Тезисы к докладу по теме:
«Здоровьесберегающее обучение детей с ослабленным зрением
в начальной школе»
учителя начальных классов ГБОУ гимназии №1
городского округа Новокуйбышевск Самарской области
Седых Веры Николаевны.
Каждый учащийся, независимо от глубины и степени имеющихся у него нарушений здоровья, может рассчитывать на оказание необходимой ему поддержки в ходе образовательного процесса. Важнейшим направлением поддержки детей с нарушениями зрения является работа по охране и развитию зрения, профилактике зрительных нарушений.
Основными задачами педагога по сохранению зрения детей являются:
Обеспечение соблюдения офтальмо-гигиенических рекомендаций (СанПиН).
Воспитание культуры здоровья.
Обучение детей самостоятельному снятию зрительного утомления.
Одним из основных мероприятий, необходимых для профилактики нарушений зрения, является соблюдение СанПиН:
1. Освещенность в классах.
2. Соответствие классной мебели требованиям СанПИНа по ростовым группам.
3. Постоянный контроль за правильной посадкой учащихся во время занятий.
4. Специальное оборудование.
Обучение ведётся в соответствии индивидуальными программами развития и протоколами обследования речи по методике Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной, имеющимися у каждого ребёнка.
При обучении слабовидящих структура урока не может строиться без учета целей коррекционно-педагогической работы. Основные особенности структурного построения урока сводятся к следующему:
Учет специальных пропедевтических периодов в этапном построении занятий.
Чередование зрительной и тактильной работы учащихся со слуховым восприятием учебного материала.
Включение в структуру урока зрительной гимнастики.
Учет темпа учебной работы в зависимости от уровня сформированности коррекционных умений и навыков учащихся.
Чтобы избежать утомления слабовидящих учащихся на уроке, повысить их работоспособность, необходимо в структурном построении занятий предусмотреть чередование зрительной и тактильной работы школьников со слуховым восприятием учебного материала. Это положение основывается на режимах зрительной и тактильной нагрузок и является обязательным требованием при формировании этапов урока. Письмо и чтение должно чередоваться с устной беседой, с рассказом, с прослушиванием учебных фонозаписей и др.
Одним из способов возможности укрепления здоровья учащихся, избежания неблагоприятного воздействия учебной нагрузки, является проведение физкультминуток на уроках и переменах. Необходимо обязательно чередовать зрительную работу с физическим отдыхом, физкультурными паузами для глаз.
Одной из наиболее часто используемых мною физкультминуток – является гимнастика для глаз.
Именно упражнения для глаз и офтальмотренажёры наиболее успешно я и применяю в своей работе. С помощью таких физкультурных минуток развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция.
В последние годы, в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс начальной школы, появилась возможность использовать электронные физкультминутки для глаз или, как их ещё называют, офтальмотренажёры. Образцы таких физкультминуток я создаю сама с помощью программы PowerPoint или пользуюсь материалами библиотеки Сети творческих учителей (http://www.it-n.ru/ Сообщество «ИКТ в начальной школе»). Такие физкультминутки могут быть проведены на уроках математики, русского языка, природоведения, чтения, при работе на компьютере всё с той же целью: сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке, повышение работоспособности, настроения.
Кроме дифференцированных физкультурных минуток, использую на уроках двигательно-речевые физкультурные минутки, которые развивают творческие способности самого учителя и способствуют развитию интереса учащихся к изучению самого предмета. Целенаправленное использование таких физкультурных минуток доказывает их результативность, а содержательная направленность формирует мотивацию к изучаемому предмету, заряжают учащихся энергией и повышают интерес к изучаемой теме.
Вот некоторые из них:
Упражнения для профилактики зрительного утомления
Поставить перед глазами на расстоянии средней линии, палец или карандаш; посмотреть на палец (карандаш), затем вдаль. Повторить упражнение 5 раз.
Посмотреть на палец вытянутой руки; отвести руку в сторону, следя за пальцем глазами и не поворачивая головы; передвигая руку в другую сторону, продолжать следить глазами за пальцем. Повторить 10 раз.
Сидя, крепко зажмурить глаза на 3—5 секунд; затем открыть глаза на 3—5 секунд. Повторить 5 раз.
Быстро моргать в течение 1 минуты.
Учитывается и психологическое воздействие цвета на ребенка. Психологи выяснили, что белый цвет - ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему; черный цвет - в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой вызывает мрачные мысли; коричневый цвет в сочетании с яркими цветами создает уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию; красный цвет возбуждает, раздражает; голубой цвет ухудшает настроение; зеленый цвет - улучшает настроение; желтый цвет - теплый и веселый, создает хорошее настроение.
Данные исследования использовала и при изготовлении наглядности для офтальмотренажоров.
Обучая детей с ОВЗ, я столкнулась с проблемой отсутствия специального дидактического материала по данной проблеме. Мною разработаны ресурсы по разным предметам всех классов начальной школы для обучения детей с ослабленным зрением. Применение различных видов дидактического материала позволяет восполнить ограниченность в заданиях учебников, разнообразить формы обучения, повышающие творческую активность учащихся с ОВЗ и обеспечивающие успешное усвоение учебной программы без ущерба для здоровья. Дидактический материал разный по своей структуре, выполнен с использованием различных средств: текстовых редакторов, электронных таблиц, графических редакторов, учебных программных средств. Каждый раздел содержит задания как для детей с ОВЗ (печатаются более крупным шрифтом и специальными преобразованными изображениями, доступными для зрительного восприятия), так и для обычных школьников.
Важным направлением здоровьесберегающей деятельности учителя я считаю работу по формированию здорового образа жизни учащихся, как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитательной работе. Семья может и должна стать объектом влияния школы, реализующей здоровьесберегающее образование, основанном на взаимодействии, использовании воспитательного потенциала самой семьи. Семья играет большую роль в сохранении здоровья детей. Необходимо создание единого образовательного пространства школы и семьи.
Исходя из вышесказанного, я выделяю 3 направления в своей работе с родителями:
Обучение родителей соблюдению офтальмологических рекомендаций (знание родителями особенностей зрительного восприятия детей, умение подбирать зрительную нагрузку, организовывать рабочее место и т.д.).
Повышение педагогической компетенции родителей.
Оказание практической помощи.
Формы работы с родителями
Традиционные | Нетрадиционные |
● Родительские собрания ● Общеклассные и общешкольные конференции ● Индивидуальные консультации педагога ● Посещения на дому | ● Родительские тренинги ● Дискуссии ● Психологические разминки ● Круглые столы ● Устные журналы ● Практикумы ● Родительские вечера ● Родительские чтения ● Родительские ринги |
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.
Результативность работы:
1. Сохранность здоровья учащихся с ОВЗ.
2. 100 % обученность детей с ОВЗ по зрению.
3. Победители и призёры олимпиад, конкурсов, фестивалей.
Используемые источники информации:
1. Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога в условиях интегрированного обучения» г.о. Новокуйбышевск, 2008 год
2. «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 года, с 1 сентября 2003 года.
3. http://luchiki.ucoz.ru/load/ehlektronnye_fizminutki_dlja_glaz/15-1-0-77