Здоровьесберегающие образовательные технологии
и их использование на уроках физической культуры
Состояние здоровья школьников – важнейший показатель благополучия общества и государства, который не только отражает настоящую ситуацию, но и позволяет делать прогнозы на ближайшее будущее. Согласно данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10 % нынешних школьников. Наиболее частыми заболеваниями являются: нарушение остроты зрения, патологии опорно-двигательного аппарата (осанка, сколиоз), заболевания сердечно сосудистой и пищеварительной систем, аллергические проявления. Особое место занимают заболевания нервной системы и психической сферы.
К важнейшим причинам низкого уровня здоровья обучающихся можно отнести:
– стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний обучающихся (до 80 % обучающихся постоянно или частично испытывают учебный стресс, который снижает иммунитет и способствует ослаблению здоровья детей);
– недостаток физической активности обучающихся;
– чрезмерная интенсификация образовательного процесса (объем учебных программ, их информационное насыщение часто не соразмерны с возрастными и функциональными возможностями школьников);
– невозможность некоторых учителей реализовывать индивидуальный подход к обучающимся с учетом их психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья;
– несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса (нормы СанПиНа, рационального питания, режима дня);
– низкий уровень культуры здоровья всех участников образовательного процесса;
– факторы социального риска (ежегодно около 500 тыс. детей России из-за распада семей лишаются одного из родителей);
– факторы экологического риска.
Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой традиционной. Она представляется как «функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью обучающихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья». Иными словами: ее главная особенность – приоритет здоровья.
Основными принципами здоровьесберегающей педагогики можно считать:
– не нанесения вреда, «не навреди» (это основа профессиональной этики);
– триединого представления о здоровье (рассматривать понятие здоровье в соответствии с определением ВОЗ, как единство физического, психического и духовного здоровья);
– приоритета действенной заботы о здоровье учащихся (предполагает, что все происходящее в образовательном учреждении должно оцениваться с точки зрения воздействия на психическое и физическое состояние обучающихся);
– непрерывности и преемственности (предполагает необходимость работы в этом направлении на каждом уроке, внеурочном мероприятии, всеми учителями);
– субъект – субъектные взаимоотношений с обучающимся (применяя индивидуальный подход, необходимо заинтересовать каждого обучающегося в обретении компетенций грамотной заботы о своем здоровье). Задача учителя способствовать ему в этом стремлении.
– соответствия содержания и организации обучения возможностям и возрасту обучающихся (содержание программ, применяемые технологии, формы и методы должны развивать обучающихся, но не вызывать состояние утомления или ощущение неуспеха);
– приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (необходимо создавать ситуацию успеха, повышать самооценку обучающегося);
– гармоничное сочетание обучающих, воспитывающих, развивающих задач;
Среди здоровьесберегающих образовательных технологий выделяются несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы. Среди них различают:
Стимулирующие, позволяющие активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы (температурное закаливание, физические нагрузки).
Защитно-профилактические (выполнение санитарно-гигиенических норм и требований; ограничение предельной нагрузки; использование страховочных средств и защитных приспособлений; выполнение правил ТБ).
Компенсаторно-нейтрализующие, способствующие нейтрализации неблагоприятного воздействия статичности уроков (физкультминутки, физкультпаузы).
Информационно-обучающие, обеспечивающий необходимый уровень знаний для повышения культуры здоровья, необходимый для эффективности заботы о здоровье.
Образовательные технологии оцениваются как здоровьесберегающие при выполнении следующих требований:
– разработана система оперативного, текущего и этапного контроля над состоянием здоровья учащихся;
– в содержание образования включены вопросы, связанные с охраной здоровья, предпочтение отдается значимому материалу;
– процесс обучения строится с учетом анатомо-физиологических, психических и индивидуальных особенностей обучающихся;
– стимулируется самостоятельная работа, самостоятельный выбор, то есть то, что способствует саморазвитию ребенка;
– обеспечивается достаточный уровень мотивации; учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование представлений, а не на передачу знаний;
– позитивные воздействия преобладают над негативными, оценка выполняет стимулирующую роль;
– обеспечивается уровень коммуникативной культуры учителя.
Сохранение и укрепление физического здоровья обучающихся напрямую связано с их двигательной активностью. Но сегодня мы наблюдаем некую двигательную пассивность с их стороны. Подросток всё больше времени проводит за экраном монитора, а не на спортивной площадке. Он ведет малоподвижный образ жизни, что отрицательно сказывается на его физическом развитии, состоянии здоровья, уровне физической подготовленности, адаптационных возможностях организма.
Пути решения этой проблемы вижу в:
изменении содержания уроков физкультуры (каждый урок должен мотивировать обучающихся на приобретение компетенций в области здоровья, повышать двигательную активность);
использовании между уроками малых форм физической активности учащихся (физкультминутки, физкультпаузы и др.);
– проведении факультативных занятий по формированию культуры здоровья; «Физкультура без освобожденных» – принцип, которым должен руководствоваться каждый учитель.
Обеспечение оптимальных гигиенических условий в школе – важный элемент здоровьесберегающих технологий. Поэтому, в обязанности учителя физической культуры входит умение и готовность видеть и пресекать нарушения гигиенических правил проведения урока.
В связи с чем он должен:
– осуществлять контроль над состоянием рабочих мест, наглядных пособий, спортивного инвентаря, оборудования;
– не допускать проведения учебных занятий, работы кружков и секций в необорудованных для этих целей помещениях;
– контролировать оснащение спортивного зала необходимым оборудованием, уровень и характер освещения, тепловой режим, наличие аптечки;
– перед началом занятий проводить тщательную проверку мест проведения занятия, убедиться в исправности инвентаря, надежности креплений оборудования;
– уметь рационально организовывать занятия, подбирая оптимальные виды деятельности (слушание, выполнение физических упражнений, перестроения и т.д.), с целью профилактики утомлений обеспечивать своевременное чередование методов и форм преподавания, умело использовать ТСО.