СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающая учебная культура для дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающая учебная культура для дошкольников.»

Здоровьесберегающая учебная культура для дошкольников.




Воспитание культуры здоровья – одно из главных условий национального возрождения. Не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы "расходуем" его без сожаления и не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных. Здоровье это – состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или немощи. (Всемирная организация здравоохранения, 1947 г.) Эта тема актуальна во все времена!

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Исследования последних лет констатируют резкое ухудшение здоровья населения России. Увеличивается смертность, падает рождаемость, обостряется проблема бедности, значительная часть населения страны находится в состоянии хронического дистресса. Перечисленные негативные тенденции особо остро отражаются на здоровье детской популяции. Отмеченная тенденция ухудшения состояния здоровья дошкольников приняла устойчивый характер, наблюдается неблагоприятная динамика основных показателей здоровья воспитанников по мере их обучения в ДОУ. Так, по данным различных исследований за последнее десятилетие здоровыми можно считать лишь от 5 до 25% дошкольников, а 45% детей психологически не готовы к обучению и освоению программы. Низкий уровень здоровья приходящих в ДОУ детей самым неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к новой для них среде, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости и в школе.

Гуманизация образования, ориентация на личность ребенка требуют заботы о его здоровье. При этом дифференциация обучения, необходимость введения новых педагогических технологий предъявляют определенные требования к состоянию здоровья воспитанников. Факторы риска в педагогике отражают условия обучения, учебную нагрузку и особенности взаимоотношений в педагогическом коллективе.

  • Первый из этих факторов обобщает все реальные условия учебного процесса: освещение, размеры учебной мебели, температурный режим — все то, что подлежит гигиеническому нормированию.

  • Второй фактор отражает всю информационную сторону учебного процесса и организацию обучения: объем заданий, распределение видов учебной деятельности в течение дня, недели, месяца, года.

    - Третий фактор обобщает стиль взаимоотношений воспитателя и ребёнка, включая оценку результатов его учебной деятельности. Любые нарушения в системе этих отношений непосредственно отражаются на психическом состоянии второго и имеют поведенческую основу. Поведение же всегда связано с мотивацией и культурой, которые вырабатываются благодаря воспитанию.

    Исследование состояния культуры здоровья младших дошкольников показало, что 33,4% детей младшего возраста имеют низкий уровень развития данного личностного качества, 56,1% — средний, а 10,5% — высокий. Учащиеся имеют слабое представление о здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ), недостаточно сформированы навыки ЗОЖ. Отсутствие культуры здоровья, стремления к здоровому образу жизни, осознания значимости здоровья для дальнейшей жизни субъекта обусловливают тенденцию снижения здоровья учащихся. Сложившаяся ситуация требует повышения уровня культуры вообще и культуры здоровья в частности. Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности по формированию,сохранению и укреплению здоровья учащихся. Основные приоритеты для педагогики оздоровления следующие:

  • Здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития.

  • Оздоровление – не совокупность лечебно – профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детей.

    - Индивидуально – дифференцированный подход – основное средство оздоровительно – развивающей работы с детьми.

    Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья за период обучения в ДОУ и школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Задачи:

  • Оптимизация учебного процесса за счет использования эффективных здоровьесберегающих методов и технологий обучения.

  • Повышение удельного веса и качества занятий физической культурой l Организация мониторинга состояния здоровья детей.

    - Содействие формированию устойчивой мотивации здоровой жизнедеятельности у детей, их родителей. Составляющие здоровья: физическое, психическое, социальное. На здоровье влияют - 50%- образ жизни, 20% - наследственность, 20% - экология, 10% - качество медицинской помощи.

    Главный показатель здоровья – продолжительность жизни человека. Признаки индивидуального здоровья, специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов. Показатели роста и развития . Текущее функциональное состояние и возможности организма и личности. Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития. Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

    Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья. Что такое здоровый образ жизни, от которого зависит её качество? Здоровый образ жизни: благоприятное социальное окружение; духовно-нравственное благополучие; оптимальный двигательный режим (культура движений); закаливание организма; рациональное питание; личная гигиена; отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ); положительные эмоции. Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние.

    Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. обеспечивают развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Формы работы по воспитанию культуры здоровья в детском саду и начальной школе: 1.Уроки: окружающий мир, литературное чтение, музыка, русский язык; уроки здоровья, ФЗК. 2.Внеклассная работа: беседы, классные часы, родительские собрания, встречи со специалистами. 3.Проведение тематических праздников. 4.Сотрудничество с центром медицинской профилактики, «Молодёжной инициативой» 5.Походы. 6.Посещение бассейна. 7.Мониторинг здоровья.

    Большое значение имеет динамическое наблюдение за состоянием здоровья, мониторинг здоровья. Регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с родителями. Введение карты здоровья класса, что позволит увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины, принять необходимые меры. Создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям с проблемами.

    Большое значение для здоровья имеет правильно расставленная мебель, цвет стен, и т.д. Выбираю формы и методы, оптимально влияющих на здоровье учащихся. Работая над созданием в классном коллективе благоприятной микросреды и морально-психологического климата, я использую ароматотерапию. Лучший источник полезных и гармоничных запахов - растения. Выращивание в классах комнатных растений, в соответствии с рекомендациями ученых и обобщениями практического опыта, безусловно, целесообразно, но должно быть связано не с задачами лечения, а только сохранения и укрепления здоровья. Растения наши молчаливые друзья и помощники, чудесные целители и врачеватели. Они дарят людям ничем не заменимый кислород, поглощают вредные газы и вещества, задерживают пыль, уменьшают воздействие городского шума. В помещении растения создают необходимый психоэмоциональный комфорт, являясь чуткими хранителями безопасности и покоя. Все цветы выделяют цветы фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Возможности оздоровления воздуха в помещении при помощи комнатных растений просто беспредельны. Летучие выделения некоторых растений в силу своей биологической активности даже в микроскопических дозах могут обладать бактерицидным, бактериостатическим, фунгицидным действием. От летучих фитонцидов амариллиса, агапантуса, зиферантеса, гипеаструма некоторые бактерии погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока. Для оздоровления воздуха в комнате полезно держать такие растения, как хлорофитум, розмарин, аспарагусы. Давно известны фитонцидные свойства хвойных. Это можжевельник, сосна. Они также наполняют помещение отрицательно заряженными ионами, которые поглощают излучения телевизоров и компьютеров. При подборе растений в должны быть соблюдены два обязательных условия: 1. Запах растений не должен быть очень сильным, отвлекающим; 2. Присутствие растений в не должно вызывать аллергических реакций ни у кого из детей. Для ароматизации воздуха можно использовать и искусственные препараты, но экологичнее и дешевле выращивать живые растения. Кроме того, при этом решается и другая, не менее важная задача - воспитательная. Выращивание растений, уход за ними можно осуществлять вместе с детьми. Привлекаясь к уходу за растениями, дети приучаются бережно относиться к ним, а значит, и ко всему живому, получая, тем самым, основы экологического воспитания. При выполнении на физических, а, тем более, дыхательных упражнений (в рамках физкультминуток), воздух в обязательно должен быть чистым и лёгким - иначе вреда от этих занятий будет больше, чем пользы.

    Уроки здоровья знакомят детей с самым тонким инструментом познания окружающего мира – самим собой. Занятия проводятся в виде практикумов, бесед, работы в группах. В своей работе использую книгу «Уроки здоровья. 4 класс. Программа, конспекты занятий. Автор – составитель Е.В.Езушина. Издательство «Учитель». Волгоград», и книга «Разговор о правильном питании… Для оценивания результатов можно использовать различные варианты анкетирования и тестирования.

    Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет воспитанникам более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Кратко можно суммировать основные рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в ДОУ следующим образом Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!