ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ УЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
А.А. Резник, И.П. Дыченко
ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет
имени Владимира Даля»
Луганская Народная Республика, г. Луганск
Аннотация: В статье выявлена роль руководителя учебного заведения в реализации здоровьесберегающих технологий; рассмотрены типы здоровьесберегающих технологий; раскрыт опыт учебных заведений Луганской Народной Республики по внедрению здоровьесберегающих технологий; определены условия и разработаны рекомендации для сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, управленческая деятельность, руководитель, учебное заведение
Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни,
что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.
А. Шопенгауэр
Формирование, сбережение и укрепление здоровья детей и взрослых граждан – одна из актуальных проблем нашего общества. Процветание государства, его развитие в целом зависит от здоровья населения, от увеличения числа здоровых, сильных телом и духом людей.
Для Луганской Народной Республики (ЛНР) главной проблемой, которая связана с будущим страны, является сохранение и укрепление здоровья детей и молодёжи. Беспокойство вызывает резкое ухудшение состояния физического и умственного развития подрастающего поколения, снижение уровня рождаемости и продолжительности жизни, рост смертности, особенно детской. Поэтому главной задачей в деятельности педагогических коллективов учебных заведений на современном этапе должно быть сохранение и укрепление здоровья детей, формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у учителей, учеников и их родителей. Охрану здоровья сегодня называют приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом [2].
Проблема сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни относится к вечным в истории человечества. Теоретическим фундаментом развития физического воспитания являются работы известных ученых: А. Волошина, А. Духновича, А. Макаренко, С. Русовой, С. Сирополко, В. Сухомлинского, К. Ушинского и др., которые отмечали, что для оптимизации процесса здоровьесбережения молодежи и подростков физическое воспитание должно занимать в учебных заведениях одно из ведущих мест.
Такие педагоги-классики как В. Бехтерев, П. Каптерев, Я. Коменский, П. Лесгафт, Г. Песталоцци, Н. Пирогов, Ж.Ж. Руссо, Г. Сухомлинский, А. Макаренко, К. Ушинский, С. Френе, Г. Штайнер и др., а также современные ученые А. Ващенко [1], Н. Голобородько [2], Н. Полтавцева, М. Стожарова, Р. Краснова, И. Гаврилова [4], Т. Пониманская [5], Н. Смирнов [7], и др. высказывают мнение относительно того, что решение проблемы обеспечения сохранения и формирования здоровья лежит в плоскости построения учебно-воспитательного процесса в соответствии с целями и принципами гуманистического образования. Из вышесказанного следует, что вопросы здоровья нации требуют глубокого изучения и дальнейшей разработки.
Цель статьи — исследовать применение в управленческой деятельности руководителя учебного заведения здоровьесберегающих технологий и предложить пути их более активного внедрения.
Логика исследования привела к необходимости решения следующих задач:
- выявить роль руководителя учебного заведения в реализации здоровьесберегающих технологий;
- рассмотреть типы здоровьесберегающих технологий;
- раскрыть опыт учебных заведений Луганской Народной Республики по внедрению здоровьесберегающих технологий;
- определить условия и рекомендации для сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса.
Крепкое здоровье является залогом развития человека как полноценного члена общества. «В здоровом теле – здоровый дух», - утверждали в античные времена; «Здоровье и счастье не живут друг без друга», - гласит русская пословица. Человеческий организм является целостной биосоциальной системой, которая существует в единстве с окружающей средой и регулируется центральной нервной системой. В процессе физического развития постоянно взаимодействуют факторы наследственности и среды, определяя особенности организма. Согласно учению физиологов Ивана Сеченова (1829-1905) и Ивана Павлова (1849-1936), внешняя среда влияет на развитие врожденных данных организма, регулирует его функциональные возможности. Взаимодействие факторов наследственности и среды обусловливает особенности строения тела, высшей нервной деятельности способностей человека. Организм может существовать и успешно функционировать только тогда, когда находится в равновесии с окружающей средой [5].
Здоровьесбережение в образовании как ценность представлено тремя взаимосвязанными блоками: здоровьесбережение как ценность государственная, общественная, личностная [3].
Эффективное внедрение здоровьесберегающих технологий происходит лишь при условии, когда сам процесс внедрения, составляющие технологии, пути реализации будут понятны, логически обоснованы и информационно открыты для педагогов и учащихся, будут сознательно восприниматься ими. Поэтому задача общеобразовательного учреждения заключается в том, чтобы обеспечить условия по сохранению и укреплению здоровья учащихся и работников.
Увеличение социальных запросов к учебным учреждениям требует повышения профессионального уровня руководителя. Руководитель современного учебного учреждения должен не просто руководить образовательным процессом, он должен формировать мировоззрение и восприятие мира, волю, идеалы, понятия моральности и красоты; формировать духовно-интеллектуальную, творческую личность, адаптированную к новым условиям, всесторонне развитую, социально зрелую, которая успешно усвоит ценностно-нормативный опыт поколений, формируя свой собственный опыт деятельности, творчества и общения. В первую очередь руководитель учебного учреждения должен беспокоиться о состоянии здоровья как воспитанников так и работников всего учебного учреждения.
Задача любого руководителя — сформировать убеждения в необходимости контролировать своё здоровье и здоровье окружающих; создать условия для приобретения умений и навыков, благодаря которым человек способен поддерживать своё здоровье и бороться с негативным влиянием вредных привычек, научиться отказываться от них; создать в учебных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья детей и педагогов; внедрить систему мониторинга и диагностики сформированности культуры здоровья в учебных учреждениях.
Анализ существующих классификаций здоровьесберегающих технологий дает возможность выделить следующие их типы [1]:
1. Здоровьесберегающие технологии, создающие безопасные условия пребывания, обучения и работы в учебном заведении и те, что решают задачи рациональной организации воспитательного процесса (с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей и гигиенических норм), соответствие учебной и физической нагрузок возможностям человека.
2. Оздоровительные технологии, направленные на решение задач укрепления физического здоровья, повышение потенциала (ресурсов) здоровья: физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, музыкальная терапия.
3. Технологии обучения здоровью — гигиеническое обучение, формирование жизненных навыков (управление эмоциями, разрешение конфликтов и т.п.), профилактика травматизма и злоупотребления психоактивными веществами, половое воспитание. Эти технологии реализуются благодаря включению соответствующих тем предметов общеобразовательного цикла, введение в вариативной части учебного плана новых предметов, организации факультативного обучения и дополнительного образования.
4. Воспитание культуры здоровья — воспитание личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формированию представлений о здоровье как ценности, усиление мотивации на ведение здорового образа жизни, повышению ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи.
Эти типы себя не исчерпывают. Следует отметить, что понятие «здоровьесберегающие технологии» можно отнести к любой педагогической технологии, которая в процессе реализации создает необходимые условия для сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса - учеников и учителей. И самое главное, что любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей [1].
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения [7].
Как известно, от здоровья учителя зависит качество учебного процесса, психологический комфорт ученика в классе и здоровье детей. Больной учитель нагружает отрицательной энергией детей. Здоровье педагога является необходимым условием его активной жизнедеятельности, самореализации, развития творческого потенциала. Оно сказывается на здоровье учеников и на результатах всей учебно-воспитательной работы. Состояние здоровья учителя влияет на учащихся на всех уровнях: эмоционально-психологическом, биоэнергетическом, информационном, воспитательном. Нездоровый педагог не может обеспечить ученику необходимый уровень внимания, индивидуальный подход, ситуацию успеха. Он не сможет заниматься и воспитанием культуры здоровья школьников, так как в этой работе необходим личный пример. Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности педагога, проявления синдрома выгорания, педагогических кризисов непосредственно влияют на здоровье учащихся. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья учителя должна быть одной из приоритетных в сфере его жизненных и профессиональных интересов, а также в деятельности руководителя учебного заведения.
Поэтому к профессиональным обязанностям руководителя учебного заведения целесообразно отнести:
- повышение осведомленности учителей по вопросам сохранения и укрепления собственного здоровья;
- предупреждение профессиональных деформаций, помощь в их устранении;
- помощь в формировании психологической защиты от стресса, при необходимости, в преодолении последствий стрессовых ситуаций, устранении синдрома эмоционального выгорания;
- профилактика педагогических кризисов и помощь в устранении их последствий;
- помощь в устранении невротических и психосоматических расстройств личности педагога, гармонизации его личности;
- работа по созданию благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе;
- сотрудничество с администрацией школы с целью создания безопасной образовательной среды в общеобразовательном учебном заведении.
В Луганской Народной Республике обучение педагогического коллектива по внедрению здоровьесберегающих технологий осуществляется на педсоветах, семинарах, заседаниях методобъединений, где рассматриваются такие вопросы как: «Воспитание у учащихся ответственного отношения к своему здоровью», «Индивидуальная работа на уроках основ здоровья», «Проверка знаний без стрессов», «Воспитание бережного отношения к жизни - на каждом уроке», «Как избежать перегрузки учебного процесса», «Применение разноуровневого обучения», «Использование интерактивных методов обучения, а также инновационных технологий в процессе сохранения здоровья участников образовательного процесса», «Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе»; «Роль участников образовательного процесса в формировании культуры здоровья»; «Использование здоровьесберегающих технологий в школе».
Рекомендации руководителям учебных учреждений по применению здоровьесберегающих технологий в управленческой деятельности дополняют содержание здоровьесберегающих технологий понятием «здоровьесберегающие мероприятия» и реализуют их через: диспансеризацию учащихся; «Дни здоровья» и туристические походы; школьные спортивные праздники и развлечения; беседы о здоровье с учащимися; беседы о здоровье с родителями; витаминизацию; закаливание; факультативы по проблемам здоровья и здорового образа жизни; ведение листков здоровья и стенгазет на оздоровительную тематику. Для педагогов важно организовать комнату психологической разгрузки; создать и внедрить модель «Школы сохранения здоровья», которая способствовала бы сохранению и укреплению здоровья, устанавливала и поощряла партнерство учителей, учащихся, родителей, общественность, которые совместными усилиями пытаются решать проблемы состояния здоровья; формированию педагога с новой ментальностью, что проявляется в высокообразованности, высокодуховности, культуре личности, заботе о своем здоровье и здоровье окружающих [6].
Рассмотренные условия и рекомендации позволят обеспечить переход на качественно новый уровень планирования и организации образовательного процесса для достижения целей и задач в сохранении и укреплении здоровья нации.
Литература
1. Ващенко А.М. Готовность учителя к использованию здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе / А.М. Ващенко, С.А. Свириденко // Здоровье и физическая культура. - 2006. - №8. - С. 1-6.
2. Голобородько Н.В. Здоровьесберегающие технологии в образовании [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 82-85. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4394/ (дата обращения: 05.04.2018).
3. Здоровое поколение — международные ориентиры XXI века: сб. тр. IV-ой междунар. науч.-практ. конф., 8–9 июня 2006 г. в г. Самара / М-во образования и науки Самар. обл., Научно-исследовательский ин-т содержания и методов обучения РАО (Москва), Рос. акад. образования, Гос. образоват. учреждение доп. проф. образования (повышения квалификации) специалистов «Мар. ин-т образования», Самар. обл. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования. — М.: НИИ СиМО РАО; Самара: ГОУ СИПКРО, 2007. — 314 с.
4. Полтавцева Н.В. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании: монография / Н.В. Полтавцева, М.Ю. Стожарова, Р.С. Краснова, И.А. Гаврилова. - 3 изд., - М.: - «ФЛИНТА», 2016. - 262 с.
5. Пониманская Т.И. Дошкольная педагогика : учеб. пособ. / Пониманская Т. И. – Киев : Академиздат, 2008. - С. 161-163.
6. Современное учебное заведение – Школа содействия здоровью: Материалы Всеукраинского научно-практического семинара / ред. группа: Л.Д. Покроева, С.Е. Вольянская, И.В. Волкова, В.И. Олейник. – Харьков : ХОНМИБО, 2006. – 148 с.
7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с.