СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях: музицирование на свирели"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация знакомит с устройством инструмента, рассказывает о методах и приёмах игры на свирели, о влиянии практического музицирования на свирели на здоровье ребёнка.

Просмотр содержимого документа
«"Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях: музицирование на свирели"»

).  ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления»   Кафедра методики преподавания дисциплин   художественно-эстетического цикла        Итоговая практико-значимая работа  Здоровьесберегающие технологии   на музыкальных занятиях:   музицирование на свирели   (компьютерная презентация)    Носач Светланы Анатольевны   учителя музыки МБОУ «Школа №2» г. Балашиха,   слушателя курсов повышения квалификации 2017 г.    «Развитие профессиональной компетентности учителей музыки  в процессе   освоения методики инструментального музицирования в 1-8 классах ОО   (свирель, блокфлейта)»     Куратор курса –  старший преподаватель И.А. Переверзева       Москва 2017

).

ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления» Кафедра методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла   

Итоговая практико-значимая работа

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях: музицирование на свирели (компьютерная презентация)

Носач Светланы Анатольевны учителя музыки МБОУ «Школа №2» г. Балашиха, слушателя курсов повышения квалификации 2017 г. «Развитие профессиональной компетентности учителей музыки

в процессе освоения методики инструментального музицирования в 1-8 классах ОО (свирель, блокфлейта)»

  Куратор курса –

старший преподаватель И.А. Переверзева  

Москва 2017

Содержание I . Актуальность. II. Свирель. III.Методы и приёмы игры на свирели: 3.1.Санитарно-гигиенические требования. 3.2.  Положение при игре на свирели. 3.3.Технология звукоизвлечения. 4.4  Приемы извлечения звуков. IV.  Здоровьесберегающие технологии музицирования на cвирели. 4.1.Дыхание. 4.2.Артикуляционная гимнастика. 4.3.Пальчиковая гимнастика. 4.4.Влияние практического музицирования на свирели на здоровье ребёнка. Y. Заключение. VI. Литература.

Содержание

I . Актуальность.

II. Свирель.

III.Методы и приёмы игры на свирели:

3.1.Санитарно-гигиенические требования.

3.2. Положение при игре на свирели.

3.3.Технология звукоизвлечения.

4.4 Приемы извлечения звуков.

IV. Здоровьесберегающие технологии музицирования на cвирели.

4.1.Дыхание.

4.2.Артикуляционная гимнастика.

4.3.Пальчиковая гимнастика.

4.4.Влияние практического музицирования на свирели на здоровье ребёнка.

Y. Заключение.

VI. Литература.

" Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» . В.А. Сухомлинский.

Цель: Познакомиться со здоровьесберегающими технологиями

при музицировании на свирели.

Задачи:

  • Рассмотреть историю возникновения интереса к свирели.
  • Ознакомиться с устройством инструмента, правилами хранения и санитарии и организацией занятий.

- Изучить методы и приёмы игры на свирели.

- Выявить влияние практического музицирования на свирели

на здоровье ребёнка.

- Расширить круг профессиональных компетенций.

В19  Актуальность   Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей, их реальное ухудшение физического, психического, нравственного и духовного состояния. Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы  Что же является самым важным для наших сегодняшних детей? Пожалуй, сохранить данное Богом: суметь не растратить дарованный каждому талант в пустой трате времени перед компьютером или телевизором. Мы забываем о времени и собственном предназначении, попадая в чары интернета или сериала. И свирель способна оторвать детей от компьютерных игр, и предложить свою – новую и неповторимую, а главное - оздоравливающую их игру.

В19

Актуальность

Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей, их реальное ухудшение физического, психического, нравственного и духовного состояния. Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы

Что же является самым важным для наших сегодняшних детей?

Пожалуй, сохранить данное Богом: суметь не растратить дарованный каждому талант в пустой трате времени перед компьютером или телевизором. Мы забываем о времени и собственном предназначении, попадая в чары интернета или сериала. И свирель способна оторвать детей от компьютерных игр, и предложить свою – новую и неповторимую, а главное - оздоравливающую их игру.

   Свирель   Свирель – это русский народный инструмент типа продольной флейты, состоящий из двух не скрепленных между собой деревянных трубок разной длины. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады – Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы.  В России возрождение интереса к этому инструменту относится к концу XIX начало XX века. Ее используют в своем составе оркестр русских народных инструментов под управлением Андреева и оркестр хора имени Пятницкого, также свирель широко используют для музицирования в дошкольных и школьных учреждениях.

Свирель Свирель – это русский народный инструмент типа продольной флейты, состоящий из двух не скрепленных между собой деревянных трубок разной длины. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады – Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы. В России возрождение интереса к этому инструменту относится к концу XIX начало XX века. Ее используют в своем составе оркестр русских народных инструментов под управлением Андреева и оркестр хора имени Пятницкого, также свирель широко используют для музицирования в дошкольных и школьных учреждениях.

      Свирель выбрана для музицирования по следующим причинам:   1.Свирель очень хорошо подходит для развития музыкальности, т.к. она обладает  красивым тембром, близким к человеческому голосу.  2. Свирель может освоить почти каждый ребенок.  3. Свирель- это мостик к деревянным звуковым инструментам из-за близости аппликатуры.  4. Свирель хорошо сочетается со струнными или ударными инструментами. Очень хорошо подходит для сопровождения движений.  5. На свирели можно исполнять не только народные, но и классические произведения, т.к. многие композиторы прошлого, чье творчество дети изучают на уроках музыки.

Свирель выбрана для музицирования по следующим причинам: 1.Свирель очень хорошо подходит для развития музыкальности, т.к. она обладает красивым тембром, близким к человеческому голосу. 2. Свирель может освоить почти каждый ребенок. 3. Свирель- это мостик к деревянным звуковым инструментам из-за близости аппликатуры. 4. Свирель хорошо сочетается со струнными или ударными инструментами. Очень хорошо подходит для сопровождения движений. 5. На свирели можно исполнять не только народные, но и классические произведения, т.к. многие композиторы прошлого, чье творчество дети изучают на уроках музыки.

Методы игры на свирели.    * Свирель - инструмент индивидуального пользования *Инструмент следует мыть после каждого использования. * Производить «продувание» мундштука * Мытье рук перед игрой обязательно *Отсутствие остатков пищи во рту * Чехол Санитарно-гигиенические требования

Методы игры на свирели.

* Свирель - инструмент индивидуального пользования

*Инструмент следует мыть после каждого использования.

* Производить «продувание» мундштука

* Мытье рук перед игрой обязательно

*Отсутствие остатков пищи во рту

* Чехол

Санитарно-гигиенические требования

положение при игре на свирели   * Спина прямая, ноги на ширине плеч (стоя) или опираются о пол (сидя). * Плечи опущены, расправлены. * Ствол направлен под углом 45 градусов к полу. * Мундштук берется в рот, но не далеко.  * Большие пальцы обеих рук поддерживают ствол инструмента с тыльной стороны. *Палец правой руки — в нижней части; левой — в верхней, одновременно закрывает отверстие с тыльной стороны.

положение при игре на свирели

* Спина прямая, ноги на ширине плеч (стоя) или опираются о пол (сидя).

* Плечи опущены, расправлены.

* Ствол направлен под углом 45 градусов к полу.

* Мундштук берется в рот, но не далеко. * Большие пальцы обеих рук поддерживают ствол инструмента с тыльной стороны.

*Палец правой руки — в нижней части; левой — в верхней, одновременно закрывает отверстие с тыльной стороны.

 Технология звукоизвлечения Технология звукоизвлечения на духовых инструментах слагается из:  - исполнительского дыхания  - особой работы мускулатуры губ  - специфических движений языка  - координации движений пальцев  - Зрительно слуховых представлений и непрерывного слухового анализа.

Технология звукоизвлечения

Технология звукоизвлечения на духовых инструментах слагается из: - исполнительского дыхания - особой работы мускулатуры губ - специфических движений языка - координации движений пальцев - Зрительно слуховых представлений и непрерывного

слухового анализа.

Приемы извлечения звуков • Non legato • legato • Staccato • На октаву выше • Сила звука всегда одна и та же!

Приемы извлечения звуков

• Non legato

• legato

• Staccato

• На октаву выше

• Сила звука

всегда одна и та же!

-    Игра на свирели – это дыхательная гимнастика и профилактика простудных заболеваний. Игра на свирели способствует развитию диафрагматического дыхания, улучшает качественные характеристики дыхания. Здоровьесберегающие технологии музицирования на свирели   дыхание  Большое внимание на занятии уделяется дыхательной гимнастике для постановки нижнедиафрагмального дыхания с применением упражнений: «Паровоз», «Рыдающее дыхание», упражнение на «Увеличение объёма дыхания». В комплексе с дыхательными упражнениями включаются упражнения для снятия психоэмоционального напряжение: «Я расту», «Здравствуйте ручки». Для младшего школьного возраста, целесообразно использовать дыхательные игры. ( Приложение №1 ). н

-

Игра на свирели – это дыхательная гимнастика и профилактика простудных заболеваний. Игра на свирели способствует развитию диафрагматического дыхания, улучшает качественные характеристики дыхания.

Здоровьесберегающие технологии музицирования на свирели

дыхание

Большое внимание на занятии уделяется дыхательной гимнастике для постановки нижнедиафрагмального дыхания с применением упражнений: «Паровоз», «Рыдающее дыхание», упражнение на «Увеличение объёма дыхания». В комплексе с дыхательными упражнениями включаются упражнения для снятия психоэмоционального напряжение: «Я расту», «Здравствуйте ручки». Для младшего школьного возраста, целесообразно использовать дыхательные игры.

( Приложение №1 ).

н

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  Исполнительская практика речевого органа в определенном положении (игра на свирели требует, чтобы язык делал пробочку, которая будет закрывать дырочку в мундштуке; открываем пробочку и звук устремляется наружу, получается, что мы, играя на свирели как бы разговариваем на тайном языке, где очень мало букв и все слова одинаковые: «ту, ту, ту»). При работе с детьми для развития артикуляционного аппарата целесообразно использовать артикуляционную гимнастику из «фонопедического метода развития голоса» В. В.Емельянова. ( Приложение №2»)

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Исполнительская практика речевого органа в определенном положении (игра на свирели требует, чтобы язык делал пробочку, которая будет закрывать дырочку в мундштуке; открываем пробочку и звук устремляется наружу, получается, что мы, играя на свирели как бы разговариваем на тайном языке, где очень мало букв и все слова одинаковые: «ту, ту, ту»).

При работе с детьми для развития артикуляционного аппарата целесообразно использовать артикуляционную гимнастику из «фонопедического метода развития голоса» В. В.Емельянова.

( Приложение №2»)

Пальчиковая гимнастика   Что дает пальчиковая гимнастика детям? • Способствует овладению навыками мелкой моторики. • Помогает развивать речь. • Повышает работоспособность коры головного мозга. • Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение. • Снимает тревожность На свирели играют указательные, средние и  безымянные пальцы обеих рук. Левая рука ближе к лицу (для левшей – наоборот). Отверстия считаются сверху вниз (от мундштука). Для извлечения каждого следующего звука закрывается не  одно отверстие, а все предыдущие и закрывать их надо крепко серединкой подушечки пальца. Это мастерство достигается при помощи упражнений. ( Приложение №3 )

Пальчиковая гимнастика

Что дает пальчиковая гимнастика

детям?

• Способствует овладению навыками мелкой моторики.

• Помогает развивать речь.

• Повышает работоспособность коры головного мозга.

• Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память,

воображение.

• Снимает тревожность

На свирели играют указательные, средние и безымянные пальцы обеих рук. Левая рука ближе к лицу (для левшей – наоборот). Отверстия считаются сверху вниз (от мундштука). Для извлечения каждого следующего звука закрывается не одно отверстие, а все предыдущие и закрывать их надо крепко серединкой подушечки пальца. Это мастерство достигается при помощи упражнений.

( Приложение №3 )

 Влияние практического музицирования на свирели на здоровье ребёнка      При игре на свирели особое значение уделяется осанке. Это происходит естественным путем, так как игра на флейте требует расслабления плечевого пояса, рук, кистей и пальцев рук.     Благодаря игре на свирели:      - совершенствуется чувство ритма. - метроритмическая функция, с которой связаны движения при музицировании на свирели, вызывает согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем), а так же оказывает положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма. - Занятия со свирелью способствуют также гипервентиляции мозга. -способствует снятию усталости, утомляемости, смене видов деятельности.  -улучшается музыкальная память.  -приводит к координации слуха и голоса.

Влияние практического музицирования на свирели на здоровье ребёнка

При игре на свирели особое значение уделяется осанке. Это происходит естественным путем, так как игра на флейте требует расслабления плечевого пояса, рук, кистей и пальцев рук. Благодаря игре на свирели:

- совершенствуется чувство ритма.

- метроритмическая функция, с которой связаны движения при музицировании на свирели, вызывает согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем), а так же оказывает положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма.

- Занятия со свирелью способствуют также гипервентиляции мозга.

-способствует снятию усталости, утомляемости, смене видов деятельности. -улучшается музыкальная память. -приводит к координации слуха

и голоса.

Заключение  Познакомившись со всеми материалами в процессе работы над данной темой я теперь полностью согласна с высказыванием доктора искусствоведения, профессора М.Л. Космовской: - «Практическое музицирование на свирели дает мощный здоровьесберегающий эффект».  Представленные приемы и методы работы позволяют назвать свирель одним из средств, которое позволяет осуществлять общую корректировку и сохранность физического и психологического здоровья детей. Также, не маловажным кажется то, что с помощью данной свирели можно погружать ребенка в интонационный мир детского русского фольклора и осваивать потешки, считалки, дразнилки, заклички. Знание родной культуры позволяет воспитывать нравственно здоровую личность.

Заключение

Познакомившись со всеми материалами в процессе работы над данной темой я теперь полностью согласна с высказыванием доктора искусствоведения, профессора М.Л. Космовской: - «Практическое музицирование на свирели дает мощный здоровьесберегающий эффект».

Представленные приемы и методы работы позволяют назвать свирель одним из средств, которое позволяет осуществлять общую корректировку и сохранность физического и психологического здоровья детей. Также, не маловажным кажется то, что с помощью данной свирели можно погружать ребенка в интонационный мир детского русского фольклора и осваивать потешки, считалки,

дразнилки, заклички. Знание

родной культуры позволяет воспитывать

нравственно здоровую личность.

   Одной из своих задач в данной работе я ставила расширение профессиональных компетенций: музыкально - исполнительских, методических, коммуникативных . И мне это удалось: я овладела техническими и исполнительскими навыками игры на музыкальном инструменте, освоила приемы и способы выразительной игры на свирели,  научилась играть в ансамбле.  А главное – я полюбила этот инструмент и решила для себя: «Обязательно буду учить детей играть на этом прекрасном инструменте», потому что игра на свирели способствует формированию развития эмоциональной и интеллектуальной сфер жизнедеятельности ребенка и создает предпосылки для формирования любви к прекрасному.

 

Одной из своих задач в данной работе я ставила расширение профессиональных компетенций: музыкально - исполнительских, методических, коммуникативных . И мне это удалось: я овладела техническими и исполнительскими навыками игры на музыкальном инструменте, освоила приемы и способы выразительной игры на свирели, научилась играть в ансамбле.

А главное – я полюбила этот инструмент и решила для себя: «Обязательно буду учить детей играть на этом прекрасном инструменте», потому что игра на свирели способствует формированию развития эмоциональной и интеллектуальной сфер жизнедеятельности ребенка и создает предпосылки для формирования любви к прекрасному.

Литература:    1.Космовская М. Л. Девять уроков игры на свирели. Курск: Курск. гос. пед. ун-т,  1993. 25 с. 2. Смелова Э. Я. Свирель поет: буклет-вкладыш к свирели. М., 1991. 16 с.  3. Смелова Э. Свирель поёт. М., Инкоцентр. Журнал «Хоровод». 4. Чудо свирель Эдельвены Смеловой // Молодой учёный [Электр. изд.]. URL:  http://www.moluch.ru/archive/28/3212/  (дата обращения: 02.03.2017). 5.Смирнова Л. Ю. Здоровье детей, играющих на свирели [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. — С. 100-103.    6.Здоровьесберегающие технологии в обучении и развитии (на примере обучения игре свирели) // Арт-Мозаика [Электронный ресурс]. URL:  http://artmozaikaclub.ru/publ/zdorovesberegajushhie_tekhnologii_v_korrekcionno_razvivajushhem_processe/1-1-0-2   (дата обращения: 02.03.2017).

Литература:

1.Космовская М. Л. Девять уроков игры на свирели. Курск: Курск. гос. пед. ун-т, 1993. 25 с.

2. Смелова Э. Я. Свирель поет: буклет-вкладыш к свирели. М., 1991. 16 с. 3. Смелова Э. Свирель поёт. М., Инкоцентр. Журнал «Хоровод».

4. Чудо свирель Эдельвены Смеловой // Молодой учёный [Электр. изд.]. URL:  http://www.moluch.ru/archive/28/3212/  (дата обращения: 02.03.2017).

5.Смирнова Л. Ю. Здоровье детей, играющих на свирели [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. — С. 100-103.

6.Здоровьесберегающие технологии в обучении и развитии (на примере обучения игре свирели) // Арт-Мозаика [Электронный ресурс]. URL:  http://artmozaikaclub.ru/publ/zdorovesberegajushhie_tekhnologii_v_korrekcionno_razvivajushhem_processe/1-1-0-2   (дата обращения: 02.03.2017).

Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!