СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровосберегающие технологии в практике учителя истории и обществознания.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование здоровьесберегающих технологий. Из опыта работы.

Просмотр содержимого документа
«Здоровосберегающие технологии в практике учителя истории и обществознания.»

Здоровосберегающие технологии в практике 
учителя истории и обществознания.
Из опыта работы учителя истории и обществознания

Зятиковой Светланы Андреевны
 

«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил…  и не свод требований к режиму,

питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте
всех физических и духовных сил, венцом этой гармонии является
радость творчества»
В.А.Сухомлинский

  Здоровье – это одно из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.

Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских учёных-педагогов Н.И.Пирогов, «всё будущее жизни находится в руках школы… прямое назначение школы, примиренной с жизнью, - быть руководителем жизни на пути к будущему».
   Ребёнок должен понять простую истину, чтобы быть успешным необходимо быть здоровым. На протяжении последних десятилетий состояние здоровья детей вызывает серьёзную тревогу специалистов различного профиля. Так же проблема физического и психического здоровья детей всегда волновало родителей и учителей. В настоящие время она усугубилась в связи с увеличением учебной нагрузки, ухудшением факторов окружающей среды, питания, снижением двигательной активности детей. За последние годы численность практически здоровых школьников резко снизилась, с переходом из класса в класс здоровье детей ухудшается.

Инновации в образовании, введение ЕГЭ и инновационных форм ГИА ставят перед учителем задачу сопровождения здоровья учащихся.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

У современно педагога есть возможность через урок и внеурочное время снизить влияние школьных факторов риска на здоровье детей. Реализацией этой задачи на уроках и во внеурочное время я занимаюсь в течение последних лет.

На уроках и во внеурочной работе я решаю 3 группы задач, связанных с проблемой здоровья учащихся:

  • диагностические,

  • коррекционные,

  • формирующие.

При этом я фиксирую свое внимание не только на учащихся, но и на условиях проведения занятий.
  В начале урока оцениваю и в дальнейшем удер­живаю свое внимание на гигиенических условиях в классе: достаточна ли освещенность, не мешает ли шум, доносящийся из-за окон или из соседних помещений, хорошо ли проветрен класс, не слишком ли сухой воздух и оптимальна ли его темпе­ратура. Но пренебре­жение этими требованиями приведет к более быстрому утомлению учащихся, а в дальнейшем скажется на их здоровье. В моём кабинете есть комнатные цветы. Они создают уют и поддерживают качество воздуха.

Не менее важно психофизиологическое состояние школьников и все, что так или иначе связано с влиянием на их здоровье. 

Первичную экспресс-оценку эмоционально-психологической атмосферы в классе на уроках провожу по следующим показателям:

  • возбуждены (перевозбуждены), например, после урока физкультуры;

  • утомлены, выглядят уставшими;

  • взволнованы, тревожны, чем-то обеспокоены;

  • сосредоточены, деловиты, настроены на урок;

  • насторожены, напряжены, враждебны (обычно — установка на конкретного учителя).

В дальнейшем подобными индикаторами состояния класса выступают ученики, которые:

  • быстрее других утомляются, отключаясь от учебного процесса;

  • отличаются трудностью концентрации и удержания вни­мания, повышенной двигательной активностью, возбудимостью и другими проявлениями психофизиологических особенностей;

  • более склонны к нарушениям дисциплины;

  • опережают других учеников в темпах выполнения класс­ных заданий;

  • вообще не включены в учебный процесс, присутствуют на уроке по

необходимости.

   Одним из направлений работы стало использование работы в режиме двигательной активности. Начиная с первых уроков в 5 классах, слежу за осанкой детей, провожу физическую паузу с комплексом упражнений для уставших мышц и зарядку для глаз. Иногда физические паузы приходится проводить не в середине, а в начале урока, т.к. это помогает сосредоточить внимание детей, нацелить их на работу, снять напряжение, оставшееся в них с предыдущего урока (особенно после контрольной работы). На каждой перемене обязательно проветриваю кабинет. Школьникам необходим свежий воздух для улучшения самочувствия детей и повышения их работоспособности.

зарядка

К воздействию на физическое здоровье во время урока относится, прежде всего, сохранение физических характеристик обучающихся: зрение, слух, осанка. Их сохранению способствует смена деятельности на уроке. Например, сначала устно обсуждали какое-либо историческое событие, потом законспектировали в тетрадь, затем послушали учителя и т.д. Благодаря смене деятельности, урок, во-первых, проходит незаметно, быстро, потому что он интересен и многообразен, пестр по содержанию. Во-вторых, это необходимое условие сохранения здоровья на уроке истории.

Запись на доске, вставить пропущенные слова

Другое направление работы: Передача знаний по предотвращению отдельных болезней осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Например:

  • при изучении темы «Древний Египет» (5, 10 классы) обязательно рассматривается вопрос «Почему в ежедневном рационе простых египтян были чеснок и лук?»;

  • при выяснении причин вымирания американских индейцев (7, 8, 10 классы) заостряется внимание на отравляющее влияние алкоголя на организм человека и отсутствие иммунитета у аборигенов на такие инфекционные заболевания как грипп и ангина, унёсшие жизнь многих коренных жителей Америки, отмечается, что африканцам удалось избежать эпидемий этих болезней благодаря употреблению бананов;

  • при изучении средневековой Европы подчёркивается, что основная причина моров и эпидемий – отсутствие элементарных правил гигиены, таких как умывание и мытьё, регулярная смена белья.

Пропагандируется здоровый образ жизни и на уроках истории и обществознания. Например:

  • в 5 классах при рассматривании темы «Спарта» акцентируется внимание учащихся на том, что спартанцы специально и насильно поили вином илотов, чтобы посмеяться над ними и показать подрастающей спартанской молодёжи пагубное воздействие вина;

  • на уроках обществознания в 5,7 классах обязательно рассматривается статья 23 УК РФ. «Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения»;

  • на уроках обществознания в 7 классах, изучая психологические и возрастные особенности подросткового возраста, подчёркивается, что подражание «взрослому» образу жизни – всего лишь иллюзия, которая может привести к пагубным последствиям, единственный путь избежать эти последствия - осознанные понимание и контроль своего поведении;

  • при изучении глобальных проблем человечества подростки понимают, что демографическая проблема сегодня - это результат не только экологических и экономических проблем, но и последствие небрежного отношения к себе и своему здоровью предшествующих поколений.

С целью пропаганды здорового образа жизни на уроках обществознания учащимися были выполнены творческие проекты, итогом которых стало изготовление буклетов по здоровому образу жизни (буклеты).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!