СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающее обучение детей с ослабленным зрением.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающее обучение детей с ослабленным зрением.»

Тезисы к докладу по теме:

«Здоровьесберегающее обучение детей с ослабленным зрением

в начальной школе»

учителя начальных классов ГБОУ гимназии №1

городского округа Новокуйбышевск Самарской области

Седых Веры Николаевны.


Каждый учащийся, независимо от глубины и степени имеющихся у него нарушений здоровья, может рассчитывать на оказание необходимой ему поддержки в ходе образо­вательного процесса. Важнейшим направлением поддержки детей с нарушениями зрения является работа по охране и развитию зрения, профи­лактике зрительных нарушений.

Основными задачами педагога по сохранению зрения детей являются:

  • Обеспечение соблюдения офтальмо-гигиенических рекомендаций (СанПиН).

  • Воспитание культуры здоровья.

  • Обучение детей самостоятельному снятию зрительного утомления.

Одним из основных мероприятий, необходимых для профилактики нарушений зрения, является соблюдение СанПиН:

1. Освещенность в классах.

2. Соответствие классной мебели требованиям СанПИНа по ростовым группам.

3. Постоянный контроль за правильной посадкой учащихся во время занятий.

4. Специальное оборудование.

Обучение ведётся в соответствии индивидуальными программами развития и протоколами обследования речи по методике Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной, имеющимися у каждого ребёнка.

При обучении слабовидя­щих структура урока не может строиться без учета целей коррекционно-педагогической работы. Основные особенности структурного построения урока сводятся к следую­щему:

  1. Учет специальных пропедевтических периодов в этапном построе­нии занятий.

  2. Чередование зрительной и тактильной работы учащихся со слухо­вым восприятием учебного материала.

  3. Включение в структуру урока зрительной гимнастики.

  4. Учет темпа учебной работы в зависимости от уровня сформированности коррекционных умений и навыков учащихся.


Чтобы избежать утомления слабовидящих учащихся на уро­ке, повысить их работоспособность, необходимо в структурном построе­нии занятий предусмотреть чередование зрительной и тактильной рабо­ты школьников со слуховым восприятием учебного материала. Это поло­жение основывается на режимах зрительной и тактильной нагрузок и яв­ляется обязательным требованием при формировании этапов урока. Пись­мо и чтение должно чередоваться с устной беседой, с рассказом, с прослу­шиванием учебных фонозаписей и др.


Одним из способов возможности укрепления здоровья учащихся, избежания неблагоприятного воздействия учебной нагрузки, является проведение физкультминуток на уроках и переменах. Необходимо обязательно чередовать зрительную ра­боту с физическим отдыхом, физкультурными паузами для глаз.

Одной из наиболее часто используемых мною физкультминуток – является гимнастика для глаз.

Именно упражнения для глаз и офтальмотренажёры наиболее успешно я и применяю в своей работе. С помощью таких физкультурных минуток развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция.

В последние годы,   в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс начальной школы, появилась возможность использовать электронные физкультминутки для глаз или, как их ещё называют, офтальмотренажёры. Образцы таких физкультминуток я создаю сама с помощью программы PowerPoint или пользуюсь материалами библиотеки Сети творческих учителей (http://www.it-n.ru/ Сообщество «ИКТ в начальной школе»). Такие физкультминутки могут быть проведены на уроках математики, русского языка, природоведения, чтения, при работе на компьютере всё с той же целью: сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке, повышение работоспособности, настроения.

Кроме дифференцированных физкультурных минуток, использую на уроках двигательно-речевые физкультурные минутки, которые развивают творческие способности самого учителя и способствуют развитию интереса учащихся к изучению самого предмета. Целенаправленное использование таких физкультурных минуток доказывает их результативность, а содержательная направленность формирует мотивацию к изучаемому предмету, заряжают учащихся энергией и повышают интерес к изучаемой теме.

Вот некоторые из них:

Упражнения для профилак­тики зрительного утомления

  1. Поставить перед глазами на расстоянии средней линии, палец или каран­даш; посмотреть на палец (каран­даш), затем вдаль. Повторить уп­ражнение 5 раз.

  2. Посмотреть на палец вытяну­той руки; отвести руку в сторону, следя за пальцем глазами и не по­ворачивая головы; передвигая руку в другую сторону, продолжать сле­дить глазами за пальцем. Повто­рить 10 раз.

  3. Сидя, крепко зажмурить гла­за на 3—5 секунд; затем открыть гла­за на 3—5 секунд. Повторить 5 раз.

  4. Быстро моргать в течение 1 минуты.


Учитывается и психологическое воздействие цвета на ребенка. Психологи выяснили, что белый цвет - ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему; черный цвет - в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой вызывает мрачные мысли; коричневый цвет в сочетании с яркими цветами создает уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию; красный цвет возбуждает, раздражает; голубой цвет ухудшает настроение; зеленый цвет - улучшает настроение; желтый цвет - теплый и веселый, создает хорошее настроение.

Данные исследования использовала и при изготовлении наглядности для офтальмотренажоров.

Обучая детей с ОВЗ, я столкнулась с проблемой отсутствия специального дидактического материала по данной проблеме. Мною разработаны ресурсы по разным предметам всех классов начальной школы для обучения детей с ослабленным зрением. Применение различных видов дидактического материала позволяет восполнить ограниченность в заданиях учебников, разнообразить формы обучения, повышающие творческую активность учащихся с ОВЗ и обеспечивающие успешное усвоение учебной программы без ущерба для здоровья. Дидактический материал разный по своей структуре, выполнен с использованием различных средств: текстовых редакторов, электронных таблиц, графических редакторов, учебных программных средств. Каждый раздел содержит задания как для детей с ОВЗ (печатаются более крупным шрифтом и специальными преобразованными изображениями, доступными для зрительного восприятия), так и для обычных школьников.


Важным направлением здоровьесберегающей деятельности учителя я считаю работу по формированию здорового образа жизни учащихся, как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитательной работе. Семья может и должна стать объектом влияния школы, реализующей здоровьесберегающее образование, основанном на взаимодействии, использовании воспитательного потенциала самой семьи. Семья играет большую роль в сохранении здоровья детей. Необходимо создание единого образовательного пространства школы и семьи.

Исходя из вышесказанного, я выделяю 3 направления в своей работе с родителями:

  1. Обучение родителей соблюдению офтальмологических рекомендаций (знание родителями особенностей зрительного восприятия детей, умение подбирать зрительную нагрузку, организовывать рабочее место и т.д.).

  2. Повышение педагогической компетенции родителей.

  3. Оказание практической помощи.

Формы работы с родителями

Традиционные

Нетрадиционные

● Родительские собрания

● Общеклассные и общешкольные конференции

● Индивидуальные консультации педагога

● Посещения на дому

● Родительские тренинги

● Дискуссии

● Психологические разминки

● Круглые столы

● Устные журналы

● Практикумы

● Родительские вечера

● Родительские чтения

● Родительские ринги


Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.


Результативность работы:

1. Сохранность здоровья учащихся с ОВЗ.

2. 100 % обученность детей с ОВЗ по зрению.

3. Победители и призёры олимпиад, конкурсов, фестивалей.



Используемые источники информации:

1. Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога в условиях интегрированного обучения» г.о. Новокуйбышевск, 2008 год

2. «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 года, с 1 сентября 2003 года.

3. http://luchiki.ucoz.ru/load/ehlektronnye_fizminutki_dlja_glaz/15-1-0-77







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!