. Результаты опроса отражены в таблице 1.

Таблица 1.

Критерий

мальчики (человек / %)

девочки (человек / %)

Имеют компьютер / ноутбук

39 (100%)

25 (100%)

Есть выход в Интернет

39 (100%)

25 (100%)

2.Вопрос «Сколько времени ты проводишь за компьютером?»

Оказалось, что 38 % подростков проводят за компьютером большую часть своего свободного времени, а именно более 3 часов в день; 35% - уделяют общению с компьютером 1-2 часа в день; 27 % - до 3 часов в день. Таким образом, подростки отдают предпочтение «общению» с компьютером, нежели общению с друзьями или другим видам досуговой деятельности. Результаты опроса на этот вопрос отражены на диаграмме 1.

Диаграмма1.



3. Вопрос «Для чего тебе нужен компьютер?»

В ходе проведения опроса были определены цели приобретения компьютера мальчиков и девочек. Полученные результаты представлены в виде сравнительной таблицы 2.

Таблица 2.

Критерий

мальчики ( %)

девочки (%)

Играть в компьютерные игры

35

30

Поиск информации для занятий , обучение

55

60

Общаться через Интернет

10

10

Из всех полученных данных можно сделать вывод о том, что цель приобретения компьютера мальчики и девочки выбирают одни и те же, однако девочки большее внимание уделяют учёбе, используя компьютер.

4.Вопрос « Что вас больше интересует: компьютер или чтение книг?»

Практически большая часть опрошенных (86,21%) ответили, что компьютер (диаграмма 2)

Диаграмма 2.

В ходе анкетирования было выявлено, что школьники отдают предпочтение компьютеру в досуговой сфере, а это может привести к интернет- зависимости. Поэтому необходимо было выявить степень интернет-зависимости учеников 7-8 классов, используя опросник К.Янга .

Данные теста-опросника К. Янг на определение интернет-зависимости помогли выявить учащихся с высоким уровнем интернет-зависимости - 9 %, средним уровнем- 25% и низким уровнем -66%.

Диаграмма 3


Таким образом, можно сделать вывод, что 9% респондентов находятся в опасном положении, а четверть учащихся со средним уровнем зависимости находятся в «группе риска», существуют предпосылки к интернет-зависимости у 66% респондентов.

Для диагностики компьютерной зависимости среди обучающихся 9-11 классов был использован психологический тест «Диагностика компьютерной зависимости» (составители Шакурова А.Р., Дроздикова – Зарипова А.Р.). Диагностика проводилась по трём компонентам.

Компенсаторный компонент направлен на выявление проблемы в построении отношений с реальностью; эмоциональный контакт с виртуальностью; поиск гармонии, эмоциональной стабильности и удовольствия в виртуальности – то есть всё, что способствует компенсации неблагополучности. Результаты диагностики компенсаторного компонента отражены в таблице 3.

Таблица 3.

Компенсаторный компонент или компьютерная зависимость как атарактическая зависимость (по В.Д.Менделевич)

количество опрашиваемых

пол

средний балл

уровень зависимости

33

ж

17

низкий

33

м

22

низкий


По результатам диагностики выявлено, что у всех опрошенных компьютерная зависимость как атарактическая зависимость находится на низком уровне зависимого от компьютера поведения.

Диаграмма 4.

Социальный компонент направлен на выявление раздражения при разрыве контакта, связывание своего будущего и планов с компьютером; отношения в виртуальности. Результаты диагностики социального компонента отражены в таблице 4.

Таблица 4.

Социальный компонент или помещение интересов, жизненных приоритетов в виртуальное пространство (по А.В. Котлярову)

количество опрашиваемых

пол

средний балл

уровень зависимости

33

ж

21

низкий

33

м

20

низкий

Результаты диагностики показали, что у всех опрошенных помещение интересов, жизненных приоритетов в виртуальное пространство находится на низком уровне зависимого от компьютера поведения.

Диаграмма 5.

Сверхценностный компонент направлен на выявление затраты времени, здоровья, денег на компьютер. Результаты диагностики сверхценностого компонента отражены в таблице 5.

Таблица 5.

Сверхценностный компонент или степень поглощенности личного пространства компьютером (по А.В. Котлярову, К. Янг, А. Войскунскому, Ф.А. Саглам)

количество опрашиваемых

пол

средний балл

уровень зависимости

33

ж

16

Низкий

33

м

17

Низкий

Результаты диагностики показали, что у всех опрошенных степень поглощённости личного пространства компьютером также находится на низком уровне.

Диаграмма 6.


Таким образом, все аспекты зависимого от компьютера поведения у респондентов находятся на низком уровне зависимого от компьютера поведения.

Для более точной диагностики интернет - зависимости была применена шкала интернет -зависимости из опросника «Поведение в Интернете» Анастасии Жичкиной.

Результаты диагностики отражены в таблице 6.

Таблица 6.

Диагностика Интернет-зависимости

количество

респондентов

пол

склонны к Интернет-зависимости

% от общего числа

33

женский

7

22

33

мужской

0

0

Исследование показало, что среди лиц мужского пола нет интернет-зависимости; 7 человек из лиц женского пола (22%) склонны к интернет-зависимости.

Диаграмма 7.


Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что девушки являются более интернет-зависимыми, чем юноши. Видимо, это связано с тем, что девушки являются более эмоционально зависимыми от общения и стремятся расширить его границы разными способами.

Проведённая диагностика среди старшеклассников свидетельствует, что все респонденты из числа учащихся 9-11 классов имеют низкий уровень зависимого от компьютера поведения. Склонных к интернет-зависимости из числа опрошенных в общей сложности намного меньше, однако данная проблема среди старшеклассников всё-таки существует.

2.3. Профилактические мероприятия по предупреждению

компьютерной зависимости и интернет- зависимости


Компьютер и Интернет стали частью нашей жизни. К Всемирной паутине мы обращаемся в поисках информации и для организации своего досуга. Много полезного и интересного в интернете находят не только взрослые, но и дети. Но для сохранения психического здоровья ребёнка целесообразна профилактика интернет-зависимости. Регулярная профилактика позволит избежать зависимости от интернета у ребёнка. Необходимо научить его рациональному подходу к пользованию глобальной сетью. Пусть интернет обогатит жизнь ребёнка новыми знаниями, но не крадёт у него драгоценное время для развития, отдыха и общения.

Работу по профилактике интернет-зависимости нужно начинать, прежде всего, с родителей. Чем больше времени ребёнок проводит, общаясь в семье, тем меньше у него соблазна сесть за компьютер.
Рекомендации для родителей

1.Ограничьте доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. Если ребёнок всё же встретился с такой информацией, нужно в доступной форме объяснить ему, почему для него это опасно. Категорический запрет безо всяких объяснений только увеличит интерес к этой информации.

2. Общение с компьютером у подростков должно иметь жёсткие рамки, то есть нужно установить, в какое время ребёнок общается с компьютером, в каком количестве и что он на нём делает.

3. Используйте «Родительский контроль» - это ограничение доступа детей и подростков к нежелательным сайтам в Интернет, например, порносайтам, пропаганде насилия, сайтам знакомств, игровым сайтам, социальным сетям и т.д. Родительский контроль может не только блокировать доступ к нежелательным для детей сайтам, но ограничивать использование Интернет по времени суток, дням недели или длительности сеанса. Существует множество программ и фильтров, которые помогут вам контролировать открытие нежелательной информации и время, которое можно проводить в Интернете. Вы можете воспользоваться одной из ниже перечисленных:
-Антивирус Касперского с возможностями Родительского контроля - «Kaspersky InternetSecurity»,
- программа-фильтр «NetPolice»,

- программа-фильтр «Интернет Цензор».

4.Чтобы предохранить ребёнка от формирования у него компьютерной зависимости, следует заинтересовать его тем, что никак не связано с компьютером, показать, что существует масса других интересных увлечений: занятия спортом, танцами, а также музыка, рукоделие, кулинария, уход за домашним животным.

5.Родителям надлежит проводить с детьми больше свободного времени. Совместным времяпрепровождением может быть работа на даче, поход в театр, кино, рыбалка, купание, катание на лыжах и коньках, поездки на велосипедах.

Рекомендации для педагогов

1. Профилактическая работа начинается с мониторинга физического здоровья учащихся. Необходимо  изучить медицинские карты, поговорить с фельдшером школы о группах здоровья, с учителем физического воспитания о показателях физической подготовки учащихся.

2. Должен быть установлен лимит времени работы за компьютером. Непрерывная продолжительность компьютерных занятий для подростков 13–15 лет должна быть не более 25 минут, 16–17 лет — на первом часу учебных занятий — 30 минут, на втором — 20 мин. Внеучебные занятия на компьютере рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью: для учащихся 6-х классов и старше — не более 90 мин.

3.Проведение индивидуальной и групповой профилактической работы среди обучающихся по проблеме компьютерной зависимости.

4. Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность.

5.Организация работы родительского лектория по вопросу предупреждения компьютерной зависимости.

6. Профилактику Интернет-зависимости необходимо проводить уже в начальной школе, чтобы избежать в дальнейшем возможных рисков.


Рекомендации для обучающихся

1.Посещайте различные группы и клубы, занимайтесь спортом, музыкой, танцами, пением и т.д. Займитесь вместе с другом физическими упражнениями.

2. Посмотрите фильм, почитайте книгу. Найдите какой-нибудь интерес, который станет для вас альтернативой интернету.

3. Пополните запас ваших знаний. Наверняка, в вашем доме скопилось множество книг, которые вы давно хотели прочесть. Займитесь этим. Таким образом, вы не только отвлечетесь от интернета, но и займетесь самообразованием.

4. Установите лимит времени работы вашего компьютера. Выключайте компьютер, если у вас нет необходимости в нём.

5. Созванивайтесь и встречайтесь с друзьями в реальном времени.

Сегодня, несмотря на столь реактивное распространение Интернет-технологий ,возможно преодоление и предотвращение человеческой катастрофы под названием «компьютерная зависимость». Это возможно, заменяя и замещая Интернет-общение общением реальным, живым без ограничения временных рамок и материально-технических возможностей.

Выводы по II главе. Проведённое социологическое исследование показало, что 83% респондентов имеют низкий уровень зависимого от компьютера поведения. Склонных к Интернет-зависимости из числа опрошенных в общей сложности меньше по сравнению с общим количеством респондентов и составляет 31%. Можно объяснить это явление тем, что многие школьники являются членами детских общественных объединений: школьного спортивного клуба, военно-патриотического клуба, волонтёрского отряда, юнармейского обряда - и сориентированы на физическую культуру, спорт, динамический образ жизни. Однако данная проблема среди школьников всё-таки существует. В связи с этим очень актуальной является профилактическая разъяснительная работа с этой категорией школьников. Необходимо активнее привлекать детей в волонтёрскую работу, в различные соревнования, клубы по интересам, в работу объединений дополнительного образования, вовлекать их в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и интернет-общение не стали заменой реальности.


























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование современных компьютерных технологий практически во всех сферах деятельности человека - уже свершившийся факт. Вместе с несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющие на социально-психологическое здоровье, а именно возникновение компьютерной зависимости. Задача специалистов выявить пользователей с повышенным риском развития компьютерной аддикции и прицельно использовать профилактические мероприятия.

В ходе работы над данным исследовательским проектом «Здоровый образ жизни и зависимость школьников от компьютеров и сети Интернет» поставленные цели и задачи были достигнуты:

-изучена литература по теме интернет- зависимости, рассмотрены понятие «интернет – зависимости», её виды, причины, последствия, меры профилактики;

-выявлен уровень компьютерной зависимости и интернет - зависимости среди учащихся 7 -11 классов школы через тестирование;

-разработаны практические рекомендации для педагогов, подростков и их родителей по профилактике компьютерной зависимости и интернет - зависимости.

Выдвинутая гипотеза: в МКОУ « Касторенская средняя общеобразовательная школа №1» есть ряд школьников, относящихся к группе риска компьютерной зависимости и интернет - зависимости– полностью подтвердилась. К сожалению, в нашей школе среди подростков есть учащиеся с интернет- зависимостью. Для того чтобы снизить количество интернет зависимых подростков и повысить уровень знаний среди детей и родителей об интернет- зависимости, были разработаны практические рекомендации для педагогов, подростков и их родителей по профилактике интернет -зависимости.

Теоретические исследования свидетельствуют, что компьютерные технологии, оказывая глубокое воздействие на психику и сознание подростка, приводят к нарушению их социально-психологической адаптации. В результате формируется индивидуальная система ценностей, расходящаяся с общепринятой. Интернет-зависимость приводит к снижению успеваемости школьников и ухудшает их физическое здоровье .

Изучение данной проблемы даёт основание признать необходимость дальнейшего углубленного изучения интернет- зависимости как модели психических и физических расстройств.

Результаты проведённого исследования заставляют задуматься: ведь от того, чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе. Проблема интернет- зависимости среди подростков является актуальной в настоящее время. Подростки во взаимодействии с интернетом находятся в большой опасности, так как представляют собой наиболее незащищенную аудиторию, поскольку в меньшей степени, чем взрослые, в состоянии фильтровать тот вал информации, который обрушивается на них из Интернета.

Интернет-зависимость – это серьёзная проблема, которая причиняет ущерб здоровью школьников, проблема, с которой нужно и можно бороться. Ведь любая зависимость – это болезнь, а болезнь проще предупредить, чем вылечить.

Воспитание компьютерной культуры, самовоспитание пользователей – вот противоядие интернет -зависимости.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. Сер.14.1996. Вып.4.

2. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскуновский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)

3. Бабаева Ю. Д, Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журн. 1998.Т. 19 №1. С.89-100.

4. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)

5. Балонов И.М. "Компьютер и подросток" М., 2002 г. стр.32-58.

6. Бирюков В. "Сеть и наркомания". Компьютерный еженедельник "Компьютерра" №16, 1998, стр.13-15.

7.Смирнова А.А.,Синогина Е.С.Влияние компьютера и сети Интернет на физическое и психическое здоровье школьников. https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kompyutera-i-seti-internet-na-fizicheskoe-i-psihicheskoe-zdorovie-shkolnikov
































ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Опросник Кимберли Янга

Пройдите тест, отвечая на вопросы предельно честно. Оцените свои ответы на каждый из вопросов по следующей шкале.

Никогда или крайне редко - 1 балл.

Иногда - 2 балла.

Регулярно - 3 балла.

Часто - 4 балла.

Всегда - 5 баллов.

Часто ли вы:

1. Замечаете, что проводите в компьютерных играх больше времени, чем намеревались?

2. Пренебрегаете домашними делами, чтобы подольше находится в игре?

3. Предпочитаете пребывание в играх интимному общению с партнером?

4. Заводите знакомства с пользователями интернета, находясь в играх?

5. Раздражаетесь из-за того, что окружающие интересуются количеством времени, проводимым вами за играми?

6. Отмечаете, что перестали делать успехи в учебе или работе, так как слишком много времени проводите в играх?

7. Включаете компьютер раньше, чем сделаете что-то другое, более необходимое?

8. Отмечаете, что снижается производительность труда из-за увлечения играми?

9. Занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда вас спрашивают, чем вы занимаетесь в играх?

10. Блокируете беспокоящие мысли о вашей реальной жизни мыслями об игроке?

11. Обнаруживаете себя предвкушающим перед очередным сеансом игр?

12. Ощущаете, что жизнь без компьютерных игр скучна, пуста и безрадостна?

13. Ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто- то пытается отвлечь вас от игры?

14. Пренебрегаете сном, засиживаясь в игре допоздна?

15. Предвкушаете, какой игрой займетесь, находясь не за компьютером?

16. Говорите себе: "Еще минутку", сидя в игре?

17. Терпите поражение в попытках сократить время, проводимое за игрой?

18. Пытаетесь скрыть количество времени, проводимое вами в игре?

19. Вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями, выбираете

компьютерную игру?

20. Испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне

игры и отмечаете, что это состояние проходит, как только вы оказываетесь в

игре?

Подсчитайте результаты. Интерпретация:

20–49 баллов — обычный пользователь Интернета. Можете путешествовать в виртуальном мире сколько угодно долго, т.к. умеете контролировать себя.

50–79 баллов — есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом. Если вы не обратите на них внимания сейчас - в дальнейшем они могут заполнить всю вашу жизнь.

80–100 баллов — Интернет-зависимость. Использование компьютерных игр вызывает значительные проблемы в вашей жизни. Вам требуется срочная помощь психотерапевта.


Приложение 2.

Тест на выявление компьютерной зависимости

(составители Шакурова А.Р., Дроздикова – Зарипова А.Р.)

Опросник

Инструкция: Ответьте на предложенные вопросы, используя следующие оценки никогда – 0, редко – 1, часто – 2, очень часто – 3, всегда – 4.

1. Как часто Вы замечаете свои слова «еще пару минут...», когда находитесь за компьютером?

2. Как часто Вы забывали о своих домашних обязанностях, об учебе, встречах и договоренностях, чтобы провести больше времени за компьютером?

3. Часто ли Вы регистрируетесь и участвуете на форумах, чатах, социальных сетях?

4. Как часто Вы знакомитесь в Интернете или компьютерных салонах?

5. Часто ли Вы чувствуете себя удачливее, интереснее, находчивее, когда работаете на компьютере?

6. Как часто Вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться работой или учебой на компьютере?

7. Часто ли Вы обсуждаете возможности компьютера со своими знакомыми, пытаетесь узнать больше о компьютерной технике?

8. Как часто Вы сопротивляетесь разговору или скрываете, если Вас спрашивают о том, что Вы делали в Интернете?

9. Часто ли работа на компьютере помогает Вам забыть о неприятностях?

10. Вы чувствуете приятое предвкушение от предстоящего выхода в сеть?

11. Часто ли Вы засиживаетесь за компьютером так, что не успеваете помыться, поесть, выспаться?

12. Как часто Вы раздражаетесь, если что-то отрывает Вас от компьютерной игры?

13. Часто ли Вы специально начинаете играть в игру или серфинговать в Интернете, чтобы справиться с неприятными мыслями или со стрессом?

14. Бывает ли такое чувство, что Вы поглощены Интернетом, когда не находитесь в сети, или воображаете, что Вы там будете делать? 15. Как часто Вы обнаруживаете, что сидите за компьютером дольше, чем планировали?

16. Часто ли у Вас болит голова или кисти рук, возникает сухость слизистой оболочки глаз?

17. Как часто Вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в сети?

18. Часто ли Вы играете в ролевые компьютерные игры?

19. Как часто Вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, которые вскоре исчезают, стоит Вам заняться делом на компьютере?

20. Часто ли компьютерные игры бывают действительно захватывающими, как настоящие события?

21. Часто ли Вы замечаете, что работа за своим компьютером удается Вам лучше, чем за чужим?

22. Часто ли пьете или едите что-нибудь во время работы на компьютере?

23. Вы заранее думаете об компьютерных играх, часто вспоминаете предыдущие этапы игры, предвкушаете последующие?

24. Часто ли Вы выходите в Интернет, играете в компьютерные игры или работаете на компьютере, чтобы занять свободное время?

25. Как часто Вы теряете сон, когда поздно сидите в Интернете?

26. Часто ли Вы выясняете отношения со знакомыми с помощью переписки в социальной сети или через электронную почту?

27. Часто ли Вы предпочитаете развлечения в Интернете общению с друзьями, семьей?

28. Считаете ли Вы, что покупки через Интернет выгоднее?

29. Часто ли вы обращаетесь к компьютеру по прозвищу или «уговариваете» его работать быстрее и лучше

30. Часто ли люди не знают элементарных понятий о компьютере (скайп, реал, серфинг в сети и т.д.)?

31. Как часто Ваши знакомые жалуются, что Вы постоянно «сидите» за компьютером?

32. Часто ли Вы задумываетесь, что хакеры, программисты очень необычные и интересные люди?

33. Часто ли Вы раздражаетесь из-за медленного соединения Интернета, когда «зависает» компьютер или «сбоит» программа?

34. Часто ли Вы прежде выполнения заданий по учебе или работе стараетесь вдоволь наиграться в компьютерные игры или сделать все самое важное в социальной сети?

35. Часто ли Вам хочется иметь более мощный компьютер?

36. Часто ли Вы предпочитаете телевизору компьютер?

37. Часто ли Вы чувствуете, что Интернет или компьютерные игры позволяют Вам наиболее полно и свободно показать себя, реализоваться?

38. Часто ли Вы говорите неправду о себе в Интернете?

39. Как часто Вы предпочитаете общаться в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?

40. Как часто Вы пытаетесь безуспешно уменьшить время, проводимое за компьютером?

41. Часто ли Вы задумываетесь о возможностях компьютерных игр, Интернета для достижения «жизненных целей»?

42. Часто ли Вы думаете связать свою профессию с работой за компьютером?

43. Как часто «страдает» Ваша учеба (работа) из-за Интернета или компьютера?

44. Часто ли Вы убеждаетесь, что в современном мире везде нужен компьютер для полноценной работы и отдыха?

45. Как часто Вы думаете, что жизнь без компьютера станет скучной, пустой и безынтересной?

46. Часто ли окружающие не понимают, насколько важно вам завершить начатое на компьютере дело?

47. Как часто Вы прерываете переписку или не начинаете общение в Интернете с неинтересными Вам людьми?

48. Часто ли компьютер помогает Вам показать свои способности в работе или учебе?

Обработка результатов: Низкий уровень (или отсутствие выраженных признаков зависимого поведения): 0-63 баллов. Средний уровень (или признаки зависимого поведения выражены слабо): 64-128 баллов. Высокий уровень зависимости (или признаки зависимого поведения выражены сильно): 129 – 192 баллов.

Вопросы теста разделены на три компонента:

• Компенсаторный компонент или компьютерная зависимость как атарактическая зависимость (по В.Д.Менделевич): проблемы в построении отношений с реальностью; эмоциональный контакт с виртуальностью; поиск гармонии, эмоциональной стабильности и удовольствия в виртуальности – т.е. все, что способствует компенсации неблагополучности (вопросы 5, 8, 9, 10, 13, 14, 18, 19, 20, 21, 23, 29, 36, 37, 45 , 48.);

• Социальный компонент или помещение интересов, жизненных приоритетов в виртуальное пространство (по А.В. Котлярову): раздражение при разрыве контакта, связывание своего будущего и планов с компьютером; отношения в виртуальности (вопросы 2, 3, 4, 7, 12, 26, 28, 30, 32, 33, 38, 39, 41, 42, 46, 47);

• Сверхценностный компонент или степень поглощенности личного пространства компьютером (по А.В. Котлярову, К. Янг, А. Войскунскому, Ф.А. Саглам): затраты времени, здоровья, денег на компьютер (1, 6, 11, 15, 16, 17, 22, 24, 25, 27, 31, 34, 35, 40, 43, 44).

Приложение 3.

Шкала Интернет-зависимости Анастасии Жичкиной

Опросник

Инструкция:

Выберите, пожалуйста, один из двух вариантов ответов (А или Б) тот, который лучше всего подходит для описания вашего поведения в Интернете и отметьте его галочкой.

В этой анкете нет правильных или неправильных ответов, нам важно знать именно Ваше мнение.

1. А. Когда мне грустно или одиноко, я обычно выхожу в Интернет.

1. Б. Я не чувствую необходимости выйти в Интернет тогда, когда у меня плохое настроение.

2. A. Когда я провожу в Интернете меньше времени, чем обычно, я чувствую себя подавленно.

2. Б. Мое эмоциональное состояние не зависит от того, сколько времени я провожу в Интернете.

3. A. Я чувствую, что мое увлечение Интернетом мешает моей учебе, работе или отношениям с людьми вне Интернета.

3. Б. Использование Интернета не мешает моим отношениям с людьми, учебе или работе.

4. А. Многие мои знакомые не знают, сколько времени я на самом деле провожу в Интернете.

4. Б. Большинство моих знакомых знает, сколько времени я провожу в Интернете.

5. A. Я часто пытаюсь уменьшить количество времени, которое я провожу в Интернете.

5. Б. Я не пытаюсь уменьшить количество времени, которое я провожу в Интернете.

6. A. Когда я не в Интернете, я часто думаю о том, что там происходит.

6. Б. Когда я не в Интернете, я редко думаю о нем.

7. A. Я предпочитаю общаться с людьми или искать информацию через Интернет, а не в реальной жизни.

7. Б. Я далеко не всегда прибегаю к помощи Интернета, когда мне нужно найти информацию или пообщаться.

Выбор варианта «А» оценивается в 1 балл, выбор варианта «Б» – 0 баллов.

Склонными к Интернет-зависимости считаются испытуемые с баллами по шкале Интернет-зависимости 3 и выше, не склонными к Интернет-зависимости – с баллом 0 по этой шкале.

Интернет-зависимыми в строгом смысле слова считаются те, кто набирает 6- 7 баллов по этой шкале.


25




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!