СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровье как социальная категория. Донская Кира

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Здоровье как социальная категория. Донская Кира»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Западный филиал



Здоровье как социальная категория



Допущено (рекомендовано) учебно-методическим советом Западного филиала РАНХиГС в качестве учебно-методического пособия для студентов средних специальных учебных заведений, обучающихся по специальностям

Калининград

Западный филиал РАНХиГС

2023



УДК 000.0 (000)





















Рецензент:

Студентка Донская Кира Дмитриевна

Актуальность физического воспитания населения очевидна. Наличие крепкого здоровья и высокой общей работоспособности базируются на необходимой физической подготовленности и нормальном физическом развитии.





Здоровье как социальная категория

– показатель национального престижа, фактор доверия к политической и экономической системе государства, показатель уровня культуры, наиболее яркий критерий эффективности государственного управления.





Состояние здоровья объективно устанавливается по совокупности многих параметров:

Конституции телосложения,

гигиенических,

антропометрических,

иммунологических,

физиологических,

биологических и других условий:

социальных, климатических, географических, метеорологических…













По определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ)

«Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Здоровье

– состояние организма человека, когда все его функции уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие – либо болезненные изменения» 

–  (Я.С. Вайнбаум. «Гигиена физического воспитания»).



Выделяются 3 компонента здоровья человека (здоровье индивида):

1)Физическое

Здоровье включает в себя показатели: уровень физического развития (вес, рост, объемы и т. п.),

функциональная подготовленность организма к физической нагрузке (кровеносная, дыхательная, сердечно-сосудистая системы),

развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости),

адаптационные возможности организма (иммунитет на простудные и др. заболевания).



2)Духовное

Здоровье объединяет в себе психическое, нравственное здоровье, моральные принципы, общечеловеческие истины: добро, любовь, красоту, активное стремление к улучшению общественного строя и пр. 



3)Социальное 

Здоровье рассматривается как стремление человека к самосовершенствованию и самообразованию, активность в быту. Оно включает в себя показатели уровня жизни человека, социальные, жилищные условия, удовлетворение социальных потребностей.

Здоровый образ жизни – это сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать творческий потенциал.

Исходя из этого, сформулируем основные положения, которые должны быть положены в основу здорового образа жизни:

1.Соблюдение режима дня – труда, отдыха, сна – в соответствии с суточным биоритмом.

2.Двигательная активность, включающая систематические занятия доступными видами спорта, оздоровительным бегом, ритмической и статической гимнастикой, дозированной ходьбой на воздухе.

3.Умение снимать нервное напряжение с помощью мышечного расслабления (психофизическая, аутогенная тренировка).

4.Разумное использование методов закаливания.

5.Рациональное питание.

В августе 1999 года независимый исследовательский центр РОМИР провел специальный опрос среди 800 жителей крупных городов России в возрасте 16 – 45 лет с доходом не ниже среднего, чтобы выяснить отношение россиян к здоровому образу жизни. Оказалось, что западная мода на здоровый образ жизни в России пока не столь популярна, как в Европе и США. Так, 40 % опрошенных россиян заявили, что никогда вообще не занимаются спортом и физическими упражнениями, 25 % респондентов занимаются спортом несколько раз в неделю, 10 % практикуют спортивные тренировки 1 раз в неделю. 1-2 раза в месяц занимаются спортом 8 % опрошенных.

На отсутствие свободного времени для занятий спортом жалуются 45,7 % опрошенных. Фактор стоимости занятий спортом в тренажерном зале также играет существенную роль: 21,1 % респондентов указали, что именно дорогая стоимость занятий не позволяет им заниматься. 11,2 % участников опроса категорично заявили, что занятия спортом им вообще не нужны. 8,3 % слишком устают на работе, чтобы активно заниматься спортом.

О проблеме рационального питания более трети опрошенных россиян (36,4 %) вообще никогда не задумывались. Стараются придерживаться рационального питания 23,1 % респондентов. 6,4 % участников опроса являются активными сторонниками рационального питания. Таким образом, у россиян, живущих в крупных городах России и обладающих доходами не ниже среднего уровня, не всегда существует возможность регулярно заниматься спортом и рационально питаться.

Здоровье является очень сложной категорией, представляя собой результат взаимодействия индивида и окружающей среды

– условий его существования, ведущих мотивов его жизнедеятельности и мироощущения в целом. Это явилось посылкой для создания теории здоровья. Проблема здоровья человека до сего дня была монополизирована медициной, которая является практически наукой о болезнях человека – «человекопатологией».



Гигиеническая наука также не в состоянии решить проблему охраны здоровья, т.к. в центре внимания ее стоит не человек, а те условия, в которых он существует. Научное направление, получившее название – «санология», обосновали в 60-х



Критерии здоровья (по Вайнбауму Я.С. )

  1. Общая выносливость. Физиологической основой является аэробная производительность, т.е. способность длительно выполнять работу, в которой участвует более половины мышечной массы тела с интенсивностью 50 % от критического уровня ( МПК-макс. потр.кислорода), определяется в ф/к по тесту Купера, бегу на выносливость, тесту РВС-170.



  1. Критерием здоровья является устойчивость нервной системы. Проявляется в нормальном сне, хорошей активности, отсутствием сонливости днем, естественных поведенческих реакциях во взаимоотношениях в семье, в коллективе.



  1. Степень закаленности – способность устойчиво сохранять постоянство температуры тела. От закаленности зависит функция иммунных механизмов, защищающих от инфекции, вызываемых вирусами и инфекционно-аллергическими реакциями.



  1. Отсутствие признаков деформации скелета или степень их выраженности могут служить критерием здоровья.

ПРИЗНАКИ ЗДОРОВЬЯ:

  1. Иммунная система, специфическая и неспецифическая устойчивость к неблагоприятным повреждающим факторам



  1. Показатели роста и развития



  1. Функциональное состояние организма и его резервные возможности



  1. Наличие какого – либо заболевания или дефекта развити



  1. Уровень морально-волевых и мотивационных установок







ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ЗДОРОВЬЕ ?



20% - от наследственности

20 % - от внешних условий, экологии

10 % - от деятельности системы здравоохранения

50 % - от образа жизни человека

Рассмотрим понятие «Здоровый образ жизни».









Как спорт поможет в развитии физических качеств человека.

Одной из главных задач самостоятельного тренировочного занятия является развитие и оценка основных физических качеств: выносливости, гибкости, силы, ловкости, быстроты.

Выносливость – способность противостоять физическому и психическому утомлению. Развивается циклическими упражнениями: бег, быстрая ходьба, велосипед, гребля, коньки, лыжи, плавание. Эффективны ациклические виды спорта: альпинизм, бокс, борьба, спортивные игры, спортивные танцы, спортивное ориентирование, художественная гимнастика, шейпинг и др. при условии, что нагрузка выполняется длительно и средняя ЧСС = 110-120 уд/мин. или сумма пульса за время выполнения упражнений, деленная на количество минут занятия.

Для развития выносливости можно использовать систему циклических упражнений Кеннета Купера, разработанных для ходьбы, бега, езды на велосипеде, для плавания.

Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

Используются 3 вида упражнений:

1.Внешнее сопротивление (эффективно)

1.упражнения с тяжестями

2.упражнения с партнером

3.упражнения с предметами: амортизаторы, эспандеры, жгуты

4.упражнения с сопротивлением внешней среды

бег в гору, по песку, по снегу, воде, против ветра и пр.

2.Упражнения в преодолении собственного веса

подтягивания, отжимания, пресс, прыжки в глубину, 3. Гимнастические упражнения, шейпинг, ритмическая гимнастика, упражнения с натуживанием.

При выполнении упражнений необходимо соблюдение правил техники безопасности.

Гибкость – подвижность в суставах, способность выполнять движения с большой амплитудой.

1.Упражнения на растягивания, сгибание-выпрямление рук, круговые движения туловищем, наклоны и др.

2.Статическое растягивание – гимнастика «каланетик», упражнения в парах.

3.Совмещение силы и гибкости – упражнения с блоками, в тренажерном зале.

Ловкость – способность быстро и легко овладевать новыми движениями, осознанно выполнять движения, уметь быстро перестраивать двигательную деятельность, находить оптимальное решение.

Виды упражнений - акробатика, борьба, спортивные игры, гимнастика, горные лыжи, прыжки в воду, батут, подвижные игры и др.

Проверка: тесты в волейболе и баскетболе, метание в цель, удержания равновесия.

Быстрота – способность совершать двигательные действия в минимальное время. Определяют:

  1. Латентное (запаздывающее) время двигательной реакции.

  2. скорость одиночного движения.

  3. частота движения

Средства: упражнения на реакцию (сигнал), максимальная частота отдельных движений, бег и плавание на короткие дистанции, прыжки, метания, единоборства, спортивные и подвижные игры.

Цели и задачи самоконтроля

Цель занятия – знать методы дозирования физических нагрузок и уметь контролировать физическое состояние и уровень здоровья при занятиях физической культурой и спортом. Методически правильно дозировать физические нагрузки и осуществлять самоконтроль морфофункциональных показателей, уровня физического состояния, анализировать реакцию организма на физическую нагрузку для ее коррекции.

Особенно важно осуществлять самоконтроль лицам, занимающимся самостоятельно и имеющим отклонения в состоянии здоровья. Основным условием обеспечения оздоровительного эффекта при занятиях физической культурой и спортом является соответствие величины нагрузок функциональным возможностям организма.

Критерии дозирования физических нагрузок.

Существуют два основных принципа дозирования нагрузки:

  1. На возмещение недостающих энерготрат до оптимального уровня (Р.Паффенбергер)

  2. Учет физического состояния занимающихся.

Принцип дозирования физических нагрузок на возмещение недостающих энерготрат. Р.Паффенбергер дал физиологические обоснования оздоровительных физических тренировок на возмещение энерготрат. В основу положен следующий расчет:

- Суточная потребность человека в энергии составляет 2200-3800 ккал и зависит от рода профессиональной деятельности

- 50 % энергии (1100-1900 ккал) является энергией основного обмена и расходуется на обеспечение реакций гидролиза, синтеза, диссимиляции.

- другие 50 % энергии запрограммированы генотипом человека для энергетического обеспечения работы мышечного двигателя.

За последние 100 лет доля физического труда в обеспечении жизнедеятельности человека снизилась в 200 раз. У современного цивилизованного человека на физическую работу расходуется 500-350 ккал, что в 2-2,5 раза меньше, чем заложено в генотипе человека и необходимо ля нормальной жизнедеятельности, при этом получается дисбаланс порядка 500-750 ккал в сутки.

Для приведения организма в гармоничное состояние необходима компенсация энергозатрат за счет средств физической культуры порядка 300-500 ккал в сутки или 2 000 – 3 000 ккал в недельный цикл.

Именно такая нагрузка является оздоровительной, способной, прежде всего, эффективно предупреждать возникновение ИБС (ишемии сердца) и инфаркта миокарда.

Для определения ориентировочно суточных энерготрат К.Купер предлагает использовать такой метод расчета:

при подвижном образе жизни помножить массу тела в килограммах на коэффициент 33, например, человек массой тела 70 кг расходует в день 2310 ккал, при физической работе используется коэффициент 45, при малоподвижной работе – коэффициент 26. Однако можно использовать и более точный расчет с помощью таблиц определения энерготрат за каждый день. Для этого необходимо провести контроль за своими действиями в течение дня и сосчитать расход килокалорий согласно таблице.

Выбор физических упражнений также можно сделать согласно таблице расхода энергии.

14 в. Критерии дозирования нагрузок по относительным значениям мощности (в % от МПК – максимальное потребление кислорода)



При дозировании величины нагрузок в соответствии с уровнем МПК или максимальной мощности необходимо проведение тестов, например, тест Купера (12-минутный бег).

Учитывая линейную зависимость между величиной МПК и ЧСС можно определить мощность выполняемой нагрузки на занятиях физической культурой или спортом в зависимости от пола и возраста.

Шкала оценки физического состояния (УФП - уровень физической подготовки) по результатам 12-минутного теста (км) 18-30 лет

УФП

Пол

результат

УФП

Пол

результат

Очень плохой

Муж

Жен

1,6

1,5

Хороший

Муж

Жен

2,5 -2,7

2,1-2,6

Плохой

Муж

Жен

1,6-1,9

1,5-1,8

Отличный

Муж

Жен

2,8 и б.

2,65 и б.

Удовлетворительный

Муж

Жен

2,0-2,4

1,85-2,15




ЧСС при работе на различных уровнях МПК зависит от пола и возраста (по Н.М. Амосову и А.А. Бендет, 1989 г.)

Возраст 20 – 39 лет

Аэробная производительность от % МПК

Пол

ЧСС

40 % мощности

Муж

Жен

115

120

60 % мощности

Муж

Жен

138

143

75 % мощности

Муж

Жен

156

160

100 % мощности

Муж

Жен

187

189

Таким образом, мы можем рассчитать мощность нашего тренировочного занятия по ЧСС, периодически проверяя пульс во время занятия.

  1. Нулевая зона тренировочного режима

ЧСС = 100-130 уд/мин. Мощность не превышает ПАНО (порог аэробного обмена)

Это зона занятий для лиц с отклонениями в ЧСС и для пожилых людей. Заминка в спорте.

  1. Первая зона. Средняя нагрузка ЧСС 130-150 уд/мин.

Аэробная зона обеспечения.

Кислородный запрос полностью удовлетворяется и кислородный долг не образуется.



Это режим-основа общего оздоровления, рекомендуется для неподготовленных и пожилых людей.

  1. Вторая зона – высокая интенсивность нагрузок. ЧСС – 150-170 уд/мин. Соответствует ПАНО, включается анаэробный обмен, образуется кислородный долг, образуется молочная кислота.

Используются нагрузки для здоровых людей и тестирования.

  1. Третья зона. ЧСС = 180-190 уд/мин. И выше. Чрезмерная нагрузка, в оздоровительной физической культуре не используется.

При выполнении физических упражнений соблюдается соотношение объема интенсивности нагрузки:

  1. чем больше интенсивность, тем меньше ее объем

  2. чем больше объем нагрузки, тем меньше ее интенсивность.





Заключение

Здоровье играет важную роль в современном обществе и является не только личной проблемой каждого человека, но и важной социальной категорией. Оно влияет на все сферы жизни общества, начиная от экономики и до социального развития. Факторы, влияющие на здоровье, включают как генетические и экологические, так и социальные и рабочие условия. Для поддержания и улучшения здоровья населения государство и общество принимают широкий спектр мер, включающих медицинскую помощь, профилактику, развитие здорового образа жизни и социальное обеспечение.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!