СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии в процессе экологического воспитания обучающихся в МОУ «Помарская СОШ»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Через экологическое образование можно достичь перехода от «засоряющего» типа поведения людей в окружающей среде к «природосообразному». Целью работы является формирование экологической культуры обучающихся, применяя здоровьесберегающие технологии.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в процессе экологического воспитания обучающихся в МОУ «Помарская СОШ»»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В

МОУ «ПОМАРСКАЯ СОШ»

Данилова Рамзия Раисовна, учитель биологии

Иванова Надежда Вадимовна, учитель химии

МОУ «Помарская средняя общеобразовательная школа»

с. Помары, Волжский район, Республика Марий Эл

Современная экология - это интегральная комплексная наука, которая изучает взаимоотношения организмов и среды, определяет масштабы допустимого воздействия человека на среду, выявляет пути снижения этих воздействий. Человек и среда взаимозависимы. Измененная человеком природа вызывает изменения в человеческом организме.

Экологическая культура личности должна пониматься как единство культуры познания и понимания экологических процессов, культуры, ответственной деятельности человека в окружающей среде. Экологическая культура включает в себя практический и духовный опыт обеспечения выживания и социального прогресса, как отдельной личности, так и общества в целом. Лишь через экологическое образование каждого человека можно достичь перехода от «засоряющего» типа поведения людей в окружающей среде к «природосообразному».

Цель: формирование экологической культуры обучающихся, применяя здоровьесберегающие технологии.

Задачи:

  1. формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их решения;

  2. формирование мотивов потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

  3. развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценки состояния и улучшению окружающей среды своей местности;

  4. развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношения к природе как универсальной ценности), нравственного (воле и настойчивости, ответственности).

В стремительно меняющемся окружающем мире содержание школьных предметов (географии, природоведения, окружающего мира, биологии, физики, химии) и внеурочной деятельности должно отвечать, прежде всего, цели подготовки учащихся быть адекватными окружающей действительности. Воспитание нравственного отношения к природе у подростков имеет особое значение, так как именно подросток проявляет бездушное, иногда злобное отношение к животным, растениям, недостойно ведет себя в природе. Особое значение имеет формирование у ребят желания внести свой вклад в охрану природы, преодоление у них пассивности, безынициативности в этом важном деле. Таким образом, главный акцент необходимо переносить на преодоление потребительского отношения к природе, на воспитание норм поведения в окружающей среде, воспитание учащихся в духе бережного отношения к природе, заботе о ее непреходящих ценностях на основе интеллектуальной, эмоциональной и практической деятельности. Достижению этих задач в значительной степени способствует приобретение экологических знаний, умений и навыков для самостоятельного оценивания качества и уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, социально-ответственного поведения в ней. Именно эту мысль педагогический коллектив школы старается пронести через все разнообразие форм и методов как урочной, так и внеклассной работы, отдавая предпочтение активным формам деятельности.

Эти задачи легли в основу всей работы нашей школы по экологическому воспитанию и образованию обучающихся, начиная с младших школьников и заканчивая старшеклассниками. Такая преемственность в работе позволяет вести систематическую работу с обучающимися по углублению экологических знаний и практическому участию в природоохранных акциях, используя здоровьесберегающие технологии совместно с личностно - ориентированными методами обучения. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать, как совокупность приемов, форм и методов (фронтальный, групповой, практический, познавательная игра, ситуационный, соревновательный, активные методы обучения, метод индивидуальных заданий, воспитательные, просветительные) организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья.  Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как: диалогичность, деятельностно - творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития учащегося, предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Ежегодно МОУ «Помарская средняя общеобразовательная школа» принимает активное участие в организации и проведении общероссийской экологической акции «День защиты от экологической опасности» - доброй традиции, которая отражает стремление многих людей жить в согласии с природой.

Всероссийская экологическая акция является мощным идейным событием, объединяющим общественность в реализации экологической политики, защите конституционных прав граждан на экологическую безопасность и охрану здоровья, на внесение значимого вклада в сохранение окружающей среды для будущих поколений.

Систематически проводятся мероприятия: «Берегите воду», «День птиц», «Земля наш общий дом», «День земли», - как форма деятельности по экологическому воспитанию, которая позволяет мотивированно и обоснованно подвести учащихся к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, нашего общего земного дома. Выпуск стенгазет на различные экологические темы такие, как «Берегите птиц», «Земля наш общий дом», «Сохраним планету чистой», проведение фотоконкурсов «Как прекрасен этот мир», «Памятные места природы» и конкурсы рисунков «Мои пернатые друзья», «Берегите природу», - активизируют потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами проблемы окружающей среды.

Обучающиеся школы вовлечены в исследовательскую и проектную деятельность, принимают активное участие в научно-практических конференциях. Как правило, результаты наших проектов мы выносим на более массовое обсуждение, проводим школьные конференции. Тем самым утверждаем здоровый образ жизни, обращаем внимание многих на необходимость сбережения своего здоровья, а также здоровья природной среды, используя метапредметное взаимодействие (биология, химия, экология, психология, этика).

Иванова Н.В. принимает участие в акции «Марш парков», которая проводится г. Волжск, с командой юных защитников природы. К демонстрации ребята готовятся заранее:  рисуют плакаты, сочиняют лозунги и речевки.

Традиционными стали выставки поделок из природного материала «Дары осени», изготовленные из шишек, листьев, желудей, палочек, веточек, коры, цветов, плодов и семян. Экологическая творческая мастерская «Вторая жизнь бытовым отходам», в которой изготавливают изделия из бросового материала, позволяет показать на примере  творческих работ, как можно использовать  упаковочные и бумажные отходы в целях бережного отношения к природе.

Обучающиеся школы под руководством педагогов высаживают деревья и кустарники на территории сельского поселения и местного лесничества «Алексеевское», участвуют в ликвидации несанкционированных свалок с. Помары, оформляют клумбы и цветники школы, проводят побелку деревьев, бордюров и столбов центральной улицы с. Помары.  Ко дню Победы в школе проводится благоустройство территории вокруг памятников в д. Шеренгуб, д. Березники, с. Помары. Дети активно принимают участие в ежегодной акции «Чистый берег» и проводят очищение местных озер (берега): Зеленое, Куруктурское, Палкайка. Озеро Зеленое является природоохранной территорией, поэтому принимаем посильное участие в сохранности и благоустройстве не только озера, но и прибрежной зоны. Весной и осенью расчищаем от мусора лесной массив около озера площадью 2 га.

В школе для начальных классов проходит акция «Кормушка». Обучающиеся и их родители принимают активное участие в изготовлении кормушек, дети всю зиму подкармливают птиц. Дети среднего и старшего звена самостоятельно изготавливают скворечники и вывешивают их на территории с. Помары и близлежащих озер. Основная цель акций - формирование у учащихся понимания значимости сохранения птиц. Поэтому привлекаем внимание обучащихся школы к проблемам зимующих птиц, чтобы помочь им пережить холодный период, сохранить их численность и поддержать видовое разнообразие.

В целях включения обучающихся в природоохранную деятельность по сохранению лесов проводится акция «Сохраним лес». Обучающиеся нашей школы совместно с руководителем кружка «Юный эколог» Даниловой Р.Р. создают буклеты, призывающие к бережному отношению к природе, и раздают их жителям села.

Все эти мероприятия способствуют привитию навыков и умений решать практические вопросы с позиции экологической оценки результатов деятельности человека; сознанию учащимися необходимости сохранения и поддержания экологического равновесия в системе «Человек-природа-общество»; воспитанию чувства причастности и ответственности к решению проблем в деле сохранения окружающей среды, за здоровый образ жизни в здоровой окружающей среде; совершенствованию экологической подготовки учащихся; формированию экологической культуры у учащихся.

Обучающиеся нашей школы понимают современные экологические проблемы, осознают ответственность за сохранение природы и активно участвуют в природоохранной деятельности. Это результат нашей работы по привитию чувства любви к природе и умения видеть, ценить и сохранять ее красоту.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!