Организация урока математики с позиции здоровье сбережения.
При построении уроков использую в работе рекомендации, приемы, технологии, которые связаны со здоровье сберегающей технологией:
1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
2. Норма видов учебной деятельности на уровне 4 -7 (опрос учащихся, слушание, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность уроков утомляет школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.
4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.
5. На урок следует выбирать методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
6. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.
7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
8. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.
На каждом уроке уделяю достаточное внимание, вопросам сохранения здоровья, включая в урок задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”.
Нельзя забывать и о здоровом образе жизни. Например, вред курения можно показать, решая определённые задачи задачи:
Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями "знание своего тела", "гигиена тела", "правильное питание", "здоровый образ жизни", "безопасное поведение на дорогах". В процессе решения таких задач, учащиеся не только усваивает общий способ выполнения действий, но и обдумывает полученный результат. В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет учащемуся осознать ценность здоровья.
Данные упражнения можно разнообразить в виде стихотворной инструкции, например:
Нарисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
- Нарисуйте движениями глаз на доске цифру 8.
-Нарисуйте движениями глаз на доске знак бесконечности ∞ 8 ∞
Данные упражнения можно разнообразить в виде стихотворной инструкции:
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально, И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты – молодец!
На учебных, коррекционно-развивающих занятиях можно применять технологии арттерапии.
(музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия , оригамитерапия).
Я на своих уроках частично применяю технологии арттерапии.
Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Одним из условий успешной работы по формированию устойчивой потребности в здоровом образе жизни учащихся является так же работа с родителями, цель которой - сделать их союзниками педагогов. Охрана здоровья учащихся дома требует благоприятного психологического климата, повседневного выполнения режима дня, полноценного питания, пребывания на воздухе, активного отдыха и т.д. В работе с родителями я использую как массовые, так и индивидуальные формы, и методы работы. Например, методы изучения семьи: наблюдение за поведением детей, беседа, родительские собрания, привлекаю родителей к участию в школьных мероприятиях
Так в 1 полугодии проводились родительские собрания «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка», «Мы – родители. Родительский авторитет
Инд. беседы «Гигиена ребёнка», «Как помочь ребёнку приготовить домашнее задание», «Игровые упражнения, развивающие мелкую моторику» и др.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время даёт возможность обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.