СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Здоровьесберегающие образовательные технологии и их использование на уроках физической культуры"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

С целью сохранения и укрепления здоровья школьников каждый учитель должен использовать здоровьесберегающие образовательные технологии. В данной статье дан краткий обзор существующих ЗОТ, принципы их использования, требования к применению.

Просмотр содержимого документа
«"Здоровьесберегающие образовательные технологии и их использование на уроках физической культуры"»

Здоровьесберегающие образовательные технологии

и их использование на уроках физической культуры

Состояние здоровья школьников – важнейший показатель благополучия общества и государства, который не только отражает настоящую ситуацию, но и позволяет делать прогнозы на ближайшее будущее. Согласно данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10 % нынешних школьников. Наиболее частыми заболеваниями являются: нарушение остроты зрения, патологии опорно-двигательного аппарата (осанка, сколиоз), заболевания сердечно сосудистой и пищеварительной систем, аллергические проявления. Особое место занимают заболевания нервной системы и психической сферы.

К важнейшим причинам низкого уровня здоровья обучающихся можно отнести:

– стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний обучающихся (до 80 % обучающихся постоянно или частично испытывают учебный стресс, который снижает иммунитет и способствует ослаблению здоровья детей);

– недостаток физической активности обучающихся;

– чрезмерная интенсификация образовательного процесса (объем учебных программ, их информационное насыщение часто не соразмерны с возрастными и функциональными возможностями школьников);

– невозможность некоторых учителей реализовывать индивидуальный подход к обучающимся с учетом их психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья;

– несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса (нормы СанПиНа, рационального питания, режима дня);

– низкий уровень культуры здоровья всех участников образовательного процесса;

– факторы социального риска (ежегодно около 500 тыс. детей России из-за распада семей лишаются одного из родителей);

– факторы экологического риска.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой традиционной. Она представляется как «функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью обучающихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья». Иными словами: ее главная особенность – приоритет здоровья.

Основными принципами здоровьесберегающей педагогики можно считать:

– не нанесения вреда, «не навреди» (это основа профессиональной этики);

– триединого представления о здоровье (рассматривать понятие здоровье в соответствии с определением ВОЗ, как единство физического, психического и духовного здоровья);

– приоритета действенной заботы о здоровье учащихся (предполагает, что все происходящее в образовательном учреждении должно оцениваться с точки зрения воздействия на психическое и физическое состояние обучающихся);

– непрерывности и преемственности (предполагает необходимость работы в этом направлении на каждом уроке, внеурочном мероприятии, всеми учителями);

– субъект – субъектные взаимоотношений с обучающимся (применяя индивидуальный подход, необходимо заинтересовать каждого обучающегося в обретении компетенций грамотной заботы о своем здоровье). Задача учителя способствовать ему в этом стремлении.

– соответствия содержания и организации обучения возможностям и возрасту обучающихся (содержание программ, применяемые технологии, формы и методы должны развивать обучающихся, но не вызывать состояние утомления или ощущение неуспеха);

– приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (необходимо создавать ситуацию успеха, повышать самооценку обучающегося);

– гармоничное сочетание обучающих, воспитывающих, развивающих задач;

Среди здоровьесберегающих образовательных технологий выделяются несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы. Среди них различают:

Стимулирующие, позволяющие активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы (температурное закаливание, физические нагрузки).

Защитно-профилактические (выполнение санитарно-гигиенических норм и требований; ограничение предельной нагрузки; использование страховочных средств и защитных приспособлений; выполнение правил ТБ).

Компенсаторно-нейтрализующие, способствующие нейтрализации неблагоприятного воздействия статичности уроков (физкультминутки, физкультпаузы).

Информационно-обучающие, обеспечивающий необходимый уровень знаний для повышения культуры здоровья, необходимый для эффективности заботы о здоровье.

Образовательные технологии оцениваются как здоровьесберегающие при выполнении следующих требований:

– разработана система оперативного, текущего и этапного контроля над состоянием здоровья учащихся;

– в содержание образования включены вопросы, связанные с охраной здоровья, предпочтение отдается значимому материалу;

– процесс обучения строится с учетом анатомо-физиологических, психических и индивидуальных особенностей обучающихся;

– стимулируется самостоятельная работа, самостоятельный выбор, то есть то, что способствует саморазвитию ребенка;

– обеспечивается достаточный уровень мотивации; учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование представлений, а не на передачу знаний;

– позитивные воздействия преобладают над негативными, оценка выполняет стимулирующую роль;

– обеспечивается уровень коммуникативной культуры учителя.

Сохранение и укрепление физического здоровья обучающихся напрямую связано с их двигательной активностью. Но сегодня мы наблюдаем некую двигательную пассивность с их стороны. Подросток всё больше времени проводит за экраном монитора, а не на спортивной площадке. Он ведет малоподвижный образ жизни, что отрицательно сказывается на его физическом развитии, состоянии здоровья, уровне физической подготовленности, адаптационных возможностях организма.

Пути решения этой проблемы вижу в:

  • изменении содержания уроков физкультуры (каждый урок должен мотивировать обучающихся на приобретение компетенций в области здоровья, повышать двигательную активность);

  • использовании между уроками малых форм физической активности учащихся (физкультминутки, физкультпаузы и др.);

– проведении факультативных занятий по формированию культуры здоровья; «Физкультура без освобожденных» – принцип, которым должен руководствоваться каждый учитель.

  • предоставлении возможности школьникам свободного посещения спортивных сооружений во внеурочное время (не только во время работы кружков и секций).

Обеспечение оптимальных гигиенических условий в школе – важный элемент здоровьесберегающих технологий. Поэтому, в обязанности учителя физической культуры входит умение и готовность видеть и пресекать нарушения гигиенических правил проведения урока.

В связи с чем он должен:

– осуществлять контроль над состоянием рабочих мест, наглядных пособий, спортивного инвентаря, оборудования;

– не допускать проведения учебных занятий, работы кружков и секций в необорудованных для этих целей помещениях;

– контролировать оснащение спортивного зала необходимым оборудованием, уровень и характер освещения, тепловой режим, наличие аптечки;

– перед началом занятий проводить тщательную проверку мест проведения занятия, убедиться в исправности инвентаря, надежности креплений оборудования;

– уметь рационально организовывать занятия, подбирая оптимальные виды деятельности (слушание, выполнение физических упражнений, перестроения и т.д.), с целью профилактики утомлений обеспечивать своевременное чередование методов и форм преподавания, умело использовать ТСО.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!