СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектирование приёмов организации здоровьесбережения младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе»

Проектирование  приемов организации здоровьесбережения  младших школьников  в процессе обучения  русскому языку и  литературному чтению  ,

Проектирование приемов организации здоровьесбережения младших школьников в процессе обучения русскому языку и литературному чтению

,

Здоровьесберегающая педагогика Цель здоровьесберегающей педагогики последователь­ное формирование в школе здоровьесберегающего образовательно­го пространства с обязательным использованием всеми педагогами соответствующих технологий; получение учащимися образования без ущерба для здоровья Задачи зоровьесберегающей педагогики: воспитание грамотности в вопросах здоровья; практическое воплощение по­требности вести здоровый образ жизни; внедрение в работу школы соответствующих рекомендаций, приемов, технологий; реализация всех позитивных возможностей, которыми располагает каждый учитель и каждая школа, стремящаяся дать ученику возможность не только сохранить, но и развить разные аспекты здоровья.

Здоровьесберегающая педагогика

Цель здоровьесберегающей педагогики

  • последователь­ное формирование в школе здоровьесберегающего образовательно­го пространства с обязательным использованием всеми педагогами соответствующих технологий;
  • получение учащимися образования без ущерба для здоровья

Задачи зоровьесберегающей педагогики:

  • воспитание грамотности в вопросах здоровья;
  • практическое воплощение по­требности вести здоровый образ жизни;
  • внедрение в работу школы соответствующих рекомендаций, приемов, технологий;
  • реализация всех позитивных возможностей, которыми располагает каждый учитель и каждая школа, стремящаяся дать ученику возможность не только сохранить, но и развить разные аспекты здоровья.
Факторы, оказывающие влияние на состояние здоровья детей  неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия; активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек; особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Факторы, оказывающие влияние на состояние здоровья детей

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
Методы и приемы здоровьесбережения методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.

Методы и приемы здоровьесбережения

  • методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
  • активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др.);
  • методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.
ВИДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ  Защитно-профилактические: направлены на защиту детей от неблагоприятных для здоровья воздействий (санитарно-гигиенические требования, чистота, прививки и т. п.); компенсаторно-нейтрализующие: используются для нейтрализации какого-либо негативного воздействия (физкультминутки, витаминизация пищевого рациона и др.); стимулирующие: позволяют активизировать собственные ресурсы детского организма (закаливание, физические нагрузки и т. п.); информационно-обучающие: призваны обеспечить уровень грамотности в вопросах здоровья.

ВИДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

  • Защитно-профилактические: направлены на защиту детей от неблагоприятных для здоровья воздействий (санитарно-гигиенические требования, чистота, прививки и т. п.);
  • компенсаторно-нейтрализующие: используются для нейтрализации какого-либо негативного воздействия (физкультминутки, витаминизация пищевого рациона и др.);
  • стимулирующие: позволяют активизировать собственные ресурсы детского организма (закаливание, физические нагрузки и т. п.);
  • информационно-обучающие: призваны обеспечить уровень грамотности в вопросах здоровья.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ  Организационно-педагогические: определяют структуру учебного процесса, способствующую предотвращению переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний; психолого-педагогические: связаны с работой учителя на уроке и воздействием на детей в течение классно-урочного времени; учебно-воспитательные: включают программы, направленные на обучение грамотной заботе учащихся о своем здоровье, на мотивацию их к здоровому образу жизни, на предупреждение вредных привычек, на просвещение родителей и пр.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

  • Организационно-педагогические: определяют структуру учебного процесса, способствующую предотвращению переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
  • психолого-педагогические: связаны с работой учителя на уроке и воздействием на детей в течение классно-урочного времени;
  • учебно-воспитательные: включают программы, направленные на обучение грамотной заботе учащихся о своем здоровье, на мотивацию их к здоровому образу жизни, на предупреждение вредных привычек, на просвещение родителей и пр.
Урок с позиций здоровьесбережения

Урок с позиций здоровьесбережения

При проектировании урока следует обратить внимание на следующие показатели Итоговая плотность урока, т. е. количество времени, затраченного школьниками непосредственно на учебную работу. Реко­мендуемые показатели — в диапазоне от 60% до 80%. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрас­танием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока. Состояние и вид учеников, выходящих с урока: на одном по­люсе — спокойно-деловое, удовлетворенное, умеренно-возбужден­ное состояние школьников; на другом — утомленное, растерянное, агрессивное, фрустрированное, «взвинченное».

При проектировании урока следует обратить внимание на следующие показатели

  • Итоговая плотность урока, т. е. количество времени, затраченного школьниками непосредственно на учебную работу. Реко­мендуемые показатели — в диапазоне от 60% до 80%.
  • Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрас­танием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.
  • Состояние и вид учеников, выходящих с урока: на одном по­люсе — спокойно-деловое, удовлетворенное, умеренно-возбужден­ное состояние школьников; на другом — утомленное, растерянное, агрессивное, фрустрированное, «взвинченное».
Показатели здоровьесберегающей направленности урока учет особенностей аудитории; создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициация разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

Показатели здоровьесберегающей направленности урока

  • учет особенностей аудитории;
  • создание благоприятного психологического фона на уроке;
  • использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу;
  • создание условий для самовыражения учащихся;
  • инициация разнообразных видов деятельности;
  • предупреждение гиподинамии.
Уровни гигиенической рациональности урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Основные правила построения здоровьесберегающего урока 1. Учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. 2. Главная цель учителя научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. 3. Для этого необходимо сформировать интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является показателем: - включенности ученика в обсуждаемую проблему, и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности. - проявлением и тренировкой познавательной активности. - показателем адекватно развитых коммуникативных навыков. 4. Количество и качество задаваемых учеником вопросов служит одним из индикаторов его психологического состояния (психологического здоровья), а также тренирует его успешность в учебной деятельности.

Основные правила построения здоровьесберегающего урока

1. Учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.

2. Главная цель учителя научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ.

3. Для этого необходимо сформировать интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос.

Задавание вопросов является показателем:

- включенности ученика в обсуждаемую проблему, и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности.

- проявлением и тренировкой познавательной активности.

- показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.

4. Количество и качество задаваемых учеником вопросов служит одним из индикаторов его психологического состояния (психологического здоровья), а также тренирует его успешность в учебной деятельности.

Комфортные начало и конец урока  Обеспечивают положительный эмоциональный настрой. Это достигается с помощью таких приемов: использование положительных установок на успех  («Я смогу», «У меня все получится» и др.); умение настроить себя и других на положительную волну («Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»); рисование различных значков на полях тетради, которые отражают настроение детей  (методика А.Н. Лутошкина, позволяющая быстро узнать степень готовности класса).

Комфортные начало и конец урока

  • Обеспечивают положительный эмоциональный настрой.
  • Это достигается с помощью таких приемов:
  • использование положительных установок на успех («Я смогу», «У меня все получится» и др.);
  • умение настроить себя и других на положительную волну («Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»);
  • рисование различных значков на полях тетради, которые отражают настроение детей (методика А.Н. Лутошкина, позволяющая быстро узнать степень готовности класса).
Рациональный режим  Выстраивать урок в рациональном режиме, т.е. с четким чередованием различных видов деятельности и отдыха детей. В силу возрастных особенностей необходимо учитывать, что первые 3-5 минут урока идет «вырабатывание». Оптимально устойчивая работоспособность длится 10-15 минут, после этого наступает состояние утомления, если не сменить тактику. Для повышения умственной работоспособности, предупреждения преждевременного утомления детей и снятия у них мышечного статического напряжения проведение физкультминутки с учетом специфики предмета, с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и дыхательной гимнастики

Рациональный режим

  • Выстраивать урок в рациональном режиме, т.е. с четким чередованием различных видов деятельности и отдыха детей.
  • В силу возрастных особенностей необходимо учитывать, что первые 3-5 минут урока идет «вырабатывание».
  • Оптимально устойчивая работоспособность длится 10-15 минут, после этого наступает состояние утомления, если не сменить тактику.
  • Для повышения умственной работоспособности, предупреждения преждевременного утомления детей и снятия у них мышечного статического напряжения проведение физкультминутки с учетом специфики предмета, с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и дыхательной гимнастики
Объяснение нового материала  Идет с опорой на субъективный опыт учащегося: дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности. Формы проведения учебных занятий: - урок-практикум; - урок-исследование; - урок-творческая мастерская; - урок-конкурс; - урок - творческая игра; - урок-путешествие; - урок-викторина. Стратегии: мозговой штурм, ключевые слова, чтение с пометками.

Объяснение нового материала

  • Идет с опорой на субъективный опыт учащегося: дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности.
  • Формы проведения учебных занятий:
  • - урок-практикум;
  • - урок-исследование;
  • - урок-творческая мастерская;
  • - урок-конкурс;
  • - урок - творческая игра;
  • - урок-путешествие;
  • - урок-викторина.
  • Стратегии: мозговой штурм, ключевые слова, чтение с пометками.
Технология сотрудничества  Создает все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся. Направленность – разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой технологии – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья учащегося. Приемы организации деятельности: -работа в группах, -работа в парах сменного состава, -деятельность с элементами соревнования, -взаимооценка, -ребенок-консультант и др.

Технология сотрудничества

  • Создает все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся.
  • Направленность – разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности.
  • Важнейшая черта этой технологии – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья учащегося.
  • Приемы организации деятельности:
  • -работа в группах,
  • -работа в парах сменного состава,
  • -деятельность с элементами соревнования,
  • -взаимооценка,
  • -ребенок-консультант и др.
Психологические приемы  Сказкотерапия , где дети учатся вместе со сказочными героями преодолевать трудности, быть добрыми и справедливыми. Музыкотерапия является интересным и перспективным направлением, которое используют в лечебных и оздоровительных целях. Экспериментально доказано, что музыка успокаивает, укрепляет иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы. Веселую ритмичную музыку используют в физкультминутках, а спокойную лирическую при самостоятельной работе как на уроках русского языка, так и литературного чтения.

Психологические приемы

  • Сказкотерапия , где дети учатся вместе со сказочными героями преодолевать трудности, быть добрыми и справедливыми.
  • Музыкотерапия является интересным и перспективным направлением, которое используют в лечебных и оздоровительных целях. Экспериментально доказано, что музыка успокаивает, укрепляет иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы.
  • Веселую ритмичную музыку используют в физкультминутках, а спокойную лирическую при самостоятельной работе как на уроках русского языка, так и литературного чтения.
Игровые оздоровительные технологии  Позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности. Виды игр, используемых на уроке: -развитие внимания; -развитие памяти и восприятия, наблюдательности; -развитие произвольных движений и самоконтроля; -развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации; -развитие мышления и речи.

Игровые оздоровительные технологии

  • Позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности.
  • Виды игр, используемых на уроке:
  • -развитие внимания;
  • -развитие памяти и восприятия, наблюдательности;
  • -развитие произвольных движений и самоконтроля;
  • -развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации;
  • -развитие мышления и речи.
Технология развивающего обучения  Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика позволяет учесть его возможности, способности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Уроки строить с учетом индивидуальных возможностей и способностей детей, используя трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. Помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные ученики активно реализуют свое стремление быстрее продвигаться вперед и вглубь, слабые – меньше ощущают свое отставание от сильных учеников. Они стремятся их догнать.

Технология развивающего обучения

  • Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика позволяет учесть его возможности, способности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий.
  • Уроки строить с учетом индивидуальных возможностей и способностей детей, используя трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы.
  • Помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные ученики активно реализуют свое стремление быстрее продвигаться вперед и вглубь, слабые – меньше ощущают свое отставание от сильных учеников. Они стремятся их догнать.
Информационные технологии  Преимущество их использования перед традиционными технологиями в том, что за тоже время дается больше информации, форма и способ подачи ее более наглядны, а значит, легче воспринимаются. Уровень работоспособности на таких уроках не снижается до конца урока. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление все это делает компьютер незаменимым помощником учителя. Используются при применении других здоровьесберегающих технологий (музыкотерапия, физкультминутки и др.).

Информационные технологии

  • Преимущество их использования перед традиционными технологиями в том, что за тоже время дается больше информации, форма и способ подачи ее более наглядны, а значит, легче воспринимаются.
  • Уровень работоспособности на таких уроках не снижается до конца урока.
  • Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление все это делает компьютер незаменимым помощником учителя.
  • Используются при применении других здоровьесберегающих технологий (музыкотерапия, физкультминутки и др.).
Завершающий этап урока  При повторении, обобщении и контроле – методика свободного выбора детьми разноуровневых заданий, прием, когда ученики оценивают ответ товарища, дают самооценку своего ответа. Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор и творческий характер заданий. Объем домашних заданий и степень их сложности соразмерен возможностям каждого ребенка. Предлагается детям самим выбрать вариант задания Например: И. Бунин «Листопад» -1) выразительное чтение, 2) наизусть отрывок, 3) иллюстрирование стихотворении.

Завершающий этап урока

  • При повторении, обобщении и контроле – методика свободного выбора детьми разноуровневых заданий, прием, когда ученики оценивают ответ товарища, дают самооценку своего ответа.
  • Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор и творческий характер заданий.
  • Объем домашних заданий и степень их сложности соразмерен возможностям каждого ребенка. Предлагается детям самим выбрать вариант задания
  • Например: И. Бунин «Листопад» -1) выразительное чтение, 2) наизусть отрывок, 3) иллюстрирование стихотворении.
Физкультминутка Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся является физкультминутка. Положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга; активизируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы; улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

Физкультминутка

  • Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся является физкультминутка.
  • Положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга;
  • активизируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы;
  • улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
Виды  физкульт-  минуток  упражнения по формированию осанки; укреплению зрения; укреплению мышц рук; отдых позвоночника; упражнения для ног; потягивание; массаж груди, лица, рук, ног; упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Виды физкульт- минуток

  • упражнения по формированию осанки;
  • укреплению зрения;
  • укреплению мышц рук;
  • отдых позвоночника;
  • упражнения для ног;
  • потягивание;
  • массаж груди, лица, рук, ног;
  • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Анимационные физкультминутки  Достоинства анимационных физкультминуток: способна отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и даже обучить основам здоровой жизни; материал в этом случае подаётся ярко, красочно, на большом экране; сочетание релаксирующих красок, размера и нестандартности проведения такой физкультминутки способствует качественному и эффективному профилактическому и расслабляющему воздействию на организм ребёнка.

Анимационные физкультминутки

  • Достоинства анимационных физкультминуток:
  • способна отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и даже обучить основам здоровой жизни;
  • материал в этом случае подаётся ярко, красочно, на большом экране;
  • сочетание релаксирующих красок, размера и нестандартности проведения такой физкультминутки способствует качественному и эффективному профилактическому и расслабляющему воздействию на организм ребёнка.
Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке

Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке

Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение  Необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме  школьного урока и использовать гимнастику для глаз: - использование схемы зрительно-двигательных траекторий предложенной В. Базарным, оптимальным местом для нанесения которой является потолок - работа с расположенными на стенах классной комнаты карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, слова, цифры и т.д. (размер от 1 до 3  см). По просьбе учителя дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть  нужный звук и т.д.; - рисование носом; - раскрашивание (предлагается закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом. Но закончить нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.)

Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение

  • Необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме  школьного урока и использовать гимнастику для глаз:
  • - использование схемы зрительно-двигательных траекторий предложенной В. Базарным, оптимальным местом для нанесения которой является потолок
  • - работа с расположенными на стенах классной комнаты карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, слова, цифры и т.д. (размер от 1 до 3  см). По просьбе учителя дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть  нужный звук и т.д.;
  • - рисование носом;
  • - раскрашивание (предлагается закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом. Но закончить нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.)
Снижение психологических нагрузок в начальный период обучения письму  Введение письма карандашом в начале обучения письму: способствует снятию стресса ребенка от сделанных ошибок в процессе изучения написания букв и цифр; ошибки в написании сделанные карандашом легко исправляются и не вызывают у ребенка негативных реакций от постоянного напоминания; у ребенка формируются только положительные реакции на успех в обучении.

Снижение психологических нагрузок в начальный период обучения письму

  • Введение письма карандашом в начале обучения письму:
  • способствует снятию стресса ребенка от сделанных ошибок в процессе изучения написания букв и цифр;
  • ошибки в написании сделанные карандашом легко исправляются и не вызывают у ребенка негативных реакций от постоянного напоминания;
  • у ребенка формируются только положительные реакции на успех в обучении.
На начальном этапе овладения навыками письма  Практически у всех детей наблюдается чрезмерная напряженность и скованность различных телесных мышечных групп: живота, спины, верхнего плечевого пояса, шеи, кисти. При этом, чем в большей степени стараются дети, тем в большей степени их моторная система приходит в состояние сковывающих все и вся тонических спазмов, тем в большей степени они склоняются и тем скорее у них возникают явления утомления и падения психомоторных способностей.

На начальном этапе овладения навыками письма

  • Практически у всех детей наблюдается чрезмерная напряженность и скованность различных телесных мышечных групп: живота, спины, верхнего плечевого пояса, шеи, кисти.
  • При этом, чем в большей степени стараются дети, тем в большей степени их моторная система приходит в состояние сковывающих все и вся тонических спазмов, тем в большей степени они склоняются и тем скорее у них возникают явления утомления и падения психомоторных способностей.
Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. Поэтому рекомендуются: Упражнения для снятия общего или локального утомления; Пальчиковая гимнастика.

Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо

  • В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а «всем телом».
  • Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения.
  • Поэтому рекомендуются:
  • Упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • Пальчиковая гимнастика.
Упражнения для снятия общего или локального утомления  Для того чтобы снять излишнее статическое напряжение, на физкультурных минутках проводятся динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей, корпуса). Эти упражнения могут выполняться непосредственно на рабочем месте ученика или с переходом в положение стоя.

Упражнения для снятия общего или локального утомления

  • Для того чтобы снять излишнее статическое напряжение, на физкультурных минутках проводятся динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей, корпуса).
  • Эти упражнения могут выполняться непосредственно на рабочем месте ученика или с переходом в положение стоя.
Вариант 1   Вариант 2 Для разминки из-за парт Поднимаемся. На старт! Бег на месте. Веселей И быстрей, быстрей, быстрей! ДДелаем вперёд наклоны – Раз – два – три – четыре – пять. Мельницу руками крутим, Чтобы плечики размять. Начинаем приседать – Раз – два – три – четыре – пять. А потом прыжки на месте, Выше прыгаем все вместе. Руки к солнышку потянем. Руки в стороны растянем. А теперь пора учиться. Да прилежно, не лениться. На зарядку солнышко Поднимает нас. Поднимаем руки мы По команде «раз». А над нами весело шелестит трава. Опускаем руки мы По команде «два». Соберем в корзинки мы ягоды, грибы, Дружно наклоняемся По команде «три». На «четыре» и на «пять» Станем дружно мы скакать. Ну, а по команде «шесть» Всем за парты тихо сесть!

Вариант 1 Вариант 2

  • Для разминки из-за парт
  • Поднимаемся.
  • На старт!
  • Бег на месте. Веселей
  • И быстрей, быстрей, быстрей!
  • ДДелаем вперёд наклоны –
  • Раз – два – три – четыре – пять.
  • Мельницу руками крутим,
  • Чтобы плечики размять.
  • Начинаем приседать –
  • Раз – два – три – четыре – пять.
  • А потом прыжки на месте,
  • Выше прыгаем все вместе.
  • Руки к солнышку потянем.
  • Руки в стороны растянем.
  • А теперь пора учиться.
  • Да прилежно, не лениться.
  • На зарядку солнышко
  • Поднимает нас.
  • Поднимаем руки мы
  • По команде «раз».
  • А над нами весело шелестит трава.
  • Опускаем руки мы
  • По команде «два».
  • Соберем в корзинки мы ягоды, грибы,
  • Дружно наклоняемся
  • По команде «три».
  • На «четыре» и на «пять»
  • Станем дружно мы скакать.
  • Ну, а по команде «шесть»
  • Всем за парты тихо сесть!
Пальчиковая гимнастика  Вариант 1. Нажимание на карандаш поочередно кончиками пальцев. Прижимай карандаш, который лежит на столе, кончиком каждого пальца. Прижимай сильнее! Видишь, клавиш много-много, Будто длинная дорога. Если клавишу нажать – Станет клавиша звучать Вариант 2. Вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами. Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами. По столу круги катаю, Карандаш не выпускаю Вариант 3. Вращение карандаша между большим, указательным и средним пальцами. Возьми карандаш тремя пальцами. Покрути его. Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолёта. Мой завелся вертолет, Отправляется в полёт Вариант 4. Прокатывание карандаша между ладонями. Положи карандаш на одну ладошку, прикрой его другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами.

Пальчиковая гимнастика

Вариант 1. Нажимание на карандаш поочередно кончиками пальцев. Прижимай карандаш, который лежит на столе, кончиком каждого пальца. Прижимай сильнее! Видишь, клавиш много-много, Будто длинная дорога. Если клавишу нажать – Станет клавиша звучать

Вариант 2. Вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами. Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами. По столу круги катаю, Карандаш не выпускаю

Вариант 3. Вращение карандаша между большим, указательным и средним пальцами. Возьми карандаш тремя пальцами. Покрути его. Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолёта. Мой завелся вертолет, Отправляется в полёт

Вариант 4. Прокатывание карандаша между ладонями. Положи карандаш на одну ладошку, прикрой его другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами.

Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение  Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока используют дыхательную гимнастику: - дыхательная медитация (сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка… Старайтесь вдохнуть его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.) - “Каша кипит”. (Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово “пых”) - “Ветерок”. (Поднять голову вверх, вдох. Опустить и сдуть “ ворсинку”, подул нежный ветерок.) - “Задуть свечу”. (Поднять голову вверх, вдох. Опустить и задуть свечи “фф”.)

Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение

  • Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока используют дыхательную гимнастику:
  • - дыхательная медитация (сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка… Старайтесь вдохнуть его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.)
  • - “Каша кипит”. (Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово “пых”)
  • - “Ветерок”. (Поднять голову вверх, вдох. Опустить и сдуть “ ворсинку”, подул нежный ветерок.)
  • - “Задуть свечу”. (Поднять голову вверх, вдох. Опустить и задуть свечи “фф”.)
Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение  Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока и использовать гимнастику для глаз. Гимнастика для глаз Особое значение имеет контроль за состоянием зрительной функции ребенка. Глаз как зрительный орган заканчивает свое структурно-функциональное формирование лишь к годам. В возрасте 7 лет, то есть к моменту начала школьного обучения, орган зрения ребенка находится в стадии интенсивного развития.

Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение

  • Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока и использовать гимнастику для глаз.
  • Гимнастика для глаз
  • Особое значение имеет контроль за состоянием зрительной функции ребенка. Глаз как зрительный орган заканчивает свое структурно-функциональное формирование лишь к годам. В возрасте 7 лет, то есть к моменту начала школьного обучения, орган зрения ребенка находится в стадии интенсивного развития.
Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение  На данном типе урока используют: Массаж ушных раковин; Звуковую гимнастику: пение звуков, кричалки.

Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение

  • На данном типе урока используют:
  • Массаж ушных раковин;
  • Звуковую гимнастику: пение звуков, кричалки.
Массаж ушных раковин  Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так массировать ушные раковины, чтобы уши горели. Упражнение можно выполнять в такой последовательности: 1) потягивание за мочки сверху вниз; 2) потягивание ушной раковины вверх; 3) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

Массаж ушных раковин

  • Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так массировать ушные раковины, чтобы уши горели.
  • Упражнение можно выполнять в такой последовательности:
  • 1) потягивание за мочки сверху вниз;
  • 2) потягивание ушной раковины вверх;
  • 3) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
Пение звуков  Делаем глубокий вдох, а на выдохе начинаем петь звуки. Звук А - снимает напряжение, стимулирует верхнюю часть легких и сенсорные центры, повышает тонус, воздействует на систему « трех обогревателей»: сердце, печень, толстый кишечник. Он снимает физическую и умственную усталость. Звук О – глубокой гармонии, состояния равновесия. Звук У – чувственный звук, он помогает стабилизировать эмоциональное равновесие, положительно воздействует на психику. Звук И – звук разума. Долгое и протяжное пение звука И стимулирует головной мозг, глаза, нос. Когда человек достаточно долго поёт этот звук, он начинает ощущать радостное возбуждение.

Пение звуков

  • Делаем глубокий вдох, а на выдохе начинаем петь звуки.
  • Звук А - снимает напряжение, стимулирует верхнюю часть легких и сенсорные центры, повышает тонус, воздействует на систему « трех обогревателей»: сердце, печень, толстый кишечник. Он снимает физическую и умственную усталость.
  • Звук О – глубокой гармонии, состояния равновесия.
  • Звук У – чувственный звук, он помогает стабилизировать эмоциональное равновесие, положительно воздействует на психику.
  • Звук И – звук разума. Долгое и протяжное пение звука И стимулирует головной мозг, глаза, нос. Когда человек достаточно долго поёт этот звук, он начинает ощущать радостное возбуждение.
Упражнения для улучшения внимания, правописания, восприятия и речи Шапка для размышлений. Дети мягко заворачивают уши от верхней точки до мочки 3 раза. Это помогает им услышать резонирующий звук своего голоса, когда они говорят или поют. Ленивые восьмерки (активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания). Дети рисуют в воздухе в горизонтальной (вертикальной) плоскости «8» по 3 раза каждой рукой, а затем повторяют это движение обеими руками. Лягушки (снятие мышечного напряжения кистей рук, улучшение внимания). Положить руки на стол (колени). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении. Ухо – нос (согласование деятельности, активизация внимания, улучшение мыслительной деятельности). Левой рукой взяться за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

Упражнения для улучшения внимания, правописания, восприятия и речи

  • Шапка для размышлений. Дети мягко заворачивают уши от верхней точки до мочки 3 раза. Это помогает им услышать резонирующий звук своего голоса, когда они говорят или поют.
  • Ленивые восьмерки (активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания). Дети рисуют в воздухе в горизонтальной (вертикальной) плоскости «8» по 3 раза каждой рукой, а затем повторяют это движение обеими руками.
  • Лягушки (снятие мышечного напряжения кистей рук, улучшение внимания). Положить руки на стол (колени). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
  • Ухо – нос (согласование деятельности, активизация внимания, улучшение мыслительной деятельности). Левой рукой взяться за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
Сохранение  и укрепление здоровья учащихся  Этому способствуют следующие моменты: проведение ежегодной диспансеризации обучаемых, учёт санитарно-гигиенических требований при составлении расписания учебной и внеурочной работы, обязательные физкультминутки на уроках в начальной школе и в 5 классе, нормализация учебной нагрузки учащихся, организация горячего питания, введение в учебный план дополнительного третьего часа физической культуры, применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся

Этому способствуют следующие моменты:

  • проведение ежегодной диспансеризации обучаемых,
  • учёт санитарно-гигиенических требований при составлении расписания учебной и внеурочной работы,
  • обязательные физкультминутки на уроках в начальной школе и в 5 классе,
  • нормализация учебной нагрузки учащихся,
  • организация горячего питания,
  • введение в учебный план дополнительного третьего часа физической культуры,
  • применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!