Здоровьесберегающие технологии на уроках математики.
Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (определение из Всемирной организации здравоохранения).
Здоровье детей – это проблема медиков, педагогов и родителей. Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе - плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только собственными совместными усилиями матери, отца, врача и учителя».
Сохранение здоровья обучающихся зависит и от внедрения в процесс обучения здоровьесберегающих технологий.
Цель внедрения здоровье образовательных технологий:
Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, сформирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни, обучение использования полученные знания в повседневной жизни.
Задачи, стоящие перед школой: сохранить здоровье детей.
Здоровье в норме, если:
-в физическом плане - здоровье позволяет справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
- в социальном плане - он коммуникабелен, общителен.
- в эмоциональном плане - ребенок уравновешен, способен удивляться, восхищаться;
- в интеллектуальном плане – школьник проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
- в нравственном плане - он признает основные общечеловеческие ценности.
Для сохранения здоровья необходимо:
- строгая дозировка учебной нагрузки;
-построение урока строго с учетом работоспособности учащихся;
-соблюдение санитарно-гигиенических требований;
- благоприятный эмоциональный настрой;
- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
Важно: проветривать помещение на перемене, проверять состояние парт, доски, их расстановку по требованиям санитарно гигиенических норм, при необходимости использовать освещение.
Необходимо использовать работу в группах и стимулирование обучающихся к использованию задач различными способами, использовать мотивацию для снятия стрессовых ситуаций.
Лучший отдых - это смена видов деятельности, поэтому необходимо использовать 4-6 видов деятельности.
Задания выбирать по нарастанию уровня сложности заданий.
Использовать личностно-ориентированное обучение. Многие дети лучше запоминают зрительно: цветные графы, графики, диаграммы, квесты. Некоторые лучше запоминают хоровое произношение правил. Работоспособность обучающихся обычно распределяется:
5-25-ая минуты - 80%
25-35 минуты- 60-40%
35-40 минуты- 10%
Физкультминутку проводить после 15-20 минуты работы. 3-4 специально подобранных упражнений с повторением 3-4 раза.
Что дает проведение физкультминуток?
Снятие усталости и напряжения.
Внесение эмоционального заряда.
Совершенствование общей моторики.
Вырабатывание четких, координированных действий во взаимосвязи с речью.
Тренировку скоростных навыков выполнения мыслительных операций.
Перерыв для органов зрения, слуха, мышц туловища, мелких мышц кистей рук.
Психологический климат – это интеллектуальное, эмоциональное, волевое единство коллектива и системы межличностных отношений, психологических механизмов взаимодействия между людьми, взаимных требований, общее настроение, стиль совместной деятельности.
Признаки благоприятного социально-психологического климата:
-доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
-удовлетворенность принадлежности к коллективу;
- высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи;
- принятие на себя ответственности за состояние дел в группе;
- свободное выражение мнения при обсуждении коллективных вопросов;
- отсутствие давления руководителя на подчиненных;
- признание права членов коллектива принимать важные для группы решения;
- информированность членов коллектива о состоянии дел.
Показатель благоприятного социально-психологического климата в ученическом коллективе:
- удовлетворенность обучающихся характером и содержанием учебной деятельности;
- удовлетворенность учеников взаимоотношениями с членами ученического коллектива, школьного коллектива и учителями;
-удовлетворенность учеников стилями руководства учителей.
Для благоприятного психологического климата во внутришкольном коллективе характерны такие признаки, как:
- сплоченность;
- возможность всестороннего развития личности каждого;
- доброжелательная требовательность и ответственность;
-чувство защищенности, доверия и эмоциональной удовлетворенности, уважения, взаимопонимания и гордости за принадлежность к коллективу.